Электив в 7 классе по теме «Решение экспериментальных задач»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ялгинская средняя общеобразовательная школа»

Г.о.Саранск республики Мордовия.







Конспект электива по физике
в 7 классе
Тема.
Решение задач по теме

«Давление жидкостей и газов»









Подготовила

учитель физики

Ахметова Нязиля Джафяровна







Г.о. Саранск

2011



Тема.
Решение экспериментальных задач по теме
«Давление жидкостей и газов»

Цели: продолжить формирование умений решения экспериментальных задач по теме «Давление жидкостей и газов»; развить познавательную активность ребят; привить самостоятельность в поиске новых знаний.

Ход урока

1. Актуализация знаний. Включение детей в деятельность.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

На данном этапе проверяется готовность ребят к учебной деятельности.

Форма работы – фронтальная.

Цель фронтальной беседы: готовность мышления к построению нового способа действий.

На данном этапе воспроизводится ЗУН, достаточные для построения нового способа действий.

На данном этапе проверяется: соответствие заданий содержательной установке урока; свободное владение детьми предложенным содержанием.


Решение задач-рисунков.

Задача 1

К чашкам весов подвешены два одинаковых железных шарика. Нарушится ли равновесие, если шарики опустить в жидкости? Ответ объясните.

Ответ. Нарушится. На шарик в керосине действует меньшая выталкивающая сила, а значит данный шарик перетянет.

Задача 2

В сосуд погружены три железных шарика равных объемов. Одинаковые ли силы, выталкивающие шарики?

Ответ. На все шарики действует одинаковая выталкивающая сила, т.к. их объемы одинаковые и они находятся в одной и той же жидкости.

Задача 3

На поверхности воды плавают бруски из дерева, пробки и льда. Указать, какой брусок пробковый, а какой из льда? Ответ обоснуйте.

Ответ. Первый брусок из льда, а третий из пробки.

Задача 4

В сосуд с водой опущены три одинаковые пробирки с жидкостью. На какую пробирку действует наибольшая выталкивающая сила?

Ответ. На вторую и третью пробирки действует наибольшая выталкивающая сила.

Задача 5

Используя данные рисунка, определить плотность камня?

Ответ. 2500кг/м3

Задача 6

В сосуд погружены три железных шарика равных объемов. Одинаковые ли силы, выталкивающие шарики?

Ответ. На все шарики действует одинаковая выталкивающая сила, т.к. их объемы одинаковые и они находятся в одной и той же жидкости.

Методическое указание.

Сформулированные задачи являются проблемными вопросами для учащихся. Ответы на данные вопросы получаю в ходе побуждающего и подводящего диалога с учащимися с целью активизации познавательной деятельности учеников.

Разминка

Загадки

1. В чем сущность явлений? — на это ответ

Свежие документы:  "Нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья"

Искал Сиракузский мудрец…

2. Быстрей ли падает, что тяжелей?

И это проверить решил…

3. «Сложен мир из мельчайших частиц» —

Так считал древний грек…

4. Как пишется «камень» научит грамматика.

Размеры и форму найдет математика.

А … массу отыщет и вес.

5.«Земля неподвижна», — когда-то учили

«Земля неподвижна», — монахи твердили.

узнал о движенье земном.

Движенье Земли он увидел умом.

Ответы: 1. Архимед.

2. Галилей.

3. Демокрит.

4. Физика.

5. Коперник.


К решению экспериментальных задач начинаю с эпиграфа.

Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением.

М.В.Ломоносов



2. Решение экспериментальных задач.

Цель: обозначить тему урока; выдвижение гипотез учениками и нахождение путей их решения; выявить затруднения в деятельности ребят; подведение детей к открытию нового знания с помощью подводящего или побуждающего диалога.

На данном этапе ученики выбирают метод решения учебной задачи и на его основе выдвигают и обосновывают гипотезы. На данном этапе урока ученики готовятся преодолеть возникшее затруднение с помощью нового способа действия (эксперимента).

Возникшее затруднение фиксируется учащимися (мотив).

На данном этапе активизируются мыслительные операции: внимание, память и т.д.

Использованы коллективные формы работы: побуждающий диалог, фронтальная работа.

На данном этапе: выявляются причины ошибок; является ли индивидуальной деятельность детей в проблемной ситуации; зафиксировано ли самими детьми запланированное затруднение; выбран ли метод решения проблемной ситуации детьми самостоятельно; предложено ли решение проблемы самими детьми; не нарушена ли учителем роль организатора коммуникации.

Задача №1

Измерить выталкивающую силу, действующую на алюминиевый брусок в воде .

Приборы и материалы: линейка, брусок из алюминия.

Задача №2

Измерить выталкивающую силу, действующую на алюминиевый брусок в воде.

Приборы и материалы: Мензурка с водой, алюминиевый брусок.

Задача №3

Измерить выталкивающую силу, действующую на алюминиевый брусок.

Приборы и материалы: Стакан с водой, динамометр.

Задача №4

Измерить плотность деревянного бруска.

Приборы и материалы: Мензурка с водой.

3. Рефлексия деятельности(3мин).

Цель: самооценка результатов деятельности учителя и ученика, осознание метода решения экспериментальных задач.

Требования к данному этапу: организация рефлексии и самооценки учениками деятельности на уроке; фиксация учителем степени соответствия результатов деятельности и поставленной цели; планирование дальнейшей деятельности и определение задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

Вопросы для беседы.

1)Ребята, какие вопросы ко мне по уроку?

2) Ребята, что нового узнали сегодня на уроке?

Свежие документы:  Конспект урока для 10 класса "Кинетическая энергия. Теорема об изменении кинетической энергии"

3) Где находит практическое применение полученные знания?

Отмечаю, что условия плавания тел находят широкое применение в основе судостоения.

3)Что вызвало у вас на уроке особый интерес?

4)Как вы оценивайте свою деятельность на уроке? Я вас попрошу, на листочке укажите свою фамилию и поставьте себе отметку за работу на уроке. Кому из своих одноклассников хотел бы поставить «5» за сегодняшний урок.

5) Все ли было понятно тебе на сегодняшнем уроке: если все, то поставь знак «+»; если не совсем, то «+-»; если ничего не понял, то «-».

6)Ребята, какую оценку вы хотели бы поставить за сегодняшний урок: «5»,»4», «3», «2».

Отметки поставьте на вторых листочках.

По одному ученику с каждого ряда прошу собрать листочки с ответами, а в это время подвожу краткие итоги урока, отмечая учеников за активную деятельность на уроке.

7. Домашнее задание. Составить экспериментальную задачу и предложить способ ее решения.

В завершении урока я благодарю ребят за активную деятельность на уроке.



















Список использованной литературы

1.Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2007.

2. Перышкин А.В. Физика. 7кл. :учеб. Пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: