Конспект урока для 7 класса по теме «Определение массы и объема тела по плотности вещества»


Конспект урока для 7 класса
по теме «Определение массы и объема тела по плотности вещества»




Цель урока:

  • Повторение, обобщение и углубление изученного материала.

  • Формирование навыков постановки эксперимента и умения делать выводы по полученным результатам.

  • Развитие научного мировоззрения.


Задачи урока:

образовательные:

-углубить и закрепить знания учащихся по данной теме

-способствовать формированию умений применять полученные знания в новой ситуации;

развивающие:

внести вклад в развитие коммуникативных способностей учащихся, умения пользоваться справочной таблицей в учебнике (таблицей плотностей);

воспитательные:

-продолжить формирование культуры общения и умения работать в группах,

-воспитывать инициативу, творческое отношение к труду.


Тип урока: урок закрепления знаний.


Оборудование.

Приборы: весы с разновесами, мерный цилиндр (мензурка), сосуд с водой, тела неправильной формы.

Раздаточный материал: карточки с заданиями на два варианта.


Этапы урока:

1). Организационный момент- 1 минута.

2). Целеполагание- 3 минуты.

3). Актуализация знаний- 5 минут.

4). Применение знаний и умений- 25 минут.

5). Информация о домашнем задании- 1 минута.

6). Подведение итогов и рефлексия- 5 минут.


1 Этап. Организационный момент (1 минута).

На доске предварительно число, тема урока, эпиграф к уроку. Учитель приветствует учеников.


2 Этап. Целеполагание. Создание эмоционального настроения (3 минуты).

Демонстрируется опыт: в сосуд помещается сначала крупная фасоль, затем песок и в последнюю очередь воду. Каждый раз уточняется: полон ли сосуд? И так емкость одна, а вещества с каждым разом становится больше.

В физике разное количество молекул вещества в одном и том же объеме, носит название плотности вещества.

Во время демонстрации двое учащихся решают кроссворд на доске.

1, 2 – Источники физических знаний. (Опыт, наблюдение).

3 – Наименьшая частица вещества. (Молекула.)

4 – Линия, вдоль которой тело движется. (Траектория.)

5 – Прибор для измерения объема тела. (Мензурка.)

6 – Древнегреческий ученый, доказавший, что все вещества состоят из мельчайших частиц. (Демокрит.)

7 – Две сестры качались,

Правды добивались,

А когда добились,

То остановились. (Весы.)

8 – Тело, сохраняющее объем, но легко меняющее свою форму. (Жидкость.)

9 – Древнегреческий ученый, который ввел слово «физика». (Аристотель.)



О

П

Ы

Т



Н

А

Б

Л

Ю

Д

Е

Н

И

Я



М

О

Л

Е

К

У

Л

А


Т

Р

А

Е

К

Т

О

Р

И

Я





М

Е

Н

З

У

Р

К

А




Д

Е

М

О

К

Р

И

Т








В

Е

С

Ы



Ж

И

Д

К

О

С

Т

Ь



А

Р

И

С

Т

О

Т

Е

Л

Ь




В вертикальной колонке должно получиться слово «плотность».


— Ребята, а теперь давайте запишем тему урока, которую вы сейчас сами выяснили.

Учитель знакомит учащихся с целью и планом урока.

3. Актуализация знаний (5 минут).

Проводится проверка знаний определений физических величин, их обозначений, единиц измерения в СИ (плотности, массы, объема), формул для расчета.

Учащимся предлагается тест с выбором ответа в двух вариантах. При правильном «решении» теста из букв, обозначающих коды выбранных ответов, первый вариант получает слово «масса», второй вариант – слово «объем».


Тест.

Вариант 1.

Вариант 2.

1. Сколько граммов содержит 0,025 кг?

К — 250 г.

Л — 2500 г.

М — 25 г.

Н – 0,25 г.

1. Переведите единицу измерения в СИ 5 л = …м³ ?

Н – 0,05 м³;

О – 0,005 м³;

П – 50 м³.

2. По какой формуле вычисляют плотность?

А – m/v;

Б – v·t;

В – ρ/v.

2. Какой буквой обозначают массу тела?

А – ρ;

Б – m;

В – t;

Г – v.

3. В каких единицах СИ измеряют массу?

П – г;

Р – т;

С – кг;

Т – ц.

3. По какой формуле вычисляют массу?

Ъ – ρ·v;

Ы – m·v;

Ь – v/t;

Я – ρ/v.

4. Какой буквой обозначают объем тела?

О – m;

С – v;

П – t;

Р – ρ.

4. Сколько получим, если переведем плотность 1,8 г/см³ в кг/м³ ?

Д – 180 кг/м³;

Ё – 1 800 кг/м³;

Е – 0,0018 кг/м³.

5. Сколько получим, если переведем плотность 8 000 кг/м³ в г/см³ ?

А – 8 г/м³;

Б – 80 г/м³;

В – 800 г/м³;

Г – 0,8 г/м³.

5. От каких величин зависит плотность?

М – объема и массы;

Н – массы и длины тела;

О – объема и скорости;

П – пути и высоты.


4. Применение знаний и умений (25 минут).

И так, ребята, мы познакомились с вами с плотностью вещества и на первый взгляд в повседневной жизни не так часто употребляем это понятие. Но вокруг нас происходят различные процессы, явления тесно связанные с плотностью. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

 Один из учащихся работает с карточкой у доски.

Карточка с задачей.

Сколько килограммов мёда содержит литровая банка?

Класс вместе с учителем обсуждает решение 1 и 2 задачи .

Задача 1 «Почти даром».

Пират Билли Бонс недорого продает алмазный кубик массой 857,5 г, площадь всей поверхности кубика 294 см². Купите ли вы его?

Примечание. Плотность алмаза равна 3500 кг/м³.

Задача 2 «Чепуха на постном масле (репортаж с «дикого» рынка)».

-Хозяин, Вы мне утром продали бидон постного масла и сказали, что берете деньги за 40 л.

Я пришла домой, взвесила ваше масло, а его оказалось не 40 кг, а всего лишь 37,2 кг.

Добавьте масла или верните деньги!

 Разберитесь, должен ли продавец выполнить требование покупательницы?

Напомним, что литр – единица объема, а килограмм – единица массы. Путаница возникла из-за того, что покупательница считала: литр всегда имеет массу ровно килограмм. Легко убедиться, что это не так: например, в литровую бутылку помещается около 2 килограммов меда.

Поскольку продавец брал деньги за 40 литров, покупательнице он не должен.

 Всегда ли совпадает число литров и число килограммов?

Литр вмещает в точности килограмм только для одного вещества – воды, да и то, если она имеет температуру 4 ºС. Это совпадение происходит потому, что килограмм когда – то и определили как массу одного литра вот такой холодной воды.

 Решение экспериментальных задач по вариантам.

Перед проведением этой части урока проводится короткий инструктаж по правилам техники безопасности в обращении с приборами, также учащимся напоминают как пользоваться весами, мензуркой, определение цены деления мензурки.

Учащиеся 1 ряда получают карточки с 1 вариантом, 2 ряда-2 варианта, 3 ряда-3 варианта.

Задание 1 варианта. Во сколько раз ваша масса больше, чем масса воздуха в этом классе.

Задание 2 варианта. Определите металл, из которого изготовлен ключ.

Задание 3 варианта. Узнайте, какую горную породу нашел геолог (дается кусок камня). (или) Узнайте какой объём имеет фарфоровая чашка?






5. Информация о домашнем задании (1 минута).

На доске записывается домашнее задание: § 22, 23 — повторение, решить одну из предложенных задач (выдаются учащимся карточки с задачами).


1. Задача «Продавец воздуха».

Остап Бендер продает марсианам натуральный воздух черноморского побережья в запечатанных литровых бутылках. За килограмм воздуха марсиане дают 100 г золота. Отправка одной бутылки на Марс обходится в 1 мг золота. Помогите Остапу Бендеру подсчитать прибыль. Марсианам требуется тонна воздуха.


2. Практическая задача. Из крана капает вода. Пользуясь подручными средствами (выберите их сами), определите массу одной капли.


6. Подведение итогов и рефлексия (5 минут).

— Сегодня мы повторили тему «Плотность вещества».

А теперь давайте вспомним еще раз, о чем мы говорили на уроке:

1. Какие приборы измеряют объем и массу тела? (Мензурка, весы).

2. Как найти плотность?

3. Плотность воды 1000 кг/м³. Что это означает?

4. Какие способы определения объёма вы знаете?

5. Кто имеет большую плотность: первоклассник или семиклассник? А, может быть, выпускник?


Выставляются оценки за урок самым активным участникам.

— Я надеюсь, что все знания, которые получили на уроках физики, пригодятся вам в дальнейшей жизни.





Используемые материалы:

1. ресурсы интернета

https://festival.1september.ru/articles/411578/

https://bibliofond.ru/view.aspx?id=465307

https://krasnoe-school.narod.ru/fizika.doc

2. Камин А.Л. Физика. Развивающее обучение. Книга для учителей. 7 класс. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.

3. Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 7 класс. – М.: «ВАКО», 2004.

4. Физика: Занимательные материалы к урокам. 7 класс / Авт. – сост. А.И.Сёмке.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Мои любимые сказки"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: