Система физкультминуток на уроках


Система физкультминуток на уроках.

( из опыта работы МОУ «Больше — Желтоуховская СОШ»)

Составитель: О.Ю.Кульбянок,

заместитель директора школы

по научно-методической работе.

Очень важная роль в сохранении высокой работоспособности на протяжении урока принадлежит физкультминуткам. Исследования показывают, что физкультминутки совершенно необходимы на каждом уроке в начальной школе, на последнем и предпоследнем уроках в основной школе и желательны на предпоследнем и последнем уроке в старшей школе. Но, как известно, в большинстве школ пренебрегают данными рекомендациями. И если в начальной школе физкультминутки проводятся более или менее регулярно, то в основной, а тем более в старшей школе, их увидишь крайне редко или не увидишь совсем. Так было и в нашей школе. Решив изменить ситуацию, мы разработали комплекс физкультминуток для учащихся 1-11 классов на каждый урок в течение учебной недели. Данный комплекс позволяет снизить умственное, психическое, мышечное и зрительное утомление. В него включены простые упражнения для активизации позных мышц (наклоны туловища, вращение головой), мышц нижних конечностей (приседания, сгибания стоп); последние важны для предотвращения застойных реакций кровообращения в нижних конечностях и органах малого таза, активизирующие дыхание и кровообращение. Для снижения утомления от умственной деятельности, устранения психической напряженности, снижения нервной усталости рекомендуется легкий самомассаж биологически активных точек на лице, шее, ладонях. На письменных уроках обязательны упражнения для кистей рук. Поскольку основная тяжесть учебных нагрузок приходится на орган зрения, в физкультминутки включены упражнения для укрепления глазных мышц и занятия на офтальмотренажере. Понятно, что все перечисленные виды упражнений невозможно использовать на одном уроке, просто не хватит время. Поэтому наш комплекс физкультминуток уделяет основное внимание на одном уроке позным мышцам, на другом — снижению нервной усталости, на третьем – мышцам глаза и т.д. При составлении комплекса физкультминуток учитывались следующие моменты:

  • ритм активности учащихся;

  • возрастные особенности учащихся;

  • расписание уроков;

  • система динамических поз и упражнений, соответствующих этим позам;

  • разнообразие упражнений (не повторяются в течение учебного дня и по возможности в течении недели).

Условия выполнения упражнений:

    • упражнения желательно выполнять в позе свободного стояния;

    • каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых стимулах;

    • в процессе зрительного поиска дети совершают сочетание движений головой, глазами туловищем;

    • продолжительность упражнений 1,5 – 2 минуты;

    • упражнения выполняются в середине каждого урока, в тот момент, когда наблюдаются первые признаки утомления у школьников ( частая смена поз, отвлечение и т.п.)


Физкультминутки могут проводиться только в логике урока, на котором они используются. Они должны включаться в урок в те моменты, когда завершен разбор одного логического блока урока и учитель планирует переходить к следующему. Если таких логических блоков нет, то и места для физминутки тоже нет. Ведь любая двигательная активность, даже такая незначительная, как во время физкультминутки, требует переключения нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной, других систем организма. На это переключение необходимо время, положительный эффект может быть достигнут только через 3-4 минуты. Но за это время ученики отвлекаются от темы занятия, забывают, о чем шла речь, теряют логику работы на уроке. Это особенно характерно для тех детей, у которых хуже организовано внимание, хотя именно им, казалось бы, небольшая пауза в занятии была бы полезна, чтобы предотвратить утомление. Однако потом им потребуется еще 3-4 минуты на то, чтобы вработаться в тематику и материал урока. Предлагаем комплекс физминуток соответствующий расписанию уроков на 2005/2006 учебный год.

Используемые сокращения: ДОН-дыхание оживляющее нервы; УУП — упражнения улучшающие память; СНУ- снижение нервной усталости; УПН- устранение психической напряженности; СВ- снятие возбуждения;

ОД- очищающее дыхание; УМГ- укрепление мышц глаз; ПНЗ- профилактика нарушения зрения.

Упражнения, включаемые в физкультминутки для учащихся 9 – 11 классов (рекомендации)


9 класс

10 класс

11 класс

понедельник

1

«Бодрость»

«Кружки на память»

«ладонь-кулак»

2

Квадрат-круг

«замок»

Массаж точки ума

3

ПНЗ

Квадрат-круг

физкультура

4

Кулак- ладонь

физкультура

Квадрат-круг

5

«Цветок»

ДОН

СНУ

6

СВ

Гимнастика для рук


вторник

1

Кружки на память

«Певец»

Гимнастика для рук

2

Комплекс №1

Массаж точки ума

ПНЗ

3

Массаж точки ума

Комплекс №1

УУП

4

УМГ

ПНЗ

«цветок»

5

СНУ

УУП

«Кружки на память»

6

«Замок»

СНУ

«Сова»

среда

1

«Певец»

«перекаты»

«Певец»

2

Стрельба глазами

Ладонь — кулак

Ромб-квадрат

3

Ромб-квадрат

Стрельба глазами

УМГ

4

УУП

«Бодрость»

Горячая монетка( 2-треугольн.)

5

физкультура

«цветок»

Комплекс №1

6

ДОН


ДОН

четверг

1

Кулак-кольцо

«умница»

«Бодрость»

2

Перекаты

Комплекс №2

УПН

3

офтальмотренажер

УПН

«Маятник»

4

Динамическая пауза

5

УПН

«Маятник»

«кулак-кольцо»

6

«насос»

СВ

Перекаты

7



СВ

пятница

1

хлопушки

Горячая монетка

(квадрат-треугольник)

Комплекс №2

2

«пальма»

ОД

Стрельба глазами

3

ОД

офтальмотренажер

ОД

4

Комплекс №2

Кулак-кольцо

«Замок»

5

физкультура

«Гриб под елью»

Горячая монетка(квадрат-треуг)

суббота

1

Точка ума

«Сова»

офтальмотренажер

2

Горячая монетка

(квадрат-треугольник)

ДОН

«Пальма»

3

ПНЗ

Точка ума

умница

4

«Умница»

физкультура

строители

5

Глаза отдыхают

«насос»

физкультура

Упражнения, включаемые в физкультминуткидля учащихся 5-8 класса (рекомендации)



5 класс

6 класс

7 класс

8класс

понедельник

1

Комплекс №1

«бодрость»

«Замок»

Физкультура

2

«кулак-кольцо»

Физкультура

Горячая монетка

( 2 квадрата)

«Гриб под елью»

3

«Сова»

«Гриб под елью»

«Цветок»

Горячая монетка

( 2 квадрата)

4

«Насос»

«Пальма»

«Комплекс №1»

«Кружочки на память»

5

«Цветок»

«Цветок»

«Вертушка»

«Ножницы»

6

ДОН

ДОН

СНУ

«певец»

вторник

1

«Певец»

«Буратино»

«Бодрость»

Ладонь- кулак

2

УУП

«строители»

«Кружочки на память»

Горячая монетка

(2 круга)

3

физкультура

Гимнастика для рук

«строители»

«Насос»

4

Кулак-ладонь

Горячая монетка

(2 круга)

«Стрельба глазами»

«Посмотри вдаль»

5

«Глаза отдыхают»

«Насос»

«Гриб под елью»

физкультура

6


«Вертушка»

физкультура

ДОН

среда

1

«Ножницы»

«Замок»

«ножницы»

ОД

2

«Буратино»

«Кружочки на память»

«Буратино»

«овечка на лугу»

3

«горячая монетка»

(два квадрата)

УУП

«Пальма»

«Кулак-кольцо»

4

УПН

«Ножницы»

«Бодрость»

«Цветок»

5

«маятник»

«Посмотри вдаль»

Горячая монетка (2 треугольника»

Гимнастика для рук

6





четверг

1

Кружочки на память ( закрыты глаза)

Горячая монетка

( квадрат-круг)

«Певец»

«Бодрость»

2

Массаж точки ума

«Певец»

«посмотри вдаль»

«Перекаты»

3

Динамическая пауза

4

«овечка на лугу»

СНУ

«Цветок»

СВ

5

Напиши глазами свое имя

«маятник»

СНУ

«вертушка»

6

СНУ

«перекаты»

«Замок»

«Пальма»

пятница

1

«Хлопушки»

Комплекс №1

Комплекс №2

УМГ

2

«пальма»

«Гриб под елью»

ДОН

Комплекс №1

3

«Гриб под елью»

«Сова»

«Маятник»

«замок»

4

«Маятник»

Ладони вверх

Ладони вверх

СНУ

5


СВ

СВ

«Сова»

6



УМГ

«хлопушки»

суббота

1

физкультура

ПНЗ

«хлопушки»

Комплекс №2

2

Комплекс №2

Кулак- кольцо

физкультура

Массаж точки ума

3

«Вертушка»

физкультура

Горячая монетка

( квадрат-круг)

«Маятник»

4

ПНЗ

Комплекс №2

ПНЗ

Комплекс №2

5

Гимнастика для рук

Массаж точки ума

«сова»

ПНЗ




Упражнения, включаемые в физкультминуткидля учащихся 1-4 классов (рекомендации)



1 класс

2 класс

3 класс

4класс

понедельник

1

«Как живешь?…»

«Цветок»

«Если весело живется»

Музыкальная

2

«мы писали…»

Музыкант

«Буратино»

«Зайка»

3

Барабанщик

Буратино

«Музыкальная»

«Дремота»

4

Гуси

Зайчишки

«Точило»

«Прогулка»

5





6





вторник

1

В небе плавает луна…

Физкультура

Физкультура

«Постовой»

2

Мишка

Мышки

«Рыбки»

«Переменка для рук»

3

физкультура

Антошка

«Мишка»

«Покачайтесь, покружитесь»

4

Зайчишки

Мишка

«Мышки»

физкультура

5



«Постовой»

«Медвежата»

6





среда

1

Буратино

«Физическая»

«Три хлопка»

«Зарядка»

2

Закрывай покрепче кран..

«Медвежата»

«Две сестрички»

«Снежный дом»


Динамическая пауза

4

Хомка

Птички

«Антошка»

«Дозорные»

5


Кузнечики

«Тучка»

«Часы»

6





четверг

1

Мы считаем

«Зарядка»

«Шла лиса по тропке»

«Экскурсия»

2

В лесу

«Кузнец»

«Насос»

«Много ног у осьминога»

3

Точило

«Ветерок»

«Цветок»

«Луна»

4

Мы рисуем

«Человечек»

«Зайчишки»

«Мы рисуем»

5





6





пятница

1

Отдых наш- физкультминутка

«В дорогу»

«Бабочки»

физкультура

2

физкультура

«Зайка»

«Кузнечики»

«Деревья»

3

Считалочка

«Диктант»

«Человечек»

«Хлопай- топай»

4

Ванька-Встанька

физкультура

физкультура

«Ветерок»

5





6





суббота

1


«Бабочка»

«Заинька»

«Ножки»

2


«Постовой»

«Солдатик»

«Пальчики»

3


«Тучка»

«Тук-тук»

«Мы топаем и хлопаем»

4


«Ладошки»

«Малыши»

«Солдатик»

5












УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ

«КУЛАК — КОЛЬЦО»


Левая рука

Правая рука

Кулак

Кольцо «большой – указательный»

Кольцо «бо-у»

Кулак

Кулак

Кольцо «большой- средний»

Кольцо «бо-с»

Кулак

Кулак

Кольцо «большой- безымянный»

Кольцо «бо-бе»

Кулак

Кулак

Кольцо «большой- мизинец»

Кольцо «бо-м»

Кулак

Сделать очищающее дыхание



УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ СНЯТИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ


  1. Соединить ладони перед собой и давить одной рукой на другую.

  2. Сцепить кисти пальцами, одна ладонь направлена вниз, другая вверх. Затем с силой потянуть руки в противоположные стороны.

  3. Ухватиться руками за сиденье стула, сильно потянуть его к себе, спину держать прямо.

  4. Сцепить пальцы за головой и давить ладонями на затылок, не меняя положения головы.


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПАМЯТИ


Складывают большой и указательный пальцы концами вместе, с усилием, прижимая, их друг к другу, в наружную сторону. То же упражнение делают также для большого и среднего, большого и безымянного пальцев, большого пальца и мизинца (для каждой руки 20 раз). Затем кончиком большого пальца сильно надавливают на основание каждого пальца (для каждой руки 20 раз).


Очищающее дыхание

Данное упражнение укрепляет нервную и дыхательную системы:

  • сделать медленный полный вдох;

  • задержать дыхание;

  • сложить губы трубочкой, как будто вы приготовились свистеть;

  • выдыхать короткими сильными толчками весь воздух, который есть в легких;

  • при необходимости сделать следующий вдох, не пересиливая себя.


Дыхание «оживляющее нервы»

  • исходное положение: стоя, руки вытянуты вперед;

  • сделайте полный вдох;

  • задержите дыхание;

  • сожмите руки в кулаки;

  • быстро отведите руки до предела назад и верните в исходное положение;

  • повторяйте движение, пока хватит воздуха;

  • с силой выдохните через рот, опуская руки;

  • выполните очищающее дыхание.


Упражнение «Бодрость» (из йоги):

  • встать прямо;

  • руки в стороны, на уровне плеч;

  • медленно вдохнуть, задержать дыхание;

  • делать мелкие круговые движения руками в одну, затем в другую сторону, пока хватает дыхания;

  • опустить расслабленные руки, медленно выдыхая.



СОХРАНЕНИЕ ДУШЕВНОГО СПОКОЙСТВИЯ


Сжимают пальцы в кулак с загнутым большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие , делают вдох. Повторить 5 раз. Закрытые глаза удваивают эффект


УСТРАНЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

Упражнение 1.

Перекатывание ручки на ладонях.

Упражнение 2

Слегка массируют кончик мизинца.


СНИЖЕНИЕ НЕРВНОЙ УСТАЛОСТИ

Упражнение 1.

Точка воздействия на мизинце. тщательно массируют оба мизинца.

Упражнение 2

Руки над головой, сцеплены кончиками пальцев, и потягивают их попеременно в правую и левую стороны. при этом наклоняют тело в ту или другую сторону. Притягивают руки в ту и другую стороны в течении 5 сек. А наклоны тела в обе стороны по 3 раза

2 — И.п, — выдох и обратно

УПРАЖНЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННОЕ «ГОРЯЧАЯ МОНЕТКА»

Аналогично упр. 1 рисовать одновременно правой рукой треу­гольник, левой квадрат (круг и треугольник) и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННОЕ «ПЕВЕЦ»

Глубокий вдох. Руки при этом медленно поднять через стороны вверх (4-6 сек.)

Задержка дыхания на вдохе (2-3 сек.)

Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опус­тить через стороны вниз (4-6 сек.)

Глубокий вдох. Руки поднять через стороны до уровня плеч (4-6 сек.)

Задержка дыхания (2-3 сек.)

Выдох с сильным звуком О-О-О, руками обнять плечи, голову опустить на грудь.

УПРАЖНЕНИЕ ПА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ «КУЛАК-ЛАДОНЬ»

а) Левую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, правую руку выпрямить на уровне плеча, ладонь раскрыть, пальцы развести

силой. Затем левую руку выпрямить, ладонь раскрыть, пальцы с силой развести, правую согнуть в локте и сжать кулак ( 6-8 раз).

б) Левую руку согнугь в локте, ладонь раскрыть, пальцы развес­ти с силой, правую выпрямить на уровне плеча, кулак сжать и т.д. (6 — 8 раз).

УПРАЖНЕНИЕ «СОВА»

а) Сжать правой рукой левое плечо. Голову повернуть влево, посмотреть назад через плечо. С силой развести плечи. Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох. Посмотреть назад через правое плечо. Снова с силой развести плечи. Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох.

б) Опустить руки, уронить голову на грудь. Вдох, выдох.

в) Повторить, держа левой рукой правое плечо.

УПРАЖНЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННОЕ «ГОРЯЧАЯ МОНЕТКА»

Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперед (4 — 6 сек.).

Задержать дыхание, сконцентрировать внимание на середине ла­доней (ощущение «горячей монетки» в центре ладони) (2-3 сек.)

Медленный выход. Выдыхая, рисовать перед собой обеими руками одновременно квадраты с разных точек (4-6 сек.).

Упражнение выполняется 3 раза.

Гриб под елью»: Нарисовать обеими руками одновременно по образцу «Гриб под елью».; Солнце и облако нарисовать, закрыв глаза.

«Вырастем большими» — руки в стороны вверх, подняться на носки, подтянуться, через стороны руки вниз, опуститься на всю ступню.

Выдохнуть, задержать дыхание и в это время вращать глазами, стараясь увидеть самые дальние точки.

«Перекаты» на всей ступне, вначале с левой, а затем с правой ноги.

Массаж точки в центре лба.

«Цветок» — руки в замке за головой, опустить голову на грудь, затем медленно раскрываться навстречу солнышку, слегка прогнуться назад и вновь «закрыться».

«Кружочки для памяти» — нажимать большими пальцами на все пальцы рук.

«Пальма» — не отрывая пяток от пола потянуть руки — «ветки» вверх, покачать на ветру, опустить. Тянуться с усилием.

Посмотреть вдаль — спокойный вдох, на выдохе посмотреть на кончик носа, задержать дыхание. Затем резервный выдох и на вдохе опять смотрим вдаль.

«Хлопушки» — прогнуться назад, хлопок над головой, присесть — хлопок перед собой.

Хорошенько растереть лоб.



Упражнения включаемые в физминутки для младших школьников


Если весело живется.

Если весело живется,

Хлопай так: хлоп, хлоп.

Хлопки.

Если весело живется,

Щелкай так: щелк, щелк.

Щелчки пальцами.

Если весело живется, Делай так:

Хлопки ладонями по коленям.

Если весело живется, Топай так: топ, топ.

Если весело живется,

Делай все: хлоп — хлоп,

Щелк — щелк, топ — топ. Хорошо!

Если весело живется,

Мы друг другу улыбнемся.

Если весело живется, Хорошо! Хорошо!

ТОЧИЛО

Точим, точим, точим нож.

И.п. ~ основная стойка.

Будет очень он хорош,

1 левую руку поднять на уровне груди ладонью вверх.

Будет резать он припасы:

2 — правую руку поднять на уровне груди и уложить на левую руку ладонью вверх.

Масло, сало, хлеб, колбасы,

3 — имитируют заточку ножа.

Помидоры, огурцы — Угощайтесь, молодцы.

ФИЗКУЛЬТПРИ BET

На болоте две подружки,

И.п. основная стойка.

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Имитируют процесс умывания.

Полотенцем растирались.

Имитируют процесс растирания правую и левую руки согнуть в локтях и отвести слегка назад (за спину).

Ножками топали,( Ходьба на месте.)

Ручками хлопали.( Дети хлопают в ладоши.)

Вправо, влево наклонялись (Наклон вправо, наклон влево).

И обратно возвращались. (Возвращение в исходное положение.)

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

БАРАБАНЩИК

Левой — правой, Левой — правой.

Шагают на месте, имитируя движения барабанщика.

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад.

Барабанит, барабанит Полтора часа подряд!

Левой — правой, Левой — правой.

(Разводят руками). Барабан уже дырявый.

БАБОЧКА

Спал цветок и вдруг проснулся, И.п. основная стойка.

Больше спать не захотел.

1 плавное движение руки вверх, смотреть на пальцы.

Шевельнулся, потянулся,

2 руки вниз.

Взвился вверх и полетел.

3 приседание.

Солнце утром лишь проснется,

4 — и.п.

5 — маховые движения руками, кружение.

Бабочка кружит и вьется.

СЧИТАЛОЧКА 1

Раз, два, три, четыре, пять —

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

И.П. сидя за партой, опустить голову вниз, руки на коленях, спину расслабить. руки в стороны вверхвдох;

2 — и.п. — выдох; 3-4 -повторить 1 и 2.


В ЛЕСУ

Руки подняли и покачали —

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули —

Ветер сбивает росу.

В стороны руки!

Плавно помашем —

Это к нам птицы летят.

Как они сядут,

Тоже помашем —

Крылья сложили назад.

Исполняются движения согласно текста.

4 урок (музыка)

МУЗЫКАЛЬНАЯ 1 («Гуси». Музыка А. Филиппенко, слова П. Волгиной)

Гуси прилетели,

Возле моря сели,

Окунуться в синем море

Гуси захотели.

Руки в стороны, плавные взмахи. Наклоны головы вперед, назад.

Крылья полоскали,

Лапки обмывали.

Но студеную водицу

Гуси пить не стали.

Руками показать, как льют, плескают на себя воду. Повороты головы влево, вправо.

Долетим до дома,

Руки в стороны, плавные взмахи.

Берега родного,

Там напьемся из криницы

Ключевой водицы.

Подносят сложенные вместе ладони ко рту.

ПРОГУЛКА

Только в лес мы все зашли,

Появились комары.

Руки вверх — хлопок,

Руки вниз — хлопок.

Ходьба с подниманием рук вверх, хлопок, опускание.

Снова дальше мы идем.

Перед нами — водоем.

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее.

Раз — два, раз — два,

Позади уже вода.

Прыжки с ноги на ногу, по «камешкам».

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем.

Ходьба на месте с подниманием рук.

Вдруг мы видим:

У куста выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад его кладем.

Наклоны вперед, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки.

ХЛОПАЙ-ТОПАЙ

Мы танцуем «Хлопай-топай»

Утром, днем и вечером.

Лучший танец — «Хлопай-топай»,

Когда делать нечего.

Кем бы ни был ты — отличник

Иль совсем наоборот,

Разучите танец этот

И танцуйте целый год!

И.п. — основная стойка. Приподнять правую ногу над полом; руки развести в стороны; хлопнуть в ладони под ногой. Далее то же самое с левой ногой.

ЗАЙЧИК

Зайчик быстро скачет в поле —

Очень весело на воле!

Прыжки на двух ногах в направлении к углам.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседы-ребятишки.

На поляну мы заходим,

Много ягод там находим.

Земляника так душиста,

Что не лень нам наклониться!

Имитация сбора ягод. Наклоны вперед в координации с руками, в положении сидя на корточках.

МЫ РИСУЕМ

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Пусть немного отдохнут,

Снова рисовать начнут.

Дружно локти отведем,

Снова рисовать начнем.

ГУСИ СЕРЫЕ

Гуси серые летели,

На лужайку тихо сели.

Походили, поклевали,

Потом быстро побежали.

У РЕКИ РОСЛА РЯБИНА

У реки росла рябина,

Из положения упор, присев, постепенно выпрямлять туловище, руки вперед и вверх.

А река текла, рябила.

Повороты вправо и влево с плавным движением рук.

Посредине глубина,

Наклоны вперед, руки прямые.

Там гуляла ры-би-на.

Приседания.

Эта рыба — рыбий царь.

Прыжки.

Называется — пескарь.

Ходьба на месте.


КОСАРИ

И.п. — ноги на ширине плеч.

Дети делают движения прямыми руками влево и вправо с поворотами туловища.

Тишина стоит вокруг,

Вышли косари на луг.

Взмах косой туда-сюда,

Делай раз и делай два.


ВАНЬКА-ВСТАНЬКА

Дети выполняют движения по тексту.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз сюда, два туда,

Повернись вокруг себя.

Раз — присели, два — привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели — встали, сели — встали,

Ванькой- встанькой словно стали.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Дети выполняют движения по тексту

Отдых наш — физкультминутка,

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите,

Раз и два, раз и два!

Руки дружно разведите

И на пояс опустите.

Шаг на месте — раз, два, три!

Плечи шире разверни.

Проведем одну игру.

Все присядем, скажем: «У!»

Быстро встанем, скажем: «А!»

Нам пора уж за дела.

ЛЕБЕДИ

Дети выполняют движения по тексту.

Лебеди летят.

Крыльями машут,

Прогнулись над водой,

Качают головой,

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

СЧИТАЛОЧКА 2

Дети выполняют движения по тексту.

Мы считали и устали.

Дружно все мы тихо встали.

Ручками похлопали,

Ножками потопали.

Встали-сели, встали-сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять считать начнем.

ЗАЙЦЫ

Дети выполняют движения по тексту.

Зайцы скачут:

Скок-скок-скок!

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают:

Не идет ли волк.

Раз — согнуться, разогнуться,

Два — нагнуться, потянуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

МИЗИНЦЕМ ДО ПЯТКИ

Руки на пояс, поставьте вначале,

Влево и вправо качните плечами,

Вы дотянитесь мизинцем до пятки.

Если сумели — все в полном порядке.

Дети выполняют движения по тексту.

Ча — ча – ча. Ча — ча — ча.

Печка очень горяча.

Чи — чи – чи. Чи — чи — чи.

Печет печка калачи.

Дети трижды переступают с ноги на ногу, одновременно покачивая бедрами (словно весы) вправо-влево, вправо-влево и т.д.

ДВА ПРИТОПА

Два притопа, два прихлопа,

Дети дважды топают, дважды хлопают.

Ежики, ежики.

Вращение кистями рук влево и вправо на уровне плеч; пальцы разведены.

Наковальня, наковальня,

Удары кулачками правой руки о левую и наоборот.

Ножницы, ножницы.

Имитируют движение ножниц.

Бег на месте, бег на месте,

Бег на месте.

Зайчики, зайчики.

Руками имитировать движение ушей зайца.

Ну-ка дружно, ну-ка вместе: Девочки: «Девочки!» Мальчики: «Мальчики!»

Кто громче.

МУЗЫКАЛЬНАЯ 2 «Посею лебеду». Русская народная песня)

Посею лебеду на берегу,

Посею лебеду на берегу,

Мою крупную рассадушку,

Мою крупную, зеленую. Взмахи руками в стороны от себя, имитируя посев семян.

Погорела лебеда вся без воды,

Погорела лебеда вся без воды,

Моя крупная рассадушка,

Моя крупная, зеленая.

Дети обходят воображаемое растение, одновременно размахивая руками впра­во-влево. Кисти рук наклонены, локти полусогнуты.

Сама по воду пойду я со ведром,

Сама по воду пойду я со ведром.

Чтоб полить мою рассадушку,

Чтоб полить мою зеленую.

Имитируя ношение воды в наполненных ведрах на коромысле или в руках, наклоны вперед и чуть в сторону (вправо или влево), как бы выливая из ведра воду.


ХОМЯЧОК

Хомка, хомка — хомячок. Дети встают, потягиваются, руки за головой.

Полосатенький бочок. Руки на талию и слегка покачаться вправо-влево.

Хомка рано встает,

Ушки моет, щечки трет, Трут уши, щеки, растирают пальцы рук друг о друга.

Подметает свою хатку Дети имитируют движение руки с метлой.

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка хочет сильным стать. Поднимают руки вверх на уровень груди рывки руками.

МУЗЫКАЛЬНАЯ 3

Поработали мы дружно,

Отдохнуть теперь нам нужно.

Тихо встаньте, улыбнитесь,

Все в танцоров превратитесь.

Веселее в пляс пускайтесь

И танцуйте, не стесняйтесь.

ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ (Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского)

Дети выполняют танцевальные упражнения:

1 2 носок—пятка правой ногой,

3- 4 притоп двумя ногами,

1,2,3,4 повторить левой ногой.2 раза

1-2-3 шаги вперед,

4 ногу приставить, хлопок в ладоши,

1-2-3 — вернуться в и.п.,

4 ногу приставить, хлопок в ладоши,

1-2-3-4 — поворот через правое плечо, руки разведены в стороны на уровне талии.

Все движения повторить 2раза.

БУРАТИНО

Буратино подтянулся, Руки поднять вверх, встать на носки.

Раз нагнулся, два нагнулся, Наклониться вперед, руками достать пол.

Руки в стороны развел, Выпрямиться, руки развести, ладони вверх.

Ключик вовсе не нашел. Поворот головой влево, вправо — 2раза.

Чтобы ключик тот достать,

Надо на носочки встать. Стать на носки, руки поднять вверх.

НАШИ НЕЖНЫЕ ЦВЕТКИ

Наши нежные цветки распускают лепестки.

Упражнение выполняется сидя. Руки поставить на локти, пальчики раскрыть (растянуть в стороны).

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Перебирать пальчиками, наклоняя вперед.

Наши алые цветки закрывают лепестки, Пальцы собрать в кулак.

Тихо засыпают, головой качают. Наклоны кулачками в такт слога.

ЗАЙЧИШКИ

Дети выполняют движения по тексту.

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале.

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поднимись.

Лапки вверх и лапки вбок — И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку

Бег между рядами.

Молодцы, мои зайчишки!

Замедляем, зайки, шаг.

И на месте стой! Вот так.

А теперь мы сядем дружно.

Нам еще работать нужно.

МЫШКИ

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Встать между рядами друг за другом, повороты головой вправо, влево.

Раз, два, три, четыре. Хлопки в ладоши.

Мышки дернули за гири. Пальцы в кулак, резкое движение сверху вниз.

Вдруг раздался сильный звон, Прыжок.

Побежали мышки вон. Бег на носках друг за другом вокруг своего ряда.

Во время бега следить за дыханием, не задерживая его.

АНТОШКА (Музыка В.Шаинского, слова Ю. Энтина)

Все умеем мы трудиться

И, конечно, веселиться.

Детвора, быстрей вставай,

Пляску дружно начинай.

Мы к Антошке побежим

И картошкой угостим.

Если он трудиться будет,

То про лень свою забудет.

Дети исполняют танцевальный элемент «шаг с подскоком» на месте и повороте, руки на талии.

МИШКА

Топай, Мишка, Ходьба, высоко подняв руки.

Хлопай, Мишка, Хлопки над головой.

Приседай со мной, братишка. Приседания, руки на поясе.

Руки вверх, вперед и вниз, Стоя, следите; за осанкой.

Улыбнись и повернись.

Еще раз! Топай, Мишка, Хлопай, Мишка,

Приседай со мной, братишка,

Руки вверх, вперед и вниз, Руки вверх, вперед и вниз.

И тихонечко садись.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РУК

Руки на локтях: на столе, повороты кистями внутрь, наружу.

Закрывай покрепче кран,

Не то выльешь океан.

Воду попусту не лей,

Дорожить водой умей.

САМОЛЕТ

И.п. — стойка ноги врозь, руки в стороны. Повороты туловища вправо, влево

Руки в стороны —

В полет

Отправляем самолет,

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три,, четыре — вот

Полетел наш .самолет.


ФИЗИЧЕСКАЯ!

Раз — подняться, подтянуться, Встать, подняться на носки, руки вверх.

Два — согнуться, разогнуться, Наклоны вперед ,руками достать пол.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка. Наклон — кивок головой.

На четыре — руки шире, Руки развести в стороны, ладони вверх.

Пять — руками помахать. А на шесть — тихонько сесть.

МЕДВЕЖАТА

Медвежата в чаще жили,

Головой своей кружили. Круговые движения головой поочередно в разные стороны.

Вот так, вот так — Головой своей кружили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Поднять голову вверх, обнять себя руками на уровне плеч и, переступая с ноги на ногу (по-медвежьи), пройти полный круг, исполняя наклоны в стороны.

Вот так, вот так — Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали. Прыжки с высоким подниманием ног поочередно.

Вот так, вот так — Выше лапы поднимали.

ДВЕ СЕСТРИЧКИ {упражнение для рук)

Две сестрички, две руки Вытянуть руки вперед.

Рубят, строят, роют.

Дети двумя руками и правой ногой имитируют движение «копание»грунта.

Рвут на грядке сорняки Сжимать руки по очереди в кулак, разжимать.

И друг дружку моют. Потирание.

Любят тесто две руки — Левая и правая.

Движение рук, соответствующее действительности.

Воду моря и реки

Загребают, плавая. Развести руки в стороны от груди — 2раза.


ПТИЧКИ

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились.

Учитель предлагает детям изобразить этих птичек.

КУЗНЕЧИКИ

Поднимайте плечики, Дети поднимают плечи вверх, вниз.

Прыгайте, кузнечики. Руки на поясе, прыжки на двух ногах.

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели на травушку, покушали,

Тишину послушали. Присесть, руки опустить на пол.

Выше, выше, высоко! Прыгай на ногах легко! Прыжки на двух ногах.

ЗАРЯДКА

Солнце глянуло в кроватку…

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться — три, четыре — И на месте поскакать.

Дети выполняют движения по тексту.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РУК

Кую, кую ножку,

Поеду по дорожке.

Дорожка кривая,

Кобылка слепая.

Еду — еду — еду,

Никак не доеду.

Припряги сороку,

Поеду далеко.

Удары по столу в такт слога мизинцами, безымянными, средними, указа­тельными, большими поочередно, затем всеми пальцами одновременно 8раз.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки,

На каждом слове перебирать поочередно всеми пальцами одновременно обеих рук.

Чок — чок — чок — чок,

Скачет резвый табунок.

ВЕТЕРОК

Ветер веет нам в лицо, Взмахи руками перед лицом.

Закачалось деревцо.

Наклоны туловища слева направо, руки медленно опустить вниз.

Ветерок все тише, тише,

А деревья выше, выше. Руки поднять вверх, подняться на носках.

ЧЕЛОВЕЧЕК

Точка, точка —

Вот глаза,

Рот, и нос, и голова.

Показать то одной, то другой рукой глаза, нос, голову, обрисовывая после­днюю круговыми движениями.

Уши, шея, две руки,

Туловище, две ноги —

Показать уши, шею, затем руки вытянуть, скользить руками вдоль тулови­ща до ног.

Человечек зашагал

К лесу по дороге.

А вот и лес!

Ходьба на месте, высоко поднимая ноги.

В ДОРОГУ

Конь меня в дорогу ждет,

Бьет копытом у ворот. Руки за спину, топают ногой.

Весело качает гривой,

Пышной, сказочной, красивой. Качают головой.

Быстро на коня вскочу,

Не поеду — полечу. Прыжок и поворот, руки вперед перед грудью.

Цок — цок, цок — цок, Поскакали вокруг своего ряда.

Там за дальнею рекой

Помашу ему рукой. Помахать рукой и вернуться к своим местам.

ЗАЙКА

Скок — поскок, скок — поскок,

Зайка прыгнул на пенек, Прыжки на двух ногах, затем высокий прыжок и присесть.

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть. Потереть руки в положении сидя.

Лапки вверх, лапки вниз —

На носочках повернись. Встать, руки вверх, вниз, поворот.

Лапки ставим на бочок —

На носочках скок — поскок. Руки на поясе, прыжки на носках.

А потом вприпрыжку

Скачем с кочерыжкой. Прыжки вокруг своего ряда, руки вместе перед грудью.

МАЛЫШИ

Малыши, малыши,

Дружные ребятки.

Вышли на зарядку.

Вот так, вот так, Вышли на зарядку. Ходьба на месте.

Раз — два — три, раз — два — три!

Ноги поднимайте.

Раз — два — три, раз — два — три!

Веселей шагайте.

Вот так, вот так, Веселей шагайте!

Раз — два — три, раз — два — три!

Потянитесь дружно.

Раз — два — три, раз — два — три!

Потянитесь дружно.

Вот так, вот так, Потянитесь дружно. Подняться на носках, руки поднять вверх.

Повернулись, наклонились.

Раз — два — три, раз — два — три!

Вот так, вот так. Повернулись, наклонились.

Сели и привстали, сели и привстали.

Раз — два — три, раз — два — три!

Крепче ноги стали.

Вот так, вот так. Крепче ноги стали.

Раз — два — три, раз — два — три!

Сделали зарядку.

ЗАИНЬКА

Заинька, походи,

Серенький, походи.

Вот так, вот так походи. Ходьба на месте.

Заинька, подбодрись,

Серенький, подбодрись,

Вот так, вот так подбодрись. Поворот головой влево и вправо.

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так, вот так топни ножкой.

Заинька, повернись,

Серенький, повернись,

Вот так, вот так повернись.

Заинька, попляши,

Серенький, попляши,

Вот так, вот так попляши. Приседать, отставляя ногу в сторону.

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись,

Вот так, вот так поклонись!

МУЗЫКАЛЬНАЯ 4 («ТУЧКА»)

Вы старались, вы писали

И немножечко устали.

Вверх поднимем наши ручки

И дотянем их до тучки. Дети поднимают руки, подтягиваются.

Уходи от нас скорей,

Не пугай ты нас, детей! Дети машут руками, прогоняют тучку.

Вот к нам солнышко пришло,

Стало весело, светло. Дети поворачивают голову влево, вправо, вверх, вниз.

Громче, музыка, играй,

Нас на танец приглашай! Играет музыка, дети танцуют.

ПОСТОВОЙ

Вот стоит на мостовой

Рослый, стройный постовой. И.п. основная стойка. Отдать честь.

Крутит, вертит головой, Повороты головы в стороны.

Всем прохожим говорит: Всех прошу вас, проходите!

Правую руку поднять перед грудью, мах рукой в сторону, те же движения левой рукой.

Путь сейчас для вас открыт,

Все прошли, теперь вниманье!

Знак другой — и путь закрыт.

Правая рука вверх, левая вдоль туловища. Исходное положение.

ПАУЧОК

Паучок под ланку упал. Произвольно прыгают на двух ногах.

Ненароком лапку сломал. Прыжки на одной ноге.

В городскую лавку сходил Исполняют подскок с поочередным выставлением ноги на пятку.

И другую лапку купил.

ОТДОХНЕМ

Мы считали, мы устали.

Дружно все и тихо встали.

Ручками похлопали,

Раз — два — три. Ножками потопали,

Раз — два — три. И еще потопали,

И дружней похлопали.

Мы немножко отдохнем

И опять считать начнем.

1. И.п. — стоя, руки на пояс. 1-4 — одновременные круговые движения пле­чами назад (2раза). Темп медленный.

2. И.п. — основная стойка. 1—3 — руки через стороны вверх, потянуться, 2 хлопка над головой; 4— 7 — три притопа (2раза); 8 И.п.. Темп средний,

3. И.п. — стоя, руки на пояс. 1—2 — подняться на носки; 3—4 — опустить­ся с перекатом на пятки (4—6раз). Темп средний.

ЛАДОШКИ

Где ладошки? Тут?

Массаж ладони и пальцев.

Тут!

На ладошке пруд?

— Пруд!

Палец большой — это гусь молодой.

Указательный — поймал.

Средний — гуся ощипал.

Этот палец — печь топил.

Этот палец — суп варил.

Полетел гусь в рот,

А потом в живот. Вот. Поглаживание живота (2раза).

НЕПОСЕДЫ

Мы, ребята-непоседы,

Любим прыгать и скакать,

Хлопать, топать и плясать,

Но учитель даст звонок,

И мы сядем на урок.

СЧИТАЛОЧКА 2

Раз, два — выше голова,

Три, четыре — руки шире,

Пять, шесть — тихо сесть.

Посидим и отдохнем,

А потом читать начнем. Дети выполняют движения по тексту.

СЧИТАЛОЧКА 3

Раз, два, три, четыре, пять. Считают хором.

Все умеем мы считать. Выходят из-за столов.

Отдыхать умеем тоже.

Поднимаются на носки, подтягиваются, поднимая руки вверх.

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

ЛИСТОЧКИ

Мы листочки осенние, дети выходят из-за парт.

На веточках мы сидим. Приседают на корточки.

Дунул ветер — полетели, Встают на носки, резко подняв руки вверх.

Мы летели, мы летели Плавные махи руками с продвижением вперед, присесть, опустить руки на землю.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели Встают, взмахнув руками, кружатся на месте.

И за парту тихо сели.

ПТИЦЫ ЛЕТЯТ

Дети выполняют движения по тексту.

Руки подняли и покачали —

Это деревья в лесу.

Руки нагнули,

Кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки!

Плавно помашем —

Это к нам птицы летят.

Как они сядут,

Тоже помашем —

Крылья сложили назад.

ТУЧКИ ЛЕТЯТ

Прилетели тучки дождевые Дети стоят, вытянув руки вперед.

— Лей, дождь, лей! Встряхивают кистями (ладонями вниз).

Дождинки пляшут, как живые. Встряхивают кистями (ладонями вверх).

— Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зеленой, Дети стоят, вытянув руки вперед.

Пьет, пьет, пьет. Встряхивают кистями (ладонями вверх).

А теплый дождь неугомонный Встряхивают кистями (ладонями вниз).

Льет, льет, льет.

МЫ ТОПАЕМ И ХЛОПАЕМ

Дети выполняют движения по тексту.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы топаем ногами — Топ-топ-топ.

Мы руки опускаем — Хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки разведем. И побежим потом.

ЧАСЫ

Тик-так, тик-так — Все часы идут вот так:

Тик-так, тик-так. Наклоняют голову то к одному, то к другому плечу.

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так. Раскачиваются в такт маятника.

Налево раз, направо раз,

Мы тоже можем так.

Руки вместе, руки на поясе.

Тик-так, тик-так.

НЕЗАБУДКИ

Я иду, иду лугами. Ходьба на месте.

Незабудки под ногами. Развести руки в стороны.

Посмотрите, сколько их, Повороты головой влево и вправо.

Бирюзово-голубых! Развести руки в стороны.

НОЖКИ

Хлопаем в ладошки.

Пусть попляшут ножки,

Пусть попляшут ножки

По ровненькой дорожке.

Устали наши ножки,

Устали наши ножки.

Вот наш дом,

Где мы живем.

Ножки накрест — опускайся

И команды дожидайся.

А когда скажу: «Вставай!» — Им рукой не помогай.

Ножки вместе, ножки врозь,

Ножки прямо, ножки вкось.

Ножки здесь — и ножки там,

Что за шум и что за гам?

МЫ ТОЖЕ МОЖЕМ ТАК

Смотри скорей, который час, Повороты головы влево-вправо.

Тик-так, тик-так, тик-так.

Налево раз, направо раз!

Мы тоже можем так.

Чтоб стать похожим на орла

И запугать собак,

Петух расправил два крыла… Дети вытягивают руки, плавно поднимают и опускают их.

Мы тоже можем так.

Пастух в лесу трубит в рожок —

Пугается русак. Дети приседают на корточки, поднимают руки к голове, вытягивают указа­тельные пальцы, изображая заячьи уши, прыгают на месте.

Сейчас он сделает прыжок…

Мы тоже можем так.

Конь через мост идет шажком.

Дети изображают лошадок, бегут в одну сторону рысцой, потом шагом.

Мы тоже можем так.

Теперь пора и отдохнуть,

Все приседают и движениями рук показывают, как наливают чай, размеши­вают сахар ложечками, нарезают бутерброды, потом пьют, едят, а после этого снова начинают работать.

Устали как-никак.

Поесть, попить — и снова в путь… Мы тоже можем так.

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Пусть немного отдохнут — Снова рисовать начнут.

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

Так головки убирали.

Дружно локти отведем — Снова рисовать начнем.

ВАРЕЖКА

Маша варежку надела. Поглаживание кистей с тыльной стороны и ладоней.

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал, Сильно сжать пальцы в кулаки.

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла, Разжать кулаки.

Поглядите-ка, нашла! Вращение кистями влево, вправо.

Ищешь, ищешь — и найдешь.

Здравствуй, пальчик! Как живешь? Поглаживание ладоней.


МЫ ЧИТАЛИ И ПИСАЛИ

Дети выполняют движения по тексту.

Мы читали и писали

И немножечко устали.

Физкультминутку проведем

И все вместе отдохнем.

Руки дружно разведите

И на пояс опустите.

Шаг на месте — раз, два, три!

Плечи шире разверни.

Проведем одну игру.

Все присядем, скажем: «У!»

Быстро встанем, скажем: «А!»

Нам пора уж за дела.

ФИЗИЧЕСКАЯ («СОЛДАТИК»)

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу правую — к груди.

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

А теперь бегом, бегом, Бег на месте.

Все бегом, еще бегом.

А теперь потише, тише —

За работу, все ли слышат?

Раз — два, раз — два, Шагать на месте.

Вот и кончилась игра.

ЗИМНЯЯ ЗАРЯДКА .

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке.

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже,

А потом шаг на месте, не спеша.

Как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

Ловим снег — хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам,

Хватит снега нам и вам.

Мы теперь метатели,

Бьем по неприятелю.

Размахнись рукой — бросок!

Прямо в цель летит снежок. Дети выполняют движения по тексту.

МЫ ТОПАЕМ НОГАМИ

Дети выполняют движения по тексту.

Мы топаем ногами. Топ, топ, топ.

Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп.

Качаем головой.

Мы руки поднимаем.

Мы руки разведем

И побежим кругом.

НА УРОКЕ БУКВЫ ПИШЕМ

На уроке буквы пишем,

От старанья еле дышим!

Раз — два, раз — два,

Наклонилась голова.

Мы немножечко устали,

Но писать не перестали.

Раз — два, раз — два,

Буква новая видна.

А теперь мы отдохнем.

Вот помощники мои,

Их как хочешь назови.

Руки вперед, пальцы развести, ладони поворачивать вверх, вниз.

Раз, два, три, четыре, пять,

Не сидится им опять,

Пальцы сжимать и разжимать в такт слогу.

Постучали, повертели,

Дали мы им отдохнуть.

Раз — два, раз — два, Снова пишем кружева.

МАТРЕШКИ

Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых

Ладушки, ладушки.

Мы похожи, словно сестры.

Ладушки, ладушки Дети играют в ладушки попарно.


Танцевальные движения для музыкальных физкультминуток

I

Такт 1. Отводят правую ногу вправо.

Такт 2. Приставляют левую ногу и, соединив колени, слегка приседают.

Такты 3—4. Повторяют приседание влево с левой ноги. Повторить 2 раза.

II

Такты 1—3. С правой ноги три шага вперед.

Такт 4. Приставить левую ногу. Хлопок.

Такты 5—7. Движения назад.

Такт 8. Приставить левую ногу. Хлопок.

III

Такт 1. Слегка приседают на левой ноге и, не сгибая ног в коленном суставе, отводят правую ногу вправо и ставят ее на пятку носком вверх.

Такт 2. Возвращаются в исходное положение.

Такт 3—4. Повторить с другой ноги.

Повторить 2 раза.

IV

Такты 1—4. Кружатся на месте, скрестив руки за спиной (или разведя на уровне талии).

Такты 5—7. Повторить в обратную сторону.

Такты 4, 8. Присесть. Хлопок в ладоши.

V

Такт 1. Плавно поднимают правую руку. Одновременно с дви­жением руки поворачивается вправо голова, дети любуются ладо­нью руки.

Такт 2. Так же плавно рука опускается. Ребенок сопровождает взглядом движение руки, слегка поворачивая голову.

Такты 3—4. Повторить движения другой рукой.

Такты 5—8. Повторить 1 —4 такты.

VI

Такты 1—8. Пружинящий шаг.

Методические указания: при выполнении пружинящего шага надо следить за тем, чтобы нога ребенка опускалась на всю стопу и, мягко сгибаясь в коленном суставе, сразу же пружинкой выпрямля­лась, поднимаясь на носок (полупальцы). Корпус должен быть прямым, ненапряженным.

VII

Такты 1—2. Полуповорот туловища вправо, два хлопка.

Такты 3—4. Поворот туловища влево, два хлопка.

Такт 5. Прыжок — ноги врозь. Одновременно хлопок над головой.

Такт 6. Вернуться в исходное положение.

Такты 7—8. Повторить такты 5—6.


Динамические упражнения


ПРОБУЖДЕНИЕ

И.п. -ноги слегка расставлены, руки опущены.

1 — плавно вынести в сторону правую руку;

2 — то же — левой рукой;

3 — плавно вынести в сторону правую руку;

4 — то же — левой рукой;

5 — плавно поднять вверх правую руку;

6 — то же — левой рукой;

7-8 — медленно опустить руки через стороны вниз. Повторить 4—8 раз.

НЕЗНАЙКА

И.п. — стоя, руки вдоль туловища.

Поднимание и опускание плеч одновременно или поочередно.

Повторить 16—24 раза.

ПЛОВЕЦ

И.п. — стоя, одна рука поднята вверх.

Имитация движений пловца как вперед, так и назад.

Повторить 16—24 раза.

БУРАТИНО

И.п. — стоя, руки в стороны, предплечья вниз. Качание предплечий вправо — влево. Повторить 12—24 раза.

ЛЫЖНИК

И п. — стоя, руки согнуты в локтях.

Имитация работы рук лыжника.

БОКС

И.п. — руки вытянуты вперед, кулаки сжаты.

Имитация движений боксера.

Повторить 8—16 раз.

НОЖНИЦЫ

И.п. — стоя, руки вытянуты вперед.

Движения руками, имитирующие работу ножниц.

Повторить 12—16 раз.

ТРУБОЧИСТ

И.п. -ноги шире плеч, руки на поясе, горизонтальный наклон вперед.

Поочередное активное разгибание рук с касанием пола. Повторить 8—12 раз.

ЗАМОК

И.п. — пальцы рук в «замок», ладонями внутрь, на уровне плеч.

1 -руки вперед, не размыкая, ладонями кнаружи, потянуться за ними;

2 — и.п. Повторить 8—12 раз.

НАСОС

И.п. — ноги врозь, руки вдоль туловища.

1 — наклон вправо, правая рука скользит вниз по ноге, левая рука, сгибаясь, скользит по телу вверх;

2 — то же в другую сторону. Повторить 8—16 раз.

МАЯТНИК

И.п. — ноги на ширине плеч, руки на бедрах.

Покачивание бедрами вправо-влево в заданном ритме.

Повторить 12—24 раза.

ПОКЛОНЫ КЛОУНА

И.п. — ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед.

1 — сильный мах рук назад, глубокий наклон вперед;

2 — и.п. Повторить 8—16 раз.

ПЕРЕКАТЫ

И.п. — стопы вместе, руки опушены.

1 — перекаты стоп вправо, руки отвести влево;

2 — перекат влево, руки отвести вправо. Повторить 8—16 раз.

ПЯТКУ ОТ ПОЛА

И.п. — стоя, руки вдоль туловища.

1 — поставить правую ногу на носок;

2 — поменять местами положение ног. Движения рук противоположные (как при ходьбе). Повторить 16—32 раза.

Вариант: развороты стопы с одновременным поочередным под­ниманием рук вверх.

МЯЧИК

И.п. — глубокий присед, ладони на коленях.

Подскоки на месте и с продвижением в глубоком приседе.

Повторить 8—12 раз.

«Ладони вверх»

И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны ладонями вверх

горизонт, наклон вперед, руки в стороны ладонями вверх 2-И.п., повт. 8-16 раз.

«Строители»

Сжать кулаки. Сначала одним кулаком постучать по себе, потом другим.

«Вертушка»

И.п. Стоя, ноги вместе, руки опущены: На каждый счет повора­чивать туловище вправо и влево, свободно перемещая руки в сторону поворота.

«Маятник 2».

И.п. Стоя, ноги на ширине плеч.

  1. — Наклон головы вправо – вдох.

  2. — Наклон головы влево – выдох.


Специальные упражнения для предупреждения глазных болезней


1. Ип. — сидя. Крепко зажмуриться на 3-5 сек. и затем открыть глаза на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. Укрепляется мускулатура век, улучшается кровообращение в ней.

2. И.п. — сидя. Быстро моргать глазами в течение 1-2 мин. Улуч­шается кровоснабжение тканей.

3. И.п. — стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек., перевести

взгляд на палец выдвинутой вперед правой кисти, расположенной по средней линии лица в 25—30 см от глаз. Смотреть на палец 3-5 сек., после чего опустить руку. Повторить 10-12 раз.

4. И.п. – стоя. вытянуть вперед руку , смотреть на конец ее пальца, расположенного по средней линии лица. Медленно приближать палец, не сводя с него глаз, пока он не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.

Снимается утомление, облегчается зрительная работа на близ­ком расстоянии.

Если устали глаза

Выполните простое упражнение и оцените его действие на глаза:

• сделайте глубокий вдох , задержите дыхание;

• наклонитесь так, чтобы голова оказалась ниже сердца;

• оставайтесь в таком положении 5 с.

Чтобы глаза не уставали

Между занятиями давайте глазам немного отдохнуть, не доводя до утомления. Варианты отдыха для глаз:

1. При чтении или письме периодически смотрите вдаль.

2. Посидите немного с закрытыми глазами.

3. Расслабьте глаза и несколько раз быстро поморгайте

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

Нарисовать обеими руками одновременно квадраты. Закрасить ле­вый квадрат точками, а правый заштриховать. …



УПРАЖНЕНИЯ НА УКРЕПЛЕНИЕ МЫШЦ ГЛАЗ

В основе упражнений для глаз лежит многократный (15-20 раз в течение 3 минут) перевод взора с мелкого (3-5 мм) ближнего (уда­ленного от глаз на 20 см) предмета на другой предмет, находящийся, как и первый, на линии взора, но на расстоянии 7-10 м от глаз.

Эти упражнения учащиеся выполняют 2- 3 раза в день как в шко­ле во время учебных занятий, так и дома при подготовке домашних заданий.

1. Плавно переводить взгляд от одного кружка к другому. ( Кружки наклеены на доске) Посмотреть на маленький кружок, наклеенный на стекле, 3-5 сек., затем посмотреть через стекло вдаль.


Другая система тренировок — на офтальмотренажере (см. рис. ниже). Она заключается в следующем: ребенок по схемам начертанных геометрических фигур — кругам и эллипсам — выполняет (10-15 раз) движения глазными яблоками в течение 1-1,5 минут. Первоначально выполняются движения глазных яблок по горизонтальной (вправо, влево) и вертикальной линиям (вверх, вниз). Горизонтальная линия имеет длину 58 см, а вертикальная — 46 см.

После выполнения первоначальных упражнений производят движе­ния глазных яблок по внутреннему и наружному эллипсам (слева напра­во, справа налево), затем по левому и правому внутренним кругам.

Примерный комплекс упражнений-физкультминуток для учащихся

(Разработан в Научном центре здоровья детей РАМН и рекомендован для проведения учителями на уроках.)


Физкультминутка (ФМ) для улучшения мозгового кро­вообращения

1. Исходное положение (и.п.) — сидя на стуле. .1 — голову на­клонить вправо; 2 — и.п.;

3 — голову наклонить влево; 4 — и.п.;5 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 — и.п. Повто­рить 3-4 раза. Темп медленный.

2. И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо; 2 -и.п.; 3 — поворот головы налево; 4 — и.п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1. И.п. — стоя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх; 2 — переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3-4 раза. Темп средний.

2. И.п. — стоя или сидя, кисти тыльной стороной па поясе. 1-2 свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3-4 — локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак; 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия напряжения с мышц туловища

1. И.п. — стойка, ноги врозь, руки за голову. 1-5 — круговые движения тазом в одну сторону; 4-6 — то же в другую сторону; 7-8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 -6 раз. Темп средний.

2. И.п. — стойка ноги врозь. 1-2 — наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнутая, вдоль тела вверх. 3-4 — и.п.; 5-8 — то же в другую сторону. Повторить 5-6 раз. Темп средний.

ФМ для младших школьников на уроках с элементами письма

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения

И.п. — сидя, руки на поясе, 1 — поворот головы направо; 2

3 — поворот головы налево; 4 — и.п.; 5 — голову наклонить вперед

6 — и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц

И.п. — сидя, руки подняты вверх. 1 — сжать кисти в кулак; 2 разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнения для снятия утомления с мышц туловища.

И.п.- стойка, ноги врозь, руки на поясе. 1-повернуть туловище направо; 2 — поповернуть влево. Во время поворота ноги остаются не­подвижными . Повторить 4-6 раз. Темп средний.

4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. — стоя, руки вдоль туловища. 1- правую руку на пояс; 2 — левую руку на пояс; 3 —правую руку на плечо, 4- левую руку на плечо; 5—правую руку вверх;6 — левую руку вверх; 7-8 — хлопки руками над головой; 9 — опустить левую руку на плечо; 10 — правую руку на плечо; 11 — левую руку на пояс; 12 — правую руку на пояс; 13-14 — хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп — 1 раз медленный; 2-3 раза — средний; 3- 4 — быстрый.

Корригирующие упражнения для нормализации осанки

1. Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки со­единить, живот подтянуть, подбородок приподнять.

2. Ходьба обычная, следя за осанкой.

3. Ходьба на носках, руки за головой.

4. Ходьба на пятках, руки на поясе.

5. Ходьба на наружном крае стопы, пальцы ног поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.

Упражнения стол

1. Поднять руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдох; вернуться в исходное положение (основная стойка — выдох). То же самое — дру­гой ногой.

2. И.п. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 — развести локти в стороны, сводя лопатки — вдох; 3-4 — исходное положение — выдох.

3. Приседание с прямой спиной на носках (на пятки не опускать­ся). Колени развести в стороны, руки вперед или в стороны на счет 1-2, на 3-4 медленно вернуться в и.п.

4. И.п. Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад.

5. И.и. Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперед с прямой Спиной.

6. «Мельница». Соединять кисти рук за спиной (сверху то правая, ТО левая рука).

7. И.п. Ноги па ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад.

8. Поднимание прямых рук через стороны вверх — вдох. Возвраще­ние1 в и.п. — выдох.

9. И.п. Ноги на ширине плеч, руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в сторону на выдохе.

10. Ходьба по скамейке, стоящей на полу, или по рейке перевернутой скамейки. Руки в стороны, на голове мешочек с песком (вес разли­чен, в зависимости от возраста и тренированности).

Упражнения для снятия утомлении. восстанавливающие силы

Эти упражнения просты и эффективны, для их выполнения не требуется специального оборудования, поэтому их можно выполнять в классе, в программе физкультминутки.

Упражнение для глаз. Причиной головных болей часто является переутомление или непривычная нагрузка на глаза. Это упражнение очень просто. Оно предназначено для выработки привычки делать упражнения для глаз регулярно.

Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее глаза до предела вниз зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз — против часовой стрелки.

После выполнения упражнения школьникам полезно напомнить, что для сохранил зрения очень важно, чтобы рабочее место было хорошо и правильно освещено. Следует избегать слепящего света. Полезно по нескольку раз в час на несколько секунд прекратить работу и дать глазам отдых, т.е. закрыть их ладонями так, чтобы они отдохнули полной темноте.

Упражнение на корточках. Облегчает работу сердца, снижает кровяное давление. Выполняется просто: свободно сесть на корточки (ступня полностью на полу), максимально расслабиться, держа на весу го лову и руки. Посидеть в этой позе одну минуту.

Упражнения для снятия утомления (предложены И.А. Васильевой). Помогают быстро восстановить силы после тяжелой нагрузки. Их следует выполнять при первых признаках усталости.

1. Сложить ладони перед грудью, пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и грудь. Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 сек — и стало жарко. Повторить 3 раза.

2. Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить лок­ти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно — так, чтобы было прият­но, 10-15 сек.

3. Растереть ладонями уши — вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх — вниз, вперед — назад. При этом поцокать язы­ком, как лошадка, 15-20 сек.

4. «Ворона». Произносить «Ка-аа-аа-аар!», при этом стараясь поднять как можно выше мягкое нёбо и маленький язычок (6 раз), Затем попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом.

5. «Колечко». С усилием направляя кончик языка назад по вер­хнему нёбу, постараться дотронуться языком до маленького языч­ка. Попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом. Легче, быстрее, еще быстрее! 10-15 сек.

6. «Лев». Дотянуться языком до подбородка. Еще дальше! По­вторить 6 раз.


Список литературы:

1. В.Базарный. Телесная вертикаль. Пед.вестник. № 6. 96г.

2. В.Базарный. Механизм утомления и закрепощенного развития детей. Пед.вестник. № 7, 96г.

3. Методико-психологическое обеспечение учебного процесса. М, 1997г.

4. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей, М. 1999г.

5. Клочкова С.А. Валеологический практикум для школьника, Казань, 1998г. 6. Татарникова Л.Г. Валеология — основы безопасности жизни ребенка. С.Пе­тербург, 1995 г.

7. Маврова В.М. Шакиров В.Г. Комплексы физических упражнений для динамических пауз на уроках . Казань , 2000г.

8. Валеология в школе.

9. Земченков Н.М., Зеленцова В.Е., Ермачкова Н.Ф. и др. «Здоровьесберегающее обучение и воспитание в сельской малокомплектной школе». Калуга , 2002.г.

10. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. М. 2004г.

11. Н.К. Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М. 2005г.

31


Свежие документы:  Конспект урока по физической культуре в 4 классе по теме: "Совершенствование передач и ловли баскетбольного мяча"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: