Конспект урока для 10 класса «Молекулярная физика. Газовые законы»














МОДЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА


ГАЗОВЫЕ ЗАКОНЫ

(решение задач повышенной сложности)


10 класс








Учителя: Юдинцева Ольга Васильевна












г. Пересвет


средняя школа №5 с углубленным изучением предметов




апрель 2010г.




Тема:

«Молекулярная физика. Газовые законы. «.

I

Тема урока: «Газовые законы. «

Цель урока: применение знаний, умений и навыков учащимися при решении задач повышенной сложности с использованием математических понятий, формул, теорем.


На уровне общеобразовательной школы мы рассмотрели теорию по этой теме, применение газовых законов при решении различных задач трех уровней: простейших, средней сложности и более сложных, требующих более широких знаний в области газовых законов.

Сегодня мы с вами рассмотрим решение задач повышенной сложности,

II


Задача 1.

Учитель: Преложить учащимся ознакомиться с условием задачи, читает условие задачи, комментирует рис.1

Над идеальным газом проведен процесс 1-2-3-4. Определить объем газа в точке 3, если

V1=1 м3, V2=4 м3,

Т1=100 К, Т2=300 К,

р13.


p


2

3


1 4

T

Дано:

V1=1 м3, V2=4 м3,

Т1=100 К, Т2=300 К,

р13.

Найти:

V3

Решение. Учитель

С

y



y1 M1

y M



y2 M2



0 x1 x x2 X

рис.2




x

удя по рисунку к данной задаче, мы имеем дело с прямой в системе координат, проходящей через две точки.

Итак, ребята, имеем прямую, проходящую через две точки: М111) и М222) в системе координат ХОУ. Обратимся к рис.2.

Запишем уравнение данной прямой (приглашается учащийся):

Вернемся к задаче 1, где аналогично запишем уравнение прямой, проходящей через точки 2 и 4

1)

Согласно рис., процесс 1-2 – изотермический, тогда Т1=Т2 = 100К, процесс 4-1 – изохорный, т.е. V1=V4 = 1 м3.

Проведя замену в уравнении , получаем (1)

Мы получили уравнение с двумя неизвестными V3 и Т3 (выделить цветным мелом)

Для точек 1 и 3 можно записать уравнение состояния

Откуда, учитывая, что р1=р3, получаем выражение для Т3 : (*)

Подставляем значение Т3 в (1) и из полученного равенства выражаем V3:

, ;- получили уравнение с 1 переменной относительноV3,


Подставим численные значения: м3

Ответ: 2,2 м3

Учитель: Итак, мы определили объем в точке 3, что требовалось по условию задачи. Ребята, какие основные понятия из области физики и математики мы при этом использовали? ( При этом мы использовали определения изохорного и изотермического процессов, уравнение состояния идеального газа, уравнение прямой в системе координат, проходящей через две точки, и математические преобразования.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Задача 2

Учитель

Предложить учащимся ознакомиться с условием задачи

читает условие задачи , комментирует рис.3

Свежие документы:  Конспект урока английского языка в 3 классе "Christmas"



Один моль идеального газа переводят из состояния 1 в состояние 2. Определить максимальную температуру газа в ходе процесса. (Вызывается ученик)

Дано: =1 моль

Найти: Т3 — максимальную

р

р

1

р

2

0 V 2V V

V

Решение.

Для состояния 3 можно записать уравнение Менделеева-Клапейрона

1) р3V3 = RT3

учитывая, что =1 моль, получим р3V3 = RT3

Откуда (*)

Согласно условию задачи, температура T3 должна быть максимальной, т. е.

(*)– максимально .

Чтобы определить Т3 необходимо выразить р3 ,V3 через p ,V .

Учитель:

y A

B


F E C



0 K D X










Поскольку имеем дело с прямой, проходящей через p/, V/, вновь обратимся к уравнению прямой в системе координат ХОУ, проходящей через две точки.

Рассмотрим частный случай уравнения прямой, когда

(приглашается ученик)

В данном случае уравнение прямой примет вид:

2)

Вернемся к задаче 2. Запишем данное уравнение применительно к задаче по рис.3 :

(1)

В уравнении (1) ставим задачу выразить через известные величины p,V.

Для этого рассмотрим данную задачу в математическом аспекте.

Обратимся к рис .5. Учитывая поставленную задачу, выделим пары треугольников, которые необходимо рассмотреть. Рассмотрим ACF и BCE по рис.5. (приглашается ученик)


1) ACF и BCE (< С – общий, < 1 = < 2 как соответственные при АО//ВК и секущей AD.

Отсюда . Аналогично составим отношение по рис.3 :

2)Рассмотрим BDK BCE ( < B – общий, FC//OD и секущей AD). Отсюда

Вернемся к рисунку 3:

Итак, получили :

Тогда уравнение (1) примет вид

(2)

По условию задачи Т3 – максимальная температура, и тогда — максимальное

Имея равенство (2) и условие (*), получаем

(3)

Обозначим . Отсюда p3V3 = 9pVxy ( ориентируясь на * )

Тогда (3) примет вид

, D= 1-4k0, k1/4

Поскольку в выражение для k входит максимальная температура T3, то k тоже должно быть максимальным.

при максимальном k D =0

Значит, D =0. Отсюда

Значит х=1/2. Получили

Сделаем обратную замену (приглашается ученик):

Итак,

так как , то получаем

Ответ:

Учитель: Таким образом мы определили максимальную температуру в ходе процесса 1-2. Ребята, какие основные положения в области физики и математики мы использовали? ( уравнение Менделеева-Клапейрона, уравнение прямой в отрезках, математические преобразования, определение подобных треугольников, признаки подобия треугольников, решение уравнений с одной переменной ).









скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: