Конспект урока по теме «Оптические явления» 8 класс




Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия»

г. Александровск Пермский край












Конспект урока по физике в 8 классе

«Оптические явления»

















Павлович Елена Мартиновна

учитель физики высшей категории









Г. Александровск

2011

Урок физики, 8 класс


Тема урока: Оптические явления.

Цели урока: — повторение основных понятий темы «Оптические явления»;

— обобщение изученного материала;

— развитие практических умений через решение задач.




Ход урока:



Мотивация. Вы будете работать индивидуально, в группах, можете получить оценку за эти виды работ, а в конце урока будет проведена проверочная, за которую вы тоже получите оценку. Чтобы вы настроились, начнем с интеллектуальной разминки.

    1. Блиц – опрос.

  1. Назовите два числа, произведение которых равно их частному(1 и 1).

  2. Какая планета самая большая (Юпитер).

  3. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках (50).

  4. Кто говорит на всех языках (эхо).

  5. На какое число нужно разделить 2, чтобы получить 4(на ½).

  6. Газообразное состояние воды (пар).

  7. Из чего сделан знаменитый сказочный солдат (олово).

  8. Как звали Ломоносова (Михаил Васильевич).

  9. Воздушная оболочка Земли (атмосфера).

  10. Кто сформулировал закон прямолинейного распространения света (Евклид).

  11. Одно яйцо варят вкрутую 4 минуты. Сколько нужно варить 5 яиц (4 мин).

  12. Космический булыжник (метеорит).

  13. Горючее для старых ламп (керосин).

  14. Фамилия почтальона из Простоквашино (Печкин).

  15. А как его зовут (Игорь Иванович).

II. Сейчас повторим основные понятия темы и поработаем по группам.

Группы дают ответы по следующим вопросам:

— свет;

— распространение света;

— отражение света;

— плоское зеркало;

— преломление света;

— линзы.

III. Работаем все, я предлагаю несколько задач. За правильный ответ 1 балл.

  1. Если опустить монету в стакан с водой, то она кажется надломленной. Почему? (Преломление света).

  2. Какое получается отражение от киноэкрана: зеркальное или рассеянное? (рассеянное).

  3. Угол падения луча равен 60°. Каков угол отражения? (60°).

  4. Девочка стоит в полутора метрах от плоского зеркала. На каком расстоянии от себя она видит в нем свое изображение? (3 м).

  5. Стеклянная пластина прозрачная, почему толчёное стекло непрозрачно? (поверхность толчёного стекла неровная, поэтому лучи рассеиваются, а те которые прошли в стекло испытывают многократные отражения от краёв).

  6. «Черный ящик». Я прочитаю стихотворение Измайлова, а вы угадаете, что в черном ящике. Какое явление используется?

Смотрю и что ж в моих глазах

В фигурах разных и звездах

Сапфир, яхонты, топазы

И изумруды, и алмазы,

И аметисты, и жемчуг,

И перламутр – все вижу вдруг.

И новое в глазах виденье (калейдоскоп).

7. Угадайте модель прибора (перископ).

8. У прозрачных линеек из пластмассы шкала нанесена на нижней стороне линейки (просматривается на просвет). Зачем это сделано? (Чтобы исключить преломление света, для точного измерения).

IV. Работа в группах.

  1. В солнечный день длина тени на Земле от елочки высотой 1,8м равна 90см, а от березы -10м. Какова высота березы? (20 м).

  2. Почему растения надо поливать водой рано утром или вечером? (Капельки воды, как маленькие линзы, сфокусируют солнечные лучи и листья могут получить ожог).

  3. Угол между падающим и отраженным лучами равен 30°. Каким будет угол отражения, если угол падения увеличить на 15°? (30°).

  4. Поместите предмет между двумя плоскими зеркалами, расположенными под прямым углом. Сколько изображений вы видите, почему? (Три. Третье изображение создаётся лучами, отражёнными от обоих зеркал).

  5. Луч прожектора в тумане виден хорошо, а в ясную погоду хуже. Почему? (Виден хорошо благодаря рассеянию света туманом).

  6. Фокусное расстояние 200мм. Найти оптическую силу. (5 дптр).

  7. Стеклянную палочку опускаем в глицерин. Почему она не видна? (Потому что показатель преломления стекла и глицерина равны).

  8. Оптическая система состоит из линз, сложенных вплотную: собирающей и рассеивающей. F1=50см, F2=-80см. Определите оптическую силу этой системы. (0,75 дптр).

  9. Измерения показали, что длина тени от предмета равна его высоте. Какова высота Солнца над горизонтом?(45°).

  10. Тень от низко летящего вдоль дороги самолета покрывает дорогу на 2/3 ее ширины. Каков размах крыльев самолета, если ширина дороги 18,6м. (12,4 м).

      1. Проверочная работа. Если согласны с утверждением, ответьте «да», не согласны – «нет».

  1. Свет – это электромагнитные волны (да).

  2. Световые лучи необратимы (нет).

  3. Мы видим не сам свет, а отражающие и рассеивающие его частицы (да).

  4. Зеркало рассеивает 90% световой энергии (нет).

  5. α – угол отражения (нет).

  6. Вид Луны на небе постоянно меняется (да).

  7. Изображение в плоском зеркале является действительным (нет).

  8. У собирающей линзы фокус действительный (да).

  9. Попадая в менее плотную среду, луч света удаляется от перпендикуляра (да).

  10. Среда, в которой скорость света больше, называется оптически более плотной (нет).

      1. Подведение итогов урока.
























Список использованной литературы


1. Пёрышкин А.В. Физика 8 кл. М. Дрофа, 2006.

2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. М. Просвещение, 2001.

Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса «Реактивное движение. Ракеты»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: