Конспект урока физики по теме «Шкала электромагнитных излучений» 11 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

г. Александровск Пермский край
















Конспект урока по физике в 11 классе

«Шкала электромагнитных излучений»












Павлович Елена Мартиновна

учитель физики высшей категории











г. Александровск

2012

Тема урока:

«Шкала электромагнитных излучений»


Цель урока:

— обобщить знания по теме «Электромагнитные излучения»;

— установить общие свойства и различия;

— сравнить разные виды излучений.


Оборудование:

спектроскоп, электрическая плитка, настольная лампа, электронно – лучевая трубка, сотовый телефон, телевизор, люминесцентная лампа, электрическая дуга.

Ход урока:

      1. Проведем мозговую атаку. В тетрадях запишите:


знаю

хочу знать



Работаем в парах. В тетради записываем, что вы знаете об электромагнитных волнах и что хотели бы узнать сегодня на уроке.

Сейчас мы будем работать группами. Учащиеся разбиваются на 6 групп по видам излучения: низкочастотное, радиоволны, инфракрасное, видимое, ультрафиолетовое, рентгеновское и получают задание подготовить ответ по плану:

    1. количественные характеристики (длина волны, частота)

    2. источники

    3. свойства

    4. применение

    5. скорость распространения в вакууме.

На доске таблица, в тетрадь нарисовать и подготовить ответ по плану. Каждая группа заполняет одну строчку и готовит ответ.

На столе находятся приборы. Вам нужно выбрать тот, который относится к «вашему» виду излучений (если такой есть) и обосновать выбор.

вид излучения

длина

волны, частота

источники

свойства

применение

скорость распространения в вакууме

Низкочастотное






Радиоволны






Инфракрасное






Видимое






Ультрафиолетовое






Рентгеновское







      1. Посмотрим видеосюжеты, снятые: 1) в кабинете школьного врача; 2) в кабинете информатики; 3) в электрощитовой школы. Определите вид излучения.

      2. Прочитайте высказывание Глаголевой – Аркадьевой и докажите его справедливость.

«Трудно указать область техники или прикладного знания, где не применялся бы тот или иной участок электромагнитного спектра»

IV. Задание: сравните виды излучений и заполните таблицу (работаем в парах). Найдите сходство и различия.


Сходства

Различия

  1. Генерируются при ускоренном движении заряженных частиц.

  2. С= 300 000км/с

  3. Проявление волновых свойств.

    1. Способы получения.

    2. Способы регистрации.

    3. Количественные характеристики.

    4. Проникающая способность.

    5. Свойства частиц ярче выражены у высокочастотных излучений.



V. Прочитайте высказывание Луи де Бройля. Прокомментируйте его.

«Все виды излучений имеют, по существу, одну и ту же физическую природу».

VI. Есть закон диалектики: переход количественных изменений в качественные. Как шкала электромагнитных излучений иллюстрирует этот закон? (с изменением υ и λ проявляются либо волновые, либо корпускулярные свойства).

VII. Выполните задания по определению вида излучения и его физической сущности.

1. Излучают ли электромагнитные волны горящие дрова? Негорящие? (Излучают. Горящие – инфракрасные и видимые лучи, а негорящие – инфракрасные).

2. Чем объясняется белый цвет снега, черный цвет сажи, зеленый цвет листьев, красный цвет бумаги? ( Снег все волны отражает, сажа все поглощает, листья отражают зелёные, бумага – красные).

3. Какую роль играет атмосфера в жизни на Земле? ( Защита от ультрафиолета).

4. Почему темное стекло защищает глаза сварщика? (Стекло не пропускает ультрафиолет, а тёмное стекло и яркое видимое излучение пламени, которое возникает при сварке).

5. Когда через ионизированные слои атмосферы проходят спутники или космические корабли, то они становятся источниками рентгеновского излучения. Почему? (В атмосфере быстро движущиеся электроны ударяются по стенкам движущихся объектов и возникает рентгеновское излучение).

    1. Что такое СВЧ излучение и где используется? (Сверхвысокочастотное излучение, микроволновые печи).


VIII. Рефлексия. Подведение итогов урока.


IX. Д/з §87.

Литература:

1. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. Физика. Учебник для 11 класса. Москва «Просвещение», 2008.

2. В.П. Демкович, Л.П. Демкович. Сборник задач по физике 10-11 классы. Москва «Издательство Астрель», 2001



Свежие документы:  КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В 3 КЛАССЕ Изделие «Салфетница»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: