Конспект урока для 9 класса «Виды равновесия»


Технологическая карта урока

Учитель: Громовая Светлана Ивановна

Учебный предмет: физика

Класс: 9

Образовательная организация: МБОУ «СОШ № 29»

Тема урока: Виды равновесия

Тип урока: урок-исследование



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Этапы урока

цель


познавательная

коммуникативная

регулятивная






Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий


1

Оргмомент

Включение в деловой ритм

Мотивация

Создание проблемной ситуации

Подведение учащихся к формированию цели и темы и плана урока


Отвечает на поставленные вопросы

Осмысление проблемной ситуации

Формулирование цели темыурока, ознакомление с планом урока

Приветствие учителя

Планирование совместной деятельности

Постановка учебных целей

Целепологание


2

Актуализация знаний

Активизация знаний, необходимых для изучения нового материала

Постановка вопросов: поступательное, вращательное движения,

центр масс, ось вращения,

потенциальная энергия поднятого над землей тела

Решение задач № 1, 2 (Р)

Определение центра масс различных фигур

Выполнение задания на подготовку к изучению новой темы

Выявление необходимой для актуализации знаний информации

Сотрудничество

с учителем

Поиск способов решения

Контроль правильности ответов

Выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению


3

Ведение нового материала

Тема «Виды равновесия»

Исследовательская работа: «Изучение видов равновесия тел»

Выполняется исследовательская работа 1 (Работа в парах)

Выявляют условия устойчивого, неустойчивого, безразличного равновесия

Выполняется совместная деятельность

Умение понимать партнера

Управление учебной деятельности

Волевая саморегуляция


4

Первичное закрепление

Развитие умений в применении полученных знаний на практике


Предлагается выполнение исследовательского задания «Выяснение условия устойчивого равновесия тела, имеющего поверхность опоры» 2

Выполняется исследовательская работа 2

(Работа в группах)

Выявление условии, при которых нарушается равновесие тела, имеющего поверхность опоры

Согласованное выполнение совместной деятельности

Умение правильно выражать свои мысли

Оценка успешности усвоения

Самоуправление


5

Подведение итогов Выводы по уроку

Анализ успешности усвоения нового материала и деятельности обучающихся на уроке

Вопросы урока

Обсуждается проблемная ситуация


Обобщение изученного материала


Формулирование признаков различных видов равновесия

Формирование способности подведения итогов урока

Выражение своих мыслей в соответствии с задачами урока


Владение монологической речью


Осознание качества и уровня усвоения


Оценка и осознание важности полученных знаний


Рефлексия

Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности



6

Домашнее задание

Информация и инструктаж по домашнему заданию

Устное сообщение:§11,2 Анцифиров Задания 11.3 № 6,7,8.

У-№ 10

Фиксирование задания





Восприятие информации






Цель урока:

  1. Развитие познавательной деятельности. Изучение видов равновесия.

  2. Формирование способности выявлять признаки видов равновесия.

  3. Формирование представлений о физической картине мира.


Планируемые результаты.

1. Понятия и термины:

  1. закреплены: поступательное и вращательное движение; центр масс; потенциальная энергия тела в поле силы тяжести;

  2. введены: устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесие.

2. Предметные знания и умения:

  1. овладение способами нахождения центра масс геометрических фигур;

  2. умение выявлять особенности видов равновесия;

  3. устанавливать причинно-следственные связи при выполнении исследовательских действий.

3. Метапредметные универсальные учебные действия:

  1. личностные УУД: изучение видов равновесия имеет большое практическое значение для машиностроения, строительного дела, приборостроения и других областей техники;

  2. познавательные УУД: умение проводить исследования, отбирать нужную информацию, подтверждать гипотезу, делать выводы и применение полученных знаний для выявления устойчивого равновесия, имеющего поверхность опоры;

  3. регулятивныеУУД: управление познавательной и учебной деятельностью;

  4. коммуникативные УУД: эффективное сотрудничество с учителем и со сверстниками.


Задачи урока:

  1. Актуализировать знания.

  2. Изучить виды равновесия.

  3. Побудить к самостоятельному выяснению закономерностей видов равновесия.


Учебно-методический комплекс:

  1. Учебники: физика 10, Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев,Н.Н. Сотский; Л.И. Анцифиров.

  2. Задачник по физике 9–11. А.П. Рымкевич.

  3. Презентация на тему: «Почему не падает Пизанская башня».

  4. Дидактический материал: Практическое задание: 1.Тема: «Изучение равновесия тела, имеющего ось опоры». 2. Тема: «Устойчивое равновесие тела, имеющего поверхность опоры».

  5. Оборудование: цилиндр, линейка, карандаш, угольник,брусок, полоска бумажная.


Приложение к уроку.

  1. Почему падает Пизанская башня? Вершина отклонена на 5,3 м от центра, скорость падения башни 1мм / год.

Периодически проводятся работы по укреплению башни. Сформулируйте вопросы, которые возникли при виде падающей башни. Исходя из вопросов, будет сформулирована тема, цель и задачи урока.

  1. Задачи № 1,2. Обратить внимание на изменение потенциальной энергии тел при поступательном и вращательном движении.

Задачи на определение центра масс геометрическим способом.

  1. Практическое задание 1.

Тема: «Изучение равновесия тела».

Оборудование: цилиндр, линейка, карандаш.

Цель: Выяснить условие устойчивого, неустойчивого и безразличного равновесия.

Гипотеза: Если потенциальная энергия центра масс меняется, то состояние системы зависит от положения центра масс и направления результирующей силы.

Ход работы.

Неустойчивое равновесие.

  1. Положите карандаш под середину линейки, края которой прижаты к столу.

  2. Поместите цилиндр на вершину выпуклой поверхности линейки.

  3. Слегка сместите цилиндр вправо и влево.

  4. Что происходит с цилиндром.

  5. При каком условии равновесие будет неустойчивым.

  6. Проанализируйте, как направлена результирующая сила, действующая на цилиндр; изменение положения центра массотносительно стола.

  7. Подтверждение гипотезы.

Устойчивое равновесие.

  1. Изогните линейку так, чтобы получилась вогнутая поверхность.

  2. Поместите цилиндр на нижнюю часть поверхности линейки.

  3. Слегка сместите цилиндр вправо и влево.

  4. Что происходит с цилиндром.

  5. При каком условии равновесие цилиндра будет устойчивым.

  6. Проанализируйте, как направлена результирующая сила, действующая на цилиндр; изменение положения центра масс относительно стола.

  7. Подтверждение гипотезы.

Безразличное равновесие.

  1. Положите цилиндр на горизонтальную поверхность линейки.

  2. Слегка сместите цилиндр вправо и влево.

  3. Почему цилиндр в любом положении сохраняет равновесие?

  4. Каково положение центра масс цилиндра относительно поверхности стола.

  5. Подтверждение гипотезы.

Подготовьте отчет о проделанной работе, сделайте вывод.

  1. Практическая работа 2.

Выяснение условия устойчивого равновесия тела, имеющего поверхность опоры.

Оборудование: угольник, линейка, карандаш, брусок, полоска бумажная.

Цель: Выяснить условие устойчивого равновесия тела, имеющего поверхность опоры.

Гипотеза: Если вертикальная линия,проходящая через центр масс бруска, выходит за пределы его поверхности опоры,то равновесие нарушится.

Ход работы.

  1. Проведите диагонали на поверхности наибольшей грани бруска. Точка пересечения является проекцией центра масс на эту грань.

  2. На горизонтальную линейку положите бумажную полоску, поставьте на нее брусок наименьшей гранью. (На край линейки).

  3. Постепенно наклоняйте линейку с бруском и одновременно перемещайте угольник так, чтобы точка пересечения диагоналей находилась на вертикальном катете.

  4. При каком условии нарушается равновесие тела? Обратите внимание на вертикальную линию, проходящую через центр масс бруска и его поверхность опоры.

  5. Подтверждение гипотезы. Подготовьте отчет о проделанной работе, сделайте вывод.

  1. Обсуждение предложений по укреплению Пизанской Башни.

Свежие документы:  Конспект урока музыки для 1 класса «Куда ведут нас три кита»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: