Конспект урока на тему «Расчет сопротивления цепи с последовательным, параллельным и смешанным соединением проводников. Составление формул в ЭТ»


Интегрированный урок по физике и информатике «Расчет сопротивления цепи с последовательным, параллельным и смешанным соединением проводников. Составление формул в ЭТ»

Волова Ольга Николаевна

учитель физики и информатики

МОУ «Новохоперская гимназия №1»



Цели:

Образовательные:

  • Проконтролировать степень усвоения составления формул в электронных таблицах.

  • Систематизация знаний по теме «Расчет сопротивления для последовательного, параллельного и смешанного соединения проводников».

  • Формирование навыков самоконтроля.

Воспитательные: воспитание коллективизма, работоспособности.

Развивающие:

  • Умение выделять главное, сравнивать, обобщать.

  • Развитие самостоятельности.

  • Развитие умения преодолевать трудности.

  • Умение прочувствовать связь теории физики и практики информатики через межпредметные связи.

Ход урока

I. Повторение и обобщение изученного

Прежде чем приступить к решению задач, целесообразно обобщить материал предыдущих двух уроков. Результатом такого обобщения может стать таблица с общими закономерностями в цепях с последовательным и параллельным соединением проводников.

Последовательное соединение

Параллельное соединение

Iобщ= I1 = I2

Uобщ=U1 + U2

Rобщ=R1 + R2

Iобщ= I1 + I2

Uобщ=U1 = U2

https://festival.1september.ru/articles/551135/full_image002.gif

Усвоению и закреплению знаний по этой теме способствует хороший подбор качественных вопросов и расчетных задач.

Далее приводится примерный список качественных вопросов:

  • Как формулируется закон Ома для участка цепи и записать его на доске?

  • Чему равно сопротивление проводника, если известна сила тока и напряжение?

  • Чему равно напряжение, если известна сила тока и сопротивление проводника?

  • Как сопротивление проводника зависит от длины проводника и от площади поперечного сечения проводника?

  • Что называется удельным сопротивлением проводника?

  • Записать на доске формулу, по которой можно рассчитать сопротивление проводника;

  • В каких единицах выражается удельное сопротивление проводника?

  • Из каких веществ на практике изготовляют проводники?

  • Как изменится сопротивление электрической цепи, если подключить к любому звену цепи еще один резистор последовательно (параллельно)?

  • Как измерить напряжение прибором, измеряющим силу тока?

  • В каком случае вольтметр даст большее показание: при присоединении к лампе, или к амперметру? Почему?

  • Что нужно сделать, чтобы уменьшить чувствительность амперметра?

  • В ходе лабораторной работы ученик собрал цепь неправильно, поменяв местами амперметр и вольтметр. Будет ли в собранной цепи гореть лампочка? Что покажут приборы? Какой прибор может выйти из строя?

II. Решение задач

Учитель разбирает решение двух задач в качестве примера.

Задача 1

Три проводника с сопротивлением 7 Ом и 11 Ом и 6 Ом соединены последовательно. Определить сопротивление цепи.

Дано: 
R1 = 7 Ом
R2=11 Ом
R3= 6 Ом

 

 

Решение: 
R
общ= R1+ R2+ R3
R
общ= 7+11+6 = 24 (Ом)

Rобщ,- ?

 

 

 

Ответ: Rобщ= 24 Ом.

Так решение задачи выглядит на доске. А как же оно будет выглядеть на компьютере?

В ячейке D12 нужно записать формулу для расчета общего сопротивления последовательного соединения.

Задача 2

Три проводника с сопротивлением 8 Ом и 12 Ом и 24 Ом соединены параллельно. Определить сопротивление цепи.

Дано: 
R1 = 8 Ом
R2=12 Ом
R3= 24 Ом

 

 

Решение: 
https://festival.1september.ru/articles/551135/full_image004.gif

Rобщ= 4 (Ом)

Rобщ,- ?

 

 

 

Ответ: Rобщ= 4 Ом.





III. Самостоятельная работа

Электрические цепи, с которыми приходится иметь дело на практике, обычно состоят не из одного приемника электрического тока, а из нескольких различных, которые могут быть соединены между собой по-разному. Зная сопротивление каждого и способ соединения, можно определить общее сопротивление цепи.

Для выполнения самостоятельной работы учащимися можно предложить следующие задачи:

Определите общее сопротивление цепи. Оформите решение задач в ЭТ.

https://festival.1september.ru/articles/551135/img1.gif

IV. Итог урока (5 мин.) – рефлексия

Что нового узнали на уроке?

Способствует ли форма проведенного урока лучшему усвоению изучаемого материала?

Используемая литература:

  1. Перышкин А. В. Учебник “Физика – 8”.

  2. Ситникова Т.А. Физика. 9 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2004.

  3. Пинский А. А.,Разумовский В. Г. “Физика и астрономия – 8”, М: Просвещение 1995.



Свежие документы:  Методика решения качественных задач по физике в средней школе

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: