Программа элективного курса «Электромагнитные излучения и их практическое применение» 9 класс


Автор: Шилова О. В. учитель физики, МКОУ Семёновской СОШ,

Гусь – Хрустального района, Владимирской области



Программа элективного курса

Электромагнитные излучения и их практическое применение

I Пояснительная записка

Цель программы:

Познакомить учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний по физике на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству, что поможет самоопределению учащихся относительно профиля обучения в старших классах.

Задача программы:

Расширение и углубление знаний учащихся по теме “ Электромагнитные излучения и их практическое применение”. Развитие детей, которое даст возможность перехода обучения к самообразованию: учащиеся приобретают навыки анализа информации, умение работать с дополнительной литературой, способность конструировать.

Актуальность:

Тема дает возможность показа учащимся широкого диапазона практического применения знаний в местных условиях, показывает достижения науки на практике, имеет профориентационное значение.

Новизна программы:

Привлекаются в внешкольные источники информации: компьютерная сеть, медицинские учреждения, станция космической связи; лака — красочная фабрика, военкомат.

Программа рассчитана на учащихся  9-го класса (II полугодие). Объем программы в часах: 12 час.

II Учебно – тематический план курса

12 часов.

п/п

Раздел

Тема занятий

Колич. час

Форма занятия

Результат деятельности учащихся

Лекции

практика

1.

Электромагнитные излучения

Электромагнитные волны их получение и практическое применение.

2 ч.


Лекция

Таблица и практическое применение электромагнитных излучений

2.


Изучение особенностей различного рода электромагнитных излучений.


1 ч.

Компьютерная исследовательская лабораторная работа

Отчет о выполнении лабораторной работы.

3.


Моделирование и конструирование антенн


2 ч.

Практическое занятие по моделированию, конструированию и апробированию антенн.

Чертежи и модели антенн, отзывы о результатах опробирования.

4.


Работа с дополнительной литературой по теме


1 ч.

Дискуссия.

Учащиеся выбирают тему проектной работы.

5.


Практическое применение в медицине инфракрасного, ультрафиолетового и рентгеновского излучения


2 ч.

Экскурсия на медицинский пункт.

Отчет об экскурсии.

6.


Практическое применение радиоволн


1ч.

Экскурсия на станцию космической связи.

Отчет об экскурсии.

7.


Практическое применение инфракрасного излучения


1 ч.





1 ч.

Экскурсия в райвоенкомат.

Экскурсия на лакокрасочную фабрику.

Отчет об экскурсии.

8.


Шкала электромагнитных излучений

1 ч.


Конференция

Выступление учащихся с проектными работами по теме.



III Содержание программы:

1. Излучение света заряженными частицами.

Наиболее распространенные тепловые источники света.

Важнейшая характеристика излучения — распределение энергии по частотам и длинам волн.

Свет — электромагнитная волна.

Инфракрасные, ультрафиолетовые, рентгеновские лучи.

Шкала электромагнитных волн.

Количественные различия в длинах волн, приводящие к существенным качественным различьям.

Свежие документы:  СИЛЫ ПРИРОДЫ В МЕХАНИКЕ (II)



2. Компьютерная исследовательская лабораторная работа по теме

Изучение особенностей различного рода электромагнитных излучений»

Использование программы “Teach Pro. Физика”, (“Мультимедиа Технологии и дистанционное обучение”) — полный курс физики для школьников и абитуриентов.

3. Практическое занятие по моделированию, конструированию и апробированию антенн.

4. Экскурсии:

1)            Медицинский пункт: принципы работы рентгенографа, аппарата УВЧ, кварцевого аппарата, аппарата “Дарсеваль”, электрофорез.

2)            Станция космической связи «Орбита»: принципы работы передающих и принимающих антенн, усилителей радиоволн.

3)            Райвоенкомат: устройство и принцип действия приборов ночного видения (бинокли, оптические прицелы).

4)            Лакокрасочная фабрика: практическое применение инфракрасного излучения для сушки покрытых лаком изделий.

Межпредметные связи:

1.   Связь с биологией: свечение глубоководных рыб, животных, насекомых.

2.  Связь с астрономией: использование инфракрасного излучения для изучения астрономических объектов.

Профориентационная направленность:

Учащиеся познакомятся с профессиями:

  1. Рентгенолог.

  2. Лаборант медицинского кабинета.

  3. Радиотехник.

  4. Оператор радиоаппаратуры.

  5. Военный инструктор.

  6. Художник лакокрасочной миниатюры.

IV Предполагаемые результаты:

По итогам прохождения прикладного элективного курса «Электромагнитные излучения и их практическое применение» учащиеся должны улучшить умение работать с дополнительной литературой, приобрести навыки анализа информации, способность моделировать и конструировать, выступать с проектной работой по теме; защищать, отстаивать свою точку зрения.

V Литература:

1. Журнал «Физика в школе» №1-1989 год; №7; 8; 4 -2003 год.

2. «Физическая энциклопедия» под редакцией А.Н. Прохорова, Москва, «Советская энциклопедия», 1990 год

3. «Физика в природе», Л.В. Тарасов, Книга для учащихся — Москва : Просвещение, 1997 год.

4. Энциклопедия «Жизнь растений», под редакцией Федорова, т.6., Москва : Просвещение, 1997 год.

5. Учебник «Физика — 11кл.», Т.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Москва, Просвещение, 2012 год.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: