Конспект урока для 8 класса «Мир под микроскопом»





План-конспект урока

Информативная часть

1.

Школа

МАОУ СОШ №19

2.

Учитель (ФИО)

Попова Галина Львовна

3.

Предмет

Физика. Природоведение

4.

Поток (параллель)

8 класс. 5 класс



  1. Тема урока

Мир под микроскопом.

  1. Цель урока

Изготовление линзы. Работа с линзой.



План урока

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение детям темы, целей и плана работы.

  3. Практическая часть:

а) отгадать кроссворд;

б) изготовление линзы;

в) работа с линзой.

  1. Историческая справка.

  2. Подведение итогов.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Детям предлагается разбиться на пары.

  1. Тема, цель, план.

Демонстрируется несколько фотографий увеличенных изображений различных клеток:

  • лепестков розы;

  • кожи ящерицы;

  • зубов улитки;

  • красных кровяных телец;

  • растений.

Цель для детей:

Сегодня мы поговорим о линзе, как основной части микроскопа; изготовим линзу своими руками; поработаем с линзой.





  1. Практическая часть.

Детям предлагается пройти по маршруту (3 этапа).

1 этап: отгадать кроссворд, найти ключевое слово.

2 этап: изготовление линзы своими руками (работа по инструкции).

3 этап: «Тайна» в конверте (прочитать с помощью изготовленной линзы слово в запечатанном конверте).



  1. Историческая справка.

Учитель рассказывает об Антони ван Левенгуке (ключевое слово кроссворда); его приборе, получившего название «блошиного стекла»; тайне «блошиного стекла».

  1. Подведение итогов.



Приложение.



  1. Фотографии увеличенных изображений различных клеток (их можно найти в Интернете).

  2. Кроссворд.

Вопросы: 1) 10 2=5. Какое действие спрятано за ? 2) Две пятерки.

3) 1,…,2,3,4,5… 4)10-2= 5) 3*3+3= 6) Ал__ебра 7) 2x+4=8. Это уравнение, неравенство, тождество? Выбрать правильный ответ.

8) Прямоугольник, у которого все стороны равны.



д

е

л

е

н

и

е







д

е

с

я

т

ь







д

в

а








в

о

с

е

м

ь







д

в

е

н

а

д

ц

а

т

ь




а

л

г

е

б

р

а








у

р

а

в

н

е

н

и

е




к

в

а

д

р

а

т





  1. Инструкция по изготовлению линзы (Приложение 1).

  2. Приготовить квадратные листочки размером 9 на 9 см, согнуть их пополам (получился конверт); напишите на листочке размером 2 на 5 см фразу «Левенгуку удалось добиться увеличения в 300 раз; секрет «блошиного стекла» (шрифтом 2); заклейте в приготовленный конверт. Это и есть «Тайна» в конверте.

  3. Прочитать с помощью изготовленной двояковыпуклой линзы фразу.

  4. К исторической справке (Приложение 2).

Приложение 1.

Как сделать линзу своими руками

Иногда требуется линза, а под рукой ее не бывает. Её можно сделать самому. Как всегда, на помощь приходит пластиковая бутылка. Из нее можно сделать много всяких полезных вещей, в том числе и линзу.

В данном случае делаем двояковыпуклую линзу.

Инструкция:

Для этого из «плечевого пояса» бутылки вырезаем две выпуклые заготовки одинаковой формы. Эти заготовки нужно склеить между собой пластилином, жвачкой или глиной, короткими кусочками скотча.

https://patlah.ru/etm/etm-14/bezopasnost/linza/linza1.jpg

После склеивания, необходимо полностью заполнить водой (без пузырьков) весь внутренний объем будущей линзы с помощью шприца.

https://patlah.ru/etm/etm-14/bezopasnost/linza/linza2.jpg

Заполнять линзу водой лучше так, как показано на рисунке. После заполнения линзы, она со всех сторон заклеивается, чтоб не протекала и не проходил воздух вовнутрь.

Всё линза готова. вы можете разглядывать мелкий текст, работать с мелкими предметами и разводить костер.1


Приложение 2.


Левенгуку удалось добиться увеличения в 300 раз, а это превосходило возможности лучших микроскопов XVII века, имеющих и объектив, и окуляр. Долгое время секрет «блошиного стекла», как пренебрежительно называли прибор Левенгука современники-завистники, раскрыть не удавалось. Как могло получиться, что в 17 веке ученый создал устройства, по некоторым характеристикам близкие к устройствам начала 20 века? Ведь при тогдашней технике невозможно было создать микроскоп. Сам Левенгук свой секрет не открыл никому. Тайну «блошиного стекла» удалось раскрыть только через 315 лет, в Новосибирском государственном медицинском институте на кафедре общей биологии и основ генетики. Секрет должен был быть очень простым, ведь Левенгук за короткий срок сумел изготовить множество экземпляров своих однолинзовых микроскопов, Может быть, он вообще не шлифовал линзы-лупы? Да, за него это делал огонь! Если взять стеклянную нить и поместить в пламя горелки, на конце нити появится шарик_ он-то и служил Левенгуку линзой. Чем меньше был шарик, тем большего увеличения удавалось достичь.

1 Источник: https://patlah.ru/etm/etm-14/bezopasnost/linza/linza.htm

Свежие документы:  Реализация межпредметных связей при изучении физики ( из опыта работы)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: