Конспект урока на тему «Атмосферное давление. Основные пояса атмосферного давления на Земле»


Разработка урока для 6 класса

Учитель Загария Ирина Владимировна

СОШ № 34 г. Енакиево Донецкая область Украина

Тема: Атмосферное давление. Основные пояса атмосферного давления на Земле


Цель: сформировать понятие «атмосферное давление»; дать представление об изменении атмосферном давлении с высотой, научить определять атмосферное давление на разной высоте; познакомить со строением барометра, формировать знание о поясах низкого и высокого давления на Земле; развивать логическое мышление, математические способности; воспитывать интерес к географии.


Тип урока: комбинированный

Оборудование: барометр, проектор, мультимедийная доска, компьютер, презентация, учебники.

Ход урока:


Ι. Организационный момент.

Слайд № 1

ΙΙ. Актуализация учебных знаний.

Географический практикум

Слайд № 2

Задание 1. Используя данные таблицы. Вычислите среднюю суточную температуру и амплитуду колебаний температуры.


Время, ч

6

12

18

24

А

t средн.

tC

-3

+2

+1

+2

?

?

Слайд№ 3

Задание 2. Составьте график хода температуп за сутки по данным:


1 ч — +5◦С 7ч — 0◦С 13ч — +3◦С 19ч — +2◦С


Слайд№ 4


Задача.

Определите температуру воздуха на высоте 3 км, если на уровне моря она — +20◦С.


Дано: Решение:

h = 3 км Температура с высотой понижается на каждый километр

t+20◦С подъема на 6◦С.

Разница между земной поверхностью и нужной нам высотой

t — ? составляет 3 км.

6*3=18◦С

Если на земной поверхности температура равна +20◦С, то

на высоте 3 км она равна

20-18=2◦ С

Ответ: 2◦ С


ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности. Объявлени темы и целей урока.


Наблюдая, как ходят, бегают, прыгают люди, никому не приходит в голову, что на каждого из них давит столб воздуха массой около 15 т. попробуйте представить себя, весело прыгающим с таким грузом на плечах. Не выходит? Откуда же взялась такая масса воздуха и почему мы не принимаем ее во внимание ежеминутно? Об этом вы узнаете на сегодняшнем уроке.


ΙV. Изучение нового материала.


  1. Понятие «атмосферное давление»


Прием «Домашняя заготовка»

О том, что воздух имеет вес. Не знали до XVΙΙ века. В 1664 г. герцого Тосканский решил построить фонтан на террасе своего дворца, а вода в фонтан должна была подаваться из озера. Но озеро лежало ниже уровня террасы, поэтому вода поднималась только на 10, 5 м над уровнем озера. Фонтан не работал.

Эту задачу решил Еванджелиста Торричели, ученик Галилея. Он предположил, что вода в насосе претерпевает действие массы воздуха, которое уравновешивается на высоте именно 10. 5 м.


Атмосферное давление – сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на предметы, которые на ней находятся.



Атмосферное давление является одним из показателей погоды. Длительное время люди не догадывались о его существовании. Первым доказал существование атмосферного давления и измерил его итальянский ученый Еванджелиста Торричелли. Д ля этого он использовал запаянную с одного конца стеклянную трубку длиной 1 м с нанесенными делениями. Трубку он наполнил ртутью и перевернул ее в чашу с водой. При изменении давления ртуть в трубке то поднималась, то опускалась. Этот прибор был назван ртутным барометром. Атмосферное давление измеряется в мм рт. ст.

Слайд № 5

Демонстрация барометра с объяснением его строения.


Проблемный вопрос

— Почему мы не чувствуем давление воздуха, а барометр так чувствителен к изменению АД?


Нормальным атмосферным давлением принято считать давление атмосферного воздуха на уровне моря на широте 45◦. Оно равняется 760 мм рт. ст.

Слайд№ 6



С помощью АД можно предсказать погоду:

Понижение АД предвещает осадки.


Повышение АД к сухой погоде.




2. Основные пояса атмосферного давления на Земле.


Слайд № 7

Образование поясов с преобладанием низкого и высокого давления связано со способностью воздуха изменять объем и массу в зависимости от температуры. ( вспомните домашнюю кухню, когда мама готовит еду – внизу холоднее, чем под потолком) На Земле образуются три пояса с преобладанием низкого давления: в районе экватора, умеренных широтах, и четыре – с преобладанием высокого давления: в районах тропиков и полюсов.

Пояса атмосферного давления чередуются начиная с северного полюса так: В — Н — В — Н — В — Н — В



V. Закрепление знаний и умений учащихся.

Слайд № 8

У подножия горы на высоте 200 м над уровнем моря АД равно 756 мм, а на вершине горы в это же время — 720 мм. Определите относительную и абсолютную высоту горы.

VΙ. Подведени итогов урока.

VΙΙ. Домашнее задание.












Проблемное задание.


Покажите стрелками направление ветра и определите, где сила ветра будет большей.


В * 750


А * 760


С * 720



Д * 800





6. Домашнее задание.

Свежие документы:  Конспект урока для 11 класса "Определение длины световой волны"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: