Конспект урока по Физике «Реактивное движение» 9 класс


Реактивное движение

Урок физики для 9 класса


Автор Манейло С.Б.,

учитель физики высшей

квалификационной

категории





п. Залари, 2013 г.


МБОУ ЗАЛАРИНСКАЯ СОШ № 1



Реактивное движение

Цели урока:

  • обучающая: раскрыть учащимся прикладное значение закона сохранения импульса на примере реактивного движения;

  • развивающая: развивать умения учащихся анализировать учебный материал, сравнивать, сопоставлять изучаемые факты, применять знания в конкретных ситуациях;

  • воспитательная: воспитывать коммуникативные умения публично выступать, культуру речи, формировать познавательный интерес, продолжить патриотическое воспитание учащихся путем знакомства с вкладом российских ученых в развитие ракетной техники.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, воздушные шары, ролики.

Используемые приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо: мозговая атака, обращение к личному опыту, чтение с остановками, синквейн.

Учебник: А.В.Перышкин, Е.М.Гутник «Физика – 9».

Ход урока

Стадия вызова. Обращение к личному опыту учащихся. В руках у меня два воздушных шарика. Как вы думаете, что будет, если я выпущу их из рук? Учитель выслушивает ответы учащихся, а затем выпускает шарики из рук. Первый падает на пол, а второй стремительно взвивается вверх, при этом из него вырывается струя воздуха.

— Почему шарики ведут себя по – разному? Движение второго шарика является примером реактивного движения. Тема сегодняшнего урока: «Реактивное движение». Какие ассоциации у вас возникают с этим термином? Что может двигаться подобно воздушному шарику? Слайд № 1.

Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?( Вместе с учащимися формулируем цели урока).

Целеполагание: Ответить на вопросы: «Какое движение называется реактивным и каковы его особенности? Что и кто может двигаться реактивно? Где применяется реактивное движение?»

Стадия осмысления содержания. На этой стадии использую прием чтение с остановками.

Задание № 1 для учащихся: прочитать первую часть § 22 и найти ответы на вопросы: Слайд № 2.

  1. Почему воздушный шарик движется противоположно струе выходящего из него воздуха?

  2. Какое движение называют реактивным? Слайд № 3.

  3. Приведите примеры реактивного движения. Слайды №№ 4 – 12.

  • Сегнерово колесо изобретено немецко – венгерским физиком Иоганном Зегнером в 1750 г.

  • Реактивное движение в природе (медузы, осьминог, кальмар, каракатица, сальпа).

  • Реактивное движение в растительном мире (В южных странах произрастает растение под названием «бешеный огурец». Стоит   только слегка прикоснуться к созревшему плоду, похожему на огурец, как он отскакивает от плодоножки, а через образовавшееся отверстие из плода фонтаном со скоростью до 10 м/с вылетает   жидкость с семенами. Сами огурцы при этом отлетают в противоположном направлении. Стреляет «бешеный» огурец (иначе его называют «дамский пистолет») более чем на 12 м).

  • Реактивное движение в технике (реактивные самолеты, например, МиГ – 29, реактивный рюкзак, мотоцикл и т.д.).

  • Реактивное движение на защите Отечества (Реактивная установка БМ 13Н – «Катюша», реактивные системы залпового огня «Град – 1» и «Ураган».

  • Реактивное движение на транспорте (Реактивные электрички, поезда, реактивный самолет – амфибия ВЕ – 200).

  • Реактивное движение на воде (реактивные катера).

  • Реактивные игрушки.

  1. Как движется кальмар? Слайд № 6.

После чтения текста организуется беседа по вопросам. В тетрадях учащиеся записывают определение реактивного движения.

Задание № 2 для учащихся: прочитать вторую часть § 22 и найти ответы на вопросы: Слайд № 13.

  1. Почему для космических полетов применяются только реактивные летательные аппараты?

  2. Каково назначение ракет – носителей?

  3. Какое строение имеет ракета – носитель? Слайд № 14.

  4. Каков принцип действия ракеты?

После чтения текста организуется беседа по вопросам. В тетрадях учащиеся записывают строение ракеты — носителя и ее назначение, вывод формулы скорости ракеты.

До старта ракеты сумма импульсов ракеты и газа равна нулю:

mрvр + mгvг = 0. После старта ракеты импульс системы должен сохраниться: mрVрmгVг = 0 или mрVр = mгVг .Отсюда находим скорость ракеты:


Vр=mгVг /mр


От чего зависит скорость ракеты? Продемонстрируем это на опытах:

  1. Надуваем шарики. ( Шарики с меньшим количеством воздуха, со средним количеством и с большим количеством воздуха). Запускаем шарики по очереди. В начале — первые, затем вторые и третьи. Данный момент урока является своеобразной физкультминуткой. Большую скорость будет иметь шарик, в котором было больше воздуха.

  2. Приглашаю ученика к доске. Он на роликах. В первом случае у него один рюкзак в руках, во втором случае рюкзак в руках и на плечах. Второй ученик помогает первому. Тот, кто на роликах, кидает второму ученику рюкзак. Учащиеся наблюдают и делают выводы, что движение является реактивным и что скорость тела тем больше, чем меньше его масса.

Задание № 3 для учащихся: прочитать третью часть § 22 и найти ответы на вопросы: Слайд № 15.

  1. В чем заключается преимущество многоступенчатых ракет перед одноступенчатыми? Слайд № 16.

  2. Как осуществляется посадка космического корабля?

  3. Кто выдвинул идею использования ракет для космических полетов? Слайд № 17.

Идея использования ракет для космических полетов была предложена в начале 20 в. учителем физики из г. Калуга К.Э.Циолковским (1857 – 1935), но до этого революционер-народоволец Н.И.Кибальчич ( 1853 – 1881) разработал в 1881 году, находясь в тюрьме, проект реактивного летательного аппарата.

  1. Кем эта идея была развита и реализована? Слайды № 18 — 20.

Идея К.Э Циолковского была осуществлена советскими учеными под руководством С.П.Королева. Первый искусственный спутник Земли с помощью ракеты был запущен в СССР 4 октября 1957 г. Первым человеком, который совершил полет в космос, был Ю.А.Гагарин. 12 апреля 1961 г. он облетел земной шар на корабле – спутнике «Восток».

М.К.Янгель — наш земляк, проживавший до 15 – летнего возраста в д.Зырянова Нижне-Илимского района Иркутской области.
Он – соратник С.П.Королева — генерального конструктора ракетнокосмических систем. Наша страна обязана ему созданием ракетоносителя «Космос». Его именем названы улицы в Москве и Железногорске – Илимском, пик на Памире, кратер на видимой стороне Луны.

  1. Что бы было, если бы не было реактивного движения? Слайд № 21.

Стадия рефлексии. Проводится творческая работа. Слайд № 22.

Задание: Составить синквейн по вариантам: I Вариант по теме: «Ракета»,

II Вариант по теме: «Реактивное движение».

Проверка результатов творчества.

Итог урока. Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание: § 22, упр.21 № 2. Слайд № 23.

Для желающих: Творческое задание: Слайд № 24.

Приготовить презентации по темам:

  1. Реактивное движение в природе.

  2. Реактивное движение в технике.

  3. Реактивное движение на защите Отечества.

  4. История развития космонавтики.

  5. М.К.Янгель.










Свежие документы:  Конспект урока по физике в 10 классе «Экспериментальные доказательства молекулярно – кинетической теории»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: