Конспект урока по теме: «Тепловые двигатели» 10 класс


Урок по физике в 10-м классе «Тепловые двигатели»

Цель урока:

  • формировать понятия: тепловой двигатель, КПД теплового двигателя, КПД идеальной тепловой машины;

  • развивать умение решать задачи;

  • воспитывать бережное отношение к природе

Тип урока: изучение нового материала.

Используемые педагогические технологии: технология развивающего обучения ( автор Л.В.Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), технология уровневой дифференциации ( автор Н.Ф. Фирсов), игровые технологии (автор Д.Б. Эльконин, К.Д. Ушинский, Д. Б. Никитин)

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация (Приложение 1), модель ДВС, таблица.

Ожидаемый результат: усвоение понятия тепловой двигатель; принцип действия теплового двигателя; разновидность тепловых машин; практическое применение их.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

В одно мгновенье видеть вечность,

Огромный мир — в зерне песка,

В единой горсти — бесконечность,

И небо — в чашечке цветка!

И.А.Бунин

Фронтальный опрос

-Как определить изменение внутренней энергии согласно первого закона термодинамики.

-На что расходуется количество теплоты, переданное системе.

-Дайте формулировку первого закона термодинамики.

  • Заселите формулами остров «Термодинамика».

Опишите характер теплообмена газа в каждом процессе, составляющем замкнутый цикл Решите задачи (по вариантам):

  1. При изотермическом сжатии газ передал окружающим телам теплоту 800 Дж. Какую работу совершил газ? Какую работу совершили внешние силы?

  2. При адиабатном процессе газом была совершена работа 150 Дж. Как и насколько изменилась его внутренняя энергия?

  3. Изучение нового материала.

Развитие техники зависит от умения использовать громадные запасы внутренней энергии. Использовать эту энергию- это значит совершать за счет ее полезную работу. Рассмотрим источники, которые совершают работу за счет внутренней энергии. Учащиеся самостоятельно формулируют тему и определят основные задачи урока.

Учащиеся записывают в тетради тему урока «Тепловые двигатели»

Тепловой двигатель — устройство, превращающее внутреннею энергию топлива в механическую. Рассмотрим устройство и принцип работы теплового двигателя. Работа любого теплового двигателя циклична.

Каждый цикл состоит из разных процессов:

  • получение энергии от нагревателя;

  • рабочего хода;

  • передача неиспользуемой части энергии холодильнику.

Наличие нагревателя, рабочего тела, холодильника — принципиально

необходимое условие для непрерывной циклической работы любого теплового двигателя.





тепл дв2.jpg

КПД замкнутого цикла

— количество теплоты, полученное от нагревания

— количество теплоты, отданное холодильнику


работа совершаемая двигателем за цикл

Цикл С. Карно

— температура нагревания

температура холодильника

  1. Закрепление материала

  1. Какие машины называются тепловыми?

  2. Назовите основные элементы теплового двигателя и их назначение.

  3. Что называют кпд теплового двигателя?

  4. Назовите какие виды тепловых машин вам известны?

Учащиеся решают задачи.

  1. уровень. Чему равен КПД идеального теплового двигателя, если температура нагревателя 4550 , а температура холодильника 2730 ?

  2. уровень. Тепловой двигатель совершает работу за цикл 100 Дж. Какое количество теплоты получено при этом от нагревателя, если КПД двигателя 20%?

  3. уровень. Двигатель получает от нагревателя каждую секунду 7200 Дж теплоты и отдает в холодильник 6400 Дж. Определите КПД.

На рабочем столе компьютера учащиеся открывают папку «Проверь себя» и о листок самоконтроля с тестовым заданием.

1. Какие устройства относятся к тепловым двигателям:

а) устройства, превращающие тепловую энергию в механическую;

б) устройства, превращающие электрическую энергию в тепловую;

в) устройства, превращающие внутреннюю энергию в тепловую.

  1. Какой элемент теплового двигателя совершает работу:

а) холодильник;

б) газ или пар;

в) нагреватель;

  1. Какие условия необходимы для циклического получения механической работы в тепловом двигателе:

а) наличие нагревателя и холодильника;

б) наличие рабочего тела и холодильника;

в) наличие нагревателя и рабочего тела

  1. КПД теплового двигателя всегда:

а) больше1;

б) равен 1;

в) меньше 1.

  1. При каком замкнутом процессе тепловой двигатель имеет максимальный КПД:

а) состоящий из двух изотерм и двух изобар:

б) состоящий из двух изохор и двух изобар:

в) состоящий из двух изотерм и двух адиабат.

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.

Домашнее задание. §58, стр. 282-283 I уровень: задача 2, 3. II, III уровень: задача 4, 5

Свежие документы:  Формирование проектных умений учащихся на уроках физики и во внеурочное время

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: