Конспект урока для 10 класса «Основные положения молекулярно – кинетической теории»


Тема: Основные положения молекулярно – кинетической теории


Цель урока: 1.Учащиеся смогут описывать тепловые явления с помощью статического метода, основанного на молекулярно – кинетических представлениях о строении вещества.

2. Убедятся в реальности микромира, возможности его познания, рассмотрят экспериментальные доказательства существования и движения молекул.

3. Воспитательная цель: продолжить работу по воспитанию положительной мотивации к изучению физики, формированию инициативности, уверенности в своих силах.


Методы и приемы, используемые на занятии: различные сочетания словесного, наглядного и практического методов (информационный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский).


Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Анализ контрольной работы.

  3. Изучение нового материала.


  1. Историческая справка

Ещё в 5 веке до новой эры древнегреческий ученый Демокрит утверждал: «Ничто не существует, кроме атомов и пустого пространства. Всё прочее есть мнение… Атомы бесконечны в числе и бесконечно различны по форме».


В 4 веке появилось учение Аристотеля, которое позднее будет поддержано христианской церковью: «Любое тело может делиться до бесконечности».


В 1646 году француз Пьер Гассенди высказал предположение, что атомы объединяются в небольшие группы «молекулы» (от лат. «moles» – масса)


В 18 веке М.В. Ломоносов предположил, что молекула может быть однородной и разнородной и находиться в в хаотичном состоянии. В этом же веке Бернулли применил понятие о молекуле для объяснения давления газов.


В 1827 году английский ботаник Броун обнаружил движение спор плауна ( болотного растения), взвешенных в воде.


В 1905 году А. Эйнштейн объяснил броуновское движение некомпенсированными ударами молекул жидкости о частицу.


В 1908 году французский физик Ж. Перрен экспериментально подтвердил теорию броуновского движения.

  1. Формирование основных понятий статистической физики.

Макроскопические тела – это большие тела, состоящие из огромного числа молекул.

Тепловые явления – это явления , связанные с нагреванием или охлаждением тел.

Тепловое движение молекул – это беспорядочное и хаотическое движение молекул.


  1. Формирование основных положений МКТ и их опытное обоснование Основные положения МКТ. Экспериментальное обоснование

1. Все вещества состоят из частиц. (Возможность механического дробления веществ, растворение вещества в воде, диффузия, сжатие и расширение газов).

2. Частицы хаотично движутся. (Диффузия – явление проникновения молекул одного вещества между молекулами другого вещества. Броуновское движение мелких, взвешенных в жидкости частиц под действием ударов молекул).

3. Частицы взаимодействуют друг с другом: одновременно проявляя силы взаимного притяжения и отталкивания. (Для разрыва твердого тела необходимо некоторое усилие, в то же время твердые и жидкие тела трудно сжимаемы. Капли жидкости, помещенные в непосредственной близости друг от друга, сливаются).


  1. Эксперимент — исследование.

Карточка – консультант

Опыт № 1.

Оборудование: пробирки №1, № 2 с водой, пробирка № 3 с раствором перманганата калия.

Ход работы:

1. Возьмите пробирку с водой № 1 и долейте в нее несколько капель раствора перманганата калия из пробирки № 3. Что наблюдаем?

2. Долейте в пробирку № 1 воды из пробирки № 2.

Что наблюдаем?


Опыт № 2.

Оборудование: пробирка № 4 (вата, смоченная раствором спирта)

Ход работы:

1. Возьмите пробирку № 4 и откройте ее.

Что чувствуем?


Опыт № 3.

Оборудование: картофель, нож, гранулы перманганата калия

Ход работы:

1. Возьмите плод картофеля и сделайте на нем надрез.

2. На место надреза добавляем гранулы перманганата калия

Что наблюдаем?

Вывод:


  1. Закрепление. Обобщение и проверка качества усвоения знаний, умений и навыков (6 мин.): Самостоятельная работа (вопросы указаны на доске)

1 вариант

1.Кто является основоположником МКТ?

2. Сформулируйте 1 положение МКТ и что его доказывает?

3.Что называют диффузией?

4.Из чего состоит молекула углекислого газа СО2?

5. Как можно объяснить исчезновение дыма в воздухе?


2 вариант

1. Расшифруйте запись М — К — Т —

2. Сформулируйте 2 положение МКТ и, какое явление его доказывает?

3.Какое движение называют броуновским?

4. Из чего состоит молекула метана СН4?

5. Почему сахар и другие пористые продукты нельзя хранить вблизи пахучих веществ?

Обсуждение вопроса о размерах молекул.

Знакомство с опытом Р. Релея, который помещал каплю оливкового масла на поверхность воды, налитой в большой сосуд. Релей предположил, что, когда капля перестанет растекаться, её толщина станет равной диаметру одной молекулы.


  1. Дано: СИ: V = Sd; d= V/S S


V = 1 мм² 1·10̄̄-9 м3


S = 0.6м² d= 1·10-9/0,6 = 1,7·10-9(м) SSS


D – ?


Оценка числа молекул, содержащихся в капле воды массой 1 г.


  1. Дано: СИ: Объем V, занимаемый молекулой воды при плотной упаковке, равен


d= 3·10-8cм 3·10-10м V = d³. Тогда N = V/V = V/d³


V =1 мм3 1·10-6м3


N – ? N = 1·10-6/( 3·10-10)³ = 3,7·1022 ( молекул в 1 мм³)


  1. Подведение итогов урока:

Американский физик Рейман считал, что если человечество и плоды его трудов исчезнут и для будущих поколений разрешено будет оставить одну фразу, то это будет следующее:


1. Вещество состоит из частиц; 2. Частицы движутся; 3. Частицы взаимодействуют между собой.

1. Назовите тему нашего урока.

2. Что нового узнали на уроке?

3. Какие вопросы у вас возникли в ходе урока? И на какие вы не получили ответ?

4. Насколько данный материал пригодится в вашей профессиональной деятельности и быту?


  1. Домашнее задание: §58, 60, упр. 11 № 1



Самоанализ урока- исследования преподавателя Мухаметдиновой М.Д.


Тема: «Основные положения МКТ и их опытное обоснование»

Данный урок является первым уроком при изучении большого раздела «Молекулярная физика». Тема этого урока закладывает определенный «фундамент» знаний, которым учащиеся будут пользоваться при последующем изучении молекулярной физики.

Урок-исследование мною проводился с учащимися 10 класса. Уровень знаний и умений по физике в этом классе чуть ниже среднего, однако, учащиеся достаточно быстро включаются в учебный процесс, их всегда можно заинтересовать, и, кроме того, у учащихся данного класса наблюдается стремление к учебе, к познанию чего-то нового.

На данном уроке ставились следующие цели:

— обучающая: добиться усвоения учащимися основных положений МКТ и их опытных обоснований. Формировать умения приводить примеры изученных явлений;

— воспитательная: продолжить работу по воспитанию положительной мотивации к изучению физики, формированию инициативности, уверенности в своих силах;

— развивающая: формировать умение выделять существенные признаки и свойства, развивать коммуникативно технические умения, умение контролировать и оценивать свои действия.

По типу данный урок относится к изучению нового материала, а по форме он является комбинированным, так как наряду с изучением новой темы, урок направлен на формирование коммуникативных и общетехнических умений по физике.

При обучении использовались следующие методы и приемы — различные сочетания словесного, наглядного и практического методов (информационный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский).

На данном уроке главный акцент делался на усвоение учащимися основ молекулярно-кинетической теории и физических явлений, которые их доказывают. Причем данные явления довольно широко используются в повседневной жизни, поэтому на уроке отводилось время на формирование умений объяснить и раскрывать смысл происходящих явлений.

Урок был продуман таким образом, чтобы сами учащиеся могли выполнять простые практические задания и сразу же делиться впечатлениями от увиденного, а затем их объяснить. При выполнении практических заданий учащиеся были разделены на 2 группы произвольным образом, что позволяло им осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Контроль учащихся преподаватель старался осуществлять словесно, что создавало комфортную психологическую обстановку, учащиеся не боялись ошибаться и высказывать свою точку зрения на происходящие процессы. И лишь в конце урока при обобщении и проверки качества изученного контроль осуществлялся количественно (с помощью оценок). В качестве запасного методического обеспечения мною были подготовлен исторический материал по данной теме.

Все поставленные мною цели урока в целом были достигнуты, а поставленные задачи выполнены.





































Свежие документы:  Проект рабочей программы интегрированного элективного курса (математика, физика) "Решение задач с физическим содержанием" 10-11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: