Конспект урока для 9 класса «Сила всемирного тяготения. Движение тел под действием силы тяжести»


План №______

Класс 9


Тема: Сила всемирного тяготения. Движение тел под действием силы тяжести.


Тип урока: комбинированный

Цели: изучить закон всемирного тяготения, показать его практическую значимость.

Методы обучения: словесный, наглядный.

Виды самостоятельной работы: решение задач, работа с учебником

Материально-техническое оснащение: карточки, рис. 51-54.


Ход урока


I. Организационный этап: подготовка к уроку, запись д/з.


II. Повторение. Проверка домашнего задания: комментарии к решению домашних задач.


  1. Изучение нового материала: Силы, действующие между любыми телами во Вселенной и на Земле, называются силами всемирного тяготения, или гравитационными силами. Гравитационные силы не зависят от состояния тела, а их воздействие не имеет преград. Датский астроном Тихо Браге, многие годы наблюдая за движением планет накопил многочисленные данные, но не сумел их обработать. Это сделал его ученик Иоганн Кеплер. Используя идею Коперника о гелиоцентрической системе и результаты наблюдений Тихо Браге, Кеплер установил законы движения планет вокруг Солнца. Но Кеплер не сумел объяснить динамику движения. Почему планеты обращаются вокруг Солнца именно по таким законам? На этот вопрос сумел ответить Исаак Ньютон, используя законы движения, установленные Кеплером, и общие законы динамики. (стр.50-51)

Масса – мера гравитации. Масса является одновременно количественной мерой инертных и гравитационных свойств тел.

Движение тел под действием силы тяжести. Сила притяжения к Земле выражается формулой (1) Сила тяжести сообщает телу ускорение свободного падения. g не зависит от массы тела и его величина уменьшается по мере подъёма тела над поверхностью Земли. Ускорение свободного падения на высотах до 100км можно считать постоянным и равным 9.8м/с2 . И все же у поверхности Земли g не везде одинаково. Из-за вращения Земли вокруг своей оси и её сплюснутости у полюсов g зависит от географической широты.


IV. Закрепление: — Как формулируется закон всемирного тяготения? – Какой вид имеет формула закона всемирного тяготения для материальных точек? – Что называют гравитационной постоянной? Каков его физический смысл? Каково значение в СИ? – Что называют гравитационным полем? Зависит ли сила тяготения от свойств среды, в которой находятся тела? – зависит ли g тела от его массы? – Одинакова ли сила тяжести в различных точках земного шара? – Объясните влияние вращения Земли вокруг своей оси на g . –Как изменяется g при удалении от поверхности Земли? – Почему Луна не падает на Землю? (Луна обращается вокруг Земли, удерживаемая силой притяжения. Луна не падает на Землю потому что, имея начальную скорость, движется по инерции. Если прекратится действие силы притяжения Луны к Земле, Луна по прямой линии умчится в бездну космического пространства. Прекратись движение по инерции – и Луна упала бы на Землю. Падение продолжалось бы четверо суток 19часов 54минуты 7секунд. Так рассчитал Ньютон)


V. Решение задач: упр. 12, № 1-3,стр.52

VI. Домашнее задание: п.15-16, упр.13, стр.54.

VII. Итоги урока:


Свежие документы:  Конспект урока на тему «Источники света. Прямолинейность распространения света»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: