Конспект урока на тему «Условия плавание тел. Ареометры»




ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.»


ФИО (полностью)

Шустова Наталья Николаевна

Место работы

МОУ СОШ №1 с УИОП города Егорьевска Московской области

Должность

Учитель физики

Предмет

Физика

Класс

7

Тема и номер урока в теме

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.(Раздел «Давление твёрдых тел , жидкостей и газов»).

Базовый учебник

пёрышкин а. в., «физика», 7 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений.

Москва, дрофа, 2010.



  1. Цель урока: познакомить с законом Паскаля, расширить и углубить знания учащихся по теме “Давление”, обсудить различие между твёрдыми телами, жидкостями и газами; помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.

9. Задачи:

— обучающие: познакомить с законом Паскаля, расширить и углубить знания учащихся по теме “Давление”, обсудить различие между твёрдыми телами, жидкостями и газами; помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.

-развивающие: создать условия для развития исследовательских и творческих навыков; навыков общения и совместной деятельности.

-воспитательные: способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.

  1. Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления

  2. Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая.

  3. Необходимое техническое оборудование: ИКТ; плакат; шар Паскаля; воздушные шары, наполненные водой ( на каждую парту); пакет с горохом; учебник “Кирилл и Мефодий. Физика 7-11 класс”.


  1. Структура и ход урока

Таблица 1.

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

Организационный этап


Формулирует цель урока

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

1 мин.

2

Актуализация знаний


Задаёт вопросы учащимся, анализирует ответы

Отвечают на вопросы учителя

4 мин.

3

Мотивационный этап


Задаёт вопросы учащимся, анализирует ответы

Отвечают на вопросы учителя

5 минут

4

Этап получения нового знания

«Блез Паскаль (№1)»;

«Шар Паскаля» (№2).


Проводит опыты, делает выводы

Слушают учителя, делают записи в тетради

10 минут

5

Закрепление изученного материала

«Закон Паскаля» (№3).

Задаёт вопросы учащимся, анализирует ответы

Выполняют задания, делают выводы.

20 минут

6

Домашнее задание


Формулирует и объясняет задание на дом

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

2 минуты

7

Подведение итогов


Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность

Отвечают на вопросы учителя

3 минуты



I. Организационный этап.

Учитель:

— Здравствуйте ребята! Садитесь. Все ли присутствуют на сегодняшнем уроке? Кто дежурный? Спасибо. Всё ли готово к уроку? Посмотрите.

II. Актуализация знаний.

Учитель:

Я думаю, вы готовы продолжить выстраивать ваши знания в одну цепочку. Для начала небольшая разминка. Давайте все вместе ответим на вопросы, которые будут проецироваться на экране. Эти вопросы проверят ваши знания по предыдущему уроку.









Учитель:

-Все молодцы!

III. Мотивационный этап.

Учитель:
— Ребята, на какую тему были тесты? (Давление газа)
Учитель:
— Вы изучаете тему “Давление”. В вашей цепочке знаний звено о давлении твёрдых тел и давление газа имеется. Как производится давление твёрдых тел? Сидя на стуле, вы оказываете давление? (Да.)

Учитель:
— Лежащая на столе книга? (Да.)

Учитель:
— Как? В каком направлении передаётся действие силы? (Вниз, под действием силы тяжести.)

Учитель:
— Твёрдое тело оказывает давление лишь на ту часть опоры, с которой соприкасается — книга, лежащая на столе, оказывает на него давление, но никак не воздействует на стены или потолок комнаты. А в каком направлении производят давление газы? В комнате, где мы находимся, есть газы? (Да.)

Учитель:
— Оказывает ли воздух действие на стены, пол, потолок? (Да.)

Учитель:
— Давайте вспомним опыт, на котором увидим изменение воздушного шара. Посмотрим на экран. (Опыт, воздушный шар под колоколом.) (Электронный учебник “Кирилл и Мефодий, Физика 7-11 класс”.)

Учитель:
— Как же газ производит давление? (Правильно, по всем направлениям одинаково.)



IV. Этап получения нового знания.

Учитель:
— Следующая цепочка, как же передаётся давление жидкостями и газами? Совсем иначе, чем твёрдых тел. Наша тема урока “Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля”.









Возьмите рабочие тетради. Запишите, пожалуйста, число, классная работа и тему сегодняшнего урока.

Учитель:
Какие слова вам знакомы? (Паскаль.)








https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/103b8d29-f1b9-9f95-854b-b0192d706dab/1000953A.htm

Учитель:
— Ребята, учёные делают предположения (выдвигают гипотезы), выполняют эксперименты, а затем делают выводы, верны или ложны их гипотезы. Давайте представим, что мы учёные и тоже порассуждаем, выполним опыты и заключения запишем в тетради.

Учитель:
— Что произойдёт, если пролить воду? (Немного проливаю воду на стол.) (Вода потечёт.)

Учитель:
— А если подуть на неё?

Учитель:
— Почему? Почему так происходит? (В отличие от твёрдых тел молекулы жидкости могут перемещаться, поэтому пролитая из сосуда вода растекается, а вода в стакане приходит в движение, если слегка подуть на её поверхность.)

Учитель:

-Ребята, у вас на столах вы видите воздушные шарики, заполненные водой. В этих шариках сделано множество отверстий. Надавите, пожалуйста, на шарик. Что вы наблюдаете? (Вода вытекает из всех отверстий). Как вы думаете, почему так происходит? (Потому что молекулы воды подвижны и могут перемещаться по всем направлениям).

Учитель:
Правильно. Подвижность частиц жидкости, а так же и газа, объясняет, что производимое на них давление передаётся не только в направлении действия силы, но и по всем направлениям. В твёрдых телах молекулы связаны с положениями равновесия, а в жидкостях и газах молекулы подвижны относительно друг друга. А теперь давайте поработаем с учебником. Рассмотрите рисунок 94. Что произойдёт с молекулами газа внутри сосуда, если изменить объём при перемещении поршня вниз? (Молекулы расположатся плотнее друг к другу.)

Учитель:
— При этом давление изменится? (Да, оно возрастёт.)

Учитель:
— Добавочное давление передалось всем частицам газа. Если увеличиться давление газа около самого поршня на 1 Па, то во всех точках внутри газа увеличится настолько же.

Опыт с шаром Паскаля. (Полый шар с узкими отверстиями, к которому присоединена трубка с вставленным поршнем заполняется водой. Если вдвигать в трубку поршень, то вода польётся из всех отверстий шара.)

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/6d700e21-ad0a-11db-ad09-0050fc69ce6f/?interface=pupil&class=49&subject=30

Учитель:
— Что же мы увидели? (Жидкость с одинаковым напором выходит из всех отверстий шара.)

Учитель:
— Какой можно сделать вывод из этого опыта?

Вывод: Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся без изменения в каждую точку объёма жидкости или газа.
Это утверждение называют законом Паскаля. Найдите этот закон в учебниках, прочитайте и запишите в тетради.





Учитель:
— Я вам покажу ещё один опыт.

Опыт с пакетом наполненным горохом.

Учитель:
— Почему пакет разрывается не в том месте, где мы давим, а в другом? (Давление, оказываемое на одну часть пакета, распространяется в другие части.)

Учитель:
Разрывается там, где тоньше.

V. Закрепление учебного материала.

Учитель:

-Посмотрите на экран, прочитайте вопрос и попробуйте на него ответить.

(Согласно закону Паскаля давление

в жидкостях передаётся по

всем направлениям одинаково)

Учитель:

А теперь следующий вопрос.











(Согласно закону Паскаля давление в газах передаётся по всем направлениям одинаково).

Учитель:

И ещё один вопрос, он связан с тем, что каждому из нас приходится делать ежедневно. Но производя это действие, мы даже не задумываемся о том, что и в нём скрывается один из законов физики.









Работа в группах.

Учитель:

— Ребята, давайте разделимся на группы по четыре человека и выполним предложенное вам задание. Я вам раздам карточки с заданиями. Внимательно прочитайте задание и ответьте на него все вместе. Затем один представитель из каждой группы прочитает задание и сделает общий вывод.



























Нахождение общего характера. Повторение вывода.

Применение закона Паскаля в технике.

http://fcior.edu.ru/card/10786/zakon-paskalya.html











Пневматические машины и инструменты, отбойный молоток, пескоструйные аппараты (для очистки и окраски стен), пневматический тормоз, домкрат, гидравлический пресс, сжатым воздухом открывают двери вагонов поездов метро и троллейбусов. (Плакаты).

Учитель:

Ну что, вы молодцы! Очень хорошо сегодня поработали. А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Запишите, пожалуйста, в тетрадях Тест. Перед вами на экране будут появляться вопросы. Выберите и запишите тот вариант ответа, который вы считаете верным. Время на выполнение каждого задания 1 минута































Учитель:

Готовы! Все молодцы! Поменяйтесь тетрадями и проверьте ответы друг друга. Ответы на экране. У кого все ответы правильные, поставьте оценку “5”, у кого один или два неверных ответа, поставьте – “4”, у кого больше двух неверных ответа – “3”, и т. д. Все справились. Свои оценки поставьте в дневник, а после урока принесите на подпись.

VI. Домашнее задание.







VII. Подведение итогов.

— Что было изучено сегодня на уроке?
— Как передают давление жидкости и газы?
— Объясните, на основе знаний о молекулах, почему жидкости и газы передают давление во все стороны одинаково.
— Как читается закон Паскаля?
— На каком опыте можно показать особенности передачи давления жидкостями?
— Что вам больше понравилось?














Приложение к плану-конспекту урока

«Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.»


Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Блез Паскаль

Текст/текст с иллюстрациями

Текст

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/103b8d29-f1b9-9f95-854b-b0192d706dab/1000953A.htm


2

Шар Паскаля

Видеофрагмент

Видеофрагмент

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/6d700e21-ad0a-11db-ad09-0050fc69ce6f/?interface=pupil&class=49&subject=30

3

Закон Паскаля

Интерактивная модель

Интерактивная модель

https://fcior.edu.ru/card/10786/zakon-paskalya.html










Свежие документы:  Конспект урока на тему «Элективные курсы как один из вариантов развития познавательных способностей учащихся»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: