Конспект урока на тему «Период колебаний математического и пружинного маятников»


Урок по теме: «Период колебаний математического и пружинного маятников».


Цель урока: Добиться понимания и выработать начальные навыки по применению формул гармонических колебаний при решении простых задач. Исследовать независимость периода колебаний маятника от амплитуды, массы.

Развивать память, внимание, воображение. Продолжить работу по формированию умственной деятельности: анализу, умению наблюдать, делать выводы, анализировать их результаты.

Воспитание понимания причинно-следственных связей в окружающем мире и познаваемости окружающего мира


Эпиграф « Мы, ученые, можем сказать: теория – это хорошая вещь, но правильный эксперимент остается навсегда» П.Л.Капица


ХОД УРОКА

№ этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.

Организационный момент

Организация рабочего места

2.

Повторение с целью актуализации знаний.

1. «Шифровка»

Группам раздаются квадратики с буквами, в течение 1 мин необходимо составить из этих букв 3 физических термина и дать им определение

А

У


Р

Т

Е

О

Т

Ч


Д

М

А

С

П

А

А

Д

О

И

И

Т

Л

П




Ответ: амплитуда, период, частота.









2. Конкурс «Знатоки формул»

Ребятам предлагаются квадратики с обозначениями физических величин, из которых они должны составить формулы и прочитать их:

Т

t

N

ν

1/Т

1/ ν

Т

t

N

ν




Решение задач

1.Найдите период колебаний, если за 10 сек тело совершило 100 колебаний



2. Сколько колебаний совершает поплавок за 15 с, если он колеблется с периодом 0,5 с? Какова частота колебаний?



3. Маятник совершил 20 колебаний за 1 мин.20 сек. Найти период и частоту колебаний


4. Найдите по графику амплитуду, период и чаcтоту колебаний

Взаимопроверка, самооценка

Дано:

t = 10 сек Т= t /N Т=0,1 с

N= 100

Т-?


Дано:

t = 15 сек Т= t /N

Т= 0,5 с N = t / Т

Ν -? ν- ? N = 15с/0,5с=30

ν = 1/T ν = 1/0,05c= 20 Гц


Дано: СИ

N= 20 Т= t /N Т= 0,25 с

t = 1 мин 20 сек 80 сек ν= 1/T ν =4 Гц

Т-? Ν -?












3.

Изучение нового материала

Продумайте план проведения исследования по теме «Независимость периода колебаний маятника от амплитуды и массы» и «Зависимость периода пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины»



Учащиеся предлагают варианты планов исследования


Практическая работа в группах по парам.

Одна парта выполняет задание с нитяным маятником, вторая – с пружинным.

Цель: — 1) доказать независимость периода колебаний маятника от амплитуды и массы

— 2) доказать зависимость периода пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины

1 группа :

А

Т

m

Т

1



1



2



2



3



3





2 группа:

m

Т

k

Т

1



1



2



2



3



3




Вывод: период нитяного маятника не зависит от амплитуды и массы тела; период пружинного маятника зависит от массы тела и жесткости пружины


Решение задач

  1. Нитяной маятник за 1,2 минуты совершил 36 полных колебаний. Найдите период и частоту колебаний маятника


2.

По графику гармонических колебаний определить амплитуду, период и частоту колебаний


3. Упр.24 № 5


4. Амплитуда незатухающих колебаний точек струны 4 мм, частота колебаний 2 кГц. Какой путь пройдет точка струны за 0,8 сек. Какое перемещение совершит эта точка за период колебаний?

Дано: СИ

t = 1,2 мин 72 с T = t/N T= 72c/36

N=36 ν = 1/T =2c

T-? ν -?

ν = 1/2c = 0,5 Гц















Дано: СИ Решение

А=4 мм 0,004 м L=υt ,υ= A/T

ν= 1 кГц 1000 Гц Т= 1/ ν,

t= 0,4 сек Т= 0,001 с

L-? S-?

υ=0,004/0,001с=4 м/с

L= 4 м/с 0,4с=

1,6 м 4=6,4 м

S= 0


4.

Контроль и самоконтроль

Групповая работа.

Используя таблицу о частоте колебаний, составить собственные количественные и графические задачи по теме

Учащиеся по группам предлагают свои задачи и варианты решений

Учащиеся взаимооценивают работу групп


Игра «да-нет». Задумана известная картина на колебательное движение. Какая?

Айвазовский «Девятый вал»

5.

Рефлексия


6.

Домашнее задание:§26-27. упр 24 № 1,3,4,6



Свежие документы:  Кроссворд для учащихся 7 классов «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: