Конспект урока на тему «Скорость. Время. Расстояние»



Салахадинова Евгения Ивановна,



учитель начальных классов первого (продвинутого уровня),

заместитель директора по учебной работе

высшая категория



Тема урока: Скорость. Время. Расстояние. (урок № 1 из серии уроков среднесрочного планирования 4 класс Задачи на движение.)

Цели:

ввести понятие о скорости движения;

учить приводить примеры выражений, в которых говориться о скорости движения; сформулировать вывод о зависимости между скоростью, временем движения и пройденным путём;

развивать умение рассуждать и делать выводы.


Учащиеся

  • укажут способы нахождения скорости;

  • объяснят правила нахождения времени, расстояния;

  • выяснят причины, разницы между скоростями;

  • наглядно рассмотрят применения формулы нахождения скорости;

  • повторят единицы измерения длины и времени. Познакомятся с единицами измерения скорости;

  • определят уровень знаний по ранее изученной теме


Тип урока: комбинированный

Метод преподавания: эвристическая беседа

Общие методы: беседа, демонстрация, объяснение, практическая работа.

Задачи по содержанию:

  • Познакомить учащихся с понятием “скорость движения”;

  • Научить устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процесс движения;

  • Разработать алгоритм применения полученных умений для решения задач на движение;

  • Воспитание чувства уважения при работе в малых группах, интереса к предмету;

  • Учить детей самооценке, умению анализировать свою работу на уроке.

Задачи по способу работы:

  • Развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать изучаемые факты;

  • Выработать у учащихся умение различать понятия “скорость движения”, “расстояние” и “время движения” и их зависимость друг от друга;

  • Развивать умение решать задачи на нахождение скорости движения по алгоритму.

  • Содействовать формированию навыков коммуникативного общения.

Этапы урока.

I. Понимание и постановка учебной задачи.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке математике. Мы поговорим о движении.

Начнем свой урок с улыбки и движения.

Клип Движение – это жизнь.

https://www.youtube.com/watch?v=X7MdekvnrBk

Что для вас движение? (ответы учащихся)

Девиз нашего урока

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Выполните арифметический диктант

Работа в парах. Передайте тетрадь своему соседу. Возле правильного ответа напишите букву, которая зашифрована.

Оцените ответ одноклассника. На полях выставьте оценку.

Кто получил оценку «отлично» ( смайлик)

Расположите ответы в порядке убывания в 1 строчке.
Подпишите соответствующие буквы.

2. Усвоение исходных знаний.

На экране слайд с 5 величинами:

189 м; 40 000 км; 627 дм; 425 кг; 38 см.

Задание 1. Найти “лишнюю” величину и объяснить почему.

В процессе выделения лишней величины выяснить, что все остальные – это величины длины или расстояния. Расстояние принято обозначать латинской буквой S (вывешается знак на доску).

Задание 2. Расположите остальные величины в порядке возрастания (работа в группах):

38 см; 627 дм; 189 м; 40 000 км (учитель записывает на доску под знаком S).

Все ли величины длины мы вспомнили? (Нет мм)

Вывод: Расстояние – это путь, который надо преодолеть. (Здесь анимация: поезд проезжает путь км от одного города до другого).

Задание 3. Продолжите ряд величин:

3 ч, 240 мин, 5 ч, 360 мин, …

Работа в группах и результат (проверяем).

7 ч, 480 мин, 9 ч, 600 мин.

С какими величинами мы сейчас работали? (Величинами измерения времени). Время движения в математике принято обозначать латинской буквой t (Знак вывешивается на доске).
– Все ли величины измерения времени мы с вами вспомнили? Назовите отсутствующие.

3. Первичная диагностика понимания.

Задание 4. Работаем в группах. Рассмотрите выражения и найдите их значения, результат запишите в тетрадь, через запятую.

7 дм 2 см + 4 см = 7 дм 6 см
35 км : 5 ч = ?
46 сек – 15 сек = 31 сек
9 м 8 см * 3 = 27 м 24 см
42 м : 7 сек = ?
6 мин 9 сек + 51 сек = 7 мин

Вы нашли значения всех выражений? Нет? Почему?
– Проверим (идёт проверка вместе с экраном).
– На какие группы можно разделить полученные значения выражений?
Ребята, а я утверждаю, что к концу сегодняшнего урока мы сможем найти значения оставшихся выражений и обязательно вернемся к этим нерешенным примерам.

II. Проектирование нового способа действий.

1. Введение понятия “скорость”.

Вчера Ален с Аружан измерили длину нашего класса. К доске выйдет Микаэл и Вероника. Микаэл — ты будешь у нас страусом. Как передвигается страус? Вероника, а ты – черепаха. Как двигается черепаха? 2 учащихся берут сотовые телефоны и замеряют время в пути обоих учащихся.

Мы легко определили, кто из них бежал быстрее, не выполняя никаких вычислений. Всё дело в том, что расстояние было одинаковым.

Вывод и правило: Быстрота движения связана с величиной, которая называется скоростью. Она обозначается латинской буквой V (вешается знак на доску).

https://www.youtube.com/watch?v=zt1LrQFmhsM

Заполните страничку успеха.

Физминутка https://www.youtube.com/watch?v=q6pX6m00waQ

И так давайте выясним какая же скорость была у ребят.

2. Диагностика понимания.

Задание 1. Объясните смысл высказывания:

Самолёт летит со скоростью 800 км/ч
Улитка ползёт со скоростью 50 см/мин

Задание 2. Угадайте, с какой скоростью движется каждый из предложенных объектов.

3. Создание алгоритма нахождения скорости движения объекта.

Давайте сделаем вывод, с какими же величинами связан процесс движения? (Скорость, время, расстояние).

4. Контроль. Отработка действий по алгоритму. Работа в группах


Теперь вы знаете, как определять скорость, время и расстояние движения. Теперь мы попутешествуем на различных видах транспорта. Перед каждым из вас лежат карточки с задачами.

На поезде может отправиться тот ученик, который отлично понял сегодняшнюю тему и хочет испытать себя на более сложном материале.


C:UsersuserDesktopimages.jpg

Алёша с папой отправились на рыбалку. Сначала они 2 часа (t) ехали на поезде со скоростью (V) 56 км/ч, потом 3 часа (t) шли пешком со скоростью 4 км/ч (V). Какое расстояние (S) преодолели папа с Алёшей?


На велосипеде в путь поедет тот из вас, кто хорошо разобрался в вопросе нахождения скорости движения.


C:UsersuserDesktopindex.jpg

Миша ехал полем (S) на велосипеде 27 км, а лесом (S) – 15 км. На весь путь он затратил (t) 3 часа. С какой скоростью (V) ехал Миша?



А на автобусе отправятся в путь те из вас, у кого возникли какие- то вопросы по теме урока.


C:UsersuserDesktopimages.jpg

Какое расстояние (S) пройдёт автобус за (t) 6 часов, если движется со скоростью (V) 45 км/ч?




III. Организация усвоения способов деятельности.

Ребята, вернёмся к выражениям, которые мы не смогли решить в начале урока (слайд). А теперь вы с ними справитесь? Запишите в тетрадь и решите эти выражения. Что мы узнаём в результате? (Скорость движения объекта). Повторение правила.

35 км : 5 ч = 7 км/ч
42 дм : 7 сек = 6 дм/сек


Оцените свою работу в конце урока.

IV. Итог урока.

Мы с вами сейчас проделали большую работу и мне интересно узнать ваше впечатление от урока. Сформулируйте его, продолжив предложения



Резерв (игра по ПДД)

Свежие документы:  Урок-ролевая игра по физике в 9 классе по теме "Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: