Конспект урока на тему «Путешествие в страну ТЕПЛОТЫ»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лозовская основная общеобразовательная школа

Ровеньского района Белгородской области»







Урок –КВН

«Путешествие в страну ТЕПЛОТЫ»









Составитель:

учитель физики

Векленко С.И.









2012 год

На уроках-соревнованиях сочетание коллективной и индивидуальной деятельности улучшают психологический климат в классе, создают здоровый дух соревнования. Можно проводить уроки – турниры, уроки – конкурсы, физическая спартакиада, аукционы, блиц – турниры. Особенность этих уроков: отсутствие страха перед оценкой, замена оценки коллективной ответственностью является сильным стимулом к учебе. Урок базируется на игровой деятельности. Главные принципы его построения: активная познавательная экспериментальная деятельность, подготовленность учащихся к обсуждению вопроса, наличие общей цели у всех участвующих в обсуждении проблем.

Об уроке сообщаю в начале изучения темы. Заранее выбранное жюри определяет в конце урока лучших знатоков тепловых явлений, экспериментаторов и оперативно оформляет итоги урока

Учащимся предоставляются задачи разной сложности, при решении которых они могут обмениваться мнениями, задавать друг другу вопросы, пользоваться своими семантическими картами, тетрадями, учебниками, дополнительной литературой.

КВН

Обобщающий урок — соревнование «Клуб внимательных и находчивых» по теме «Тепловые явления»

Тип урока

Цель урока :

  • Содействовать осмыслению темы, углубить знания учащихся о тепловых явлениях

  • Формировать экологическую грамотность, основы безопасности жизнедеятельности.

  • Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, устанавливать связь между элементами содержания ранее изученного материала на уроках химии, географии и физики.

  • Развивать наблюдательность и внимание.

Ход урока:

    1. Организационный этап.

    2. Вступительное слово учителя.

Нас сегодня необычный урок-КВН (Клуб внимательных и находчивых). В нашем клубе гости, из их числа выберем жюри. Жюри за работу!

Пусть кипит работа,

Сильней соревнованье.

Успех решает не судьба,

А ваши знанья!

В клубе соревнуются 2 команды. Члены победившей команды получают «5».

1 конкурс «Приветствие».

Команды приветствуют друг друга и представляют свою визитную карточку.

2 конкурс «Разминка».

Пожалуйста, по одному представителю из команды. Тяните билеты с вопросами. Можно совещаться 1 минуту с членами команды.

  1. Способ передачи тепла при помощи инфракрасных лучей.

  2. Способ изменения энергии без совершения механической работы.

  3. Что называется количеством теплоты?

  4. Что называется удельной теплоемкостью?

  5. Почему почва быстро высыхает после дождя в ветреную погоду?

  6. На вершину горы высотой 4000 м вода закипает при t=86С. Как это объяснить?

  7. 1. В один сосуд налита кипячёная вода, в другой — сырая. Как определить, в котором сосуде кипячёная вода?

  8. 2. Изменится ли потенциальная энергия медного шара, лежащего на горизонтальной поверхности, если повысить его температуру?

  9. 3. Космонавт на Луне вскрыл ампулу, заполненную водой. Опишите поведение воды.

  10. В двух одинаковых стаканах находится дистиллированная и сладкая вода. Оба стакана открыты, температура воздуха 20С. Что можно сказать о температуре содержимого каждого из стаканов?

  11. Будет ли таять лед и замерзать вода в комнате, где поддерживается 0С?

  12. Будут ли затоплены материка ледовитым океаном, если весь плавающий в нем лед по каким-нибудь причинам растает?

  13. Как можно отогреть озябшие руки, не используя нагревательных приборов или теплых печаток?

  14. Почему, когда мы дуем на ладони, ощущаем холод, а когда дышим — тепло?

3 конкурс «Поиск».

Ребята, вы получили домашнее задание: подготовить презентацию о тепловых явлениях в природе и технике. Защитите свои работы.

4 конкурс «Конкурс капитанов».

«Кубики». Капитаны, бросайте кубики. Выпавшую формулу записывайте на доске и поясняйте физический смысл, входящих в нее величин.

5 конкурс «Вихрь задач».

Каждый участник команд получает по 3 задачи и может как можно больше принести баллов команде.

1-2 задача – по 3 балла

3 задача – 5 баллов

Можно объединяться, помогать друг друга.

6 конкурс «Конкурс знатоков»

Каждая команда составляет по 3 интересных вопроса и задает их игрокам другой команды.

7 конкурс «Дорожные знаки».

Предлагается выйти на финишную прямую, называя без запинки.

  1. Обозначение физических величин с, Q, m, q, L, t.

  2. Формулы для расчета количества теплоты.

  3. Единицы количества теплоты.

8 конкурс «ЗАПОЛНИТЕ ПРОПУСКИ В ТЕКСТЕ»:

1.Двойные рамы предохраняют от холода, потому что воздух, находящийся между ними, обладает ………………………. теплопроводностью.

2.Чтобы плодовые деревья не вымерзли, их приствольные круги на зиму покрывают опилками. Опилки обладают ………………… теплопроводностью.

3.При одной и той же температуре металлические предметы на ощупь кажутся холоднее других. Это объясняется тем, что металлы обладают …………….. теплопроводностью.

4.Бумага, солома, воздух, мох, войлок, сукно, полотно обладают ……………… теплопроводностью.

5.Чтобы ручка утюга не нагревалась, её делают из пластмассы. Пластмасса обладает ………………….. теплопроводностью.

6.Медь, свинец, алюминий, серебро, сталь обладают …………….. теплопроводностью.

7.Опытные хозяйки предпочитают жарить на чугунных сковородках, а не на алюминиевых, так как чугун обладает ……………….. теплопроводностью.

8.Алюминиевая кружка с чаем обжигает губы, а фарфоровая – нет. Это объясняется тем, что фарфор обладает …………… теплопроводностью.

СЛОВА ДЛЯ ВСТАВКИ: плохой, хорошей.

9 конкурс «Экспериментальный.»

Экспериментаторы по 1 из каждой команды демонстрируют опыты и формулируют вопросы.

1. Почему кипит вода в бумажной коробке?

Оборудование: штатив, бумажная коробка, изготовленная при помощи скрепок, горючее, теплая вода.

2. Почему кипит вода при комнатной температуре?

Оборудование: штатив, насос Камовского, колба с теплой водой.

Подведение итогов, награждение

Пока жюри подводит итоги, в течение 1-2 минут, объявляется конкурс «Физики — лирики». Учащиеся сочиняют строчки о физических законах, явлениях. Во многих работах отражаются положительные эмоции. Ученик, воодушевленный чувствами, оптимизмом начинает заниматься не по обязанности, а сам, по бескорыстному стремлению к знаниям.

На таких уроках дети учатся радостно, трепетно, победно! Работы последнего конкурса, который не оценивается, подпитывают духовные силы учителя, в них дается оценка скромного труда педагога.





Молодцы!

Урок окончен.

В. Шукшин: «Кто смолоду много работает, тот потом становится надежнее, крепче, умнее»



Литература:

  1. Лукашик В.И., Иванова Е.В.. Сборник задач по физике 7-9 класс // Просвещение. – М., 2009.

  2. Лукашик В.И. Физические олимпиады // Просвещение. – М., 1983..

  3. www.uchitelizd.ru.





Свежие документы:  План-конспект урока в 7 классе "Механическая работа. Единицы работы"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: