Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 19
|
|
| Рассмотрена и принята на заседании НМС МБОУ СОШ №19 Протокол № _________ от __________2013 г.
|
Рабочая программа
«Спортивный час в группе продлённого дня»
Шипулина Наталья Леонидовна
учитель физической культуры
Екатеринбург
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня.
Группа продленного дня (далее – ГПД) является моделью организации внеурочной деятельности школьников, создает благоприятные условия для повышения эффективности выполнения обучающимися домашних заданий, способствует личностному росту детей.
Спортивный час в группах продлённого дня (далее ГПД) способствует укреплению здоровья, физическому развитию обучающихся, повышению их работоспособности. Занятия должны быть разнообразными по характеру и интенсивности, доступными и иметь оздоровительную направленность.
Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Занятия проводятся воспитателем или специалистом, имеющим специальное образование. На физкультурных занятиях в ГПД решаются следующие задачи:
создание условий для развлечения и физической разрядки детей;
воспитание интереса к физкультурным и спортивным занятиям.
укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.
При определении времени проведения спортивного часа следует иметь в виду, что у младших школьников снижение умственной работоспособности происходит после 3-4 уроков. Поэтому оптимальными сроками в режиме дня для спортивного часа является время с 12.00 до 13:00. Данное планирование разработано для проведения воспитательной работы в группе продленного дня 1 классов. Рассчитано на 2 часов в неделю при 5-дневной рабочей неделе.
Содержание спортивного часа должно быть взаимосвязано с учебной программой по физической культуре. Основу составляют общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. Основная форма занятий в ГПД — урочная, с активным участием обучающихся в ее организации и проведении. Во время занятий в игровой и соревновательной форме выполняются игры и упражнения, изученные на уроках физической культуры.
Оставляя неизменной структуру спортивного часа (подготовительная, основная и заключительная часть), при проведении его не следует в точности повторять программный материал по физической культуре, так как это заметно снижает интерес обучающихся к занятиям.
Примерная организация занятия:
организованный выход, построение
подвижные и спортивные игры
занятия по интересам и упражнения восстановление на дыхание, укрепление осанки, гимнастические упражнения, игры на внимание и т.д.
В подготовительной части желательно чаще использовать упражнения с различными предметами. Упражнения с предметами способствуют укреплению осанки и развитию координации движений.
В основной и заключительной части часа активного отдыха наибольший эффект даёт применение игрового и соревновательного методов. Не менее важно учитывать и состояние здоровья обучающихся. Детям, менее физически крепким и отстающим в физическом развитии, следует оказывать особое внимание, регламентируя объём и интенсивность упражнений. При выборе соответствующих упражнений и нагрузок, воспитателю необходимо консультироваться с учителем физической культуры, так как оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями и подвижными играми, помимо других условий, во многом зависит от правильного дозирования нагрузки.
При выраженном утомлении следует предложить обучающимся выполнение упражнений на восстановление дыхания и переключить на другое занятие, не связанное с этой нагрузкой.
Если в составе группы окажутся ученики, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе или временно освобождённые от занятий физической культурой, то таким ребятам можно давать различные поручения не связанные с непосредственным выполнением физических упражнений: помогать в судействе, быть контролёром на этапах эстафет, счётчиком очков и др.
При проведении физических упражнений, подвижных и спортивных игр нужно придерживаться правила постепенного повышения физической нагрузки и снижения её в конце занятий. В заключительной части можно использовать ходьбу с различными движениями рук и игры малой интенсивности.
Для повышения результативности занятий физическими упражнениями и играми во время спортивного часа воспитателю следует заранее планировать содержание занятий, их организацию, необходимый инвентарь с учётом знаний, умений и навыков обучающихся, полученных на уроках физической культуры.
Обучающиеся младших классов испытывают особую потребность в движении. Но движения не должны быть продолжительными по времени и однообразными, их надо обязательно чередовать с кратковременным отдыхом, чтобы не вызвать утомления. В числе различных упражнений для этого возраста могут быть рекомендованы знакомые им по уроку физической культуры:
упражнения с большими и малыми мячами : подбрасывание и ловля, удары мяча об пол и стенку, перебрасывание мяча друг другу в кругу, парах, шеренгах, колоннах и т.д.;
ходьба с различными движениями рук, с изменением длины шага (короткий, широкий) и темпа (ускоренный и замедленный);
бег с различной скоростью в чередовании с ходьбой, с преодолением несложных препятствий, с изменением направления по сигналу, в парах с различными передачами мяча;
прыжки на месте (на одной и двух ногах) со скакалкой, в длину с места, с разбега, в высоту через верёвочку, скакалочку;
метание малого мяча (снежка) в цель, на дальность.
При проведении физкультурных занятий воспитателю следует широко применять скакалки, мячи, гимнастические палки, флажки, обручи, число которых должно соответствовать количеству обучающихся в группе.
Однако в основе занятий с учениками младших классов должны быть подвижные игры. Лучше, если в числе используемых игр будут те, которые известны детям по урокам физической культуры и пользуются у них наибольшим интересом. Допустимо применение и новых игр, но только увлекательных и с простыми правилами. На одном занятии не следует проводить более 2-3 игр.
Обучающиеся этого возраста любят и простейшие соревнования. Они могут проводиться в форме заданий: кто быстрее пробежит дистанцию 25-30 метров, кто дальше прыгнет в длину с места или с разбега, кто выше прыгнет в высоту с места или разбега, кто дальше бросит мяч (снежок). Можно использовать и такие виды соревнований: бег с обручем по прямой дорожке, бег с короткой скакалкой, прыжки по кружкам на скорость и точность и т.д.
Предполагаемые результаты реализации программы:
играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;
знать:
о способах и особенностях движение и передвижений человека;
о системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
о причинах травматизма и правилах его предупреждения;
уметь:
составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий
ожидаемый результат
укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни
развитие умений работать в коллективе
формирование у детей уверенности в своих силах
умение применять игры самостоятельно
Тематическое планирование «Спортивный час в ГПД»
Наименование темы | Кол-во часов | |
1 | Введение | 1 ч |
2 | Русские народные игры | 11 ч |
3 | Подражательные подвижные игры | 10 ч |
4 | Эстафеты | 10 ч |
5 | Игры с песенками и стихами | 4 ч |
6 | Забавные упражнения | 4 ч |
7 | Игры со спортивным инвентарем | 4 ч |
Содержание программы
Наименование темы | Дата проведения | |
1 | Русская народная игра «Жмурки» |
|
2 | Подвижная игра «Совушка» |
|
3 | Эстафета «передача мяча» |
|
4 | Русская народная игра «Кот и мышь» |
|
5 | Подвижная игра «Мышеловка» |
|
6 | Эстафета «С мячом» |
|
7 | Русская народная игра «Горелки» |
|
8 | Подвижная игра «Пустое место» |
|
9 | Эстафета «С мячом» |
|
10 | Русская народная игра «Салки» |
|
11 | Подвижная игра «Карусель» |
|
12 | «Эстафета зверей» |
|
13 | Русская народная игра «Пятнашки» |
|
14 | Подвижная игра «Кто быстрее?» |
|
15 | Эстафета «Быстрые и ловкие» |
|
16 | Русская народная игра «Охотники и зайцы» |
|
17 | Подвижная игра «Конники-спортсмены» |
|
18 | Эстафета «Встречная» |
|
19 | Русская народная игра «Фанты» |
|
20 | Подвижная игра «Лягушата и цыплята» |
|
21 | Эстафета «Передал — садись» |
|
22 | Русская народная игра «Ловушки с приседаниями» |
|
23 | Подвижная игра «Карлики и великаны» |
|
24 | Эстафета «Веселые старты» |
|
25 | Русская народная игра «Волк» |
|
26 | Подвижная игра «Колобок» |
|
27 | Эстафета «Близнецы» |
|
28 | Русская народная игра «Птицелов» |
|
29 | Подвижная игра «Берегись, Буратино!» |
|
30 | Эстафета «Бистроф» |
|
31 | Игры с песенками и стихами |
|
32 | Забавные упражнения |
|
33 | Игры с обручем и мячом |
|
34 | Игры с песенками и стихами |
|
35 | Забавные упражнения |
|
36 | Игры с мячом |
|
37 | Игры с песенками и стихами |
|
38 | Забавные упражнения |
|
39 | Игры с кеглями |
|
40 | Игры с песенками и стихами |
|
41 | Забавные упражнения |
|
42 | Игры со скакалками |
|