Путешествие по страницам истории «У истоков Космической эры»


Путешествие по страницам истории «У истоков Космической эры»

Методическая разработка внеклассного мероприятия открытого заседания кружка «Юный физик», посвященного дню Космонавтики

Материал подготовила :Щукарева Татьяна Александровна., учитель физики, МБОУ ОООШ с. Хлебновка Балаковского района Саратовской области.

Цель: развитие творческих способностей учащихся, внимания, памяти, углубление знаний учащихся в области покорения космоса, воспитание патриотизма.

Оборудование: ПК, ММ-проектор.

Организационный момент: Данное мероприятие является завершением учебного проекта учащихся , посещающих кружок «Юный физик».

Работа над проектом состоит из 4 этапов:

I этап: Организационный. Учитель предлагает учащимся собрать материалы по теме и представить проект в виде презентации. Ребята разделятся на микрогруппы по 2-3 человека, определяют задачи и планируют свою деятельность. Роль учителя – направляющая на основе мотивации.

II этап: Поисковый и исследовательский – одна микрогруппа изучает информацию по теме в школьной библиотеке, вторая — в сельской , третья -собирает информацию в Интернете. Роль учителя — наблюдательная, учащиеся работают самостоятельно.

III этап: Результаты и выводы — анализ собранной информации. Дети определяют какой материал войдет в презентацию. Роль учителя — мотивация к совместной работе в группе, сотрудничеству, проявлению коммуникативных умений.

IV этап: Презентация. Учащиеся публично, наглядно предъявляют результат своей проектной деятельности на открытом заседании кружка «Юный физик». Роль учителя – сотрудничество.

Данный проект способствует формированию у учащихся целостной картины мира, чувства патриотизма, гражданской гордости.

Кроме того, метод проектов – это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию – умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта.


Методический паспорт учебного проекта.

Данный учебный проект предназначен для осуществления учащимися , проявляющими интерес к физике, истории и информатике.

Тема учебного проекта: Путешествие по страницам истории «У истоков Космической эры»

  1. Цели образовательные и воспитательные:

  • Формирование у учащихся целостной картины мира;

  • знакомство школьников с историей развития космонавтики;

  • развитие патриотических чувств;

  • формирование и развитие навыков научной и творческой работы;

  • интеграция ЗУН, приобретаемых в результате изучения физики, истории и информатики.

  1. Задачи учебно-педагогические: сбор, систематизация и составление презентации

  2. Возраст учащихся: 7-9 классы.

  3. Время работы над проектом: 2 месяца.

  4. Режим работы: внеурочный, 1 час в неделю.

  5. Материально – техническое и учебно – методическое оснащение: компьютер с доступом в Интернет, сканер, учебная и учебно-методическая литература.

  6. Дополнительно привлекаемые участники (специалисты): учителя истории, информатики, литературы.

  7. ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимися для самостоятельной работы: навыки работы с историческими источниками, умение анализировать имеющийся материал, умение делать выводы, выделять главное в исследуемом материале, владение знаниями по физике, умения и навыки работы с компьютером (в том числе в сети Интернет), умение определять цели и задачи работы, определять её этапы, демонстрировать публично результаты своей деятельности (организовать и провести презентацию).

  8. Мотивация к познанию, работе: личный интерес учащихся.

  9. Предполагаемые приращения:

  • Формирование целостной картины мира;

  • знакомство школьников с историей развития космонавтики.

  1. Знания, на получение которых нацелен результат проекта: интеграция ЗУН учащихся, расширение знаний о страницах истории космонавтики

  2. Развитие навыков:

  • самостоятельной работы с историческими источниками, информационными технологиями;

  • самостоятельного принятия решения;

  • коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;

  • мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации;

  • самоанализа и рефлексии.

Характеристика учебного проекта

(по типологическим признакам)

  1. Доминирующий вид деятельности: исследовательский.

  2. Предметно-содержательная область: межпредметный (физика, история, информатика).

  3. Характер координации проекта: непосредственный (гибкий).

  4. Характер контактов: внутришкольный

  5. Количество участников: индивидуальный

  6. Продолжительность: два месяца

Общие выводы. Заключение. Разработка данного проекта — это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей. Данный учебный проект позволяет учащимся развивать свои навыки работы с учебной и дополнительной литературой, с компьютером, сформировать навыки работы в сети Интернет, а также углубить интеграцию ЗУН учащихся по физике, истории, информатике

Участие в осуществлении проекта позволит углубить знания по истории физики, космонавтики. Полученные в ходе осуществления проекта знания извлекаются с конкретной целью и являются объектом заинтересованности ученика. Это способствует их глубокому усвоению.

Проектная деятельность позволяет учащимся почувствовать себя творческими личностями, развивает коммуникативные умения, воспитывает патриотические чувства.

Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство. (К.Э.Циолковский)

1 ведущий: (звучит песня «Земля в иллюминаторе»)…Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство. (К.Э.Циолковский)

2 ведущий: Как началась дорога к космосу, кто стоял у истоков?(1 слайд)

1 ведущий: Приведу одно из высказываний К.Э. Циолковского “Сначала неизбежно мысль, фантазия, сказка; за ними шествует научный расчет и, в конце концов, исполнение венчает мысль”. Ещё со времен Древней Греции существовали мифы о полетах – Икара и Дедала.
Одним из первых предложивших использовать ракету для полета человека в небо был молодой русский народоволец студент Николай Иванович Кибальчич. Всего за несколько дней до казни он разработал проект ракетного летательного аппарата. Кибальчичем руководило горячее желание оставить людям переполнявшую его идею. (
2 слайд)

2 ведущий: На границе XIX–XX веков были заложены основы космонавтики как науки, основоположником которой считается Константин Эдуардович Циолковский.

( 3 слайд) Работая учителем провинциальной школы в г. Калуга, в свободное время он читал, думал, вычислял, фантазировал, мечтал о покорении человеком космоса. Циолковский теоретически обсновал межпланетные путешествия и страстно верил, что его мечту осуществлят другие. Причина движения ракеты заложена в ней самой: её приводят в движение вытекающие из неё газы. Чтобы преодолеть земное притяжение и стать искусственным спутником Земли ракета должна развивать скорость 8 км/с . Он рассчитал, сколько нужно топлива ракете, чтобы поднять себя, топливо, грузы, приборы, людей.

2 ведущий: ( 4 слайд) Циолковский изобрел ракетный поезд — многоступенчатую ракету. В передней ракете находятся приборы и экипаж. Ступени ракеты работают поочередно: когда топливо в одной ступени выгорит, она сбра-сывается, ракета становится легче. Начинает работать вторая ступень и т.д. Идеи Циолковского создали лишь теоретическую базу для будущих полетов. Потребовалось ещё полвека развития науки и техники, чтобы эти идеи претворить в жизнь. Следует назвать и других пионеров космонавтики, русских и зарубежных – Ф.А. Цандер, Ю.В. Кондратюк, У. Оберта, Пельтри. ( 5 слайд)

1Ведущий:Чтобы ракеты и формулы воплотились в космические аппараты, чтобы человек смог оторваться от Земли и выйти в космическое пространство, должен был прийти генеральный конструктор космических кораблей Сергей Павлович Королев. Он родился в 1906 году . Занимался в Киевском политехническом институте, учился в Москве в Высшем техническом училище им. Баумана. В 1934 году вышла книга С.П. Кодролева «Ракетный полет в стратосфере». В начале 30 – х годов Королев возглавил группу инженеров – специалистов в области ракетного движения. С именем С.П. Королева связаны все наши достижения в освоении космоса. ( 6слайд)

2 ведущий :Уже в начале 1955 года стали готовить межконтинентальную баллистическую управляемую ракету Р-7 для запуска искусственного спутника земли (ИСЗ). Одновременно с этим в Казахстане начали строить новый космодром Байконур. Наконец, 21 августа 1957 г. советская космическая ракета стартовала в космос, а 4 октября 1957 г. с космодрома Байконур запущен первый ИСЗ массой 83,6кг. ( 7 слайд)Через месяц, в ноябре 1957 г. полетел второй спутник, на борту которого находилась собака Лайка. Этот полет показал, что в условиях невесомости живое существо может долгое время жить.

1Ведущий: От запуска первого ИСЗ до первого полета человека в космос прошло 4 года.

2 ведущий: (звучит песня «Я — Земля») ( 8 слайд)12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле “Восток” совершил полет первый космонавт планеты — Юрий Алексеевич Гагарин.

1Ведущий:1. Родился Ю. А. Гагарин 9 марта 1934 г. в г. Гжатске Смоленской области в семье колхозника, жившего в деревне Клушино Гжатского р-на. Когда Юра стал школьником, началась Великая Отечественная война, которая прервала его учебу на два года и принесла семье много бед: деревня оказалась на оккупированной немцами территории, старшие брат и сестра были угнаны в Германию.

2.После освобождения Юра вместе со своими сверстниками сел за парту; тетрадей не было – приходилось писать на кусках газет, обоев; пара ботинок была у него единственной обувью, он ее берег и с весны до осени (до первых морозов) бегал босиком. Учился хорошо. ( 9 слайд)

2Ведущий:3. Затем он поступил в Люберецкое ремесленное училище и окончил его в 1951 г. с отличием, приобретя специальность формовщика-литейщика; одновременно закончил вечернюю школу рабочей молодежи.

4. Спустя некоторое время он поступил в индустриальный техникум в г. Саратове (окончил его в 1955 г. также с отличием; здесь он занимался еще в саратовском аэроклубе, что позволило ему поступить затем в 1 Чкаловское военное авиационное училище. Окончив в 1957 г. это училище, Ю.А. Гагарин служил военным летчиком в частях истребительной авиации Северного флота, откуда в 1960 г. и был переведен в отряд космонавтов. ( 10 слайд)

1Ведущий: претендентов на первый космический полет тщательно отбирали из числа летчиков. Руководство решило из 20 космонавтов выделить несколько человек для первого полета. 17 и 18 января 1961 г. космонавтам устроили экзамен. В результате приемная комиссия выделила шестерку для подготовки к полетам. В неё вошли в порядке очередности: Ю.А. Гагарин, Г.С. Титов, Г.Г. Нелюбов, А.Н. Николаев, В.Ф. Быковский, П.Р. Попович. (11 слайд) 5 апреля 1961 г. все шесть космонавтов вылетели на космодром.

2Ведущий:5. В начале 1968 г. уже будучи прославленным летчиком-космонавтом, Героем Советского Союза, он с отличием окончил инженерную Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского. Тема его дипломной работы была сложной, связанной с созданием многоразового космического корабля – прообраза широко известного сейчас “Бурана”. Но вскоре случилась трагедия: 27 марта 1968г. Ю.А.Гагарин погиб в авиационной катастрофе. Ему было, 34 года, и в народной памяти он остался олицетворением современника – героя: молодым, умным, мужественным. ( 12 слайд)


1 ведущий:Ученик читает стихотворение.кар2

Когда последний закруглен виток
Так хорошо сойти на Землю снова
И окунуться после всех тревог
В живую красоту всего земного.

Галактика в сеченье звездных трасс,
Нам на нее глядеть, не наглядеться,
Но, поднимаясь в небо всякий раз,
Своей Земле мы оставляем сердце.


















Свежие документы:  Кроссворд по физике 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: