Методическая разработка урока по физике по теме: «Электроизмерительные приборы» 11 класс


Методическая разработка урока по физике. 11 класс


КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1»


Тема: Электроизмерительные приборы


Тема урока входит в рабочую программу по физике для вечерних (сменных) общеобразовательных школ и заочного обучения в 11 классе. Учащимся необходимо знать: устройство, принцип действия и практическое применение электроизмерительных приборов (в дальнейшем ЭИП). Данная тема изучается с той целью, что многие учащиеся занимаются производственной сферой деятельности и обучаются в профессиональном училище при исправительных колониях. Так как возраст контингента составляет 25-30 лет, то изучаемый вопрос в вечерней школе должен носить политехническую направленность, чтобы содействовать созданию общетехнического минимума знаний и умений, на базе которых они могли бы применить свои знания.


Цель урока:

Формирование у учащихся понятия об устройстве и принципе действия ЭИП на основе действия магнитного поля на проводник с током

Задачи:

  1. Образовательные: расширить знания по изучению приборов; выработать умения и навыки применять полученные знания на практике; научить читать шкалу приборов; уметь рассказывать устройство и принцип действия приборов

  2. Развивающие: развивать способность анализировать условие задания; обобщать изученный материал, делать выводы при выполнении практических работ; оценивать ответы одноклассников; продолжать развивать речь с использованием физических и технических терминов

  3. Воспитательные: обогащать знания на основе духа соперничества; воспитывать доброжелательность друг к другу; оценивать свои ответы и ответы других учеников; бережно относиться к материалам и оборудованию; прививать интерес к физике и технике.

Тип урока: комбинированный

Для реализации поставленных целей предусматривается следующее материально- техническое оснащение урока:

Техническое оборудование

  1. ЭИП различных систем и назначений

  2. Магнитоэлектрическая машина

  3. Штатив с кольцом

  4. Дугообразный магнит

  5. Проволочный виток

  6. Ключ

  7. Динамик

  8. Соединительные провода

Плакаты

  1. «Электромагнитная система. Магнитоэлектрическая система»

  2. «Магнитное поле электрического поля. Сила Ампера»

Раздаточный материал

  1. Рабочая карта

2. Эталоны ответов

3. Карточки-вопросы

4. Карточки-подсказки











Ход урока:

I. Организационный этап урока.

1. Проверка наличия учащихся (доклад дежурного)

2.Готовность учащихся к уроку (наличие ручек, тетрадей и оборудования, необходимого для проведения урока)


II. Этап урока. Повторение ранее изученного материала

проводится посредством проведения викторины на тему «Магнитное поле электрического тока. Сила Ампера»

Цель викторины: Проверить усвоение учащимися предыдущей темы. Научить давать четкие и полные ответы на поставленные вопросы.

Ход викторины: класс разбивается на две команды по 6-7 человек, которые самостоятельно выбирают название команд.

Задача викторины: восстановить ранее изучаемый материал в духе соперничества и предполагает ориентацию на творческое начало урока. Предлагается ответить на вопросы с возможностью выбора решения проблем на основе карточек-подсказок и перечнем вопросов (см. приложение №2,3,6). Каждый участник команды несет ответственность за принятое им решение, так как он является субъектом коллектива, где сильна взаимозависимость результатов командной работы. Отвечающий ученик опирается на плакаты и собственный жизненный опыт. Командам раздаются карточки-задания и объясняется порядок проведения викторины. (см. приложение№1)










Приложение №1



Вопросы для команд

Команда№1

  1. В каких случаях возникает магнитное поле?

  2. Чему равен модуль силы Ампера?

  3. Единицы измерения силы, магнитной индукции, силы тока и напряжения









Команда№2

  1. Сформулировать правило для определения направления силы Ампера.

  2. Объяснить действие магнитного поля на проводник (виток) с током

  3. Взаимодействуют ли магнитные поля между собой?













Приложение №2


F=-kx F= G

F=BI����

F= k F=ma






Приложение №6

Тесла

Ньютон

Ватт


Джоуль

Ампер

Фарада


Паскаль

Кулон

Вольт





Приложение №3












N






N








S





N


?

S





S






















III. Ориентировочно-мотивационный этап урока

На основе результатов викторины ставятся цели и задачи урока. На этом этапе основная задача: добиться того, чтобы сами учащиеся поставили цели и задачи дальнейшего направления изучения ЭИП. Такой прием помогает активизировать имеющиеся у них знания по этим вопросам, способствует пробуждению интереса к изучаемой теме, мотивации познавательной деятельности, Самое главное — чтобы эти цели и задачи были личностно значимыми. При постановке мотивационно-ориентировочного аспекта выделяю практическую направленность изучения ЭИП.


IIII. Этап урока. Изучение нового материала

Перед учащимися ставятся учебные вопросы:

  1. Устройство и принцип действия приборов электромагнитной системы, их достоинства и недостатки

  2. Устройство и принцип действия приборов магнитоэлектрической й системы, их достоинства и недостатки

  3. Условные обозначения на шкалах ЭИП


Для реализации этих вопросов я использую различные формы общения, направленные на использование содержания субъективного опыта каждого ученика, а также между командами в диалоге «ученик-учитель» и «ученик-класс». В ходе углубленного изучения материал темы предлагается решить проблему выбора: самим сравнивать приборы этих систем, определить их достоинства и недостатки. В течение урока опорные выражения записывают в тетрадь. Материал темы излагается с применением плакатов, демонстрационного и лабораторного оборудования, что позволяет активизировать мыслительную деятельность. Этот этап занимает несколько минут, привлекаются учащиеся к диалогу, опираясь на их знания.



V. Операционно-исполнительский этап урока

На этом этапе урока учащиеся закрепляют свои полученные знания путем выполнения практической работы на основе ЭИП. Для выполнения данной задачи учащимся предлагается заполнить рабочие карты с 9 вопросами (см. приложение №4), изучая приборы различных систем и назначений. В этом задании учащиеся сами выбирают форму отчета-словесную или графическую. По истечении времени команды обмениваются работами и производят взаимоконтроль по эталонам (см. приложение №5). Это дает возможность предоставить самим учащимся оценивать труд своих одноклассников, не сдерживая их активности. Для снятия стрессо-образующих факторов во время проведения практической работы и доброжелательной атмосферы урок можно сопровождать негромкой музыкой «Лучшие инструментальные хиты».




















Приложение №5

Эталон ответа

ФИО ученика

класс


1

Номер прибора

148354

2

Назначение

измеряет силу тока

3

Система прибора

магнитоэлектрическая

4

Род измеряемой величины

постоянный ток

5

Цена деления прибора

0,2А

6

Положение прибора

вертикальное

7

Принцип действия прибора

действие магнитного постоянного магнита на рамку с током

8

Достоинства системы

простота конструкции, равномерность шкалы

9

Недостатки системы

чувствительность системы к перегрузкам

VI. Проблемно-ситуативный

Задача этого этапа: постановка проблемы, нахождение способов ее решения, формулировка вывода. На решение этой проблемы отводится 3-4 минуты. За это время счетная комиссия подсчитывает количество баллов каждой команды. Предлагается два вопроса:

  1. В каких еще устройствах применяется действие силы Ампера?

  2. Почему у некоторых приборов зеркальная шкала, а других ее нет?

Постановка этих вопросов дает возможность, опираясь на полученные знания и опыт самим выбрать вариант творческого ответа. Учащийся сам ищет путь для достижения результата. Это позволяет переносить теоретические знания на практическое применение (оборудование) и тем самым обеспечивает понимание смысла изучаемых понятий.


VII. Рефлексивно-оценочный

Задача: Обобщить полученные знания и умения на уроке; оценить уровень усвоения; проанализировать результаты индивидуальной и групповой работы; внимание к процессу выполнения задания. На этом этапе подведены итоги викторины и практической работы с анализом оценок и количества набранных баллов каждой команды. Учитывается также оригинальность ответов и рациональность изложения. Результаты практической работы показали хорошее усвоение темы урока. При подведении итогов урока учащиеся самостоятельно делали выводы и указали на реализацию поставленных целей и задач.

Роль учителя на этом уроке заключалась в вовлечении учащихся в активную мыслительную и познавательную деятельность через деятельно — творческую и личностную позицию; отношение к ученику как к субъекту собственной учебной деятельности и создание комфортной обстановки на уроке.

Свежие документы:  Контрольная работа «Основы кинематики»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: