Конспект-урока по теме «Действие жидкости и газа на погружённое в них тело» 7 класс


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11

Выксунского района Нижегородской области








Конспект урока по физике в 7 классе


«Действие жидкости и газа на

погруженное в них тело»





подготовила

учитель физики

Артамошкина Лариса Владимировна










г. Выкса

2009 г.




Цели урока:


Учебно-образовательные.

Познакомить учащихся с новым физическим явлением – действием жидкости и газа на погруженное в них тело. Ввести понятие выталкивающей силы, объяснить причины возникновения выталкивающей силы, получить выражение для расчёта её модуля.


Учебно-развивающие.

Развивать экспериментальные умения учащихся. Совершенствовать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, делать выводы, находить ответы на вопросы в нестандартных ситуациях.


Воспитательные.

Воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать культуру общения и умение слушать.






































План урока.


1 этап. Организационно-ориентировочный. 9мин.


  1. Организационный момент.

  2. Объявление темы урока. Постановка цели урока.

  3. Актуализация имеющихся знаний учащихся.


2 этап. Поисково-исследовательский. 20мин.


  1. Постановка проблемы.

  2. Теоретическое обоснование результатов опыта.


3 этап. Практический. 8мин.


Закрепление полученных ЗУН.


4 этап. Рефлексивно-оценочный. 3мин.


  1. Постановка домашнего задания.

  2. Итоги урока.
































Ход урока.


1 этап. Организационно-ориентировочный.

На доске эпиграф к уроку: «Без сомнения все наши знания начинаются с опыта».

Кант.


1. Организационный момент.

Приветственное слово учителя:

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Дежурные доложите о готовности класса к уроку.


2. Постановка темы и цели урока.

Итак, уважаемые коллеги. Нет, нет, я не оговорилась. Сегодня вы не просто учащиеся 7класса, а мои коллеги-физики экспериментаторы, исследователи действия жидкости и газа на погруженное в них тело. Именно этой проблеме мы посвятим наш урок.


3. Актуализация знаний учащихся.

Прежде чем начать исследование давайте, вспомним некоторый материал.


Фронтальный опрос.

  1. Запишите формулу для определения давления, которое твёрдое тело оказывает на опору?

  2. Как вычислить давление жидкости на некоторой глубине h?

  3. Что можно сказать о давлении в жидкости на одном уровне?

  4. Как изменяется давление газа и его плотность при увеличении высоты?


2 этап. Поисково-исследовательский.


1. Постановка проблемы.

На каждый ученический стол выдаётся стакан с водой, твёрдое тело и динамометр.


Задание для учащихся.

Измерьте вес тела в воздухе и вес тела в воде. Сравните результаты.

Что произошло с весом тела?( вес тела уменьшился)

Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? (на тело действует сила)

Куда направлена эта сила?( вверх)

К чему эта сила приложена?( к телу)


Дополнительный вопрос.

Как мы должны действовать на тело, чтобы произошло такое же сокращение пружины динамометра?( должны действовать вверх)


Вывод: На тело находящееся в жидкости действует сила, выталкивающая это тело из жидкости.


Какие известные вам явления указывают на существование выталкивающей силы в жидкости? Приведите примеры?


Выталкивающая сила действует не только на тела находящиеся в жидкости, но и на тела находящиеся в газе. Приведите примеры, показывающие существование выталкивающей силы в газах . Рассмотреть по рисунку 138 учебника на странице 116 опыт, доказывающий существование выталкивающей силы в газах.


2. Теоретическое обоснование результатов опыта.

Проверим наши экспериментальные данные с теоретическими. Рассмотрим силы, которые действуют со стороны жидкости на погруженное в неё тело. Воспользуемся рисунком на доске. Чтобы легче было рассуждать, возьмём тело, имеющее форму параллелепипеда с основаниями, параллельными поверхности жидкости. Площадь основания, которого равна S.

Работа по рисунку.




1.Какой столб жидкости оказывает давление на верхнюю и нижнюю грани? (h1, h2 )

2. Что можно сказать о давлении жидкости на верхнюю и нижнюю грани?( давление жидкости на верхнюю грань меньше, чем на нижнюю)

3. Что можно сказать о давлении жидкости на боковые грани?(давление равно)

4. В результате чего происходит выталкивание тела в жидкости?()

5. С какими силами жидкость давит на верхнюю и нижнюю грани

тела? Как направлены эти силы? ( с силой F1 и силой F2; сила F1 вниз, а сила F2 вверх)

6. Какая из этих сил будет больше по модулю? Как найти их

равнодействующую? (сила F2 больше силы F1, R=F2 F1)


Выведем величину выталкивающей силы.

p1 = ρж * q * h1

F1 = p1 * S

p2 = ρж * q * h2

F2 = p2 * S

Fвыт = F2 – F1 = p2 * S – p1 * S = ρж * q * h2 * S – ρж * q * h1 * S =

= ρж * q * S * (h2h1) = ρж * q * S * h = ρж * q * Vт = mж * q = Рж


Fвыт = Ржид


Выталкивающая сила равна весу жидкости, в объёме погруженного в неё тела.

Если какое-либо тело взвесить в жидкости или газе, то вес этого тела будет меньше веса в вакууме.

Fвыт = Р – Р1


Р – вес тела в вакууме;

Р1 – вес тела в жидкости или газе.


3 этап. Практический.


Фронтальный опрос.

  1. С какой силой мы познакомились?

  2. Куда направлена эта сила?

  3. Чему равна эта сила?


А теперь ответьте на весёлые вопросы Г.Остера из книги «Физика»:

  1. Генерал нырнул в воду солдатиком и подвергся действию выталкивающей силы. Можно ли сказать, что жидкость вытолкала генерала в «шею»? ( нет, т.к. выталкивающая сила действует на подошвы генерала)

  2. Где больший вес имеют солидные караси, в родном озере или на чужой сковородке? ( на чужой сковородке)

  3. Ходить по берегу, усеянному галькой, босыми ногами больно. А в воде погрузившись глубже пояса, ходить по камням не больно. Почему?

( в воде действует выталкивающая сила)


4 этап. Рефлексивно-оценочный.


1. Постановка домашнего задания.

§48, стр.183 «Легенда об Архимеде». По желанию подготовить доклад о жизни Архимеда. Найти стихи, посвящённые ему.

2. Итоги урока.

Объявление оценок учащимся, активно работающим на уроке.

А теперь оцените свою работу сами:

  1. Как я работал(а) на уроке?

  2. Понял(а) ли материал?

  3. Узнал(а) ли больше на уроке?


Благодарю вас за урок! Урок окончен.




























Список использованной литературы.


  1. Пёрышкин А.В. Физика. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений — 10-е изд.,доп. – М.: Дрофа, 2006 г.

  2. Шевцов В.А. Физика. 7 класс: поурочные планы по учебнику А. В. Пёрышкина – Волгоград: Учитель, 2006 г.






















































Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Стихотворения русских поэтов о природе"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: