Конспект урока на тему «Применение технологии интегрированного обучения на уроках физики»



Применение технологии интегрированного обучения на уроках физики

В современной школе на первый план выходит умение учителя мотивировать ученика к познанию, вызвать и поддержать интерес к изучению предмета.

В связи с введением ФГОС нового поколения возникла необходимость использования в практике учителя – предметника различных средств и технологий обучения. Рассмотрим применение интегрированного обучения на уроках физики для школьников среднего звена МБОУ ИЕГЛ «Школа — 30» г. Ижевска.

Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана рядом причин, характерных для современной школы: пониженным интересом учащихся к предметам естественно-математического цикла, недостаточной продуманностью программ и учебников для школ, несогласованностью этапов формирования общих понятий на уроках физики, математики, географии, биологии т.д. В соответствии с требованиями нового стандарта современный учитель должен свободно ориентироваться в учебном материале не только своего предмета, но уметь грамотно отвечать на вопросы учащихся по смежным наукам. Именно интегрированное обучение позволяет наиболее эффективно показать межпредметные связи и естественно-научный метод исследования, способствует созданию единой картины мира.

Можно выделить следующие достоинства технологии:

— ученик воспринимает мир и происходящие в нем процессы комплексно;

— происходит классификация и обобщение ранее полученных знаний;

— ученик – активный субъект обучения, самостоятельно выбирающий направление деятельности;

— исчезают противоречия во взглядах и терминологии различных наук.

Однако есть небольшие недостатки этой технологии, которые выражаются в большом объеме изучаемого школьниками материала за один урок.

Модель урока на основе данной технологии строится следующим образом:

— определяется тема, которая рассматривается с различных позиций при изучении различных предметов;

— пробуждается интерес к теме, и актуализируются знания учащихся по этой теме;

— выбираются различные источники информации;

— определяются пути и направления развития темы;

— определяется взаимосвязь между теорией и собственным опытом.

В МБОУ ИЕГЛ «Школа-30» организуются уроки по этой технологии (с применением ИКТ). В качестве примера приведена методическая разработка по теме: «Топливо – важнейший источник энергии» для учащихся 8 класса совместно с учителем биологии и химии.

Результат применения технологии – развитие логики, интеллекта учащихся, обобщение и систематизация знаний из различных источников и как следствие — высокое общее развитие личности. Кроме того, внедрение межпредметных связей полезно и учителю, так как происходит расширение профессионального кругозора.







Применение предлагаемой технологии на примере урока физики в 8-м классе по теме «Топливо – важнейший источник энергии».

Я – учитель физики, а вы – учителя географии, химии, биологии, экономики, экологии. Определите, какие вопросы по теме «Топливо» встречаются при изучении вашего предмета. Определяем тему, которую можем рассмотреть с разных позиций. Чтобы пробудить интерес к теме, можно задать проблемную ситуацию, связанную с повседневной жизнью.



Учитель. Какое понятие объединяет выделенные слова и словосочетания?

Свежие документы:  Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Тема текста"

Учащиеся. Энергия.

Учитель. Актуализируем знания по данной теме.

Как человечество получает энергию (количество теплоты)?

Учащиеся. Для обогрева, приготовления пищи, освещения, средств транспорта, в промышленности…

Учитель. Основным источником энергии для человека является топливо.

















Запишем тему занятия: «Топливо – важнейший источник энергии для человечества». Что такое топливо? Топливо – это вещество, при сгорании которого выделяется большое количество теплоты.

Какие виды топлива вы знаете?


Запишем их.



Учитель.Далее необходимо выбрать источники информации для дальнейшего изучения темы.

Воспользуемся двумя источниками. Разделимся на две группы. Условно назовем одну из них «химики», другую – «биологи». Каждая группа будет работать по собственному плану, а затем расскажет нам о своей работе.

ГРУППА «ХИМИКИ»

Почему именно эти вещества используют в качестве топлива?

Рассмотрим химический состав некоторых видов топлива.


Вид топлива

Углерод

Водород

Кислород

Азот

Дрова

50%

6%

44%

0,1%

Торф

60%

5%

33,5%

1,5%

Бурый уголь

70%

6%

23%

1%

Каменный уголь

80%

5%

13,5%

1,5%

Антрацит

95%

2%

2,5%

0,5%

Нефть

84%

13%

2%

1%

Природный газ

80%

15%

3%

2%


Какой элемент является основным, входящим в состав всех видов топлива?

Объясните, с точки зрения химии, почему именно эти вещества используются в качестве топлива. Запишите реакцию, происходящую с углеродом и кислородом при горении.


ГРУППА «БИОЛОГИ»

А откуда внутри топлива взялась энергия? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите видеоролик с сообщением учителя биологии. (Учитель биологии рассказывает о фотосинтезе – процессе, при котором в растениях накапливается углерод. Энергия, выделяемая Солнцем, аккумулирована в топливо, что говорит о выполнении закона сохранения энергии.)

Учитель. Прослушаем сообщения специалистов.

Выполнение следующего задания позволяет определить направления развития темы. Какие предметы изучают эти области? Можно идти по различным направлениям, но я как учитель физики предлагаю следующий вопрос: как отличаются различные виды топлива друг от друга по количеству выделяемой энергии?



Следующий этап – этап приращения знаний, рассказ учителя.





Далее учитель подчеркивает взаимосвязь между теорией и собственным опытом.

Учитель. Человек как биологическое существо также получает энергию. Что является для него топливом? Энергия, за счет которой поддерживаются обменные функции организма человека, выделяются в ходе химических реакций окисления содержащихся в пище углеводов, жиров и белков. Роль топлива играет пища. Разные виды пищи, как и разные виды топлива, содержат различный запас энергии.

Свежие документы:  Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации познавательной деятельности учащихся

Самый эффективный источник энергии – жиры. При «сгорании» в организме 1 г жиров выделяется примерно столько же энергии, как и при сгорании 1 г бензина.

Вспомним, что 1 ккал = 4,2 кДж.

Рассчитайте, сколько энергии вы затратили за занятие. Применив знания элементарной математики, вы можете рассчитать, сколько примерно шоколада вам нужно съесть, чтобы восполнить энергию, которую вы затратили за 20 минут занятия.

Рассчитайте свои энергетические затраты (приблизительно, приняв свою массу равной 70 кг):

Чтение про себя (0,38 МДж) + сидение (0,42 МДж) = 0,8 МДж/ч.

За 1/3 истрачено 0,26 МДж.

Шоколад: 1 кг – 20 МДж;xкг – 0,26 МДж =>x = 0,013 кг = 13 г.


Учитель. Мы не рассмотрели последний пункт алгоритм урока – создание благоприятного эмоционального фона. Восполним потерянную вами энергию топливом (все присутствующие на занятии получают шоколадку). Вот так выглядит урок, построенный по технологии интегрированного обучения. Скажите, в чем преимущества данного урока перед традиционным уроком?

Домашнее задание (см. «Опорный конспект»).

















ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ


Я на занятии « »


Энергия

Виды топлива

Твердое Жидкое Газообразное

…………….

…………….

…………….

…………….

…………….

…………….

…………….

…………….

…………….




Дрова сухие

10 МДж/кг

Каменный уголь

25 МДж/кг

Природный газ

36 МДж/кг

Нефть

44 МДж/кг

Бензин

47 МДж/кг

  • Удельная теплота

сгорания некоторых

видов топлива q




  • Формула для расчёта количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива: Q=

Хлеб ржаной

8,884 МДж/кг

Молоко

2,796 МДж/кг

Морковь

1,720 МДж/кг

Смородина чёрная

2,470 МДж/кг

Шоколад

20 МДж/кг


  • Удельная теплота

сгорания некоторых

пищевых продуктов



Это интересно! 1 ккал = 0,0042 МДж.


Мытьё посуды

0,59 МДж

Подготовка к урокам

0,38-0,4 МДж

Чтение про себя

0,38 МДж

Сидение (в покое)

0,42 МДж

Физическая зарядка

1-1,4 МДж

  • Энергозатраты

человека массой 70 кг

за 1 час при различных

видах деятельности



Рассчитайте ваши энергетические затраты (приблизительно):

При массе 70 кг: чтение про себя + сидение => 0,8 МДж/час.

За 1/3 ч: 0,26 МДж. Шоколад: 1 кг – 20 МДж;x кг – 0,26 МДж =>x = 13 г.


Домашнее задание:

  1. Запомните термины, с которыми мы познакомимся подробно на уроках: Фотосинтез ● Парниковый эффект ● Геологическая эпоха ● Масса ● Расчёт энергии ● Атомы и молекулы ● Энергия ● Окисление углеводов ● Себестоимость ● Реакция.

  2. Рассчитайте количество теплоты, выделившееся при полном сгорании спички.



Свежие документы:  Рабочая программа по МХК Данилова 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: