Конспект урока для 7 класса «Сила тяжести»




Конспект урока по физике в 7 классе

по теме: «Сила тяжести»

Автор: Живаго Ольга Ивановна, учитель физики

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38 г.Симферополь»

Республика Крым

Тема урока: Сила тяжести

Цель урока:

— сформировать представление о силе тяжести, дать представление о гравитационном взаимодействии, о силе тяжести как проявлении этого вида взаимодействия;

— организовать деятельность по восприятию, осмыслению новых знаний и способов деятельности по теме «Сила тяжести»;

— развивать умения наблюдать и анализировать явления природы;

— научить задавать зависимость F(m) тремя способами;

— научить решать задачи на определение силы тяжести;

Задачи урока:

— описать физическую величину сила тяжести по обобщенному плану;

— научиться пользоваться формулой для расчета силы тяжести при решении задач;

— создать условия для воспитания мотивов учения, познания нового, воспитывать положительное отношение к знаниям;

— обеспечить формирование уметь выделять главное, составлять план, вести конспект, наблюдать, развивать умение частичной поисковой деятельности, научить выдвигать гипотезы, анализировать и делать выводы;

1. Организационный этап.

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности к учебному занятию, раскрытие целей и задач урока и плана его проведения.

2. Актуализация опорных знаний:

Вопросы:

— Почему все тела падают вниз?

— Почему Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца?

— Почему Луна вращается вокруг Земли, а не наоборот?

3. Изучение нового материала:

О том, что Земля притягивает к себе все тела, находящиеся на ее поверхности, люди догадывались еще в древности: ведь как высоко ни забрасывай камень, ни запускай стрелу, ни подпрыгивай сам – все равно тело возвращается на Землю.

Но английский ученый И.Ньютон предположил, что между любыми телами существует взаимное притяжение, и нашел точный количественный закон, описывающий это взаимодействие. Способность притягивать к себе другие тела обладает не только Земля, но все тела во Вселенной!

Поэтому такое притяжение называют всемирным тяготением. Притягиваются Земля и Луна, Солнце и планеты, притягиваются книги в ваших портфелях и вы друг к другу!

Вопрос:

— Почему же притяжение тела к Земле заметно, а притяжение между двумя учениками в классе нет?

(Ответ: Из-за различия массы тел)

Вопрос:

— Масса Юпитера во много раз превышает массу Земли, почему же притяжение к Юпитеру незаметно для нас?

Учитель подводит учащихся к выводу, сформулированному И.Ньютоном в своей книге «Математические начала натуральной философии»: «Тяготение существует ко всем телам вообще и пропорционально массе каждого из них … Все планеты тяготеют друг к другу, тяготение к каждой их них в отдельности обратно пропорционально квадратам расстояний от места до центра этой планеты…»

Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса "Плотность"

При увеличении расстояния в два раза гравитационная сила ослабевает в четыре раза! Для нас, живущих на Земле, первостепенное значение имеет притяжение именно к нашей планете.

Конспект:

Сила, с которой Земля притягивает к себе тело или тела, называют силой тяжести.

Сила тяжести – проявление всемирного тяготения.

Вопросы:

— От чего будет зависеть значение этой силы?

(Ответ: От массы тела, от расстояния до центра Земли)

— А от массы самой Земли зависит?

— От чего не зависит сила тяжести?

(Ответ: Сила тяжести не зависит от того, покоится тело или движется, находится ли оно в вакууме или в воздухе, или в жидкости)

Задание 1. Опишите физическую величину сила тяжести по обобщенному плану:

Название величины: Сила тяжести

Определение величины: Сила, с которой Земля притягивает все тела

Обозначение величины: F

Единица физической величины: 1Н

Формула для вычисления: F= m g, g = 9,8 Н/кг

Скалярная или векторная: Векторная. Сила тяжести направлена вертикально вниз, к центру Земли.

Прибор для измерения величины: динамометр

4. Закрепление изученного материала.

1. Вопросы:

— Земля притягивает Луну. Притягивает ли Луна Землю?

— Что можно сказать о модуле, направлении и точке приложения сил гравитационного притяжения между Землей и Луной?

— Изобразите на рисунке силы гравитационного притяжения между Землей и Луной.

— Как можно объяснить то, что Луна вращается вокруг Земли, а не Земля вокруг Луны?

— Какое явление на Земле вызывается гравитационным притяжением Луны?

— Почему на космонавта, находящегося на поверхности Луны, действует сила гравитационного притяжения, примерно в 6 раз меньшая, чем на поверхности Земли?

2. Задание:

— Задайте зависимость F(m) для тела массой 45 кг тремя известными вам способами (формулой, таблицей, графически).

Учащиеся работают самостоятельно на местах, потом у доски презентуют свое решение. Исправляются ошибки. Выставляются оценки за работу на уроке.

5. Подведение итогов урока:

— Что нового вы узнали на уроке?

— Какие вопросы вызвали у вас затруднения?

— Чему вы научились на уроке?

— Что для вас было интересным?

6. Домашнее задание:

1. Подготовьте сообщение о силе тяжести на других планетах;

2. Решите задачу;

3. Изучить параграф в учебнике;

Литература:

1. Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О.Ф.Кабардин. — М.: Просвещение, 2014. — 176с.

2. Горлова Л.А. Интегрированные уроки физики. 7 – 11 классы. Мастерская учителя физики. – Москва — «ВАКО» — 2010

Свежие документы:  Контрольная работа по Географии "Путешественники, первооткрыватели" 7 класс

3. Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике. – М.: Просвещение, 1988

























скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: