Конспект урока для 7 класса «Явление тяготения. Сила тяжести»


7 класс. Урок на тему « Явление тяготения. Сила тяжести».


Цели урока:


1. Образовательные:

Познакомить с явлением тяготения, ввести понятие о силе тяжести. Продолжить формирование умения характеризовать физические явления.


2. Развивающие:

Развивать познавательный интерес учащихся.

Развивать умения анализировать, сопоставлять, выделять главное.

3. Воспитательные:

Воспитывать интерес к науке.

Формировать научное мировоззрение учащихся.


Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.


Ход урока


  1. Орг.момент. Положительный настрой на работу на уроке.

  2. Работа по карточкам. ( мы уже изучили 6 физических величин:

обозначение

Единица измерения

m

кг

p

Кг/м3

v

м3

S

м

t

с

Vск.

м/с

Учащимся задаются вопросы, они поднимают нужную карточку.

Например : Какая физическая величина измеряется в секундах?

Какая физическая величина измеряется спидометром?

Какой буквой обозначается масса?

Какую физическую величину можно измерить с помощью мензурки?…

Работа с карточками помогает уч-ся лучше запомнить наименования физ.величин и единицы их измерения.


  1. Проверка домашнего задания. Отвечаем на вопросы п. 23. Работаем по вариантам. Один учащийся читает вопрос, другой отвечает, если ответ неполный, то делаем пояснения.

Итак , 1 вариант откройте свои учебники, стр. 56, а второй вариант закройте.

Учитель: Что такое сила?

Ответы детей: Сила — мера взаимодействия тел.

Сила — физическая величина.

Сила – векторная величина.

  1. Изучение нового материала. Итак, ребята, мы выяснили, что сила — это векторная величина, то есть величина, имеющая направление.

Сегодня на уроке мы поговорим о силе природы — силе всемирного тяготения. Человек завидовал птицам, но лишь в мечтах взмывали в небо Дедалы, Икары и русские умельцы, мастерившие себе крылья из лебединых перьев и воска. Именно эта собирает воды планеты, образуя моря и океаны, удерживает голубую атмосферу Земли, да и саму Землю на орбите вокруг Солнца. Эта сила постоянно служит человеку, направляя потоки воды. Человек запускает искусственные спутники, и тяготения несёт их по рассчитанному пути.

Откройте тетради. Запишем тему нашего урока. «Явление тяготения. Сила тяжести».

Примеры тяготения: выпущенный из рук предмет падает всегда вниз; падает вниз мяч, брошенный под углом к горизонту, листья деревьев опускаются на Землю, падают вниз капли дождя и снежинки. Вследствие притяжения к Земле падают тела, поднятые над Землёй, а потом отпущенные.

Какой вопрос мы можем задать?

— почему все эти тела падают вниз?

— Земля притягивает к себе все тела.

— Как вы думаете, только ли Земля обладает свойством притяжения? — Оказывается, все тела притягиваются друг к другу.(3емля — яблоко на ветке, Земля — Луна, Солнце — планеты, дерево — дерево).

— Откройте учебники,стр.58, прочитаем правило: ПРИТЯЖЕНИЕ ВСЕХ ТЕЛ ВСЕЛЕННОЙ ДРУГ К ДРУГУ НАЗЫВАЕТСЯ ВСЕМИРНЫМ ТЯГОТЕНИЕМ.

— Пишем в тетради определение:

Всемирное тяготение — притяжение всех тел Вселенной друг к другу.

Пишем в тетради:


Что ? Где ? Кто ? Когда ?


Закон Англия Исаак Ньютон 1667 г.

всемирного

тяготения


— Кто у нас приготовил сообщение о биографии Исаака Ньютона? ( учащийся делает сообщение).

— Спасибо. Продолжаем работать с учебником. Стр.58. Найдите ответ на вопрос: что происходит с телами согласно закону всемирного тяготения? (дети читают 3-й абзац).

— Какое значение имеет сила притяжения?(4-й абзац).

— Прочитайте определение силы тяжести.

Работа в тетрадях: Сила тяжести – сила, с которой Земля притягивает к себе тело.

— Запишем формулу: F= mg, где m — масса тела,

g — ускорение свободного падения, g = 9,8 н/кг

Сила тяжести всегда направлена вертикально вниз, к центру Земли.


  1. Физминутка.

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте. Веселей!

И быстрей, быстрей, быстрей!

Делаем вперёд наклоны –

Раз – два – три – четыре – пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Начинаем приседать —

Раз – два – три – четыре – пять.

А потом прыжки на месте,

Выше прыгаем все вместе.

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно, не лениться!


Учитель : Спасибо. Прошу садиться, а мы продолжаем наш урок.

— ребята, в конце учебника есть интересный материал для дополнительного чтения « Сила тяжести на других планетах». Откройте стр.175. я думаю. Что этот материал вас заинтересует и вы найдёте ещё много интересного материала по нашей сегодняшней теме.


6. Закрепление. Предлагаю вам занимательные задачи по физике Григория Остера!


1. Масса листика, сорвавшегося с березы, — 0,1 г, а масса кота Яшки, размечтавшегося о птичках и сорвавшегося с той же самой березы, 10 кг. Во сколько раз сила тяжести, действующая на планирующий листик, меньше силы тяжести, действующей на планирующего кота?


Ответ: в 10000 раз. Во столько же раз, во сколько масса листика меньше массы кота. Птички считают, что это справедливо.


2. Как, не понимая ни бельмеса в физике, все-таки научиться вычислять действующую на тебя силу тяжести?


Ответ: не снимая ботинок и не вынимая из карманов гайки и гвозди, встань на весы. Помотри, сколько килограммов весы показывают — это твоя масса. Не вес, а масса. Запомни, не ВЕС, а МАССА! Запомнил? Теперь быстро умножай свою массу

на девять и восемь десятых. Только не спрашивай, зачем. Так надо! Умножил? Теперь припиши к тому что получилось буковку «н» и можешь хвастаться, что на тебя действует сила тяжести в столько-то ньютонов.


  1. Рефлексия.

1.О какой силе мы сегодня с вами говорили?

2.От чего и как зависит сила притяжения между телами?

3. От чего зависит действующая на тело сила тяжести?

4. Под действием какой силы падают на землю снежинки?


8. Домашнее задание: п.24.стр. 175-177. Записи в тетради выучить. Сделать табличку: F — Н.






Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса «Глобальные проблемы современности»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: