1001 идея интересного занятия с детьми
Чекрыгина Людмила Михайловна, МБОУ СОШ №89, учитель физики, Краснодарский край
Предмет (направленность): физика.
Возраст детей: 7 класс.
Место проведения: класс.
Цель урока:
Повторение материала закрепление полученных знаний
Обучение правильной технической речи
Умение выразить свои мысли в устной и письменной форме
Ход урока:
Учитель подводит итоги проделанной предварительной работы учащихся. На предыдущем уроке дети сдали свои сочинения (сказки, рассказы и т.д.).
Объявляет выставленные поощрительные баллы. Зачитывает одну-две разноплановые работы. После чего записывается сочинение, которое включает в себя наибольшее число физических понятий и терминов, останавливаясь на выделенных словах, и просит ответить на этот вопрос.
Сочинение:
Однажды Дилли, Вилли и Билли, убирая свою комнату, нашли странную книгу. Она называлась «Занимательная физика».
— Я раньше не видел у нас этой книги, — сказала Дилли.
— Мы тоже, — подтвердили Вилли и Билли. На выручку пришла Поночка.
— Я видела такую книгу у дяди Скруджа»! – и они, всей гурьбой, ввалились в кабинет дяди Скруджа.
— О, это замечательная книга. Хотите я расскажу вам о ней? – спросил дядя Скрудж.
— Ну, конечно же расскажи, — сказали детки.
— Физика – это наука о природе, — начал свой рассказ дядя Скрудж. – Она изучает явления и процессы, происходящие в природе.
— А кто открыл эту науку? – спросила Поночка.
— Первооткрыватель – Аристотель, а М.В. ломоносов ввел это слово в наш язык в 18-ом веке. И тогда мы серьезно стали заниматься физикой.
— Но, дядя Скрудж, — сказал Билли, рассматривая в это время книгу, — здесь столько интересных картинок, но совершенно непонятные слова.
— Не торопись, Билли, — сказал дядя Скрудж. – чтобы рассказать о физике, изучать ее, приходится использовать специальные слова – термины.
— А есть общие названия для всех предметов, которые нас окружают? – спросил Дилли.
— Ну конечно же! Все предметы, нас окружающие, называются физическими телами, — ответил дядя Скрудж, — каждое тело имеет форму и объем.
— Ты так интересно рассказываешь, дядя Скрудж, но откуда взялись все эти знания? – спросила Поночка.
— Все эти знания в физике взялись из наблюдений и опятов.
— Объясни нам, дядя Скрудж, чем отличаются наблюдения от опытов? – спросил Вилли.
— Опыты проводят с определенной целью, по заранее обдуманному плану и во время опыта выполняют специальные измерения, — объяснил дядя Скрудж.
— А, что ты нам рассказать об измерении физических величин? – спросили ребята.
— Измерять какую-либо величину – значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу этой величины, — пояснил дядя Скрудж. – Для измерений физических величин используют специальные приборы – это линейка, рулетка, мезурка, секундомеры, термометры и прочие приборы.
— Помнишь, дядя Скрудж, когда я болела, бабушка поставила мне термометр. Но я так и не научилась им пользоваться, — проговорила Поночка.
— А я, кажется, знаю, — сказал Билли, — чтобы определить цену деления, нужно найти два ближайших штриха шкалы, около которых написаны значения величины. Затем из большого вычесть меньшее и полученное разделить на число делений, находящихся между ними.
— Правильно, Билли, — похвалил дядя Скрудж.
— Ой, смотри, что я нашёл, — вскрикнул Вилли, — Здесь написано, что вещества состоят из отдельных частиц, между которыми есть промежутки.
— Что это за частицы, дядя Скрудж?
— Частицы, из которых состоят все вещества, называются молекулами. А молекула – это мельчайшая частица вещества.
— Верно, дядя Скрудж, тут так и написано, но какие же размеры молекул, я что-то совсем не понимаю! – спросила Поночка.
— Ну, можно сказать, что молекула во столько же меньше яблока, во сколько яблоко меньше земного шара! – пояснил дядя Скрудж.
— А чем отличаются молекулы одного и того же вещества, дядя Скрудж? – спросил Дилли.
— Запомните, дети – молекулы одного и того же вещества одинаковы! – ответил он.
— А они делятся еще на что-нибудь? – спросил Вилли.
— Делятся, Вилли. Они делятся на атомы.
Тут дверь открылась и на пороге показался Дакворд. Он принес Скруджу его чай с зефиром.
— Ой, как вкусно пахнет твой зефир, дядя Скрудж, — сказала Понка.
— А знаете, почему запах зефира распространился по всей комнате? – дети покачали головами. – Потому что молекулы движутся непрерывно и беспорядочно, — ответил он.
— А знаете, почему заварка окрасила весь мой чай? Потому что произошла диффузия.
— Ой, а я раньше и слова такого не слышал, — сказал Билли, — что это такое, дядя Скрудж?
— Диффузия, ребята, это взаимное проникновение соприкасающихся веществ друг в друга, происходящее от беспорядочного движения частиц.
— А при какой температуре эта самая диффузия происходит быстрее? – спросила понка.
— При высокой, – ответил Билли, прочитав этот раздел. – Чем больше температура, тем быстрее скорость движения молекул.
— А почему твердое тело очень трудно разломать или согнуть, дядя Скрудж? – спросил Вилли.
— Потому что между молекулами существует взаимное притяжение. – просто ответил Скрудж.
— Ох, дядя Скрудж, сколько же всего ты знаешь о физике!
— Нет, ребята, я знаю очень мало, а вот Винт! Винт – гений, изобретатель и, причем, очень удачливый. Но разве смог бы он что-нибудь изобрести, не зная физику? А Зиг-Заг, разве мог бы управлять, не изучив эту прекрасную науку. Они смогут вам рассказать о ней больше.
По окончанию «сказки» выставляются оценки наиболее активным учащимся, давшим наибольшее количество верных ответов.
Домашнее задание: Подготовить сообщение по теме: «Ученые физики. Какие открытия они сделали»
Лучшие сообщения будут рассказаны на последующих уроках.
Цель этого задания: приучить детей работать с дополнительной литературой.
3