Формирование ключевых компетентностей при обучении физике через активные педагогические технологии


Средняя общеобразовательная школа-гимназия №17 г.Актобе













Статья
Формирование ключевых компетентностей при обучении физике через активные педагогические технологии





подготовила

учитель физики

Макарова Елена Геннадьевна













г. Актобе

2013

Фундаментальные академические знания в эпоху Интернет и электронных справочников перестают быть капиталом. От человека, теперь требуется, не столько обладание какой бы то ни было специальной информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы. Если знания сами по себе больше не ценность, то какой результат образования необходим личности и востребован обществом?” 1

На смену Государственным образовательным стандартам первого поколения приходят новые стандарты общего образования второго поколения – это деятельностно-целевой подход к образованию, поскольку главным для них является вопрос: какими действиями необходимо овладеть ребёнку, чтобы решить любые задачи? Не знания, не навыки, а универсальные действия, которыми должен овладеть учащийся, чтобы решить в определённых жизненных ситуациях разные классы задач. В этой связи базовыми результатами школьного образования могли бы стать умения учиться и познавать мир, сотрудничать, коммуникатировать, организовывать совместную деятельность, исследовать проблемные ситуации – ставить и решать задачи.

В рамках образовательного стандарта второго поколения по каждому предмету выделено фундаментальное ядро содержания образования — свод основных понятий, идей, видов деятельности, необходимых человеку в его повседневной жизни. Теоретическая основа “фундаментального ядра общего среднего образования” — идеи, сформулированные ранее в отечественной педагогике: идея “ядра” и “оболочки” школьных курсов (А.И. Маркушевич); идея выделения “объема знаний” по предмету (А.Н. Колмогоров); культурологический подход к формированию содержания образования (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский); системно-деятельностный подход (Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов, В.В. Рубцова).

В современном мире значение физических знаний сохраняется, роль физики непрерывно возрастает, так как физика является основой научно-технического прогресса. Методы и средства физического познания широко востребованы практически в различных областях деятельности людей. Использование знаний и умений по физике необходимо каждому для решения практических задач повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне может стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.

Наиболее полно, на сегодняшний день, основные психологические условия и механизмы процесса усвоения, а также структуру учебной деятельности учащихся описывает системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А.Г. Асмолова, В.В. Рубцова. Следование этой теории предполагается выделение четырёх аспектов: ключевые компетентности, обобщенные предметные умения, прикладные предметные умения, навыки практической деятельности. Компетентность – это на самом деле стандарт, связанный с обеспечением того или иного эффективного действия. Компетентность – это способность к осуществлению эффективного поведения при решении разного рода задач. Идея компетентностно-ориентированного образования – один из ответов на вопрос о направлениях модернизации образования. Формирование компетентностей обучающихся, то есть способность применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из наиболее актуальных проблем современного образования.

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Путешествие в сказки"

Выделено три ключевые компетентности информационная, коммуникативная, и самоорганизационная или самообразовательная. Таким образом, компетентностный подход заключается в формировании трёх названных компетентностей и позволяет проверять не знания, а умения ребёнка применить знания в незнакомой ситуации, решать проблемы, выражать мысли, работать с информацией, делать выводы.

Мировая педагогическая практика показывает, что одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов – это некоторый способ достижения дидактической цели через детальную разработку обозначенной проблемы, которая должна завершиться реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Основные требования к использованию метода проектов выглядят так:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

  2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, сообщение или доклад на уроке, выступление на научно-практических конференциях и т.д.).

  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

  5. Использование исследовательских методов, что предполагает: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов; корректировка; выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта, пр.).

Типология проектов самая различная: исследовательский, творческий, ролево-игровой, практико-ориентированный, но меня, как преподавателя физики больше интересуют проекты исследовательские, проекты полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов.

Преимущества метода проектов на лицо: ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний; самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде и в процессе общения, коммуникации; повышает мотивацию к изучению предмета; приобретает исследовательские навыки. У проектантов формируются различные компетенции. Подробнее остановимся на коммуникативных умениях, под которыми подразумеваются следующие:

  • Умение общаться с взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и отвечать на них; умение вести дискуссию;

  • Умение отстаивать свою точку зрения; навыки устного опроса, интрервьюирование;

  • Навыки монологической речи.

Успешному формированию коммуникативной компетенции будут способствовать своеобразные памятки для учащихся. Правила говорящего, правила читающего:

  • Логично строю речь – читаю быстро (скорость чтения);

  • Ясно излагаю мысли – понимаю прочитанное;

  • Не теряю “нити” разговора – умею пользоваться библиотекой;

  • Правильно и красиво говорю – читаю художественную литературу;

  • Владею интонацией – умею вести записи;

  • Умею варьировать темп речи;

  • Владею вниманием слушателей;

  • Не употребляю слов-сорняков.

Правила работы с информацией: способы формирования умственных действий: уметь слушать – выделение главного; уметь находить информацию – анализ и синтез; уметь читать – обобщение, абстрагирование; уметь конспектировать – индукция и дедукция; уметь понимать – классификация; уметь запоминать – логическое мышление, доказательство, аргументирование; творчество, исследование.

Для реализации активного участия в уроке каждого ученика, повышения авторитета знаний и индивидуальной ответственности школьников за результаты своего труда, для формирования коммуникативной и самоорганизационной компетентностей применяю в своей практике технологию игровых форм обучения. В игровой технологии главную идею и основу эффективности результатов составляют средства, активизирующие деятельность учащихся. В ней дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве её средства. Дидактические игры позволяют пробуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшить наглядность учебного материала, сделав его, таким образом, более доступным, а также интенсифицировать самостоятельную работу и вести ее в индивидуальном темпе. Это формирует компетенцию анализа и самооценки. Систематическое использование игровой технологии позволяет формировать ключевые компетентности учебно-познавательной деятельности: способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умения отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих требований:

  1. Дидактическая игра должна способствовать формированию положительной мотивации к учению.

  2. Дидактическая игра должна способствовать развитию познавательных и социальных мотивов обучения, активности учащихся.

  3. Дидактическая игра должна носить целенаправленный характер.

  4. Дидактическая игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельности учащихся.

  5. Игровая деятельность должна влиять на развитие психических процессов, внимания, памяти, мышления и т.д.

Организация проведения дидактических игр на уроках физики должна быть методически разработана, иметь необходимые дидактические средства. Я основываюсь на классификации игр, предложенной Е.А Борздовой и Т.Ю Герасимовой (см. таблица), а также основных требованиях к разработке сценариев и предметного содержания игры,


Классификация дидактических игр


Основание для классификации

Классификатор игр

По дидактическим целям

Обучающие, контролирующие, обобщающие

По длительности

Мини-игры, полные игры

По степени организации игры

Жесткие, свободные

По количеству участников

Коллективные, групповые, индивидуальные

По форме организации игры

Игры-путешествия, игры-состязания, игры-сказки, КВН, игры-турниры, ролевые игры, игры с сюжетом и т.д.



Игры в учебном процессе обладают большими возможностями для дальнейшего совершенствования учебного процесса, путем формирования и активизации у обучающихся умений и навыков творческой мыслительной, познавательной деятельности. Игра активизирует познавательные способности обучаемых, в ходе ее проведения повышается мотивации учения, возрастает уровень заинтересованности (эвристическая функция), вырабатываются и совершенствуются навыки и умения (обучающая функция), ибо получение новых знаний через игру идет одновременно с их закреплением, в ходе которого многократное повторение не “приедается”, безболезненно ведя к более прочному усвоению. Так как в игре школьник не ощущает себя объектом воздействия взрослого, считая себя полноправным субъектом деятельности, то имеется возможность через игру формировать у него личностные качества (воспитательная функция). В игре обучаемые активно взаимодействуют друг с другом, осваивая правила и способы этого взаимодействия, приобретают опыт взаимопонимания, согласования действий и намерений с другими игроками; соблюдая правила игры, ее участники учатся сдерживать свои непосредственные желания ради совместных действий (коммуникативная функция) ради совместных действий. Через игру легче формируется культура восприятия человеческих ценностей (эстетическая функция).


Литература


  1. Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы понятия, инструментарий.- М, 2002.

  2. Асмолов А.Г. , Бурменская. Г.В. и др. Методология формирования Программы развития универсальных учебных действий – рукопись, 2006.

  3. Intel “Обучения для будущего” Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века.- 10-е издание, переработанное, Москва, 2009.

  4. Полат Е.С. Методология учебного проекта. — М.: МИПКРО, 2000.




Свежие документы:  Программа экологического кружка "Экологический калейдоскоп"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: