Обобщающий урок «Тепловые явления»


Обобщающий урок «Физическое чаепитие»

(Тема «Тепловые явления»)

Цели:

— Обобщение знаний по теме «тепловые явления»

— Развитие умения видеть физику в окружающих явлениях.

Оборудование:

  1. самовар или чайник;

  2. чашки с блюдцами и чайные ложки для всех;

  3. заварник;

  4. кувшин с холодной водой;

  5. печенье, конфеты, сахарный песок и т.п.

Подготовка:

Парты устанавливаем, образуя круг. Расставляем посуду и сладости. На доске красочная надпись: «Физическое чаепитие». На перемене дежурные помогают вскипятить воду, заварить чай, а во время урока – наполнить чашки чаем.

Ход урока.

  1. Вступление:

— Ребята, а вы любите пить чай?

— Я и не сомневалась! Но мало кто из вас задумывается над физическими явлениями, сопровождающими этот процесс. Давайте сделаем это все вместе!

— Но для начала я познакомлю вас с очень важными правилами:

1) необходимо совмещать два процесса: пить чай и отвечать на вопросы, которые я буду задавать;

2) за каждый верный ответ будет присуждаться 1 балл; за дополнение – тоже 1 балл; а за оригинальный ответ 2балла. В зависимости от количества баллов в конце урока мы получим оценку за работу:

«5» — 6-7баллов;

«4» — 4-5баллов;

«3» — 2-3балла;

3) Первым отвечает тот, кого назвал учитель;

4) за подсказку, разговоры и другие нарушения будут сниматься баллы.

— Правила всем понятны?

— Замечательно! Начнем дискуссию!

2. Вопросы:

  • Вот перед нами чайник (самовар). Как вы думаете, зачем, ставя его кипятить, чайник закрывают крышкой?

  • Я сейчас охлажу крышку (ополоснув ее холодной водой из кувшина). На карандаши положу крышку так, чтобы она не касалась чайника. Подождем. Прикоснитесь к крышке. Что вы ощущаете? Почему?

  • А что мы ощутим, если возьмем крышку с горячего металлического чайника за пластмассовую ручку? А чем это обусловлено?

  • Вода в чайнике закипела, и мы видим, что из носика появляется струя …?… . Но вы подзабыли, что пар считается невидимым! Что же мы видим на самом деле?

  • Какую температуру имеет кипящая вода?

  • А всегда ли вода кипит при 100 градусах Цельсия?

  • Каким же простым способом можно повысить температуру кипения воды в чайнике?

  • В каких еще кухонных приборах применяется этот способ?

  • А что же такое кипение?

  • Давайте посмотрим на заварник. Как вы думаете: зачем в его крышечке сделано маленькое отверстие?

  • Ну давайте наливать чай. На что надо обратить ваше и мое внимание при этом?

  • А что нужно предварительно сделать, чтобы наливая кипяток, чашка не лопнула?

  • А как вы думаете: зачем у чашек ручки?

  • Если кто-то из вас замечал, то некоторые любители чая пьют его из стакана, закрепленного в металлическом подстаканнике. Зачем этот подстаканник нужен?

  • А многие старые люди пьют чай из блюдца, держа его на кончиках пальцев. Объясните, почему они так делают?

  • Я наливаю в свой стакан кипяток. Посмотрите что происходит. Почему?

  • А до какой температуры остынет горячий чай, если мы оставим его в классе?

  • Попробуем оставить его горящим как можно дольше? Как это возможно сделать?

3. Подведение итогов:

— Вот чаепитие и подходит к концу.

— Дома я предлагаю выполнить такое задание: узнав массу и вместимость вашего чайника (а также материал, из которого изготовлен), подсчитайте количество теплоты, затраченное на его нагревания от комнатной температуры до закипания.

— Вам понравился наш урок?! Давайте подведем итоги…

Свежие документы:  Интеллектуальный поединок по физике

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: