конспект урока урока по физике в 8 классе «Изображения, даваемые линзой»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 36»

г. Саратова










Конспект урока по физике
в 8 классе

«Изображения, даваемые линзой»







подготовила

учитель физики

Лушкова Татьяна Борисовна















г. Саратов

2012



Тема урока: «Изображения, даваемые линзой»

Тип урока: урок изучения нового

Цель урока: Формирование практических умений применять знания о свойствах линз для нахождения изображения предмета графическим методом.

Задачи урока:

Образовательная задача:

знать

  • приемы построения изображений в собирающих и рассеивающих линзах;

уметь

  • строить изображения, даваемые тонкой линзой.

Развивающая задача:

развитие устной речи учащихся на этапе актуализации знаний, внимания при выполнении наблюдений и измерений в ходе эксперимента, познавательной активности за счет использования средств ИКТ.

Воспитательная задача:

воспитание культуры взаимоотношений при обсуждении эксперимента, в ходе работы над заданием, при обсуждении отчетов; воспитании интереса к предмету за счет применения творческих заданий и средств ИКТ.

Оборудование: компьютеры (урок проводится в кабинете информатики), видеопроектор, интерактивная доска (i— доска), ОМС-плеер (специальный программный продукт) для воспроизведения учебных модулей на компьютере ОМС-плеер, который можно скачать с сайта регионального представительства ФЦИОР http://srtv.fcior.edu.ru/methods.page;

виртуальные лабораторные работы по физике 7-9 классы (издатель «Новый диск).

Дидактический материал: ОМС по теме «Линзы», «Различные типы линз», «Оптическая сила линз» http://srtv.fcior.edu.ru/methods.page, Flash-ролик «Преломление и полное отражение» и слайд-шоу «Ход лучей при построении изображения в линзе» с сайта https://class-fizika.spb.ru/index.php/slaid/190

Виртуальный моделирующий эксперимент «Построение изображений, даваемых линзами» Flash-ролик с сайта https://class-fizika.narod.ru/mm9.htm.


Ход урока

Организационный момент.

Постановка целей и задач урока.

Актуализация знаний.

●Проверка домашнего задания по теме «Линзы. Оптическая сила линзы».

Учащиеся делятся на четыре группы, которые выполняют разноуровневые задания.

Первая группа: открывают на рабочем столе компьютера папку «Изображения, даваемые линзой», ОМС «Линзы», повторяют теорию, затем открывают ОМС « Различные типы линз» и выполняют тестовые задания.

Вторая группа: открывают на рабочем столе компьютера папку «Изображения, даваемые линзой», ОМС «Линзы», повторяют теорию, затем открывают ОМС «Различные типы линз» и выполняют тестовые задания.

Третья группа: выполняют виртуальную экспериментальную работу «Наблюдение за размерами и яркостью светового пятна, даваемого линзой». Для выполнения данной работы ученики открывают на рабочем столе компьютера папку «Лабораторные работы», находят лабораторную работу №11 «Изучение свойств собирающей линзы». На линейке рабочего стола находят «Проверь себя» и выполняют задания согласно описания экспериментальной работы (см. Приложение 1).

Четвертая группа: выполняют виртуальную экспериментальную работу «Наблюдение за изменением направления распространения светового пучка при переходе из оптически более плотной среды в менее плотную. Для выполнения данной работы ученики открывают на рабочем столе компьютера Flash-ролик «Преломление и полное отражение» и выполняют задания согласно описания экспериментальной работы (см. Приложение 2).

Анализ и обобщение самостоятельной работы учащихся первой второй и четвертой групп.

Отвечают старшие в группах. При обсуждении заданий каждый ученик на рабочем столе компьютера открывает соответствующее задание. Учащиеся самостоятельно заполняют карту самоконтроля и самооценки, которую сдают учителю в конце урока.

Динамическая пауза.

Вращение шеи

Дышите глубоко, расслабьте плечи, опустите голову прямо вниз. Медленно вращайте головой из стороны в сторону, совершенно расслабляясь при выдохе. Делайте небольшие круговые движения подбородком.

Упражнения, повышающие энергию тела.

Сядьте или встаньте удобно. Положите правую руку на пупок, левую руку в ложбинку у основания ключицы с правой стороны. Массируйте эти точки 1 минуту.  Поменяйте руки.

Объяснение нового материала.

Анализ и обобщение результата экспериментальной работы учащихся третьей группы «Наблюдение за размерами и яркостью светового пятна». Учащиеся приходят к вводу, что размеры и яркость светового пятна можно изменять с помощью линз и зависят они от расположения источника света относительно линзы.

●Знакомство с основными приемами построения изображений: просмотр 2,3 и 4 слайда Flash-ролика «Построение изображений, даваемых линзами», оформление опорного конспекта. Какое количество лучей достаточно для изображения каждой точки предмета?

Учащиеся отвечают.

●Проведение виртуальных моделирующих экспериментов «Исследование зависимости характера изображения от взаимного расположения предмета и собирающей линзы» и «Исследование зависимости характера изображения от взаимного расположения предмета и рассеивающей линзы» с помощью 5 и 6 слайдов Flash-ролика «Построение изображений, даваемых линзами». Оформление опорного конспекта.

Закрепление.

Опишем характер изображения предмета в линзе. Слайд-шоу «Ход лучей при построении изображения в линзе»

Учащиеся отвечают.

●Подведение итогов урока, выставление оценок с учетом карты самоконтроля и самооценки учащихся.

.●Задание на дом §67, Упр. 34 №1,2,3

Приложение 1.

Виртуальная экспериментальная работа

«Наблюдение за размерами и яркостью светового пятна, даваемого линзой».

Цель работы: Наблюдение за размерами и яркостью светового пятна, даваемого линзой, при перемещении линзы относительно экрана.

Оборудование: компьютер

Ход работы:

Откройте на рабочем столе компьютера папку «Лабораторные работы», найдите лабораторную работу №11 «Изучение свойств собирающей линзы». На линейке рабочего стола лабораторной работы найдите «Проверь себя» и выполните следующие задания:

  1. Возьмите линзу с фокусным расстоянием 5 см.

  2. Установите расстояние между источником света и экраном 23 см.

  3. Передвигайте линзу, пока на экране не установится четкое изображение, наблюдая при этом, как изменяется изображение и размеры светового пятна на экране.

Повторите задание №3 для линзы с фокусным расстоянием 12 см, установив расстояние между источником света и экраном 48 см.

Сделайте вывод из проделанных наблюдений.

Приложение 2.

Виртуальная экспериментальная работа

«Наблюдение за изменением направления распространения светового пучка при переходе из оптически более плотной среды в менее плотную.

Цель работы: Наблюдение за изменением направления распространения светового пучка при переходе из оптически более плотной среды в менее плотную.

Оборудование: компьютер

Ход работы:

Откройте на рабочем столе компьютера папку Flash-ролик «Преломление и полное отражение» и выполните следующие задания:

  1. Наведите курсор на кнопку Вода и нажмите на ЛКМ.

  2. Пронаблюдайте за ходом луча при переходе из воды в воздух при углах падения 0, 20,400 и 60.

  3. Повторите п.1 и п. 2 для слюды и стекла.

Сделайте вывод из проделанных наблюдений.



ФИ ученика, класс

Карта самоконтроля и самооценки

Вид задания

Выполнил задание полностью

Выполнил задание

частично

Моя оценка

Оценка учителя

Итоговая оценка











































Список использованной литературы


1. Физика 7 класс автор А.В. Перышкин «Дрофа», 2010 г.





Использованные материалы и Интернет-ресурсы


1.ОМС-плеер (специальный программный продукт) для воспроизведения учебных модулей на компьютере ОМС-плеер.
2.Flash-ролик «Преломление и полное отражение» а https://class-fizika.spb.ru/index.php/slaid/190.
3.Слайд-шоу «Ход лучей при построении изображения в линзе» https://class-fizika.spb.ru/index.php/slaid/190.

4.Flash-ролик «Построение изображений, даваемых линзами» https://class-fizika.narod.ru/mm9.htm.

5.Виртуальные лабораторные работы по физике 7-9 классы», издатель «Новый диск».

6.Flash-ролик «Преломление и полное отражение» https://class-fizika.spb.ru/index.php/slaid/190-opt









Свежие документы:  Изобразительное искусство 4 Класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: