Статья «Комплексный подход в формировании здорового образа жизни учащихся средней школы № 2 г. Новочебоксарска Чувашской Республики»


Муниципальное бюджетное образовательной учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Новочебоксарска

Чувашской Республики

































Комплексный подход в формировании

здорового образа жизни учащихся МБОУ «СОШ №2»

г. Новочебоксарска Чувашской Республики

(статья)



















Выполнила Алексеева Надежда Ивановна –

к.п.н., учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 2» г. Новочебоксарска

Кириллова Лариса Николаевна –

заместитель директора

по воспитательной работе

МБОУ «СОШ №2» г. Новочебоксарска









Новочебоксарск — 2014

Комплексный подход в формировании

здорового образа жизни учащихся МБОУ «СОШ №2»

г. Новочебоксарска Чувашской Республики







Здоровье взрослого человека является той ценностью, основы которой формируются в детские, подростковые и юношеские годы. Имеются все основания для рассмотрения здоровья как одного из важных условий повышения качества образования. От здоровья человека, умения его управлять своими эмоциями во многом зависит успешность в профессиональной и личной сферах жизни.

В настоящее время в понятие “здоровье” включается нравственное и духовное благополучие. В связи с этим модель здоровья может быть представлена в виде его составляющих: здоровье физическое, здоровье психическое, здоровье социальное, здоровье нравственное.

Поэтому основой укрепления здоровья учащихся является выработка и реализация образовательной политики всеми участниками образовательного процесса – администрацией школы, учителями, детьми, родителями, медицинскими работниками, социальным педагогом, психологом. Именно комплексный подход предлагает интеграцию всех заинтересованных лиц по созданию совместных проектов по привлечению детей к занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни, поскольку каждая структура в отдельности не даёт должного положительного результата.

Работа по формированию здорового образа жизни учащихся средней школы № 2 г. Новочебоксарска базируется на концепции системы воспитательной работы школы «Учеба. Творчество. Успех». В учебно-воспитательном процессе реализуются следующие направления деятельности:

  • спортивно-оздоровительная направленность, формирующаяся через уроки физической культуры и внеурочную деятельность

Уроки физической культуры в 1-11 классах проводятся 3 раза в неделю. В осенний и весенний периоды они проходят на стадионе, оборудованном необходимым инвентарем, либо в спортивном и малом залах. Школа обеспечена лыжным спортивным инвентарем, что позволяет в зимнее время одновременно 2-3 классам заниматься лыжной подготовкой.

В школе организована работа секции по волейболу, рукопашному бою. Школа сотрудничает ДЮСШ№2. Тренер по легкой атлетике Полковникова О.Ф. занимается 3 раза в неделю с обучающимися 4-х классов. Занятия по баскетболу проводит тренер ДЮСШ №2 Николаев В.В. Тренер ДЮСШ №1 Немешаева М.Г. занимается в школе с первоклассниками гимнастикой. Обучающиеся 2а, б, в, 3а, 3в классов занимаются плаванием в бассейне СДЮШОР №3. В течение 5 лет в школе проводит занятия по карате от Федерации каратэ Морковкина А.А.

По итогам мониторинга доли учащихся, занимающихся физкультурой и спортом (по состоянию на 01.10.2013 года):

— число учащихся, посещающих школьные спортивные секции – 231, доля -37%;

— число учащихся, посещающих ДЮСШ – 310, 29%;

— число учащихся, посещающих физкультурно-спортивный комплекс

( СДЮШОР№3) – 180, доля – 29%;

— число учащихся посещающих спортивные секции при ЦРТДиЮ -15, доля – 2,3.

  • образовательная направленность приобщение детей к культуре спорта через конкурсы, спортивные акции

Ориентируя школьников на здоровый образ жизни, прежде всего необходимо формировать нравственное сознание учащихся, убеждая их в том, чтобы вести здоровый образ жизни, мало знать, что делать и как делать, главное – надо, укрепляя здоровье, относиться к нему как к особой ценности, необходимо научится хотеть вести здоровый образ жизни. Учителю важно знать, какое место в системе жизненных ценностей его ученики отводят своему здоровью, и какая мотивация преобладает в их желании улучшить его.

Сила желания заниматься спортом определяет также уровень знаний о здоровье и степень владения практическими оздоровительными умениями и навыками.

Учебный 2013-2014 год в средней школе №2 начался с уроков здоровья «Здоровые дети – в здоровой семье».

В течение года 2 раза (октябрь, ноябрь и март, апрель) проводятся в мероприятия рамках республиканской акции «Молодежь за здоровый образ жизни». Самые интересные из них:

— КВН между учащимися 3-4 классов « Здоровое поколение»;

— конкурс агитационных сценических программ для 7-9 классов « Умей сказать « НЕТ!» ;

— школьный конкурс шоу – команд « Стартинейждер»;

Впервые проведена неделя, посвященная олимпийскому движению, в рамках которой наиболее интересными были признаны:

— познавательные классные часы «История Олимпийских игр»;

— викторина «Олимпийская энциклопедия»;

— конкурс творческих работ «Олимпийская атрибутика» (символы, флаг, девиз, эмблемы, талисманы):

— беседы «Знаменитые олимпийцы современности»;

— круглый стол «Мир олимпийских колец»;

— конференция «Игры 2014: настоящее и будущее Сочи»;

— заочная экскурсия «Сочи – столица зимней Олимпиады – 2014г»;



В апреле в рамках Всемирного дня здоровья проводятся:

— виртуальное путешествие по сайтам, посвященное миру спорта и здоровья;

— круглый стол «Режим дня – путь к здоровью»;

— литературный поиск по биографиям известных людей «В здоровом теле – здоровый дух»; « Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра».

  • адаптивная направленность (физическая культура для ослабленных детей).

Учителя физической культуры школы, проводя занятия с этой группой учащихся, учитывают состояние здоровья детей и ограничения для занятий физической культурой исходя из специфики заболеваний. Занятия нацеливают на укрепление здоровья детей, коррекцию физического развития и повышение уровня физической подготовленности;

  • здоровьесберегающая направленность — контроль за здоровьем учащихся в режиме дня школы;

Ведущим вектором здесь является использование здоровьесберегающих технологий на уроках по всем дисциплинам.

Здоровьесберегающие технологии в обучении — это совокупность специальных форм, методов, способов, приёмов и воспитательных средств, выстроенная в определённой последовательности, системно используемых в образовательном процессе.

Занятия в школе начинаются с утренней зарядки. В Дни здоровья проводятся зарядки со Звездой, на которые приглашаются спортсмены из Новочебоксарского училища олимпийского резерва, выпускники и известные жители города Новочебоксарска.

Ежегодно проводится конкурс «Самый здоровый класс», который включает в себя:

— мониторинг посещаемости – сбор информация о заболеваемости учащихся в классах;

— проверку внешнего вида;

— количество, питающихся учащихся в классе.

Ежемесячно реализуется рейд «Санитарный патруль», в рамках которого проводится проверка внешнего вида в соответствии с положением о школьной форме и наличия предметов личной гигиены.

  • массовые спортивно-оздоровительные мероприятия

Систематическое использование игрового и соревновательного метода способствует оптимизации самостоятельного двигательного режима, улучшению здоровья, повышению умственной работоспособности детей. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребёнка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, ориентацию на групповые и индивидуальные действия. Игровая деятельность даёт возможность повысить интерес к учебным занятиям, помогает детям, научится принимать ответственные решения в сложных ситуациях, повышает их творческий потенциал

Традиционным общешкольным мероприятием являются Малые олимпийские игры, в этом году их провели в феврале и приурочили к открытию XXII Олимпийских игр в Сочи. Была проведена Неделя зимних видов спорта. В феврале, в преддверии Дня защитников Отечества проведены следующие спортивные мероприятия: соревнования по дуэльной стрельбе среди команд 6,7, 8, 9 классов; по пулевой стрельбе «Меткий стрелок» среди учащихся 6,7, 8, 9 классов; лыжные гонки на дистанции 2 км среди учащихся 9-х классов; игра «Лапта» между командами 6 – 7-х классов, пионербол между командами 5-6 классов, волейбол — между сборными командами учителей и учащихся, игра « Совушка и сова», соревнования по русским шашкам «Белая ладья», лыжные гонки, «Меткий стрелок» — соревнования по дартсу; спортивно-интеллектуальное мероприятие, «А ну-ка, парни!» — разборка и сборка АК – 74 среди учащихся 8,9,10 классов, игра – соревнование между юношескими командами 6-7 классов на тему: « Я бы в армию пошел…», игры «Зарница» и «Орленок».

Одним из самых любимых общешкольных конкурсов является «Стартинейджер», который проводится уже более 5 лет.

  • социальная адаптация (создание системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся детей; формирование у детей социально значимых ценностей, профилактика девиантного поведения подростков через приобщение их к культуре спорта)

Для эффективности организации образовательного процесса, охраны и укрепления здоровья учащихся, устранения перегрузок в школе осуществляется медико-психологический мониторинг;
наблюдение за функциональным состоянием детей, состоянием их здоровья; проведение мониторинга физической подготовленности
и уровня здоровья детей.

Школа активно сотрудничает с Медико-педагогическимским центром города Новочебоксарска, специалисты которого ежегодно проводят практические занятия с юношами и девушками с 7 по 11 классы на темы: «Физиологическое взросление подростков», « Половое созревание девушек и юношей» и другие. Беседы проводятся по группам: отдельно с юношами, с девушками. В работе по формированию ЗОЖ помогают детские наркологи наркологического диспансера города Новочебоксарска, которые проводят встречи, в рамках которых не только беседуют с детьми, но и демонстрируют видеоматериал, проводят анкетирование и тестирование по различным направлениям.

С целью привития трудовых навыков, а также для формирования активной гражданской позиции, что, безусловно, способствует формированию ЗОЖ, в школе организуются трудовые бригады (в течение года 4-5 раз).

  • взаимодействие родителей и детей в двигательной активности, рекреационной деятельности

Обучающиеся школы и педагоги и родители — активнее участники городских, республиканских спортивных мероприятий. В 2014 году по итогам Всероссийских лыжных гонок « Лыжня России» стали « Самой массовой школой». В городском конкурсе «Мой ребенок олимпиец» признаны « Самой спортивной школой». Два класса – 3а, 3б были номинированы как « Самые спортивные классы».

Таким образом, разработанный и реализованный в учебно-воспитательной деятельности МБОУ «СОШ №2» комплексный подход по формированию стойкой мотивации и ценности здорового образа жизни учащихся имеет положительные результаты, в связи с чем является педагогически целесообразным и эффективным.



Список использованной литературы


  1. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях / Л.Н. Антонова.- М.: МГОУ, 2004. — 100с.

  2. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения // Школа.-2005.- №3.- С.52-87.

  3. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы/ Ю.В. Науменко// Педагогика.-2005.- №6. — С.37-44.



Свежие документы:  Применение графического метода при решении неравенств с параметром, 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: