Конспект урока для 7 класса «ДВИЖЕНИЕ. ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ»


Алматинская обл

г. Текели СШ № 8

Учитель физики и ОИВТ

Синицына М. М.


Открытый урок по физике и астрономии. 7 класс

Тема: ДВИЖЕНИЕ. ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ

Цель урока:

  • сформировать представление об относительности движения в природе;

  • развивать познавательный интерес к изучению предметов естественно-математического цикла;

  • воспитывать материалистическое мировоззрение.

Тип урока: интегрированный, обобщающий

Оборудование: учебный видеофильм «Относительность движения»


Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Вступительное слово учителя

  • Общие понятия о движении на примере движущихся и неподвижных предметов.


В окружающем нас мире все находится в непрерывном движении. Движутся люди на улицах городов и сел, птицы и животные в лесах и полях, рыбы в морях, озерах, реках и океанах. Движутся созданные человеком машины, электроны в линиях электропередач, кровь в кровеносных сосудах, растворы солей в растениях. Движутся молекулы и атомы, из которых состоят все тела.








Но окружают нас и неподвижные тела. Книга лежит на столе. Стол стоит в комнате. Комната неподвижно размещена в доме. Дом стоит на улице. Неподвижны машины на автостоянке, неработающие краны на стройке, самолеты в ангарах. Но эти примеры не опровергают мысли о том, что все в мире движется. Дело в том, что неподвижные относительно поверхности Земли тела вместе с ней вращаются вокруг ее оси и обращаются вокруг Солнца, а вместе с Солнцем движутся во Вселенной. Кроме того, внутри этих тел движутся атомы и молекулы.

  • Обращение к учащимся: «Приведите примеры движущихся и неподвижных тел»

  • Вопрос к учащимся: «Какой вывод следует из приведенных примеров?»

Учащиеся делают вывод, что наблюдаемый покой относительный: тело покоится (не движется) относительно одних тел, но обязательно перемещается относительно других тел. Нет, и не может быть абсолютно неподвижных тел.

  • Примеры приведены на рисунках

3. Повторение понятий: механическое движение, тело отсчета, система отсчета,

относительность движения. Углубление представлений о теле отсчета и системе отсчета

с помощью плаката «Относительность движения», «Определение положения тела».

  • Вопросы к учащимся:

  • Какой вы знаете самый простой вид движения? Приведите примеры

  • Что называют механическим движением?

  • Почему нужно указывать, относительно каких тел движется тело?

  • Что называется телом отсчета?

  • Что называется системой отсчета?

  • Почему покой относителен? Объясните на примерах.


  • Учащиеся приводят примеры и рассматривают представление о теле отсчета и системе отсчета с помощью наглядного пособия


4.Иллюстрирование законов относительности движения на примере движения планет

Учитель: Небесные тела в течение суток движутся по небосклону. Утром Солнце поднимается с востока, а вечером заходит за горизонт на западе. Ночью можно заметить движение луны и звезд. При этом звезды не меняют своего положения друг относительно друга. Относительно земного наблюдателя Солнце движется вокруг Земли, так как за тело отсчета выбрана Земля.

  • Вопросы к учащимся:

    • В чем ошибка представления о движении небесных тел древнегреческого ученого Клавдия Птолемея?

    • Каково представление Николая Коперника о Солнечной системе?

    • Назовите характерные особенности движения планет Солнечной системы, где Солнце является телом отсчета.


5. Закрепление материала

Демонстрация видеофильма «Относительность движения».

6. Подведение итогов урока и выставление оценок

7. Домашнее задание: подготовить реферативные сообщения по теме «Движение планет»








Свежие документы:  Конспект урока на тему "НАЦИОНАЛИЗМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСЬ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: