Открытый урок духовно – нравственного воспитания на уроке физики по теме: «Сила» 7 класс



Открытый урок духовно – нравственного воспитания на уроке физики.

Тема: «Сила». 7 класс


(Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересным человеком.)

Родился 25 декабря 1642 года в деревне Вулсторп, (Англия) в семье мелкого фермера, ушедшего из жизни за три месяца до рождения сына. Младенец был недоношенным; бытует легенда, что он был так мал, что его поместили в овчинную рукавицу. Когда ребенку исполнилось три года, его мать вторично вышла замуж и уехала, оставив его на попечении бабушки. С душевным надломом ребенок рос болезненным и необщительным. Трудным было для него начало школьной жизни. Учился плохо, был слабым мальчиком, и однажды одноклассники очень сильно избили его. Переносить такое было невыносимо, и оставалось только одно…

Подумайте и закончите это предложение.

Предположения и высказывания….

выделиться успехами в учебе. Упорной работой он добился того, что стал великим английским физиком, математиком и астрономом.

Сэр Исаак Ньютон. Вся его жизнь — это напряженное научное творчество, ряд блестящих идей и открытий, огромное трудолюбие и упорство в достижении цели. Он открыл:

  • знаменитый закон всемирного тяготения;

  • сформулировал основные законы механики;

  • впервые объяснил движения и формы планет;

  • пути комет, приливы и отливы океана;

  • первый исследовал разнообразие световых лучей;

  • сконструировал один из первых термометров;

  • впервые построил отражательный телескоп…

Скажите, что помогло Ньютону достичь таких успехов в науке?

Предположения и высказывания..

Выбирая перемены в своей жизни, человеку необходимо приложить определенные усилия, требующие огромных духовных, умственных и физических сил:

  • духовная сила: сила убежденья, сила красноречия;

  • сила ума;

  • сила воли;

  • нравственная сила;

  • силою разума постигать, заключать и изобретать.

Не зря этот сильный духом человек исследовал проявление сил в природе.

Итак, мы говорим о понятии «сила», рассмотрели влияние силы в становлении личности человека, а теперь перейдем к теме нашего урока. Как называется тема урока?



Тема урока: «Сила».


Что мы должны узнать на уроке, какая наша цель?


Цель урока:


Сформировать понятие «сила»:

  1. Сила, как физическая величина;

  2. Сила, как проявление духовности человека.


Задачи урока:


  • Образовательная: сформировать понятия сила, сила тяжести. Рассмотреть явление тяготения.

  • Развивающая: продолжить формирование опыта наблюдения физических явлений, простых экспериментальных исследований, выделять главное, делать выводы. Использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.

  • Воспитательная: продолжать работать над совершенствованием качеств, отражающих отношение к другому человеку: дисциплинированность, вежливость, добросовестность, товарищество. Видеть, понимать, чувствовать красоту науки и культурные традиции.


Тип урока: урок изучения нового материала.


Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.


Необходимое техническое оборудование: компьютеры, мультимедийный

проектор, демонстрационный материал.


Перечень используемых ЭОР:


  1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)– URL: https://www.fcior.edu.ru/

  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) – URL: https://school-collection.edu.ru/


Ход урока:


I. Изучение нового материала.


1. Введение понятия “Сила”.

Перед вами лежат физические тела и рабочие карты. Посмотрите на шарик.

В каком состоянии он сейчас находится?

Толките аккуратно шарик рукой? Что сейчас происходит?

В этом опыте, тело под действием другого тела (вашей руки) приходит в движение, останавливается или изменяет направление своего движения. Говорят, что на тело действует сила или к нему приложена сила. Следовательно, силу можно рассматривать как причину изменения скорости движения.


Вывод 1:


Сила — физическая величина, характеризующая действие тел друг на друга, то есть являющаяся мерой взаимодействия тел. (записывайте в рабочие карты; Приложение 1)

Ребята, какие существуют признаки, показывающие, что на тело действует сила?

Четыре признака действия на тело силы:

  • изменение скорости;

  • изменение направления движения тела;

  • изменение формы тела;

  • изменение размеров тела. (записывайте в рабочие карты; Приложение 1)

Если есть хотя бы один из этих признаков, то говорят: “На тело действует некоторая сила”.

Сила, действующая на тело, может не только изменить скорость всего тела, но и отдельных его частей. Например, если надавить пальцами на шарик, то он сожмется, изменит свою форму. В таких случаях говорят, что тело деформируется.


Вывод 2:


Деформацией называется любое изменение формы и размера тела.

Сила – физическая величина, значит, ее можно измерить (записывайте в рабочие карты; Приложение 1)


Вывод 3:


Обозначается сила буквой F. Единица измерения силы – Ньютон, обозначается [H].

(записывайте в рабочие карты; Приложение 1)

За единицу силы 1 Н принята сила, которая за время 1 с изменяет скорость тела массой 1 кг на 1 м/с.

Перед вами стоит машинка. Приложите к ней силу (тянут шнурок). Объясните, наблюдаемое явление.

Машинка приобретает скорость из-за действия на нее силы (сила тяги) и начинает двигаться в т уже сторону, куда направленна приложенная к ней сила.

Сила, как и скорость, является векторной величиной. Она характеризуется не только числовым значением, но и направлением. На чертежах силу изображают в виде прямой стрелки, называемой вектором этой силы. Длина стрелки символизирует числовое значение силы, а направление стрелки указывает направление действия силы. Начало отрезка – точка А есть точка приложения силы. Длина отрезка условно обозначает в определенном масштабе модуль силы.


Вывод 4:


Результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления и точки приложения. (записывайте в рабочие карты; Приложение 1)

Итак мы с вами познакомились с понятием сила. Сделали главные выводы о силе. Теперь рассмотрим одно из проявлений силы в природе.

Возьмите мячики и аккуратно подбросьте их вверх. Что вы наблюдаете?

Мячик, подброшенный вверх всегда упадет на Землю.

В чем причина наблюдаемых явлений?

На эти тела действует сила – эта сила притяжения к Земле.

Давайте вспомним, величайшее открытие И. Ньютона, о котором я упоминала в начале урока. Не зря этот сильный духом человек исследовал проявление сил в природе. Он первым понял, что притяжение различных тел к поверхности Земли, и движение звезд и планет подчиняется единому закону – закону всемирного тяготения.


Вывод 5:

Притяжение всех тел Вселенной друг к другу называется всемирным тяготением. (записывайте в рабочие карты; Приложение 1)

По закону всемирного тяготения все тела притягиваются к друг к другу.


Вывод 6:


  • Сила притяжения между телами тем больше, чем больше массы этих тел (прямая зависимость).

  • Сила притяжения между телами тем меньше, чем больше расстояние между ними (обратная зависимость).

(записывайте в рабочие карты; Приложение 1)


Примеры:


1. Если массы тел невелики, то невелика и сила их взаимного притяжения. Например, два человека, стоящие на расстоянии 2 м друг от друга взаимно притягиваются с ничтожно малой силой. С такой же силой притягивается гирька массой 0,00001 г давит на чашу весов.

2. Если массы тел велики, то и силы взаимного притяжения начинают себя проявлять. Солнце притягивает планеты, образуя Солнечную систему. Земля притягивает Луну, удерживая ее на своей орбите. Но и Луна тоже притягивает Землю. Ведь приливы и отливы воды происходят из-за притяжения гидросферы Земли к Луне. Огромные массы воды поднимаются в океанах и морях дважды в сутки на много метров.

Для всех живущих на Земле особенное значение имеет сила притяжения к Земле.


Вывод 7:

Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести.

Обозначается: с индексом тяж (записывайте в рабочие карты; Приложение 1)

Если два тела обладают разной массой, то большей силой тяжести обладает то тело, у которого масса больше.


Вывод 8:

Сила тяжести прямо пропорциональна массе этого тела. (записывайте в рабочие карты; Приложение 1).


II. Закрепление нового материала.


Итак, давайте вспомним все основные выводы о силе, которые мы записали в ходе урока и решим задачи.

Проявление силы мы встречаем не только в природе, характере людей, но и в русских сказках и баснях.


Задача 1.


Басня И.А. Крылова «Лебедь, щука, рак»


Когда в товарищах согласия нет,

на лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Ребята, как вы думаете почему воз так и остался на месте?

В чем заключается жизненный смысл?


Задача 2.


Басня И.А. Крылова » Слон и моська «


По улицам Слона водили,

Как видно напоказ –

Известно, что Слоны в диковинку у нас –

Так за Слоном толпы зевак ходили.

Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.

Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться,

Ну, так и лезет в драку с ним.

«Соседка, перестань срамиться,-

Ей шавка говорит,- тебе ль с Слоном возиться?

Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет

Вперед

И лаю твоего совсем не примечает».-

«Эх, эх! — ей Моська отвечает,-

Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

Пускай же говорят собаки:

«Ай, Моська! знать она сильна,

Что лает на Слона!»

Кто из животных обладает большей силой тяжести?

В чем заключается жизненный смысл?


III. Подведение итогов. Рефлексия


На могиле высечено:

«Здесь покоится Сэр Исаак Ньютон

Который почти божественной силой своего ума

Впервые объяснил…

Пусть смертные радуются, что в их среде

Жило такое украшение человеческого рода»

Перед вами портрет великого ученого Исаака Ньютона.

За что бы вы сказали ему слава благодарности?

«Сэр, я хочу Вас поблагодарить за то, что…» …закончите предложение.

А я в свою очередь благодарю вас за отличную работу на уроке и каждому дарю это пожелание.


Домашнее задание: §23,24. Приготовить пять пословиц и поговорок о силе.

6


Свежие документы:  Причины школьной неуспеваемости и как повысить мотивацию учебной деятельности

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: