Конспект урока по физике по теме «Решение задач по теме фотоэффект» 11 класс










Конспект урока физики

на тему:

Решение задач по теме «Фотоэффект»

11 класс





Подготовила учитель физики

МБОУ СОШ № 3

Солнышкина Е.И.









г. Выкса Нижегородская область

2014 г.

Тема урока: Решение задач по теме «Фотоэффект»

Тип урока: Урок – практикум

Цели:

Отработка навыка решения задач разного типа и уровня в соответствии с материалами ЕГЭ

Задачи:

  • обучающая: закрепить умение решать задачи по теме, научить решать задачи повышенной сложности на фотоэффект;

  • развивающая: продолжить формирование умения анализировать, обобщать, применять полученные знания при решении задач (качественных, графических, расчетных), умения работать в группе, развитие самостоятельности.

  1. воспитывающая: воспитывать внимание, чувство ответственности,

воспитывать добросовестное отношение к предмету.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, компьютеры для учащихся, раздаточный материал



План урока:

  1. Орг момент.(1 мин)

  2. Проверка знаний (10 мин)

  3. Решение задач части А ЕГЭ( 5 мин.)

  4. Релаксация(1,5 мин)

  5. Решение задач повышенной сложности.(24 мин.)

  6. Подведение итогов. Дом. задание.(3 мин.)

  7. Рефлексия (30 сек.)











Ход урока

  1. Орг момент

Подготовка учащихся к работе на уроке. Сообщение темы урока, которая записана на доске «Решение задач по теме» фотоэффект»

СЛАЙД 1

Цели и задачи урока

СЛАЙД 2

Учащиеся делятся на 3 группы: А, В, С

  1. Проверка знаний

Проверка знаний осуществляется путем тестирования и решения задач.

10 человек решают за компьютерами тесты, приготовленные учителем в программе My Test (3 варианта А,В,С) (7 мин)

1 ученик решает интерактивный тест на интерактивной доске (7 мин)

(ЭОР https://fcior.edu.ru/card/6317/zakony-fotoeffekta.html)

2 ученика решают задачи на доске, с последующим комментарием. (приложение 1) (7 мин + 3мин)

  1. Решение задачи части А ЕГЭ (повышенный уровень)

Задача представлена на слайде. Учитель разбирает задачу на доске, учащиеся записывают в тетрадь.



  1. В таблице представлены результаты измерений запирающего напряжения для фотоэлектронов при двух разных значениях частоты падающего монохроматического света (νкр – частота, соответствующая красной границе фотоэффекта)

Частота падающего света ν

кр

кр

Запирающее напряжения Uзап

U




Какое значение запирающего напряжения пропущено в таблице?

  1. 1/2U 2) U 3) 3/2U 4) 2U

Решение

2кр=hνкр+eU

3hνкр= hνкр+eU

eU=hνкр

3eU= eU+eU

U=2U

Ответ 4



  1. Релаксация

Учитель предлагает учащимся расслабиться и отдохнуть (презентация с музыкальным сопровождением)

  1. Решение задач повышенной сложности

Работа в группах (решение задач, с последующим оформлением на доске, 1 представитель от группы комментирует решение) (приложение 2)

Решение задачи части С (текст на слайде), учащиеся с помощью учителя решают на доске и в тетради

На металлическую пластину падает монохроматический свет от источника мощностью 40 Вт. При длительном освещении пластина заряжается до потенциала 0,8 В. Какое количество фотонов испускает источник ежесекундно, если работа выхода электронов из пластины 1эВ

Решение

N=

W=Pt

E=hν

hν=A+Ek

Ek=eφ

N=

Подставляем и получаем 1,4·1020

  1. Подведение итогов. Дом. задание.

Учитель подводит итоги, предлагает учащимся заполнить листы контроля, занести в них оценки, полученные за все задания. (приложение 3)

Раздает карточки с домашними заданиями. (приложение 4)

  1. Рефлексия

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…






























Приложение 1

Задача для индивидуальной работы у доски

    1. Каким наименьшим напряжением полностью удерживаются электроны, вырванные ультрафиолетовыми лучами с длиной волны 0,1 мкм из вольфрамовой пластины. Работа выхода для вольфрама равна 4,5 эВ (группа С)





Задача для индивидуальной работы у доски

    1. Найдите импульс фотона ультрафиолетового излучения с частотой 2·1015 Гц? (группа А)

























Приложение 2

Задачи для работы в группах

Группа А

При освещении поверхности металла светом с частотой 5·1014 Гц освобождаются фотоэлектроны. Какова работа выхода фотоэлектронов из металла при максимальной кинетической энергии электронов 1,2 эВ?



Задачи для работы в группах

Группа В

Работа выхода электрона из бария равна 3,9·1019Дж. Скорость фотоэлектронов 3·105 м/с. Определить длину световой волны и красную границу фотоэффекта.



Задачи для работы в группах

Группа С

В явлении фотоэффекта электроны, вырванные с поверхности металла излучением частотой 2·1015 Гц, полностью задерживаются тормозящим полем при напряжении 7 В, а при частоте 4·1015Гц – при напряжении 15 В. По этим данным вычислите постоянную Планка































Приложение 3

Лист контроля

Ф.И. учащегося

Задание

Оценка








































































Приложение 4



Домашние задачи

  1. Найти частоту света, вырывающего из металла электроны, которые полностью задерживаются разностью потенциалов 3 В. Красная граница фотоэффекта для данного металла 6·1014 Гц.

  2. Красная граница фотоэффекта для некоторого металла равна 0,5 мкм. При какой частоте падающего света оторвавшиеся с его поверхности электроны будут полностью задерживаться потенциалом в 3 B

  3. Энергия фотона равна кинетической энергии электрона, имевшего начальную скорость 106 м/с и ускорение разностью потенциалов 4 B. Найти длину волны фотона.

  4. (С6) В вакууме находятся две покрытые кальцием пластинки, к которым подключен конденсатор емкостью С=8000пФ. При длительном освещении одной из пластинок светом фототок, возникший вначале, прекращается, а на конденсаторе появляется заряд q=11·10-9Кл. Работа выхода электронов из кальция А=4,42·10-19Дж. Определите длину волны света, освещающего пластинку?



























Список литературы

  1. Физика: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, — М.: Просвещение, 2010.

  2. Поурочные разработки по физике:11 класс / В. А. Волков. — М.: ВАКО, 2006.

  3. Сборник задач по физике. 10-11 классы / А. П. Рымкевич. – М.: Просвещение, 2011.

  4. Контрольно-измерительные материалы. Физика: 11 класс / Сост. Н.И.Зорин. – М.: ВАКО, 2010.

  5. Физика-11. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы Л.А.Кирик. – М.: Илекса, 2004





Свежие документы:  Конспект урока гимнастики "Акробатика, опорный прыжок" 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: