Рабочая программа по специальности «Кинология»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДМИТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ



УТВЕРЖДАЮ

Директор

(заместитель директора по

учебной работе)


_________/_____________/


«____»___________20____г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА


«общеобразовательного цикла» основной профессиональной образовательной программы по специальности 35.02.15 «Кинология»




















Дмитров

2014


ОДОБРЕНО

Предметной цикловой комиссией

Общеобразовательных и гуманитарных дисциплин

Председатель
Н.В. Шишигина

«____»____________2014 г.


Составитель:

Суковатицина С.Н., руководитель физ.культуры ГБОУ СПО МО ДГПК

Благовещенский И.Ю., преподаватель физ.культуры ГБОУ СПО МО ДГПК

Чуваев А.А., преподаватель физ.культуры ГБОУ СПО МО ДГПК







Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.15 «Кинология», утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «27» августа 2009г. и рассмотрена на заседании методического совета (протокол №9, 29.05.2010г.)




Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основ­ной профессиональной образовательной программы по специальности (ям) 35.02.15 «Кинология» в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.






СОДЕРЖАНИЕ

Название разделов стр

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4

  2. Структура и содержание учебной дисциплины 6

  3. Условия реализации учебной дисциплины 9

  4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 10

  5. Приложение 1 11

  6. Приложение 2 12

  7. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу 13












1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Кинология»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа УД) — является ча­стью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО МО ДГПК по специальности СПО 35.02.15 «Кинология», разрабо­танной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения

Рабочая программа составляется для очной формы обучения

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образователь­ной программы:

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

  1. Цели и задачи дисциплины — требования к результатам освоения дисцип­лины:

Базовая часть

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

— использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

— о роли физической культуре в общекультурном, социальном и физическом развитии человека;

— основы здорового образа жизни.

Вариативная часть не предусмотрено



Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 35.02.15 «Кинология» и овладению профессиональными компетенциями (ПК) (Приложение 1):

ПКп- Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия;

ПКп- Выбирать учебно-методический комплект;

ПКп- Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания.

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компе­тенции (ОК) (Приложение 2):

ОКп- Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОКп- Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

OK п – Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами;

ОКп- Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.


1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 480 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 269 часов;

  • самостоятельной работы студента 211 часов


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной деятельности

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

480

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

269

в том числе:


лабораторные занятия

Не предусмотрено

практические занятия

269

контрольные работы

Не предусмотрено

курсовая работа (проект)

Не предусмотрено

самостоятельная работа студента (всего)

211

в том числе:


Самостоятельная работа на курсовой работой (проектом)

Не предусмотрено

Указываются другие виды самостоятельной работы (реферат, практическая работа, расчетно-графическая работа, домаш­няя работа и т.п.)

Не предусмотрено

Итоговая аттестация в форме (указать)

зачет








2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины 35.02.15 «Кинология»


2.2.1. Первый год обучения


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Физическая культура и формирование жизненно важных умений и навыков

175


Тема 1.1.

Физическое состояние человека и контроль за его уровнем

24

1

Роль физической культуры в общекультурном, социальном и физическом развитии человека; в сохранении и укреплении его здоровья. Федеральный закон РФ от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ». Основные понятия: физическая культура, физическое воспитание, физкультурная деятельность, спорт, физическое развитие, физическая подготовка, физическая подготовленность, физическое совершенство. Физические упражнения как средство физического воспитания. Современное состояние физической культуры и спорта. Цели и задачи учебной дисциплины «Физическая культура». Основные положения организации физического воспитания в учебном заведении. Внеаудиторная самостоятельная работа и итоговая аттестация студентов по дисциплине «Физическая культура». Правила техники безопасности в спортивном зале и на спортивной площадке.


1-3

2.

Физическое состояние человека и его основные компоненты: здоровье, физическое развитие, физическая подготовленность, работоспособность. Методы врачебного контроля и самоконтроля состояния здоровья и физического развития. Ежегодный контроль за уровнем физического состояния: антропометрическими данными, функциональным состоянием организма, уровнем физической подготовленности и методика его проведения. Техника безопасности, охрана труда, причины травматизма и их предупреждение на занятиях физической культурой и спортом.

Практические занятия:

12


1

Инструктаж по технику безопасности и охране труда на занятиях физической культурой и спортом. Разучивание приемов страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений. Разучивание приемов самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями.

2

Измерение параметров физического развития студентов: роста, массы тела, окружности грудной клетки ( в покое, на вдохе, на выдохе), силы правой и левой кисти, жизненной емкости легких.

3

Определение параметров функционального состояния организма студентов: артериального давления; задержки дыхания (на выдохе, на вдохе), частоты сердечных сокращений (в покое сидя, в покое стоя, после нагрузки, после восстановления).

4

Определение уровня физической подготовленности студентов: бег на 60 м; для девушек бег на 500 м, отжимание в упоре лежа на полу; для юношей бег на 1000 м, подтягивание на перекладине; наклоны туловища вперед; прыжок в длину с места, прыжки через скакалку за 1 мин.

Самостоятельная работа обучающихся: Еженедельно 2 часа в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП

12

Тема 1.2.

Основы физической подготовки

36

1

Система физического воспитания в РФ: задачи, принципы, направления, формы, средства. Общая и специальная физическая подготовка, спортивная подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка. Общее представление о комплексе средств физического воспитания: физические упражнения; использование оздоровительных сил природы; использование гигиенических факторов; использование специально изготовленного инвентаря, технических средств и тренажерных устройств; идеомоторные, психогенные и аутогенные средства. Классификация физических упражнений и методов их выполнения. Основы обучения движениям: двигательное действие, двигательное умение, двигательный навык, этапы обучения.


2

Практические занятия:

18


1

Методика составления индивидуальных программ с оздоровительной направленностью . разучивание и совершенствование выполнения комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики.

2

Разучивание и совершенствование выполнения упражнений, направленных на развитие специальных физических качеств.

3

Методика составления индивидуальных программ с тренировочной направленностью. Разучивание и совершенствование техники и темпа оздоровительных ходьбы и бега.

4

Методика определения профессионально значимых физических, психических и специальных качеств на основе профессиограммы будущего специалиста. Разучивание и совершенствование выполнения упражнений, направленных на развитие профессионально значимых физических качеств, прикладных двигательных умений и навыков.

5

Методика закаливания для профилактики простуды и гриппа. Выполнение закаливающих упражнений повышающих защитные силы организма (ходьба и бег на открытом воздухе в прохладную погоду, занятия в бассейне и др.)

6

Методика составления распорядка дня с учетом рекомендуемой нормы недельного объема двигательной активности студента (не менее десяти часов). Разучивание и совершенствование выполнения упражнений для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня (физкультурные минуты, физкультурные паузы, подвижные перемены и т.п.).

7

Занятия на тренажерах с целью совершенствования общей физической подготовки.

8

Разучивание и совершенствование специальных психорегулирующих комплексов физических упражнений.

9

Выполнение физических упражнений с использованием методов строго регламентированного упражнения и методов частично регламентированного упражнения.

Самостоятельная работа обучающихся: Еженедельно 2 часа в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП

18

Тема 1.3.

Эффективные и экономичные способы овладения жизненно важными умениями и навыками.

56

1

Значение процесса освоения движений в жизнедеятельности людей.

Дидактические принципы, необходимые при освоении и совершенствовании новых двигательных действий (навыков): научности, всесторонности, сознательности и активности, повторности и систематичности, постепенности, доступности, наглядности и др.

Жизненно важные умения и навыки – естественные формы проявления двигательной активности (ходьба, бег, передвижение на лыжах и др.), обеспечивающие активную деятельность человека в природной среде.

Методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками.

Ознакомление с различными программами бега.

Самоконтроль при занятиях ходьбой, бегом и другими способами овладения жизненно важными умениями и навыками.

2

Практические занятия:

28


1

Ходьба: обычным шагом, строевым шагом, на носках, на пятках, на внутренней и наружней сторонах стоп, с опорой руками о колени, приставным и переменным шагом, в полуприседе и приседе, выпадами, с высоким подниманием бедра, пригнувшись, скрестным шагом вперед и в сторону, по заданной линии. Ходьба по пересеченной местности с палками. Ходьба на беговой дорожке. Ходьба спортивная.

2

Бег: обычный, семенящий, с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, бег скрестным шагом вперед и в сторону, с подниманием прямых ног вперед, с поворотами и остановками, бег с прыжками через препятствия. Бег на беговой дорожке. Специальные беговые упражнения. Бег на короткие и средние дистанции. Челночный бег 10х10м. Эстафетный бег. Изучение различных программ бега.

3

Кросс (бег на местности) или ходьба на лыжах. Кроссовая или лыжная подготовка проводятся с учетом климатно-географических условий региона.

4

Кросс: особенности, техника. Отработка техники группового старта и бега для девушек – 1 км., для юношей – 3 км. Отработка техники бега по пересеченной местности. Отработка техники бега в гору и бега при спуске. Отработка техники бега с преодолением естественных препятствий. Отработка техники переноса пострадавшего. Отработка техники переноса пострадавшего с преодолением препятствий.

5

Лыжная подготовка: выбор лыж, палок, снаряжения; посадка лыжника. Ходьба на лыжах: повороты на месте, строевые упражнения с лыжами и на лыжах; имитационные упражнения. Обучение технике передвижения на лыжах различными ходами; скользящий шаг; переходы с хода на ход; способы подъемов и торможений; стойка при спусках; повороты в движении. Выполнение комплекса упражнений для разминки перед соревнованиями.

6

Гимнастика оздоровительно-спортивной направленности. Выполнение строевых упражнений: строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания. Фигурная маршировка. Управление строем при проведении студентами строевых упражнений с учебной группой.

Выполнение общеразвивающих упражнений (ОРУ) с гимнастическими предметами: палкой, мячом, обручем, скакалкой, гантелями, набивным и малым мячом. Выполнение ОРУ на гимнастической скамейке и со скамейкой. Упражнения на перекладине: подъемы, опускания, перемахи, обороты, соскоки. Висы и упоры. Отжимание в упоре лежа на полу.

Самостоятельная работа обучающихся: Еженедельно 2 часа в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП

28

Тема 1.4.

Способы формирования профессионально значимых физических качеств, двигательных умений и навыков

40


1

Профессионально-прикладная физическая подготовка: цели и задачи. Средства и методы направленного формирования профессионально значимых двигательных навыков, устойчивости к профессиональным заболеваниям, профессионально значимых физических и психических качеств. Формы и виды производственной физической культуры. Специальность (профессия): требования, средства, рекомендуемые виды спорта. Профессиограмма.

**

Практические занятия

20


1

Определение физической подготовленности в избранной сфере профессионального труда

2

Разучивание и совершенствование выполнения комплекса упражнений гигиенической утренней гимнастики с учетом профессиональных особенностей труда. Проведение фрагментов занятий.

3

Разучивание и совершенствование выполнения комплексов упражнений производственной гимнастики (вводного, для проведения физкультурной паузы, физкультурной минуты, микропаузы отдыха).

4

Совершенствование выполнения упражнений, направленных на развитие профессионально значимых физических качеств, прикладных двигательных умений и навыков.

5

Разучивание и совершенствование выполнения упражнений, направленных на развитие специальных физических качеств.

6

Разучивание и совершенствование выполнения упражнений, направленных на развитие специальных психических качеств.

7

Использование на занятиях элементов рекомендуемых видов спорта.

Самостоятельная работа обучающихся: Еженедельно 2 часа в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП

20


2.2.2. Второй год обучения


Раздел 2.

Формирование навыков здорового образа жизни средствами физической культуры

160


Тема 2.1.

Социально-биологические основы физической культуры и здоровый образ жизни

44

1

Анатомо-морфологические особенности и физиологические функции организма. Костная и мышечная системы организма и их функции. Мышечная работоспособность при динамической и статистической нагрузках. Основы знаний о физиологических механизмах энергообеспечения мышечной деятельности человека. Нагрузка и отдых как важнейшие элементы воздействия на организм человека физическими упражнениями.

2-3

2

Кровеносная, дыхательная, нервная, эндокринная, лимфатическая, пищеварительная и выделительная системы организма и их функции. Изменения в системах кровообращения и дыхания при интенсивной мышечной деятельности. Утомление и восстановление в процессе занятий умственной деятельностью и физическими упражнениями. Двигательная активность как биологическая потребность организма.

3

Здоровье: физическое, психическое, нравственное и его составляющие. Зависимость здоровья и образа жизни человека от климатических, географических, экологических и социальных факторов. Организм человека – единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития.

4

Методики самооценки работоспособности, усталости и утомления. Применение средств физической культуры для обеспечения умственной и физической работоспособности. Влияние биологических ритмов на работоспособность. Массаж как средство восстановления работоспособности и нарушенных функций организма.

5

Здоровый образ жизни и его основные элементы: сознательный отказ от вредных привычек, соблюдение личной гигиены, сбалансированное питание, оптимальный режим труда и отдыха, двигательная активность, сохранение и мобилизация функциональных резервов организма, духовно-нравственное совершенствование. Особенности физически тренированного организма.

Практические занятия

22


1

Методы оценки и коррекции осанки и телосложения. Разучивание и совершенствование выполнения комплекса упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия.

2

Разучивание и совершенствование выполнения комплекса упражнений для укрепления основных групп мышц.

3

Методические рекомендации для овладения расслаблением во время выполнения физических упражнений. Разучивание и совершенствование выполнения комплекса физических упражнений, применяемых для развития способности к произвольному расслаблению мышц.

4

Разучивание и совершенствование выполнения комплексов упражнений для стимуляции зрительного анализатора.

5

Разучивание выполнения комплекса упражнений с применением отягощений (предельного, непредельного веса, динамического характера).

6

Разучивание и совершенствование выполнения комплекса упражнений для укрепления сердечно-сосудистой системы.

7

Методика развития дыхательных возможностей. Дыхательная гимнастика.

8

Ежегодный контроль за уровнем физического состояния. Занесение данных в дневник индивидуальной физкультурно-спортивной деятельности студента. Оценка уровня физического здоровья (по Апанасенко Г.Л.)

9

Разучивание и совершенствование выполнения комплекса гимнастических упражнений для улучшения работоспособности и снятия общего утомления.

10

Основные методики массажа и самомассажа. Разучивание и совершенствование приемов ручного классического массажа.

11

Методика использования физкультурно-оздоровительных занятий как средства борьбы с вредными привычками. Проведение студентами фрагментов занятий с использованием самостоятельно подготовленных комплексов упражнений, направленных на улучшение работы органов и систем организма.

12

Разучивание и совершенствование выполнения физических упражнений для нормализации веса.

Самостоятельная работа обучающихся: Еженедельно 2 часа в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП

22

Тема 2.2.

Развитие и совершенствование основных жизненно важных физических и профессиональных качеств

56

1

Развитие физических качеств как единый процесс. Взаимосвязь и взаимозависимость между физическими качествами при их комплексном развитии. Возможная степень развития каждого из них. Развитие и совершенствование физических качеств, необходимых как для активной двигательной деятельности, так и для прохождения воинской службы.

2-3

2

Силовые способы и методика их совершенствования. Виды силовых способностей и их развитие. Средства, методы, методика воспитания силовых способностей. Способы оценки силовых способностей.


3

Скоростные способности и методика их совершенствования. Виды скоростных способностей. Факторы, определяющие уровень развития и проявления скоростных способностей. Влияние силовой подготовки на развитие скоростных способностей. Средства, методы, методики воспитания скоростных способностей. Контроль за развитием скоростных способностей.

4

Выносливость и методика ее развития. Виды выносливости и их характеристика. Особенности проявления выносливости в двигательной деятельности. Выносливость общая и специальная. Средства и методы развития выносливости. Контрольные упражнения для определения показателей, характеризующих выносливость.

5

Гибкость и методика ее совершенствования. Виды гибкости. Влияние внешних условий на развитие гибкости. Средства, методы и методики развития гибкости. Контрольные упражнения для определения показателей, характеризующих гибкость.

6

Координационные способности и пути их совершенствования. Ловкость как комплексное проявление координационных способностей. Координационные способности и их классификация. Средства, методы и методики развития координационных способностей. Контрольные упражнения для определения показателей, характеризующих координационные способности.

7

Развитие и совершенствование физических качеств с помощью спортивных игр. Техника и тактика игр: развитие ловкости, гибкости, быстроты реакции, скоростной выносливости, координации движения. Основные методы тренировки: непрерывный, интервальный, круговой, контрольный. Методика проведения соревнований и подготовки к ним.

Практические занятия

28


1

Развитие силы мышц. Совершенствование выполнения комплекса упражнений с применением отягощений (предельного, непредельного веса, динамического характера). Упражнения с преодолением веса собственного тела: гимнастические упражнения (отжимание в упоре лежа, отжимание на брусьях, подтягивание ног к перекладине, подтягивание в висе, сгибание и разгибание рук в упоре и т.п.). легкоатлетические прыжковые упражнения с дополнительным отягощением (напрыгивание и спрыгивание, прыжки через скакалку, многоскоки, прыжки через препятствия). Упражнения с внешним сопротивлением: с отягощениями (гантелями, набивными мячами, штангой), с сопротивлением партнера, с сопротивлением внешней среды (бег в гору, бег по песку или снегу), с сопротивлением упругих предметов (прыжки на батуте, эспандер). Передвижения в висе и упоре на руках. Лазанье (по канату, по гимнастической стенке с отягощением). Выполнение упражнений на развитие силы основных мышечных групп на силовых тренажерах. Подвижные игры с силовой направленностью. Проведение студентами фрагментов занятия с использованием самостоятельно подготовленных комплексов упражнений по развитию силы мышц.

2

Развитие быстроты. Бег на месте в максимальном темпе (в упоре о гимнастическую стенку и без упора). Челночный бег 10х10. Бег по разметкам с максимальным темпом. Бег с низкого и среднего старта, стартовый разгон с увеличением расстояния бега. Бег с ускорением на отрезках до 50 м. повторный бег на отрезках от 40 до 50 м. максимальной интенсивности. Эстафетный бег. Бег с низкого старта с использованием различных вариантов стартового положения (с поворотом на 90 и 180° и др.). Метание малых мячей по движущимся мишеням (катящейся, раскачивающейся, летящей). Ловля теннисного мяча после отскока от пола, стены (правой и левой рукой). Прыжки в длину с места, через скакалку на месте и в движении с максимальной частотой прыжков. Преодоление полосы препятствий, включающей в себя: прыжки на разную высоту и длину, по разметкам; бег с максимальной скоростью в разных направлениях и с преодолением опор различной высоты и ширины, повороты, обегание различных предметов (легкоатлетических стоек, мячей, лежащих на полу или подвешенных на высоте). Подвижные игры со скоростной направленностью. Совершенствование легкоатлетической подготовки. Соревнования.

3

Развитие выносливости. Бег различной интенсивности с постепенным увеличением его продолжительности до 30-40 мин. Бег от 1000 до 5000 м. (повторный и интервальный). Специальные беговые упражнения. Бег и быстрая ходьба по пересеченной местности. Чередование ходьбы, бега и прыжков. Кроссовая подготовка. Соревнования. Круговая тренировка; многократное выполнение упражнений циклического характера; комбинаций упражнений ритмической гимнастики. Спортивные и подвижные игры.

4

Развитие гибкости. Комплексы общеразвивающих упражнений (активные и пассивные), выполняемых с большой амплитудой движений. Упражнения на растяжение и расслабление мышц. Специальные упражнения для развития подвижности суставов (полушпагат, шпагат, выкруты гимнастической палки). Упражнения в равновесии. Упражнения, направленные на развитие гибкости с использованием разнообразных движений: сгибания-разгибания, наклонов и поворотов, вращений и махов. Упражнения, направленные на развитие гибкости с использованием отягощений и тренажеров, предметов.

5

Развитие координации движений. Выполнение гимнастических упражнений с листа. Зеркальное выполнение упражнений. Прыжки с вращением. Развитие координации движений с использованием танцевальных шагов: галоп, полька, вальс (передвижение вперед, назад, в сторону, с поворотами и т.п.). Упражнения на координацию (поочередные движения руками, на координацию рук и ног в ходьбе, прыжках и т.п.). Акробатическая подготовка: обучение группировке, перекатам в группировке; кувырок вперед, назад, в сторону; кувырок вперед на одну ногу; мост из положения лежа, с помощью партнера; стойка на лопатках; на руках у опоры, или с помощью партнера. Жонглирование большими (волейбольными) и малыми (теннисными) мячами. Жонглирование гимнастической палкой. Метание малых и больших мячей в мишень (неподвижную и двигающуюся). Передвижения по возвышенной и наклонной, ограниченной по ширине опоре (без предмета и с предметом на голове). Упражнения в статическом равновесии. Упражнения в воспроизведении пространственной точности движений руками, ногами, туловищем. Проведение фрагментов занятий.

6

Спортивные игры

Баскетбол или стрит-баскетбол. Совершенствование технической подготовки: техники нападения (техники передвижения, техники владения мячом, техники бросков мяча в корзину), техники защиты (техника передвижения, техника овладения мячом) и тактической подготовки: тактика защиты (индивидуальные, групповые, командные действия). Приемы игры в нападении и защите. Правила игры судейства. Выполнение основных технических и тактических приемов игры: ловля и передача мяча двумя руками и одной рукой, ведение мяча правой и левой рукой, бросок мяча с места и в движении, умение вести двустороннюю игру с соблюдением правил. Нормативы по технике игры. Контрольные игры и соревнования.

7

Волейбол. Совершенствование технической подготовки: техники нападения (действия без мяча, действия с мячом), техника защиты (действия без мяча, действия с мячом, блокирование) и тактической подготовки: тактики нападения (индивидуальные, групповые командные действия), тактики защиты (индивидуальные, групповые командные действия). Интегральная подготовка. Приемы игры в нападении и защите. Правила игры и судейства. Выполнение основных технических и тактических приемов игры: передача мяча двумя руками сверху, прием снизу, прямой нападающий удар, подача нижняя и верхняя прямая, умение вести двустороннюю игру с соблюдением правил. Нормативы по технике игры. Контрольные игры и соревнования.

8

Гандбол. Ведение мяча. Передача и ловля мяча в тройках. Движение: скрестное; восьмеркой. Бросок из опорного положения при сопротивлении защитника. Броски по воротам. Игра в защите, нападении, двусторонняя.

9

Футбол (Футзал) или игра по упрощенным правила на площадках разных размеров. Совершенствование технической подготовки: техника ударов по мячу, остановки мяча, ведение мяча, отбора и перехвата мяча, вбрасывания мяча, отработка техники ложных движений (финтов), техники защиты, техники игры вратаря и тактической подготовки: тактика игры в нападении, тактики игры в защите, тактики игры вратаря, различных тактических действий. Приемы игры в нападении и защите. Правила игры и судейства. Выполнение основных технических и тактических приемов игры: удар по воротам на точность, жонглирование мячом, остановка мяча ногой, ведение мяча, обводка и удар по воротам. Контрольные игры и соревнования.

Самостоятельная работа обучающихся: Еженедельно 2 часа в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП

28

Тема 2.3.

Совершенствование профессионально значимых двигательных умений и навыков.

36


1

Использование средств физического воспитания и методов спортивной тренировки для совершенствования индивидуального запаса двигательных умений, навыков и знаний в области физической культуры, необходимых для освоения избранной профессиональной деятельности. Методики и формы построения занятий в профессионально прикладной физической подготовке (ППФП). Изучение профессиограммы профессии или специальности и составление или дополнение спортограммы. Использование в процессе физического воспитания для развития профессионально важных качеств тренажеров и многокомплектного универсального спортивного оборудования. Прикладная значимость рекомендованных видов спорта, специальных комплексов упражнений.

2-3

Практические занятия

18


1

Разучивание и совершенствование выполнения комплекса упражнений, направленных на совершенствование умений и навыков по профилирующим видам необходимой двигательной активности.

2

Разучивание и совершенствование выполнения комплекса упражнений, направленных на предупреждение развития профессиональных заболеваний.

3

Разучивание и совершенствование выполнения комплекса упражнений, направленных на укрепление здоровья и повышение приспособляемости организма к условиям, в которых протекает трудовая деятельность.

4

Разучивание и совершенствование выполнения комплекса упражнений для развития профессионально важных качеств с использованием тренажеров и многокомплектного универсального спортивного оборудования.

5

Проведение занятий с использованием рекомендованных для профессионально-прикладной физической подготовки видам спорта.

Самостоятельная работа обучающихся: Еженедельно 2 часа в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП

18

Тема 2.4.

Специальные двигательные умения и навыки

24


1

Специальные двигательные умения и навыки, необходимые для активной двигательной деятельности, в том числе для успешного прохождения воинской службы. Способы и методика развития прыгучести. Способы и методика выполнения приемов и действий по преодолению препятствий. Развитие и постоянное совершенствование физических и специальных качеств. Приемы и действия по преодолению полосы препятствий.

Организация и проведение стрельб. Техника безопасности при стрельбе.

3

Практические занятия:

12


1

Развитие прыгучести и овладение навыками преодоления препятствий.

Разучивание и совершенствование выполнения прикладных гимнастических упражнений. Переползание: на четвереньках, на боку, по-пластунски, с грузом. Лазание: на гимнастической стенке, по канату, по шесту, по лестнице. Подъем упор силой на перекладине, по лестнице. Передвижение по узкой и неустойчивой опоре. Выполнение опорных прыжков с использованием гимнастических снарядов. Безопорные прыжки.

2

Разучивание и совершенствование выполнения легкоатлетических прыжков: прыжки с преодолением вертикальных препятствий (прыжки в высоту с разбега различными способами и прыжки с шестом); прыжки с преодолением горизонтальных препятствий (прыжки в длину с места толчком дух ног; в длину с разбега различными способами, тройной прыжок). Прыжки через скакалку.

3

Разучивание и совершенствование выполнения специальных упражнений по совершенствованию координации движений, развитию силы, быстроты, прыгучести, гибкости, прыжковой выносливости.

4

Разучивание и совершенствование приемов и действий на полосе препятствий. Занятия по преодолению полосы препятствий.

Самостоятельная работа обучающихся: Еженедельно 2 часа в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП

12

2.2.3. Третий год обучения

Раздел 3.

Физкультурно-спортивная деятельность – средство укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

144


Тема 3.1.

Влияние физической культуры и здорового образа жизни на обеспечение здоровья и работоспособности.

36


1

Общая культура как условие формирования здорового образа жизни. Культура здоровья как индивидуализации здорового образа жизни. Двигательная активность и формирование здорового образа жизни. Здоровье человека как ценность. Мотивация самосохранения, самосовершенствования, мобильности, профессиональной успешности и укрепления здоровья. Санология –наука о здоровье, механизмах и условиях его обеспечения. Саногетический мониторинг. Роль и возможности физической культуры в обеспечении здоровья и успешной профессиональной подготовки. Гигиенические средства оздоровления и управления работоспособностью: закаливание, личная гигиена, гидропроцедуры, бани, массаж.

2-3

2

Личное отношение к здоровью. Режим труда и отдыха. Суточный биоритм и жизнедеятельность организма. Полноценный сон. Сбалансированное питание. Вода и ее значение для организма. Соблюдение личной гигиены. Основные факторы оздоровления: дыхательная гимнастика, двигательная активность, психогимнастика др. методика индивидуального подхода и применение средств физической культуры для направленного развития отдельных физических качеств, совершенствования функциональных систем и профилактики простудных заболеваний. Методика составления индивидуальных программ физического самосовершенствования.

3

Несовместимость занятий физической культурой и спортом с вредными привычками. Влияние вредных привычек на профессиональную пригодность, на физическое развитие, работоспособность человека, возникновение заболеваний органов дыхания, кровообращения, эндокринной системы и новообразований. Физиологические механизмы использования средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления работоспособности, снижения негативного воздействия вредных привычек. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.

Практические занятия

18


1

Физические упражнения в аэробном режиме. Совершенствование выполнения комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики профессиональной направленности. Оздоровительные ходьба и бег в соответствии с рекомендованным на занятиях режимом с целью повышения аэробной способности организма. Закаливание с использованием природных факторов. Совершенствование приемов самомассажа. Проведение студентами фрагментов занятий.

Аэробика. Общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, прыжки и танцевальные элементы, выполняемые под ритмичную музыку с целью совершенствования чувства темпа, ритма, координации движений, гибкости, силы, выносливости. Базовые элементы: шаги, бег на месте, поднимание бедер, махи ногами, выпады, подскоки, скип. Разучивание и совершенствование индивидуально подобранных композиций из упражнений, выполняемых с разной амплитудой, траекторией, ритмом, темпом, пространственной точностью. Разучивание и совершенствование комплекса упражнений с профессиональной направленностью из 25-30 движений.

2

Развитие отдельных физических качеств и функциональных возможностей организма. Разучивание и совершенствование выполнения дыхательных упражнений.

Методика составления индивидуальных программ физического самосовершенствования оздоровительной, тренировочной и профессиональной направленности.

Разучивание и совершенствование выполнения комплексов общеразвивающих упражнений оздоровительной направленности. Разучивание и совершенствование выполнения динамических упражнений с напряжением мышц (гантельная гимнастика, жим кистью теннисного мяча, сгибание и разгибание рук в упоре, работа с эспандером и на тренажерах) и статических силовых упражнений, направленных на развитие выносливости. Ациклические спортивные игры по выбору преподавателя и обучающихся: баскетбол, настольный теннис, волейбол, мини-футбол. Разучивание и совершенствование простейших психогимнастических упражнений.

Самостоятельная работа обучающихся: Еженедельно 2 часа в форме занятий по видам спорта, группах ОФП

18

Тема 3.2.

Использование спортивных технологий для совершенствования профессионально значимых двигательных умений и навыков

44


1

Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. Спортивная классификация. Олимпийские, неолимпийские и национальные виды спорта. Базовые виды спорта. Физическая культура и спорт в системе образования. Спортизация физического воспитания. Основы спортивной тренировки. Физическая, функциональная, техническая и психологическая подготовка спортсмена. Тактическая подготовка в спорте. Методика проведения учебно-тренировочного занятия. Студенческий спорт. Система студенческих спортивных соревнований. Олимпийские игры и Универсиады. Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки студентов.

3


Спортивно-оздоровительный туризм. Физическая (общая и специальная) подготовка туристов-спортсменов. Организация и проведение похода и путешествия: разработка маршрута, составление плана-графика движения, составление сметы похода, распределение обязанностей в группе, подготовка снаряжения, составление меню, фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках, определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов, развертывание лагеря, разжигание костра, приготовление пищи на костре, отработка техники и тактики движения в походе, ориентирование на местности, обеспечение безопасности в походе. Организация и проведение массовых туристских мероприятий, походов выходного дня и экскурсий.

Практические занятия

22


1

Проведение учебно-тренировочных занятий и соревнований по базовым видам спорта: гимнастика, легкая атлетика, спортивные и подвижные игры (по выбору преподавателя и обучающихся)

2

Проведение учебно-тренировочных занятий и соревнований по неолимпийским видам спорта (по выбору преподавателя и обучающихся)

Самостоятельная работа обучающихся: Еженедельно 2 часа в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП

22

Тема 3.3.

Совершенствование общей и специальной профессионально-прикладной физической подготовки.

32


1

Методические основы производственной физической культуры. Выбор форм, методов и средств производственной физической культуры в зависимости от условий труда и быта работника. Производственная гимнастика. Физическая культура и спорт в свободное время специалиста. Повышение общей и профессиональной работоспособности средствами физической культуры.

2-3

Практические занятия

16



1

Разучивание и совершенствование выполнения комплексов упражнений производственной гимнастики: вводной; для проведения физкультурной паузы; физкультурной минутки; микропаузы активного отдыха, кратких занятий в обеденный перерыв. Релаксационные упражнения, для снятия нервно-эмоционального перенапряжения и кратковременного отдыха.

2

Разучивание и совершенствование выполнения утренних и вечерних специально направленных физических упражнений. Попутная тренировка.

3

Разучивание и совершенствование выполнения упражнений для профилактики профессиональных заболеваний и травматизма.

4

Совершенствование ППФП, направленной на развитие выносливости (упражнения с гантелями, атлетическая гимнастика, силовая аэробика, упражнения на тренажерах); точности двигательного и зрительного анализаторов (броски мяча на точность попадания, жонглирование теннисными мячами); координации двигательных действий кистей и пальцев рук с использованием упражнений с мячами (другими предметами) разного диаметра. Упражнения на координацию на месте и в движении, ведение баскетбольного мяча, передача мяча в движении. Двусторонние игры в волейбол, баскетбол и т.п.

Самостоятельная работа обучающихся: Еженедельно 2 часа в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП

16

Тема 3.4.

Совершенствование навыков и умений, необходимых для службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и действий в экстремальных ситуациях.

32


1

Подготовка граждан к защите Отечества. Основные понятия: военно-прикладные и служебно-прикладные виды спорта. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных силах Российской Федерации. Военно-спортивный комплекс. Нормативы по физической подготовленности в Российской Армии. Методика проведения занятий в стрелковом тире любой модификации, включая электронный.

Особенности организации физической подготовки девушек. Подготовка к действиям в экстремальных ситуациях.

**

Практические занятия

16


1

Проведение физической подготовки юношей.

Гимнастика и атлетическая подготовка. Строевые приемы, упражнения на месте и в движении. Упражнение на перекладине: комбинированное силовое упражнение (подъем переворотом, подтягивание, подъем силой, поднимание ног). Прыжок ноги врозь через козла в длину. Упражнение на брусьях: сгибание и разгибание рук в упоре, угол в упоре. Комплексная тренировка – эстафета «Переноска тяжестей».

Ускоренное передвижение и легкая атлетика. Бег на короткие дистанции: специальные беговые упражнения, старт и ускорение, встречная эстафета. Бег на 1 ка и 3 км. Челночный бег 10х10. Метание гранаты на дальность.

2

Проведение физической подготовки девушек. Гимнастические упражнения, направленные на развитие физических качеств. Упражнения для улучшения самочувствия. Бег на короткие дистанции: специальные беговые упражнения, спорт и ускорение, встречная эстафета. Бег на 500 м. Метание мяча. Преодоление полосы препятствий. Упражнения на тренажерах. Аэробика. Отработка простейших приемов самообороны: подвижные и спортивные игры. Стрелковая подготовка: стрельба по неподвижной мишени.

Самостоятельная работа обучающихся: Еженедельно 2 часа в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП

16

Всего:

480






3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация учебной дисциплины требует наличия:


Спортивный комплекс:

— спортивный зал;

— открытый стадион широкого профиля элементами полосы препятствий;

— стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.


Оборудование учебного кабинета:


Стенка гимнастическая, перекладина навесная универсальная для стенки гимнастической; гимнастические скамейки;, маты гимнастические, канат, шест для лазания, канат для перетягивания, скакалки, мячи набивные, секундомеры, кольца баскетбольные, щиты баскетбольные, сетки баскетбольные, мячи баскетбольные, стойки волейбольные, сетка волейбольная, волейбольные мячи.


3.2. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)


Основные источники

Для преподавателей

  1. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник/ И.С.Барчуков; под общ.ред. Г.В.Барчуковой – М.: КНОРУС, 2011 – 368 с.

  2. Бишаева А.А. Физическая кудбьура: учебник для нач. и сред. Проф. Образования – М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 272 с.


Для студентов

  1. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие для студентов средних профессиональных заведений 2-е изд., перераб. – М: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010 – 336 с.

  2. Решетникова Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая кудьтура? Учебное пособие для студентов средних профессиональных заведений – М.: Академия, 2007 – 152 с.

  3. Решетникова Н.В., Кислицын Ю.Л., Палтиевич Р.Л., Погадаев Г.И. Физическая культура: учебное пособие для студентов средних профессиональных заведений – М.: Академия, 2010. – 176 с.




Дополнительные источники


  1. Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта: учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по направлениям 030500 «Юриспруденция» и 0321021 «Физическая культура и спорт» / С.В. Алексеев; под ред. П.В. Крашенинникова. 2-е изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007 – 671 с.

  2. Анищенко В.С. Физическая культура: методико-практические занятия студентов: Учеб.пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2002 — 165 с.

  3. Аппенянский А.И. Рекреалогия: тренировочный процесс в активном туризме: учеб.пособие / А.И.Аппенянский; Российская международная академия туризма. – М.: Совествкий спорт, 2006 – 196 с.

  4. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учебное пособие для студентов вузов физической культуры / Под ред. Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 304 с.

  5. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория практика: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/ И.С, Барчуков, А.А. Нестеров; под общ.ред. Н.Н. Маликова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008 – 528 с.

  6. Баршай В.М. Гимнастика: учебник / В.М. Баршай, В.Н. Курысь, И.Б. Павлов. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 314 с.

  7. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник/ А.А. Васильков. – Ростов н
    Д: Феникс, 2008. – 381 с.

  8. Васильков А.А. Теория и методика спорта: учебник / А.А. Васильков. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 379 с.

  9. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. – М.: Издательство: Гардарики, 2007 – 224 с.

  10. Виноградов Г.П. Атлетизм: Теория и методика тренировки: Учебник для высших учебных заведений / Г.П. Виноградов. – М.: Советский спорт, 2009 – 328 с.

  11. Гергель Ю.Г., Шубский А.О. Дзюдо от спорта до самообороны. Учебно-методическое пособие / Ю.Г. Гергель, А.О. Шубский. – М.: Советский спорт. 2006 – 133 с.

  12. Гимнастика М.Л. Журавин, О.В. Загрядская, Н.В. Казакевич и др.; под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 448 с.

  13. Глейберман А.Н. Упражнния с предметами (гимнастическая палка) – М.: Физкультура и спорт, 2006 – 256 с.

  14. Глейберман А.Н. Упражнения с предметами (гимнастическая скамейка, стенка) – М.: Физкультура и спорт, 2005 – 224 с.

  15. Глейберман А.Н. Упражнения со скалкой. – М.: Физкультура и спорт, 2007 – 234 с.

  16. Городнова М.Ю. Методические рекомендации к проведению урока профилактики наркологических заболеваний среди учащихся общеобразовательных учреждений. / Под общей редакцией проф. Евсеева С.П. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2007 – 44 с.

  17. Григореви В.В. Всеобщая история физической культуры и спорта: учеб. Пособие /В.В. Григоревич. М.: Советский спорт, 2008 – 288 с.

  18. Грецов А.Г. Методика профилактики табакокурения в подростковых и молодежных группах. / Методическое пособие. По общей редакцией проф. Евсеева С.П. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2008 – 28 с.

  19. Грецов А.Г. Психологический тренинг в профилактике наркозависимости подростков и молодежи в спорте, образовании, клубной работе. / Учебное пособие. Под общей редакцией проф. Евсеева С.П. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2007 – 156 с.

  20. Гришина Ю.И. Каждому свою программу. Более 300 упражнений для здоровья и фигуры. СПб.: ООО «Синтез Бук». 2008, 336 с.

  21. Губа В.П., Родин А.В. Волейбол в университете: Теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе: учебн. пособие / Д.В. Губа, А.В. Родин М.: Советский спорт, 2009 – 164 с.

  22. Дворкин Л.С. Тяжелая атлетика: учебник для вузов / Л.С. Дворкин; 1-я и 2-я главы – М.: Советский спорт, 2005 – 600 с.

  23. Добовчук С.В. Играйте в футбол: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2007 – 192 с.

  24. Евсеев С.П. Формирование двигательных действий с помощью тренажеров / С.П. Евсеев. – М.: Физкультура и спорт, 2001 – 90 с.

  25. Евсеев С.П. Тренажеры в гимнастике / С.П. Евсеев. – М.: Физкультура и спорт, 2003 – 254 с.

  26. Евсеев Ю.И. Физическое воспитание / Ю.И. Евсеев – Ростов н/Д: Феникс, 2010 – 380 с.

  27. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов – М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 272 с.

  28. Жилкин А.И. Легкая атлетика: учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений / А.И. Жилкин, В.С.Кузьмин, Е.В.Сидорчук – 6-е изд.стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009 – 464 с.

  29. Жидких Т.М., Мельниченко И.И., Минеев В.С. Организация, подготовка и проведение Смотра – конкурса по физической подготовке учащихся допризывного возраста. – СПб.: Астерион, 2004 – 110 с.

  30. Физическая культура студента: Учебник / Под ред.В.И.Ильинича. М.:Гардарики, 2000 – 448 с.

  31. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. – М.: «Высшая школа», 1991 – 224 с.

  32. Кабачков В.А. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи: науч.-метод.пособие / В.А. Кабачков, С.А. Полиевский, А.Э. Буров. – М.: Советский спорт, 2010 – 296 с.

  33. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие – М.: Советский спорт, 2003 – 224 с.

  34. Лукьянов В.И. Россия и олимпийской движение: вчера-сегодня-завтра. – М.: Терра-Спорт, 2004 – 256 с.

  35. Нестеровский Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 336 с.

  36. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: пособие для студ.высш.учеб.заведений / Н.Ж.Булгаковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 432 с.

  37. Олимпийский учебник студента: учебное пособие для олимпийского образования в высших учебных заведениях В.С. Родиченко и др.: Олимпийский комитет России – 8-е издание, переработано и дополнено – М.: Советский спорт, 2010 – 128 с.

  38. Основы современного танца / С.С. Поляков. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 80с.

  39. Плавание: Учебник для вузов / Под общ.ред. Н.Ж.Булгаковой. – М.: Физкультура и спорт, 2001 – 400 с.

  40. Полиевский С.А., Глейберман А.Н., Залетаев И.П. Общеразвивающие упражнения – М.: Физкультура и спорт, 2002 – 120 с.

  41. Полунин А.И. Спортивно-оздоровительный бег. Рекомендации для тренирующихся самостоятельно. – М.: Советский спорт, 2004 – 112 с.

  42. Пономарев Г.Н. Высшее профессиональное образование в области Физической культуры: состояние, предпосылки и направления обновления: Монография. – СПб: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2003 – 262 с.

  43. Примерная программа для учащихся XXI классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура». Под редакцией А.Т. Паршикова. – М.: Издательство «Просвещение», 2000 – 94 с.

  44. Раменская Т.И. Специальная подготовка лыжника. Учебная книга. – М.: СпортАкадемПресс, 2001 – 228 с.

  45. Родин А.В., Губа Д.В. Баскетбол в университете: Теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе: учебн.пособие / А.В.Родин, Д.В. Губа. М.: Советский спорт, 2009 – 168 с.

  46. Рудман Д.Л. Самбо: настольная книга будущих чемпионов / Давид Рудман; худож. А.Штыхин – М.: Дет.Лит., 2007 – 173 с.

  47. Рененко С.Д. Фитнес: мифы, иллюзии, реальность / С.Д. Руненко – 2-е изд.стереот. – М.: Советский спорт, 2007 – 64 с.

  48. Сайганова Е.Г. Физическая культура. Самостоятельная работа: учебное пособие. Бакалавриат / Е.Г. Сайганова, В.А. Дудов. – М.: Изд-во РАГС, 2010 – 228 с.

  49. Сайганова Е.Г. физическая культура: учебное пособие. Бакалавриат / Е.Г. Сайганова, В.А. Дудов – М.: Изд-во РАГС, 2010 – 270 с.

  50. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб.для студ.высш.учеб.заведений / Ю.Д.Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин и др.; Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М.Портнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 400 с.

  51. Теория и методика физической культуры: Учебник / под ред.проф.Ю.Ф. Курамшина – 4-е изд., — М.: Советский спорт, 2010 – 4646 с.

  52. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2т. Т.1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред.проф. С.П.Евсеева – 2-е изд., испр.и доп. – М.: Советский спорт, 2005 – 296 с.

  53. Туманян Г.С. здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учеб.пособие для студ.высш.учебн.заведений / Г.С.Туманян – М.: Издательский центр «Академия», 2006 – 336 с.

  54. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: учебник / Ю.Н. Федотов, И.Е. Востоков; под ред. В.А. Таймазова, Ю.Н. Федотова. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: Советский спорт, 2008 – 464 с.

  55. Физическая культура: Печатная версия электронного учебника / В.Ю. Волков, Л.М. Волкова: 2-е изд.испр.и доп. – СПб.: Изд-во Политехн.Ун-та, 2009 – 322 с.

  56. Физическая культура, обучение и здоровье: основы самостоятельной тренировки студентов вузов: учеб.пособие. – СПб.: СПбГУП, 2008 – 156 с.

  57. Физическая культура студента: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под общей редакцией В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2009

  58. Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / И.С. Барчуков, Ю.Н. Назаров, С.С. Егоров и др.; под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 – 431 с.

  59. Хомич М.М., Эммануэль Ю.В., Ванчакова Н.П. Комплексы корректирующих мероприятий при снижении адаптационных резервов организма на основе саногенетического мониторинга / под ред. С.В. Матвеева. – СПб.: Изд-во СПб.МГУ им. Акд. И.П.Павлова, 2010 – 152 с.

  60. Шилин Ю.Н., Каневская А.В. Теория и методика тренировки в дартс: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры. – М.: СпортАкадемПресс, 2003 – 120 с.

  61. Шипилина И.А., Самохин И.В. Фитнес-спорт. / Серия «Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте» — Ростов н/Д: Феникс, 2004 – 224 с.


Интернет ресурсы:


  1. Официальный сайт Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации: http://minstm.gov.ru

  2. Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru

  3. Национальная информационная сеть «Спортивная Россия»: http://www/infosport.ru/xml/t/default.xml

  4. Официальный сайт Олимпийского комитета России: www.olympic.ru

  5. Сайт Учебно-методического пособия «Общевойсковая подготовка». Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП – 2009): http://goup32441.narod.ru









































КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ



Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Текущий контроль осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий при этом учитываются как конкретный результат, так и техника выполнения физических упражнений, направленных на формирование жизненно важных умений и навыков, развитие физических качеств и др., а также уровень теоретических знаний.

Зачет проводится ежесеместрово в конце семестра и предусматривает контроль качества теоретических знаний путем выполнения контрольных тестовых заданий и контроль за освоением умений путем выполнения учебных нормативов. Оценка результатов обучения проводится по сравнительным показателям, показывающим положительную тенденцию с учетом положительных изменений параметров физического развития студентов: роста, массы тела, окружности грудной клетки (в покое, на вдохе, на выдохе), силы правой и левой кистей, жизненной емкости легких; параметров функционального состояния организма студентов: артериального давления; задержки дыхания (на выдохе, на вдохе), частота сердечных сокращений (в покое сидя, в покое стоя, после нагрузки, после восстановления); результатов овладения жизненно важными умениями и навыками: бег на 100 м.; для девушек бег на 500 м, отжимание в упоре лежа на полу; для юношей бег на 1000 м, подтягивание на перекладине; наклоны туловища вперед; прыжок в длину с места, прыжки через скакалку за 1 мин. Преподаватель должен учитывать также результаты тестов на владение профессионально значимыми умениями и навыками; соблюдение норм здорового образа жизни; освоение комплекса упражнений гигиенической утренней гимнастики и комплекса физических упражнений профессиональной направленности; результаты овладения жизненно важными физическими качествами:

— юноши (подтягивание на перекладине; сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях; силой переворот в упор на перекладине; в висе поднимание ног до касания перекладины);

— девушки (сед из положения лежа на спине, руки за голову, ноги закреплены; сгибание и разгибание рук; приседание на одной ноге, стоя на скамейке, опора о гладкую стену).

Для юношей проводится тест на владение умениями и навыками, необходимыми для службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.





Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.










Знания:

роли физической культуре в общекультурном, социальном и физическом развитии человека;










— основы здорового образа жизни.



Экспертное наблюдение и оценка умений студентов в ходе проведения методико-практических и учебно-тренировочных занятий, занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП, проверки ведения дневника индивидуальной физкультурно-спортивной деятельности студента.

Экспертная оценка умений студента при выполнении фрагмента учебно-тренировочного занятия; тестовых заданий и учебных нормативов на контрольных работах, зачетах и дифференцированном зачете.


Экспертное наблюдение и регулярная оценка знаний студентов в ходе проведения: методико-практических и учебно-тренировочных занятий; занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП; проверки ведения дневника индивидуальной физкультурно-спортивной деятельности студента.

Экспертная оценка знаний студентов при контроле качества теоретических знаний по результатам выполнения контрольных тестовых заданий.

Экспертное наблюдение и регулярная оценка знаний студентов в ходе проведения: методико-практических и учебно-тренировочных занятий; занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП; проверки ведения дневника индивидуальной физкультурно-спортивной деятельности студента.

Экспертная оценка знаний студентов при контроле качества теоретических знаний по результатам выполнения контрольных тестовых заданий.










III ступень — «Сила и мужество» — для юношей и девушек 16-18 лет


N п/п

Виды упражнений

Юноши

Девушки

на серебряный значок

на золотой значок

на серебряный значок

на золотой значок

1

Бег 100 м (сек.)

14,2

13,5

16,2

15,4

2

Кросс





500 м (мин., сек.)

2.00

1.50

1000 м (мин., сек.)

3.30

3.20

или





Бег на простых коньках 500 м (мин., сек.)

1.25

1.15

1.30

1.20

3

Прыжок в длину (см)

440

480

340

375

или





Прыжок в высоту (см)

125

135

105

115

4

Метание гранаты весом





500 г (м)

21

25

700 г (м)

35

40

или





Толкание ядра весом



4 кг (м, см)



6.00

6.80

5 кг (м)

8

10

5

Лыжные гонки





3 км (мин.)

20

18

5 км (мин.)

27

25

или





10 км (мин.)

57

52

В бесснежных районах:





Марш-бросок





3 км (мин.)

20

18

6 км (мин.)

35

32

или





Велосипедный кросс





10 км (мин.)

30

27

20 км (мин.)

50

46

6

Плавание 100 м (мин., сек.)

2.00

1.45

2.15

2.00

7

Подтягивание на перекладине (количество раз)

8

12

или





Подъем из виса в упор переворотомили силой (количество раз)

3

4

Сгибание и разгибание рук, лежа в упоре на гимнастической скамейке (количество раз)

10

12

8

Стрельба из малокалиберной винтовки





на 25 м (очки)

33

40

30

37

или





на 50 м (очки)

30

37

27

34

или





Стрельба из боевого оружия — начальное упражнение по программе начальной военной подготовки

удовлетворительно

хорошо

удовлетворительно

хорошо

9

Туристский поход с проверкой туристских навыков и ориентированием на местности

1 поход на 20 км или 2 похода по 12 км

1 поход на 25 км или 2 похода по 15 км

1 поход на 20 км или 2 похода по 12 км

1 поход на 25 км или 2 похода по 15 км

10

Спортивный разряд по:





а) автомобильному, водно-моторному, мотоциклетному, планерному, парашютному, самолетному, вертолетному, подводному спорту, морскому многоборью, биатлону, современному пятиборью, пулевой стрельбе, радиоспорту, ориентированию, борьбе (все виды), боксу

III

III

б) любому другому виду спорта

II

II

Примечание. На золотой значок необходимо выполнить не менее 7 норм на уровне требований, установленных для золотого значка, а 2 нормы на уровне требований, установленных для серебряного значка (исключая 10 норму). Девушкам, прошедшим обучение по программе подготовки сандружинниц, засчитывается сдача 10 норм на золотой значок.





IV ступень — «Физическое совершенство» — для мужчин 19-39 лет и женщин 19-34 лет


N

п/п

Виды упражнений

Мужчины

Женщины

19-28 лет

29-39 лет

19-28 лет

29-34 года

на серебряный значок

на золотой значок

на серебряный значок

на золотой значок

на серебряный значок

на золотой значок

на серебряный значок

на золотой значок

1

Бег 100 м (сек.)

14,0

13,0

15,0

14,0

16,0

15,2

17,0

16,0

2

Кросс









500 м (мин., сек.)

2.00

1.45

2.10

2.00

или









1000 м (мин., сек.)

3.20

3.10

3.45

3.30

4.30

4.10

5.00

4.30

или









3000 м (мин., сек.)

14.00

13.30

15.00

14.00

3

Прыжок









в высоту (см)

130

145

125

130

110

120

105

110

или









в длину (см)

460

500

400

460

350

380

320

350

4

Метание гранаты весом









500 г (м)

23

27

20

23

700 г (м)

40

47

35

40

или









Толкание ядра весом









4 кг (м, см)

6.50

7.50

6.20

6.50

7257 г (м, см)

7.50

9.00

6.50

7.50

5

Лыжные гонки









3 км (мин.)

_

19

17

21

19

или









5 км (мин.)

25

24

30

26

35

33

38

35

или









10 км (мин.)

54

50

В бесснежных районах:









Марш-бросок









3 км (мин.)

19

17

21

19

6 км (мин.)

36

33

38

36

или









Велосипедный кросс









10 км (мин.)

28

25

30

27

20 км (мин.)

46

43

48

46

6

Плавание 100 м (мин., сек.)

2.05

1.50

2.15

2.05

2.20

2.00

2.30

2.20

7

Подтягивание на перекладине (количество раз)









собственный вес до 70 кг

9

13

6

9

собственный вес 70 кг и больше

7

11

4

7

или









Толчок штанги от груди (в процентах от собственного веса)









собственный вес до 70 кг

55

75

50

55

собственный вес 70 кг и больше

65

85

60

65

или









Сгибание и разгибание рук в упоре, лежа на гимнастической скамейке (количество раз)

12

14

12

14

8

10

или









Поднимание и опускание туловища в положении лежа, руки за голову, ноги закреплены (количество раз)

40

50

30

40

8

Стрельба из малокалиберной винтовки









на 25 м (очки)

37

43

35

37

37

43

35

37

или









на 50 м (очки)

34

40

34

40

или









Стрельба из боевого оружия









на 100 м (очки)

70

75

60

65

9

Туристский поход с проверкой туристских навыков

1 поход на 25 км или 2 похода по 15 км

1 поход на 30 км или 2 похода по 20 км

1 поход на 20 км или 2 похода по 12 км

1 поход на 25 км или 2 похода по 15 км

1 поход на 25 км или 2 похода по 15 км

1 поход на 30 км или 2 похода по 20 км

1 поход на 20 км или 2 похода по 12 км

1 поход на 25 км или 2 похода по 15 км

10

Спортивный разряд по любому виду спорта

II

II

Примечания: 1. На золотой значок необходимо выполнить не менее 7 норм на уровне требований, установленных для золотого значка, а 2 нормы на уровне требований, установленных для серебряного значка (исключая 10 норму). 2. На золотой значок с отличием необходимо выполнить все требования и нормы на золотой значок и иметь один первый разряд или два вторых разряда.














Приложение 1

обязательное

КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ


ПКп — Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия;

ПКп — Выбирать учебно-методический комплект;

ПКп— Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания.

Уметь:

— использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Знать:

>

— о роли физической культуре в общекультурном, социальном и физическом развитии человека;

— основы здорового образа жизни.


Самостоятельная работа студента

— приобщение к физкультурно-спортивной деятельности, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья;

— самоопределение в выборе средств физической культуры, спорта и туризма;

— приобретение личного опыта творческого использования средств физической культуры для достижения профессиональных успехов;

— формирование установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание;

— формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

















Приложение 2

обязательное


ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК



Название ОК

Технологии формирования ОК (на учебных занятиях)

перечисляются ОК, указанные в п. 1.3. паспорта программы


ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Технология дифференцированного обучения


ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Технология физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

Групповые технологии

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

Здоровьесберегающие технологии.


























ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ



изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением;

БЫЛО

СТАЛО

Основание:


Подпись лица внесшего изменения















































Суковатицина Светлана Николаевна – руководитель физической культуры ГБОУ СПО МО ДГПК




Благовещенский Игорь Юрьевич — преподаватель физической культуры ГБОУ СПО МО ДГПК


Чуваев Александр Андреевич — преподаватель физической культуры ГБОУ СПО МО ДГПК





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА



«общеобразовательного цикла» основной профессиональной образовательной программы по специальности 35.02.15 «Кинология»



Свежие документы:  План-конспект урока по физической культуре во 2 классе "Личностно- ориентированное обучение"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: