Музейная педагогика, 7-11 класс


ГОУ средняя общеобразовательная школа №160

Красногвардейского района Санкт-Петербурга












МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

(физика, 7–11 классы)


Материал подготовлен Федоровой Аллой Борисовной, учителем физики












Санкт-Петербург

2013 г.

Введение.

Обучением школьников физике можно заниматься не только на уроках в классе, но и знакомясь с памятниками истории и архитектуры. В Санкт-Петербурге есть много мест, интересных не только с исторической точки зрения, но также и с точки зрения техники. Современные школьники редко самостоятельно посещают музеи и выставки; педагог должен заинтересовать их, дать необходимую информацию. Цель такой работы – вывести учащихся за рамки учебника физики, расширить их кругозор, научить видеть в реальных объектах воплощение абстрактных законов природы. Я много лет занимаюсь этой работой. После каждой экскурсии мы проводим уроки обсуждения, и такая практика позволяет повысить интерес учеников к предмету.

Образовательное пространство может быть закрытым и открытым. Открытое образовательное пространство – пространство, где учащиеся могут выбрать пути получения информации самостоятельно. Роль учителя направить, подсказать направление поиска. Наш город представляет собой широчайшее образовательное пространство для изучения физики. Можно выделить три направления внеклассного образования: музеи, выставки, архитектурные объекты города. Объектом данной работы является музейная педагогика.

Музейная педагогика – одно из важнейших средств образовательного пространства. Целый ряд музеев помогают наглядно увидеть физические явления. Ниже рассмотрены некоторые из них.


Центральный музей связи имени А.С.Попова.

В 1924 году в здании дворца канцлера А.А.Безбородко разместился Музей Народной связи. Среди экспонатов можно увидеть первый радиоприемник А.С. Попова, первый спутник связи «Луч 15». В настоящее время создана первая очередь новой экспозиции. Можно познакомиться с редкими экспонатами, относящимися к истории телеграфной, телефонной связи, радиосвязи и радиовещания, телевидения и космической связи, современные средства телекоммуникации.

Музей космонавтики и ракетной техники.

В 1932-1933 годах на территории Иоанновского равелина находилась мастерская по разработке ракетных двигателей, получившая название газодинамической лаборатории. На ее месте в 1973 году был создан музей, посвященный отечественному ракетостроению. Экспозиция музея отражает историю Газодинамической лаборатории на фоне развития отечественной ракетной техники и космонавтики.

В начале ХХ века появились ракеты на дымных порохах, были опубликованы исследования К.Э.Циолковского по полетам тела с переменной массой. Конструкторами ГДЛ в1928-1933 годах были созданы ракеты на бездымном порохе, названные в народе «катюшей».

Посетители могут увидеть подвесные двигатели ракет «Восток», «Протон», спускаемый космический корабль «Союз-16». В музее демонстрируются видеофильмы по истории освоения космического пространства. Для учащихся предусмотрена специальная экскурсия «Через тернии — к звездам», посвященная истории российской и мировой космонавтики. Ежегодно в День космонавтики в Петропавловской крепости проводятся показательные запуски ракет.

Свежие документы:  Конспект урока музыки «Музыки без ноток нет»


Музей железнодорожной техники.

Более 30 лет назад появились энтузиасты, неравнодушные к истории железных дорог России и мира. На Варшавском вокзале появился очень любопытный музей. Этот музей содержит экспонаты тепловозов, дизельных поездов, электровозов, паровозов, разнообразных вагонов.

В этом музее подробно рассказывается история Российской железной дороги, затрагиваются общие технические вопросы: паровая тяга, локомотивная тяга, вагонное хозяйство.


Центральный музей железнодорожного транспорта.

Этот музей является одним из старейших технических музеев в мире. Более 60 тысяч предметов, поступивших в его фонды с 1813 года по настоящее время, рассказывают о транспортной науке и железнодорожной технике. Уникальные модели, хранящиеся в музее, демонстрировались на многих международных и отечественных выставках. Многие экспонаты музея – действующие, наглядно показывающие работу железнодорожных машин и механизмов. Коллекции аппаратуры связи, подвижного состава и мостов – единственные в своем роде. Музей имеет много фотоматериалов. Самый большой интерес вызывает макет действующей железной дороги.


Мир воды Санкт-Петербурга.

Музей расположен на территории предприятия «Водоканал», в старой водонапорной башне, построенной в 1860-1863 годах архитектором Иваном Мерцем и Эрнестом Шуберским. Экспозиция отражает историю от основания водопровода в России до наших дней. Мир воды является самым молодым и современным музеем города и рассказывает о свойствах воды с использованием мультимедийных систем. В музее также представлены старинные предметы быта, связанные с водой: умывальники, стеклянная посуда. Современная часть экспозиции – коммуникации, очистные сооружения. Гостям музея предлагается преодолеть три уровня сложности, чтобы раскрыть тайну и найти сокровища Старой Башни.


АТОМПРОФ

Региональный центр общественной информации приглашает посетить экспозицию «Атомная энергия». Разделы посвящены целому ряду вопросов: что такое атомная энергия и почему нужна атомная энергетика, как устроены ядерные реакторы и история их создания, что такое радиоактивность и ядерная безопасность, перспективы ядерной энергии в аспекте сохранения окружающей среды.




Обсерватории

Первая астрономическая обсерватория Академии Наук – Кунсткамера.

В башне Кунсткамеры в XVIII веке велись наблюдения звездного неба, работали службы времени и картографии. Побывав здесь, можно увидеть научный инструментарий того времени, измерительные приборы, подзорные трубы и телескопы. В стенах обсерватории зародились отечественные астрономия, метеорология, география, геодезия, топография, служба времени. На экспозиции воспроизведено рабочее место астронома XVIII века. «Большая зрительная труба» является одним из немногих сохранившихся инструментов М.В.Ломоносова. С ее помощью в 1763 г. он наблюдал прохождение Венеры через диск Солнца.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости»

Музей метеорологии — геофизическая обсерватория им. А.И.Воейкова. Музей был открыт в 1927 г. В основную экспозицию музея включены приборы для измерения атмосферного давления (барометры ртутные, анероиды, барографы), а также приборы для измерения температуры и влажности воздуха, скорости и направления ветра, атмосферных осадков и элементов атмосферного электричества. Важным разделом экспозиции являются приборы для исследования вертикального строения атмосферы. Особой гордостью музея является собрание приборов для измерения интенсивности солнечной радиации.

Современная академическая обсерватория – Пулковская обсерватория. Экскурсия начинается в круглом музейном зале прямо на линии Пулковского меридиана. В экспозиции представлен самый большой оптический рефрактор с объективом 65 сантиметров. Труба, купол, даже пол — все у него медленно двигается. Можно увидеть радиотелескопы, солнечный телескоп.

Основные направления научных исследований обсерватории: небесная механика и звездная динамика, астрометрия, солнце и солнечно-земные связи, а также физика и эволюция звезд.

Планетарий. Начал работать в 1959г. по адресу: Александровский парк, 4.

В звездном зале можно совершить увлекательное космическое путешествие.

Большой интерес представляет лаборатория занимательных опытов. Здесь физика не кажется сложной наукой, она становится увлекательной. Экспозиция стоит из трех разделов: маятник Фуко, кабинет занимательных опытов, время.


ВУЗы Санкт-Петербурга

Горный институт. Музей утвержден в 1773 г. Собрание музея содержит 230000 экспонатов из 80 стран мира, размещенных в 20 залах площадью 2700 кв.м.

В структуре горного музея 3 отдела: геология, минералогия, история горной и горнозаводской техники. В отделе геологии представлены коллекция горных пород, руд, ископаемых, остатки древних растений и животных, крупнейшее в мире собрание метеоритов. Коллекция отделе минералогии насчитывает 46 тысяч образцов, среди них естественные кристаллы, искусственные минералы.

В отделе истории горной и горнозаводской техники представлена коллекция моделей и реальные образцы горной и горнозаводской техники. Особую ценность имеют коллекции литья, изделия из чугуна, стали и бронзы.

Политехнический университет. Основан в 1899, инициаторы создания С.В. Витте, В.И. Ковалевский, Д.И. Менделеев, А.С. Попов. Первые преподаватели А.Г. Гагарин, М.А. Шателен, А.А. Бойков, А.Ф. Иоффе, И.К. Кикоин, И.В.Курчатов.

На кафедрах факультетов – энергомашиностроительного, радиофизики, технической кибернетики, биоинженерии – можно по предварительной договоренности провести экскурсии.

ЛЭТИ. В 1886 г. было открыто Техническое училище Почтово-телеграфного ведомства – первое в России высшее электротехническое заведение, которое было призвано обеспечить телеграфную службу научными специалистами. Сегодня обучение в институте соединяет радиотехнику и электронику, информатику и вычислительную технику. В институте работает кабинет-музей А.С.Попова. Экскурсии по предварительной записи проводят преподаватели вуза.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Силы в механике"


Выставка Sрасе в Петропавловской крепости.

Экспонаты, больше напоминающие аттракционы, иллюстрируют простейшие законы физики. Действие всех экспонатов можно опробовать непосредственно на себе. При этом постижение законов физики оказывается удивительно простым и доступным. Экспонаты: винт Архимеда, платформа равновесия, путешествие в космос, велосипед на натянутой проволоке.

Винт Архимеда с помощью простого шара демонстрирует понятия кинетической и потенциальной энергии. Реактивная машина «Путешествие в космос» работает на мешках с песком. Платформа равновесия демонстрирует понятие равновесия, принцип рычага. Самое увлекательное – проехать на пятиметровой высоте на велосипеде по проволоке. На велосипеде закреплен балансир, помогающий удерживать его в правильном положении,- так что, когда на велосипеде находится наездник, центр тяжести оказывается гораздо ниже каната. Выставка- первый этап проекта, главная цель-создание современного музея науки и техники, где школьные знания будут представлены в занимательной и доступной форме.

Город — открытое педагогическое пространство.

Статику можно рассмотреть на примерах архитектуры нашего города: мосты, Медный всадник, Александрийский столб ,арки и колонны. Фонтаны -сообщающиеся сосуды.


Заключение.

Результаты этой работы могут быть использованы на уроках физики 7 – 11 классов. Экскурсия в музей связи им. А.С.Попова полезна при изучении тем «звуковые волны», «явления электромагнитной индукции», которые изучаются в 9-11 классах. Тема «механика» хорошо представлена в музеях космонавтики, Октябрьской железной дороги, железнодорожного транспорта. Тема «гидростатика», которая изучается в 7 классе, представлена в музее «Мир воды». Уроки по теме «атомное ядро» можно провести в Атомпроф. Планетарий полезно посещать изучая темы «механика», «оптика». Музей железнодорожной техники полезно посетить учащимся 8 класса, когда изучается тема « Тепловые явления». Экскурсии в музеи нашего города можно использовать для эффективной внеклассной работы, призванной повысить интерес учеников к предмету и сформировать у них системное представление о изучаемом предмете и его месте в современном мире.


Список литературы:

1. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. М.: Высш. шк., 2004. 216 с.

2. https://www.rustelecom-museum.ru/

3. https://volzd.ru/museum-spb.html

4. https://www.vodokanal-museum.ru/

5. https://www.kunstkamera.ru/exposition/4floor/observatory/

6. https://www.gao.spb.ru/russian/

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: