Повторительно — обощающий урок для 11 класса по теме: «Ренессанс «мирного атома» или его закат?»


Повторительно — обощающий урок по теме:

«Ренессанс «мирного атома» или его закат?»

(11 класс)

Знание становится живым, если оно применяется
для достижения определенных целей”

Ю.М. Орлов

Цель урока:

Обучающая цель: оценить использование атомной энергетики для человечества через создание проблемной ситуации, провоцирующей дискуссию на уроке;

Развивающая цель: развить умения у ребят логично и аргументированно доказывать правоту своих суждений;

Воспитательная цель: создать условия для воспитания у ребят толерантности, чувства такта при обсуждении поставленной проблемы и работе в группе.



Тип урока: урок повторения изученного материала


Форма урока: урок –диспут


Задачи урока:


  • формировать критическое мышление у учащихся при выборе информации для защиты своей позиции;

  • продолжить формирование у ребят умения составления программ для расчета показателей модели при использовании возможности ИКТ;

  • учить ребят формулировать и защищать свою точку зрения на обсуждаемую проблему (коммуникативные компетенции)

  • показать практическое применение знаний по физике и информатике;

  • показать учащимся взаимосвязь наук;

  • в целях развития интереса у учащихся посредством проблемной ситуации включить их в активную деятельность на уроке;

  • развить способность у учащихся решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы, используя знания по физике и информатике (формировать компетенции);

  • развить способность у ребят видеть проблему, готовность находить различные пути её решения (компетенции в решение проблем);

  • развить у учащихся умение работать с информацией, воспринимать и интерпретировать

  • информацию, воспринимать авторскую позицию ( коммуникативные компетенции);

  • развить познавательный интерес учащихся к наукам физика и

информатика;

  • способствовать воспитанию у учащихся умения работать в группах (групповому общению);

  • воспитать умение делового общения при решении поставленной проблемы;

  • воспитать активную жизненную позицию ученика.



Оборудование урока

  • Презентация в PowerPoint

  • Записки- вопросы

  • Презетации, плакаты ребят- сторонников и противников использовангия атомной энеретики.



План урока:


  1. Организационный момент.

  2. Повторение теоретического материала

  3. Организация дискуссии среди учеников

  4. Подведение итогов.

  5. Домашнее задание.


Перед уроком дети делятся на группы (2 группы)


Ход урока.


  1. Организационный момент.


Приветствие. Выявление отсутствующих.




  1. Повторение теоретического материала



«Атомный ренессанс» — так называли многие специалисты ситуацию, создавшуюся в мировой атомной энергетике во второй половине прошлого десятилетия. А нужно ли возрождение ядерной энергетики нам сейчас? Сегодня попробуем в этом разобраться. (презентация –приложение 1)

Тема урока «Ренессанс «мирного атома» или его закат?» СЛАЙД №1

— Как вы думаете, какова цель нашего урока?

( Цель урока: оценить использование атомной энергетики для человечества через создание диспута на уроке) СЛАЙД №2

Задачи урока:



Современная цивилизация немыслима без электрической энергии. Выработка и использование электричества увеличивается с каждым годом, но перед человечеством уже маячит призрак грядущего энергетического голода из-за истощения месторождений горючих ископаемых и все больших экологических потерь при получении электроэнергии.

Проблема: Что же делать людям, которые уже не мыслят себя электрической энергии? Как решить эту проблему оптимально и эффективно для себя? СЛАЙД №3



Начало решения проблемы было положено в конце XIX — начале XX века учеными –физиками, химиками, представленными вам на слайде № 4.


— Давайте вспомним ученых, которые внесли огромный вклад в развитие атомной физики?



( Эрнест Резерфорд, Анри Беккерель, Мария Пьер Кюри, Игорь Васильевич Курчатов)



— Расскажите об открытии сделанном Анри Беккерелем и Эрнестом Резерфордом?

( ученик рассказывает об открытии радиоактивности . α, β, γ– лучи) СЛАЙД №5



Энергия, выделяющаяся в ядерных реакциях, в миллионы раз выше, чем та, которую дают обычные химические реакции (например, реакция горения), так что теплотворная способность ядерного топлива оказывается неизмеримо большей, чем обычного топлива. Использовать ядерное топливо для выработки электроэнергии – стало чрезвычайно заманчивой идей…

Так как же получаю эту энергию?

( ученик рассказывает о способах получения энергии, цепной ядерной реакции) СЛАЙД № 6



«Золотым веком» атомной энергетики были 70-80-е годы. По данным World Nuclear Association, в 80-х в эксплуатацию введены 218 реакторов — почти половина их нынешнего парка. Из них 47 реакторов было построено в США, 42 — во Франции и 18 — в Японии. СЛАЙД № 7



— Давайте вспомним об ученых, которые создали такой мощный агрегат, об его устройстве и принципе действия. Итак, расскажите об ядерном реакторе.

( ученик рассказывает об ядерном реакторе) СЛАЙД № 8



Однако Three Mile Island и Чернобыльская АЭС резко затормозили этот процесс. Например, после 1979 г. (год аварии на американской АЭС) в США не было выдано ни одного нового разрешения на строительство АЭС. СЛАЙД № 9



Доля «мирного атома» в глобальном производстве э/э, составлявшая до чернобыльских событий более 18%, в дальнейшем медленно сокращалась. В 2010 г. этот показатель был на уровне около 16%. Совокупная мощность 439 реакторов в 23 странах, действовавших в июле прошлого года, равняется 373 ГВт, в 2009 г. они произвели 2560 ТВтч э/э. Впрочем, в следующее десятилетие эти показатели должны были возрасти. По некоторым прогнозам, к 2020 г. на долю АЭС должно было приходиться свыше 20% выработки э/э в мире.

  1. Организация дискуссии среди учеников



Минувшее десятилетие стало периодом непрерывного роста цен на традиционные энергоносители. Летом 2008 г. биржевые цены на нефть превышали средний уровень 2001 г. более чем в 8 раз. Аналогично подорожал и природный газ

Тревожные прогнозы экспертов, рост нефтегазовых сверхприбылей стран-экспортеров нефти и газа, стремление снизить зависимость от импорта энергоносителей

все это способствовало возвращению интереса к атомной энергии и повышало конкурентоспособность ядерных реакторов СЛАЙД № 10



Проблема: Стоит ли создавать и использовать атомную энергию, если она вредит человечеству? СЛАЙД № 11



Ребята, сторонники использования атомной энергетики высказывают свою точку зрения и подтверждают ее фактами.



Противники использования «мирного атома» показывают свое отношение к этой проблеме, аргументируя свою позицию.



В ходе работы групп учитель может посылать им ранее заготовленные записки-вопросы ( приложение 2)



— Мы увидели два разных взгляда на эту проблему. У обеих сторон возникли друг к другу вопросы. Давайте их зададим и попытаемся найти компромисс в решении данной проблемы…

Будьте терпимы, добры к своим оппонентам.



  1. Подведение итогов урока

Так что же мы наблюдаем сейчас ренессанс «мирного атома» или его закат?

— Как решить эту проблему оптимально и эффективно для себя?

(- Стоит ли использовать атомную энергию? — Как защитить человека от ее воздействия?)

  1. Домашнее задание: § 98-104 , стр.345-346 Итоги главы 13 , упр.14






Завершить урок мне бы хотелось словами Ричарда Эберхарда СЛАЙД № 12

Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить.

Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать.

Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство.


Как хорошо, что ВЫ – люди неравнодушные к проблемам, возникающим в нашей жизни. СПАСИБО!




Свежие документы:  Контрольная работа для 8 класса по теме: «Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников в цепи»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: