Статья по теме «Новые формы в массовом физкультурно-спортивном движении» 6-10 класс


Муниципальное образовательное учреждение

МБОУ Кировская СОШ

Алтайского района Хакасия








Предмет : Физическая Культура

Возраст учащихся: 6-10 класс

Статья


ТЕМА: Новые формы в массовом физкультурно-спортивном движении.






Автор:


Синельникова Марина Михайловна


Учитель физкультуры о ОБЖ

МБОУ Кировская СОШ











Кирово — 2012

Новые формы в массовом физкультурно-спортивном движении.



Одной из важных составляющих физического воспитания в школе является внеклассная спортивно- массовая работа. В рамках нашей школы организуются различные физкультурные секции, проводятся спортивные игры, соревнования, спортивные праздники. В 2009 году возникла проблема о нехватки физкультурного актива школы. Провести соревнование, или какое нибудь мероприятие дело непростое, хлопотное, и без помощи активистов здесь никак не обойтись. В 2009 году разработана программа организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе.


Основная цель программы:


  1. Сохранение и укрепление здоровья учащихся

  2. Дополнительное образование детей в области физической культуры и спорта.

  3. Формирование навыков здорового образа жизни.


ЗАДАЧИ:


  1. Воспитательная – воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью;

  2. Обучающая- обучение детей нормам здорового образа жизни, развитие задатков и склонностей к различным видам спорта, формирование и совершенствование двигательных навыков;

  3. Оздоровительная- укрепление здоровья учащихся, закаливание организма, содействие физическому развитию школьников, а также профилактика наиболее распространённых заболеваний.

1

Ожидаемые результаты:


  1. Формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

  2. Введение оптимального режима труда и отдыха детей.

  3. Повышение уровня физического, а отсюда – психического и социального здоровья детей.

Актуальность программы подтверждали статистические показатели, которые наблюдались в школе 3 года назад. Например:

. 25-30% детей, пришедших в 1-й класс школы, имели физические недостатки, или хронические заболевания;

. 90-92% выпускников школы были не осведомлены о своих болезнях, они попросту не знали, что больны.

. только 8- 10% выпускников школы можно было считать действительно здоровыми.

Физическое воспитание во внеурочное время связано с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием школьника и активно содействует всестороннему развитию детей, учит чёткому подчинению дисциплине, выполнению правил, норм спортивной этики, уважению соперника, судей, развивает умение бороться до победы.

Быть здоровым — выгодно биологически, т.к. организм более эффективно и долговременно сохраняет свою природу. Также здоровье выгодно экономически – здоровые люди дольше сохраняют трудоспособность, они определяют экономическое развитие страны, её обороноспособность, а также здоровье нации в целом.

Здоровье выгодно эстетически- здоровый ребёнок, подросток, да и взрослый человек отличается своей привлекательностью, заряжая окружающих своей положительной энергией.

Основные принципы:



. демократичность ( свобода выбора учащимися внеучебных занятий, планирование работы совместно с родителями, с учащимися, с педагогами);

. равенство ( нет дискриминации, оскорблений друг друга, боязни неудач);

. участие (вовлечение всех участников проекта во все стадии планирования, реализации и оценки своих действий);

. целостность (проект направлен на укрепление физического, умственного и социального здоровья);

. системность (физическое развитие происходит не хаотично, а по определённой системе).

Программа рассчитана на 5 лет.


Кировская средняя школа на протяжении почти двух лет постоянно имеет свои « потомственные» кадры, которые не стихийно возникают,

а являются результатом определённой планомерной воспитательной работы с активистами. Можно сказать, что появление у некоторых учащихся глубокого и устойчивого интереса к профессии учителя и тренера формируется благодаря многим факторам, а именно: овладение практическими навыками – страховка на уроке физкультуры и тренировочном занятии, организация соревнований с малышами, и на спортивном часе, а также по месту жительства с последующим их обсуждением и анализом, судейство всевозможных соревнований;

специальная теоретическая подготовка на уроках физкультуры, внеклассных занятиях, тренировках и, более основательно, на семинарских занятиях;

увлечённость, самоотверженность в работе их наставников;

чётко налаженная, тщательно продуманная деятельность во всех звеньях школьной системы физического воспитания учащихся, таких, как: утренняя гимнастика, физкультминутки и физкультпаузы, активные перемены, уроки, спортчас, внеклассные и внешкольные занятия, самостоятельного выполнение обязательного задания на дом по физкультуре; самостоятельное изучение специальной методической литературы по физкультуре ( журнал «Физическая культура в школе»), чтение периодически – журналов « Физкультура и спорт» « Спортивные игры», газет « Советский спорт», центральных и местных.


Поэтому учащиеся, которые поступают, в физкультурные училища котируются высоко, отзывы о них самые лестные, они прекрасно подготовлены физически, чувствуется, что есть у них добрая педагогическая закваска. Среди них не бывает отсева. Им привита настоящая любовь к физическим упражнениям, физкультуре и спорту, учительской профессии!»

Все общественные инструкторы, судьи – физкультурный актив школы – занимаются в постоянно действующих семинарах.

Практикуются занятия с тремя категориями физкультурных и спортивных активистов.


Учёба физоргов класса.


Темы теоретических и практических занятий:


  1. Задачи физического воспитания школьников.

  2. Формы и содержание физкультурно-гигиенической и спортивной работы в классе. Права и обязанности физоргов класса.


  1. Планирование физкультурно-гигиенической и спортивной работы.

  2. Создание и руководство деятельностью физкультурного и спортивного актива класса.

  3. Подготовка команд к школьным соревнованиям, смотру – конкурсу на лучший спортивный класс. Организация дополнительных занятий с отстающими по физкультуре. Составление положения, заявки, знакомство с календарём спортивных мероприятий класса.

  4. Физкультура в режиме дня школьника.

  5. Формы агитации и пропаганды физкультуры и спорта ( беседы, спортивный уголок в классе, выпуск стенной газеты на спортивную тематику ит.п.)

  6. Подготовка значкистов ГТО и разрядников.

  7. Учёт работы по физкультуре и спорту в классе. Дневник физорга.

  8. Врачебный контроль и самоконтроль. Режим дня и санитарно- гигиенические требования.

  9. Инструкторские навыки физорга.

Все занятия совета физоргов обязательно протоколируются: что решили, кому поручили и срок исполнения. Протокол ведёт физорг школы каждый раз с новым секретарём.

Секретарь после совета физоргов пишет на отдельной бумаге (тетрадном листе) решение совета физоргов и вывешивает на стенд «Совет физоргов» для всех учеников.

УЧЁБА ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТРУКТОРОВ.


Данная категория общественного физкультурного актива школы призвана осуществлять массовую физкультурную работу в режиме учебного дня,

а именно: проведение гимнастики до занятий, физкультурных удлинённых перемен, физкультпауз ( физкультминуток) во время учебных занятий, занятий в секции общей физической подготовки ( ОФП) и группах ГТО.


Темы теоретических и практических занятий:

  1. Физическая культура как средство укрепления здоровья школьников.


  1. Гигиенические условия проведения оздоровительных мероприятий по физкультуре

  2. Формы оздоровительных мероприятий в школе, их организация и проведение.

  3. Методика проведения гимнастики до занятий, игр на воздухе, физкультурных пауз ( Физкультминуток)

  4. Методика проведения занятий в секции ОФП и группах ГТО.

  5. Составление комплекса упражнений для утренней гимнастики.

  6. Составление комплекса упражнений для физкультминуток.

  7. Планирование занятий общефизической подготовки, разработка и составление учебного плана, плана – конспекта.

  8. Разучивание подвижных игр, спортивных аттракционов для проведения физкультурных перемен в помещении и игр на воздухе.


  1. Особенности организации спортивно- массовой и физкультурно-оздоровительной внешкольной работы.

Подготовка инструкторов по спорту. ( 8-10 классы)


Занятия с тренерами по спорту проводятся один раз в неделю по 45 минут. Форма проведения семинара имеет учебно-методический характер.


Тематика теоретических и практических занятий:


  1. История развития данного вида спорта.

  2. Организация работы спортивной секции в школе.

  3. Основы построение спортивной тренировки

  4. Врачебно- педагогический контроль за занимающимися спортом.

  5. Нормы нагрузок на тренировках.

  6. Особенности дифференцированного применения средств физической культуры в занятиях со школьниками разного пола и возраста с учётом состояния их здоровья, степени физического развития и уровня подготовленности.

  7. Оценка физического развития и физической подготовленности, занимающихся физкультурой и спортом.

  8. Планирование спортивных тренировок.

  9. Общефизическая подготовка

  10. Судейство соревнований

  11. Подводящие и специальные упражнения спортсмена, место их в тренировочном процессе.


Подготовка спортивных судей.


Тематика теоретических и практических занятий.


1..Развитие физической культуры и спорта в России

2. Особенности данного вида спорта

7

3. Подготовка к соревнованиям, их организация и проведение. Составление положения о соревнованиях. Условия проведения соревнований, обеспечение безопасности во время них.

4. Правила соревнований и техника судейства. Практика судейства.

В школе благодаря тщательно отлаженному и продуманному процессу подготовки активистов за последние два года нет недостатка в физкультурных кадрах, что значительно активизирует деятельность школы во всех звеньях системы физического воспитания.

Вся внеклассная физкультурная и спортивная жизнь в школе проходит под девизом ГТО.


Подготовка к сдаче нормативов комплекса ГТО идёт не только на уроке, но и на массовых спортивных соревнованиях, секционных занятиях.

В этой работе задействован отряд активистов.

Все члены педагогического коллектива школы так же имеют определённые обязанности. Классные руководители и учителя предметники добиваются выполнения учащимися ежедневной утренней гимнастики до занятий. Привлекают ребят к занятиям секциях, обеспечивают (вместе с медсестрой школы) соблюдение санитарно-гигиенических условий проведения уроков физкультуры и секционных занятий.

Оказывают помощь в формировании правильной осанки у учащихся, содействуют в подготовке и сдаче норм и требований комплекса ГТО всеми практически здоровыми учащимися класса.

Ребята с большим желанием и успехом состязаются в традиционных популярных кроссах «Золотая осень», в «Стартах надежд», « Папа, мама я спортивная семья», в лёгкоатлетических эстафетах в честь « Дня Победы», «Дня учителя» где дети соревнуются против учителей…

Почти все мероприятия они идут под девизом комплекса ГТО. Но главное в подходе к стартам по программе ГТО не только их количество, но и массовость. Спортивные соревнования и физкультурно-оздоровительные мероприятия планируются равномерно в течение учебного года и проводятся ежемесячно, в том числе и во время осенних, зимних и весенних каникул, в форме физкультурных праздников, детских игр «Вас вызывает Спортландия!», Дней здоровья и т.п.

При этом особое внимание следует обращать на участие детей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в шестой свободный от учебных занятий день недели.


Самыми популярными и значительными стартами в школе стали летние малые школьные Олимпийские игры, которые проводятся в конце каждого учебного года. Эти игры как бы венчают спортивный сезон, в итоге учитывается вся предшествовавшая им спортивная деятельность классов. К играм актив школы готовится целый год. Физкультурный актив школы решил, что проведение спортивного праздника Олимпийские игры, ещё более сплотит ребят, даст им возможность проверить свои силы, поможет подвести итоги деятельности учителя физкультуры и всего актива школы, наметить перспективу развития физкультуры и спорта в селе.

В школе также принято награждать лучших активистов – организаторов работы по комплексу ГТО, физоргов, капитанов команд, старост спортивных секций.

Формы поощрения в школе применяются самые различные: объявление благодарности, награждение грамотой, специальными медалями. В 2007 году на основании личных достижений присвоен І юношеский разряд по лёгкой атлетики трём учащимся, и 10 учащимся І юношеский разряд по волейболу.

Подготовка художников-оформителей:

Огромную роль в проведении любого мероприятия играет его внешнее оформление, своевременная информация о результатах, показанных на соревнованиях. Эти работы кропотливы, требуют усидчивости, настойчивости. Здесь мало одного желания оперативно оповестить всех об успехах товарищей.

Каждое объявление, таблица, «молния» должны не только нести информацию, но и быть красочно, привлекательно оформленными.

Художника не назначишь. Им надо родиться. Поэтому было трудно подобрать кандидатуру. Через учителя рисования, физоргов, в личной беседе, используя убеждения, нашлись желающие, и с удовольствием исполняют эти обязанности. Очень много оформительской работы и при проведении соревнований, особенно в период их подготовки. Здесь и лозунги, и плакаты, гирлянды флажков. Юные художники поощряются, поддерживаются, и это очень важно – не отбить охоту у ребёнка к работе.


Перспективы дальнейшего развития является двухдневный турслёт школы. Тут подводятся итоги всего наработанного за учебный год, тут демонстрация качества работы учителей и родительских комитетов классов и школы с детьми.

Рекомендуется организовывать турслёты в виде соревнований по многоборью.

Они служат целям пропаганды туризма, обучения туристским навыкам, подводят итоги за определённый период.

Лучше всего проводить турслёт в конце мая, когда учебный год уже закончен и погода хорошая. Место турслёта должно быть удобным для подъезда и подхода, безопасным, иметь условия для организации соревнований, обязательно наличие воды для питья и хозяйственных нужд, дров для костра. Хорошо, когда из года в год используется одно и то же место. При этом легче решаются организационные вопросы.

Подготовка к соревнованиям начинается заблаговременно. Советом физоргов разрабатывается подробный план соревнования с указанием конкретных мероприятий, судей.

План утверждается директором школы. В плане отражаются вопросы материального обеспечения, как соревнований, так и команд классов, комплектования судейской коллегии и места проведения.

Судейская коллегия комплектуется заранее. Совет физоргов решает, какие виды соревнования можно обслужить своими силами (старшеклассники) и каких родителей, шефов. С юными судьями надо провести несколько инструктивных занятий.

Положение о соревновании надо разработать как можно раньше, ознакомить с ним не только учителей, но и ребят. В положении подробно осветить условия проведения каждого вида соревнований: действия команд и участников, систему штрафов, подведение итогов.


Список использованной литературы:

1.Н.Г. Озолин, Молодому коллеге, М., ФиС., 1988.

2. Об утверждении программы «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы»: Приказ министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2003 г. № 114 // Консультант Плюс. Версия Проф.

3.В.М. Зациорский, Физические качества спортсмена, М., ФиС., 1990.

4.А.И. Пьянзин, Спортивная подготовка легкоатлетов-прыгунов–М.: ТиПФК, 2004.

5. В.И. Лях, Тесты в физическом воспитании школьников Пособие для учителя. – М.: ООО Фирма, 1998.

6. В.И. Лях, Двигательные способности школьников — М., 2003.

7. А.П. Назаров, Тройной прыжок – М.: ФКиС, 2007. – 160 с.

8.Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания. 1-11 классов — М.: Просвещение, 2005.










Свежие документы:  Конспект урока биологии для 8 класса «Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: