Открытый урок для 7 класса по теме: «Агрегатные состояния вещества»


МБОУ «Гимназия №4» г.о. Дзержинский

















Открытый урок.



Урок по теме: «Агрегатные состояния вещества»

7 класс



















учитель: Цинадзе О.В.



29.09.2012 г.

Цель:

образовательная: познакомить обучающихся со свойствами вещества, находящегося в различных агрегатных состояниях; научить объяснять свойства вещества на основании знаний о молекулярном строении вещества;

развивающая: расширить кругозор обучающихся; продолжить формировать умение выражать свои мысли; развивать умение наблюдать происходящие вокруг явления;

воспитательная: сформировать интерес к изучаемому предмету; умение слышать других.

Технологии: 1. Элементы игровой технологии;

2. ИКТ;

3. технология тестового контроля знаний.

Оборудование, приборы и материалы : мультимедия, экран, карточки с тестовым заданием и таблицей.

Литература:

  1. Пёрышкин А.В. Физика 7 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений.- М.: Дрофа, 2010.

  2. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные арботы по физике. 7 класс: к учебнику А. В. Пёрышкина «Физика. 7 класс»- М.: Экзамен, 2012.

















Содержание материала

  1. Организационный момент.



Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Актуализация знаний

  • Опрос по п. 10

  • Продолжи фразу (игра)

1.Все вещества состоят из …

2. Молекула – это …

3.Опыты по изменению объёма тел при нагревании (охлаждении) свиде-тельствуют о том, что между молекулами существуют …

4. Явление свидетельствующее о том, что молекулы находятся в непрерывном движении называется…

5. Диффузия – это…

6.Молекулы одного и того же вещества…

7. Явление смачивания утверждает, что между молекулами действуют…





3.Объяснение нового материала

Постановка вопроса (слайд 1 «Фотозадача»):

Сколько веществ изображено на фотографии? Ответ пояснить.





Молодцы, правильно. Любое вещество может находится в трёх различных состояниях. Эти состояния в физике называют агрегатными. Записываем тему: «Агрегатные состояния вещества» (слайд 2). Вещество в разных состояниях обладает разными свойствами. Сегодня на уроке мы познакомимся с ними, научимся объяснять их, применяя знания о молекулярном строении вещества. А для того чтобы нам было удобнее работать будем одновременно заполнять таблицу, которая лежит перед каждым.

Изучение свойств веществ мы будем осуществлять на примере широко распространённого вещества – воды.

Вода может находится в твёрдом состоянии – лёд, жидком – вода, газообразном – водяной пар (слайд 3)

Вокруг нас находятся тела, состоящие в основном из твёрдого вещества – дома, столы, стулья…

Любое твёрдое тело имеет форму и объём (слайд 4). Для того, чтобы изменить форму и объём необходимо приложить усилие (слайд 5 – изготовление ледяных фигур).

Давайте теперь выясним свойства жидкости (слайд 6).

Демонстрация: «Изменение формы жидкости»

Что можно сказать о способности жидкости сохранять свою форму?

Запишем свойства вещества в жидком состоянии.

Свойство жидкости изменять свою форму используют в стеклодувельном производстве

Только в свободном состоянии жидкость имеет свою форму – форму шара (слайд 7).

Какими же свойствами обладает газ? (Слайд 8)



Правильно. А можно ли газом заполнить половину бутылки, так же как и жидкостью?





Тогда давайте назовём свойства вещества в газообразном состоянии и запишем их в таблицу.



Мы познакомились со свойствами одного и того же вещества в разных состояниях. Давайте попытаемся объяснить их, применяя знания о строении вещества.

Так как речь шла об одном и том же веществе, но в разных агрегатных состояниях, следовательно, что можно сказать о молекулярном составе вещества.

Тогда с чем же связано такое различие свойств вещества в разных агрегатных состояниях?

Правильно. Молодцы. (слайд 10).





Газы очень хорошо сжимаемы, жидкость сложнее сжать, а твёрдое тело практически невозможно. Как вы думаете, с чем это связано?

Действительно, вы правы. Расстояние между молекулами газа во много раз превышает размеры молекул, в жидкости – чуть больше размеров молекулы, а в твёрдом теле сравнимы с размерами молекулы (слайд 11). Зарисуем.

Тогда, зная о расположении молекул, что можно сказать о силах взаимодействия между ними?

Молодцы, запишем результаты рассуждений в таблицу.

В веществе в твёрдом состоянии молекулы располагаются в строгом порядке, образуя кристалл.







Теперь давайте выясним как движутся молекулы вещества в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?

Если между молекулами вещества в газообразном состоянии очень большие расстояния и не действуют силы притяжения, то как они будут двигаться?

В жидкости между молекулами действуют незначительные силы притяжения, тогда каков характер движения?

Молекулы в жидкости колеблются, вращаются, а также могут перескакивать друг через друга (этим объясняется свойство жидкости изменять форму).

Каков же характер движения молекул в твёрдом теле?

Молодцы, правильно. Давайте теперь запишем всё о характере движения молекул в разном состоянии вещества (слайд 11).



Мы теперь знаем, что вещество может находиться в трёх разных агрегатных состояниях, каждое состояние характеризуется своими свойствами, которые можно объяснить, применяя знания о молекулярном строении вещества. Проверим, что мы усвоили, для этого закроем тетради и ответим на вопросы теста:

  1. Мельчайшей частицей вещества, сохраняющей его свойства, является

А) атом, Б) молекула, В) броуновская частица, Г) кислород.

2. Имеет собственный объём, но не имеет формы

А) твёрдое тело, Б) жидкость, В) газ, Г) жидкость и газ.

3. Не имеет собственной формы и объёма…

А) твёрдое тело, Б) жидкость, В) газ, Г) жидкость и газ.

4.Молекулы в этом веществе совершают колебательное движение около определённого положения

А) твёрдое тело, Б) жидкость, В) газ, Г) жидкость и газ.

5. Летним вечером над болотом образовался туман. Какое это состояние воды?

А) твёрдое тело, Б) жидкость, В) газ, Г) жидкость и газ.

Сверим ответы: слайд 12

У кого тест выполнен без ошибок – «5», одна ошибка – «4», две ошибки – «3»

(Отрицательные оценки лучше не выставлять, а выяснить, где были они допущены и ещё раз обратить внимание)

Д/з. п.11,п.12, отвечать на вопросы.









.








  • Отвечают п.10

  • Отвечают:

1.Молекул

2.Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства.

3.Промежутки

4. Диффузия (броуновское движение)

5.Взаимное самопроизвольное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого.

6.Одинаковы.

7. Силы притяжения и отталкивания.



Одно – вода, только в разных состояниях. Твёрдом – лёд, жидком – вода, газообразном – водяной пар (туман)



Записывают, слушают.



















Записывают в таблицу в колонке свойства вещества, свойства твёрдого состояния



Жидкость изменяет свою форму, принимая форму того сосуда, в который её наливают.

Записывают.



Отвечают:

Газ тоже принимает форму того сосуда, в котором он находится.

Нельзя, он займёт весь предоставленный ему объём, только станет менее плотным.



Не имеют собственной формы и объёма. Записывают.





Молекулы одного и того же вещества одинаковы. В нашем случае – это молекула воды (слайд 9).

Разное расстояние между молекулами, разные силы притяжения между ними, различный характер движения.

С расстоянием между молекулами. В газах оно очень велико, в жидкостях меньше, а в твёрдом теле ещё меньше.

Зарисовывают.



В газе они практически отсутствуют, в жидкости есть, но не очень велики (отсутствие формы), в твёрдом состоянии значительны (сохранение формы и объёма). Записывают.





Во всех направлениях.







Они тоже движутся, но их движение ограничено.



Так как силы притяжения значительны, то молекулы будут двигаться на одном месте.

Записывают.









Отвечают на листочках. которые после проверки, сдают.



































Записывают Д/з.































Приложение.

Таблица «Агрегатные состояния вещества»

Состояние вещества

Свойства в-а

Расположение молекул

Взаимодействие

молекул

Характер движения молекул

Твёрдое








Жидкое








Газообразное












Свежие документы:  Закон сохранения импульса, 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: