Рабочая программа по физике 7 класс УМК Перышкин А.В. 2 часа

МОУ«Дубовская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»


1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса и реализуется на основе следующих документов:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ №1089от.05.03.2004.

  • Авторская программа по физике 7 класс Е.М. Гутник, А.В. Перышкин («Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.),

  • Инструктивно-методическое письмо ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования» «О преподавании физики в 2013/2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».    

      

Цели и задачи данной программы

— самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

— использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

— оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни

— понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

— развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

— воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

— применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Авторская программа по физике в 7 классе рассчитана на 2 часа в неделю, всего 70 часов в год. Рабочая программа также рассчитана на 70 часов, авторской программой предусмотрен резерв времени 4 часа, в рабочей программе резерв распределен на 2 часа повторения, 1 час на обобщение материала, 1 час итоговый контроль знаний. Реализация программы обеспечивается учебниками (включенными в Федеральный перечень): Перышкин А.В. Физика-7 – М.: Дрофа, 2008- 2009. Сборник задач по физике для учащихся 7 – 11 кл Лукашик В.И..

В соответствии с авторской программой и инструктивно-методическим письмом ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образовании» рабочая    программа предусматривает проведение 6 контрольных и 14 лабораторных работ.


Формы и организация учебного процесса





       


  • Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования,  решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.

  • Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

  • Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

  • Урок-игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

  • Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.

  • Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

  • Урок — самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

  • Урок — контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень обязательной подготовки — «3», уровень возможной подготовки — «4» и «5».


Формы и методы работы в рамках здоровьеориентированного образовательного процесса

-Динамическая пауза для профилактики

переутомления на занятиях интеллектуального цикла.

— Релаксация

— Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.) Упражнения для снятия глазного напряжения, Тренировка тонких движений пальцев и кисти рук.

— Проблемно-игровые : игротренинги, игро- терапия

— Серия занятий«Уроки здоровья»

-Технологии музыкального воздействия

— игротренинги и игротерапия.

В рамках подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации, предусмотрено систематическое проведение тестовых контрольных работ.









2.Требования к уровню подготовки











     

Знать понятия: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро.

  • Знать физические величины: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия,

  • Понимать физические законы: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохране­ния импульса и механической энергии

  • Уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изда­ний, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни:

  • для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

  • контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; применении простых механизмов





      


3.Содержание программы учебного предмета

Введение (4 ч)

Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин. Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента. Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Определение цены деления измерительного прибора.

Первоначальные сведения о строении вещества. (5 часов.)

Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела. Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Три состояния вещества.

Фронтальная лабораторная работа.

2.Измерение размеров малых тел.

Взаимодействие тел. (21 час.)

Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость. Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение. Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность. Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности. Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение. Упругая деформация.

Фронтальная лабораторная работа.

3.Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.

4.Измерение массы тела на рычажных весах.

5.Измерение объема тела.

6.Измерение плотности твердого вещества.

7.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

8. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

9.Определение центра тяжести плоской пластины.

Давление твердых тел, жидкостей и газов. (23 час)

Давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Фронтальная лабораторная работа.

10.Измерение давления твердого тела на опору

11.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

12.Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Работа и мощность. Энергия. (13 часов.)

Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Фронтальная лабораторная работа.

13.Выяснение условия равновесия рычага.

14.Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.

Повторение (4 часа)
































4.Календарно-тематическое планирование


п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

Планируемая дата

Фактическая дата

Введение (4 часа)

1

Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

1

2.09



2

Физические величины. Погрешность измерений.

1

7.09



3

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора.»

1

9.09



4

Физика и техника

1

14.09



Первоначальные сведения о строении вещества.(5часов)

5

Строение вещества. Молекулы.

1

16.09



6

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

1

21.09



7

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

1

28.09



8

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

1

28.09



9

Три состояния вещества. Различия в строении веществ.

1

30.09



Взаимодействие тел.(21 час)

10

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1

5.10



11

Скорость. Единицы скорости.

1

12.10



12

Расчет пути и времени движения. Решение задач.

1

19.10



13

Явление инерции. Решение задач.

1

21.10



14

Лабораторная работа №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости»

1

26.10



15

Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы.

1

28.10



16

Лабораторная работа №4 «Измерение массы тела на рычажных весах»

1

2.11



17

Лабораторная работа №5 «Измерение объема тел»

1

4.11



18

Плотность вещества.

1

9.11



19

Лабораторная работа №6 «Определение плотности вещества твердого тела»

1

11.11



20

Расчет массы и объема тела по его плотности

1

16.11



21

Контрольная работа №1 «Механическое движение. Масса. Плотность»

1

18.11



22

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

1

19.11



23

Сила упругости. Закон Гука. Вес тела.

1

25.11



24

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр

1

30.11



25

Лабораторная работа №7 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

1

2.12



26

Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»

1

7.12



27

Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой.

1

9.12



28

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

1

14.12



29

Лабораторная работа №9 «Определение центра тяжести плоской пластины»

1

23.12



30

Контрольная работа №2 «Сила»

1

28.12



Давление твердых тел, жидкостей и газов

(23 часа)

31

Давление. Единицы давления.

1

13.01



32

Способы изменения давления

1

18.01



33

Лабораторная работа №10

« Измерение давления твердого тела на опору»

1

20.01



34

Давление газа. Закон Паскаля.

1

25.01



35

Расчет давления на дно и стенки сосуда .Давление в жидкости и газе.

1

27.01



36

Сообщающие сосуды

1

31.01



37

Рубежная контрольная работа №3 «Давление твердых тел»

1

3.02



38

Вес воздуха. Атмосферное давление

1

8.02



39

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

10.02



40

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1

15.02



41

Манометры.

1

17.02



42

Поршневой жидкостной насос. Гидравлический пресс.

1

22.02



43

Решение задач по теме « Давление»

1

24.02



44

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

27-02



45

Архимедова сила.

1

5.03



46

Лабораторная работа №11 «Определение выталкивающей силы»

1

8.03



47

Плавание тел.

1

11.03



48

Решение задач

1

15.03



49

Лабораторная работа №12 «Выяснение условий плавания тел»

1

17.03



50

Плавание судов

1

22.03



51

Воздухоплавание

1

24.03



52

Повторение темы «Давление»

1

29.03



53

Контрольная работа №4 «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1

1.04



Работа и мощность. Энергия.

(13часов)

54

Механическая работа.

1

5.04



55

Мощность.

1

7.04



56

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

8.04



57

Момент силы.

1

14.04



58

Рычаги в технике, быту и природе.

1

19.04



59

Лабораторная работа № 13 «Выяснение условия равновесия рычага»

1

21.04



60

«Золотое правило механики» Равенство работ при использовании механизмов.

1

26.04



61

Решение задач

1

29.04



62

Лабораторная работа № 14 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

1

30.04



63

Энергия. Решение задач.

1

5.05



64

Контрольная работа №5 «Работа и мощность»

1

8.05



65

Превращение энергии.

1

12.05



66

Закон сохранения энергии.

1

06.05



Повторение 4 часа

67

Повторение

1

19.05



68

Повторение

1

23.05



69

Итоговая контрольная работа №6

1

26.05



70

Обобщающий урок за курс физики 7 класса

1

30.05





5.Формы и средства контроля

п/п

Виды и формы контроля

Тема

Примерные сроки проведения

Контрольная работа№1

Механическое движение. Масса. Плотность

18.11

Контрольная работа №2

Сила.

28.12

Контрольная работа №3

Рубежный контроль . «Давление твердых тел»

03.02

Контрольная работа №4

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

01.04

Контрольная работа №5

Работа. Мощность. Энергия

08.05

Контрольная работа №6

Итоговая контрольная работа

26.05

Лабораторная работа№1

Определение цены деления измерительного прибора

09.09

Лабораторная работа№2

Измерение размеров малых тел


21.09

Лабораторная работа №3

Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.

26.10

Лабораторная работа №4

Измерение массы на рычажных весах

02.11

Лабораторная работа№5

Измерение объема твердого тел

04.11

Лабораторная работа №6

Определение плотности твердого тела

11.11

Лабораторная работа №7

Градуирование пружины. Измерение сил динамометром.

02.12

Лабораторная работа №8

Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

07.12

Лабораторная работа №9

Определение центра тяжести плоской пластины

23.12

Лабораторная работа №10

Измерение давления твердого тела на опору

20.01

Лабораторная работа№11

Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело

08.03

Лабораторная работа №12

Выяснение условий плавания тела

17.03

Лабораторная работа №13

Выяснение условий равновесия рычага

21.04

Лабораторная работа№14

Определение КПД наклонной плоскости

30.04




6.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература

Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Основная

Программа для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11кл. сост. В.А. Коровин. В.А. Орлов. М: Дрофа, 2010.

1

1

100

Контрольно-измерительные материалы.Физика. 7 класс/ Сост. Н.И. Зорин.-М.: ВАКО.2011.

1

1

100

Лукашик В.И. Сборник задач по физике учащихся 7 – 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова.

15

15

100

Дополнительная

Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс: к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 7 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 109 с.

1

1

100

Кирик Л.А. Физика. 7-11 классы. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2011.

1

1

100

Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике: кн. для учащихся 7 – 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.

1

1

100

Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., И.М. Гельфгат. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы. Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005.


1

1

100


Оборудование и приборы

Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Компьютер с программным обеспечением

1

1

100

Мультимедийный проектор

1

1

100

Лабораторная работа «Определение цены деления измерительного прибора.»

· Измерительный цилиндр (мензурка) –1

· Стакан с водой – 1

· Небольшая колба – 1

· Три сосуда небольшого объёма

15

100

Лабораторная работа «Определение размеров малых тел.»

· Линейка – 1

· Дробь (горох, пшено) – 1

· Иголка – 1

15

100

Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах.»

· Весы с разновесами – 1

· Тела разной массы – 3

15

100

Лабораторная работа «Измерение объема тела.»

· Мензурка – 1

· Нитка – 1

· Тела неправильной формы небольшого объема – 3

15

100

Лабораторная работа «Определение плотности вещества твердого тела.»

· Весы с разновесами – 1

· Мензурка – 1

· Твердое тело, плотность которого · надо определить – 1

15

100

Лабораторная работа «Градуирование пружины динамометра»

· динамометр – 1

· грузы по 100 г – 4

· штатив с муфтой, лапкой и кольцом -1

15

100




Лабораторная работа «Измерение коэффициента трения скольжения.

· Деревянный брусок – 1

· Набор грузов – 1

· Динамометр – 1

· Линейка – 1

15

100

Лабораторная работа «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.»

· Динамометр – 1

· Штатив с муфтой – 1

· Лапкой и кольцом – 1

· Тела разного объема – 2

· Стакан – 2

15

100

Лабораторная работа «Выяснение условий плавания тела в жидкости.»

· Весы с разновесами – 1

· Мензурка – 1

· Пробирка-поплавок с пробкой – 1 · Сухой песок – 1

15

100

Лабораторная работа «Выяснение условия равновесия рычага.»

· Рычаг на штативе – 1

· Набор грузов – 1

· Линейка -1

· Динамометр – 1

15

100

Лабораторная работа «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.»

· Доска – 1

· Динамометр – 1

· Измерительная лента (линейка) – 1· Брусок – 1

· Штатив с муфтой и лапкой – 1

15

100


Компьютерные и информационно-комуникационные средства обучения

Наименования

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Физика. Электронный образовательный ресурс для работы в классе

1

1

100

СD «Ученический эксперимент по физике» МГУ

1

1

100

Учебное электронное издание «Физика-7-1» практикум. Физикон

1

1


100

СD «Физика. Библиотека наглядных пособий»

1

1

100

СD. Открытая физика 2

1

1

100

СD «Интерактивный тренинг подготовка к ЕГЭ». Библиотека электронных наглядных пособий. Физика 7-11

1

1

100

Сайт видео ресурсов по физике

http://www.galileotv.ru/

1

1

10

7.Приложение

Контрольная работа №1

«Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

Вариант 1

  1. Автомобиль двигается от светофора со скоростью 15 м/с. Какой путь он пройдет за 10с?

  2. Поезд движется со скоростью 72 км/ч. Сколько времени понадобится чтобы проехать 3 км?

  3. Масса тела равна 500 г. Его объем 0, 002м3. Чему равна плотность тела?

  4. Растительное масло налито в сосуд вместимостью 2л. Найдите массу масла, если его плотность 0,93 г/см3.

  5. В аквариум длиной а=30см; шириной в=20 см; высотой с=0,4м налита вода. Определите массу воды в аквариуме, если плотность воды

1000 кг/м3.

Вариант 2

  1. Скорость черепахи 0,02 м/с. Какой путь она пройдет за 20с?

  2. С какой скоростью плыл в воде лосось, если за 6 мин он проплыл 300м?

  3. Картофелина массой 50г имеет объем 0,05 м3. Найти плотность картофелины.

  4. Автомобиль поехал путь 50 км со скоростью 72 км/ч.. Чему равно время движения автомобиля?

  5. Определите массу мраморной плиты, ширина которой а=0,1м; длина в=80 см; высота с=0,2м.

Контрольная работа №2

«Сила».

Вариант 1.

1.Определите вес тела массой 300 г. Изобразите вес тела на рисунке.

2.Найдите объем ледяной глыбы, на которую действует сила тяжести равная 27 кН. Плотность льда 900 кг/м.

3.На тело действуют две силы 300 Н и 500 Н, направленные вдоль одной прямой в одну сторону. Определите равнодействующую сил.


Вариант 2.

1.Найдите силу тяжести, действующую на тело массой 4 т. Изобразите эту силу на рисунке.

2.Определите плотность металлической плиты объемом 4 м, если её вес равен 280 кН.

3.на тело действует две силы 400 Н и 600 Н, направленные по одной прямой в противоположные стороны. Определите равнодействующую сил.


Контрольная работа №3

«Давление твердых тел»

Вариант 1.

1.Ведро с водой общей массой 8 кг, оказывает на пол давление 2 кПа. Определите площадь дна ведра. g = 10 Н/кг.

2.В стеклянном цилиндре под поршнем находится газ. Как, не меняя плотности этого газа, увеличить его давление?

3.Площадь дна кастрюли равна 1300см. Вычислите на сколько увеличится давление кастрюли на стол, если в неё налили воду объемом 3,9 л?


Вариант 2.

1.Какое давление производит стол весом 200 Н, если площадь каждой из четырех его ножек равна 0,0005 м.

2.Одинаково ли давление воздуха в камере автомобильного колеса в верхней части камеры и в её нижней части. Почему?

3.На железнодорожную четырехосную платформу погрузили контейнер общей массой 5,5 т. На сколько увеличилось давление платформы на рельсы, если площадь соприкосновения колес с рельсами 0,5 см?


Рубежная контрольная работа №4

«Давление твердых тел. Жидкостей и газов»

Вариант 1

1.Рассчитайте давление на наибольшей глубине в озере, равной 80см.

2. Определите высоту водонапорной башни, если у основания башни давление равно 40кПа.

3. На полу стоит шкаф массой 80 кг. Какое давление он производит на пол, если общая площадь опоры равна 4500 см2.

4. Какое давление оказывает на снег лыжник массой 65кг, если длина лыжи 2м, а ширина 10см?

5. Фундамент выдерживает давление 20 кПа. Можно ли поставить на него станок, если его масса 300 кг и площадь одной из четырех опор 50 см2?

Вариант 2


1. Определите давление, которое действует в море на человека, нырнувшего на глубину 180 см.

2.На какой глубине давление воды в море равно 412кПа?

3. Автобус массой 4,5 т кг имеет площадь опоры 1,5 м2. Чему равно давление автобуса на дорогу?

4. Болото выдерживает давление 18 кПа. Пройдет ли по болоту человек, если его масса 78 кг и площадью каждого ботинка 200 см2?

5. Токарный станок массой 300кг опирается на фундамент ножками. Определите давление станка на фундамент, если площадь каждой ножки 50см


Контрольная работа №5

«Работа и мощность»

Вариант №1.

1.Штангист, поднимая штангу, совершает работу 5 кДж за 2 с.Определите мощность

2.Мяч, опущенный под воду на глубину 30 см, выталкивает¬ся с силой 5 Н.Определите работу.

3.Пианино массой 300 кг было подано в окно шестого эта¬жа, расположенное на высоте 16 м над тротуаром, с помощью подъемного устройства за 50 с.Определите работу и мощность

4.Какой массы груз может поднять на высоту 30 м за 4 мин подъёмная машина, если мощность двигателя 5кВт?

5.На концах рычага действует сила 4 Н и 20 Н , Длина рычага 1,5 м. Где находится точка опоры , если рычаг находится в равновесии?

Вариант №2.

1. Кот Матроскин и Шарик буксировали автомобиль дяди Федора до Простоквашино в течение 1 ч, действуя с силой 120 Н. Расстояние до Простоквашино 1 км. Определите работу и мощность

2.Чему равна мощность, развиваемая трактором при скорости 9,65 км/ч и тяговом усилии 15 кН?

3.Какая работа совершается при равномерном подъеме железной балки объемом 0,1 м3 на высоту 15 м?

4.Атомный ледокол, развивая мощность 32400 кВт, прошел во льдах 20 км за 5 ч. Определите среднюю силу сопротивления движению ледокола.

5. К рычагу подвешены грузы массами 4 и 24 кг. Расстояние от точки опоры до большего груза равно 4 см. Определите длину рычага, если рычаг находиться в равновесии.

Итоговая контрольная работа №6


Вариант 1

Уровень А.

В уровне «А» выберите вариант правильного ответа. Исправление в части «А» недопустимо.

  1. Сколько грамм в одном килограмме?

А: 10 Б: 100 В: 1000 Г: 0.001

  1. Чему равна цена деления шкалы и показание прибора? (рис 1)

А: 5мл; 10,2мл Б: 1мл; 12мл В: 5мл; 12мл

  1. Как изменяется объем твердого тела при нагревании?

А : не изменяется Б: уменьшается В: увеличивается

  1. Два кубика – изо льда и железа – имеют одинаковый объем. Какой из них имеет большую массу? (плотность льда – 900 кг/м³, железа – 7800 кг/м³)

А: изо льда Б: из железа В: массы одинаковы

  1. Какая единица принята за единицу измерения давления?

А: Паскаль Б: Ньютон В: Килограмм

  1. На какое тело действует большая сила Архимеда? (рис 2)

А: на 1 Б: на 2 В: на 3


  1. На рисунке 3 изображен график пути тела. Чему равна скорость этого тела?

А: 1м/с Б: 5 м/с В: 20 м/с Г: 80 м/с

  1. Какая сила тяжести действует на тело массой 5 кг? (g=10 Н/кг)

А: 50 Н Б: 50 кг В: 0,5 Н Г: 2 Н


  1. Чему равно значение силы F, если рычаг находится в равновесии? (рис4)

А: 1 Н Б: 2Н В: 4 Н Г: 8Н


Уровень В.


В уровне «В» необходимо правильно оформить решение задач, записав краткое условие и решение.

  1. Определите массу и вес чугунной болванки объемом 0,2 м³, лежащей на горизонтальной поверхности стола. Сделайте рисунок, указав на нем вес тела (плотность чугуна – 7000 кг/м³)

  2. Тело массой 400 кг и объемом 0,1 м³ находится в керосине. Определите выталкивающую силу, действующую на тело, и силу с которой тело действует на дно сосуда. Сделайте поясняющий рисунок( плотность керосина – 800 кг/м³)

  3. Человек массой 70 кг равномерно поднимается с 1 на 9 этаж дома за 1 минуту. Определите, какую работу совершил человек и какую полезную мощность он при этом развил, если между соседними этажами разница высоты составляет 3 метра?(g считать равным 10м/с²)

Оценка задач

А1-А6 1 балл

А7-А9 2 балла

В1-В3 3 балла

Максимальное количество баллов ставится за полное решение задачи и её правильное оформление. Часть баллов за решение задачи выставляется за частично решенную задачу на усмотрение учителя.


Критерии оценки

«3» — 7 баллов

«4» — 14 баллов

«5» — 18 баллов

Вариант 2

Уровень А.

В уровне «А» выберите вариант правильного ответа. Исправление в части «А» недопустимо.

  1. Сколько метров в одном километре?

А: 10 Б: 100 В: 1000 Г: 0.001

  1. Чему равна цена деления шкалы и показание прибора? (рис 1)

А: 20мл; 260мл Б: 10мл; 230мл В: 100мл; 260мл

  1. В каких веществах быстрее происходит явление диффузии?

А : в твердых Б: в жидких В: в газообразных

  1. Два кубика – изо льда и железа – имеют одинаковую массу. Какой из них имеет больший объём? (плотность льда – 900 кг/м³, железа – 7800 кг/м³)

А: изо льда Б: из железа В: объёмы одинаковы

  1. Какая физическая величина измеряется в ньютонах?

А: масса Б: вес В: давление

  1. На какое тело действует меньшая сила Архимеда? (рис 2)

А: на 1 Б: на 2 В: сила одинакова



  1. На рисунке 3 изображен график пути тела. Какой путь прошло тело за 3 секунды?

А: 20 м Б: 320 м В: 80 м Г: 60 м

  1. Какое давление оказывает ребёнок на пол, если его вес 300Н, а площадь его подошв 0,03 м²?

А: 0,0001 Па Б: 1 Па В: 10000Па Г: 90000 Па

  1. Мальчик толкает горизонтально тележку с силой 20 Н? Какую работу совершает он на пути 10 м?

А: 2 Дж Б: 200 Дж В: 0,5 Дж Г: 30 Дж



Уровень В.

В уровне «В» необходимо правильно оформить решение задач, записав краткое условие и решение.

  1. Один велосипедист 12 с двигался со скоростью 6 м/с, а второй проехал этот же путь за 9 с. Какова скорость второго велосипедиста на этом пути? Дайте ответ в км/ч.

  2. В аквариуме размером 20х50х40 см налита вода до края. Определите давление и силу давления воды на дно. Высота аквариума 40 см (плотность воды 1000 кг/м³)

  3. Льдина объёмом 5 м³ плавает в воде. Определите объем подводной и надводной части льдины. Сделайте поясняющий рисунок (плотность льда 900 кг/м³, воды 1000 кг/м³)

Оценка задач

А1-А6 1 балл

А7-А9 2 балла

В1-В3 3 балла

Максимальное количество баллов ставится за полное решение задачи и её правильное оформление. Часть баллов за решение задачи выставляется за частично решенную задачу на усмотрение учителя.

Критерии оценки

«3» — 7 баллов

«4» — 14 баллов

«5» — 18 баллов


Лабораторная работа №1

Тема: «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.»

(«Определение цены деления измерительного прибора»)

Цель работы: научиться

1) определять цену деления измерительных приборов;

2) измерять физические величины с учетом абсолютной погрешности.

Оборудование: мензуркасосуд с водой, пробирка, пузырек.

Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять.

Осторожно! Стекло! Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах и резкой перемене температуры. Снимайте данные, не вынимая термометр из жидкости!


Ход работы:


1. Определите цену деления измерительных приборов и абсолютную погрешность измерения этими приборами (пока под абсолютной погрешностью измерений считаем абсолютную погрешность отсчета , которая получается от недостаточно точного отсчитывания показаний средств измерения, ∆А – равна в большинстве случаев половине цены деления измерительного прибора).

а) цена деления мензурки —

V = ½ ц.д. мензурки, ∆V =

2. Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов измерений.

Измеряемая величина

Название сосуда

Результаты измерений

Запись результата измерений с учетом погрешности:

А= Аопытное ± ∆ А

объем ,V, см3

пузырек



пробирка



объем, V, см3




В таблице А – измеряемая величина (объем, температура, высота); ∆А – абсолютная погрешность измеряемой величины (∆V, ∆t, ∆ℓ).

3. Измерьте объемы названных сосудов. Налейте полный пузырек воды из стакана, потом осторожно перелейте воду в измерительный цилиндр. Определите и запишите объем налитой воды с учетом погрешности. Обратите внимание на правильное положение глаза при отсчете объема жидкости. Глаз следует направить на деление, совпадающее с плоской частью поверхности жидкости. Таким же образом определите объем пробирки.

4. Сделайте вывод

Лабораторная работа №2

Тема: «Определение размеров малых тел.»

Цель работы: научиться выполнять измерения способом рядов.

Оборудование: линейка, пшено, греча, горох, микрофотография.

Правила техники безопасности.

Не берите в рот и не рассыпайте мелкие предметы по столу и полу. На столе не должно быть никаких посторонних предметов.

Ход работы:

1. Изучите шкалу линейки. Определите цену деления.

Ц.д.= ……………… мм

2. Определите способом рядов диаметр пшена, гречи, горошины.

Для каждого вида малых тел измерения проведите не менее 3 раз. Для этого составляйте ряды с разным количеством частиц. Для каждого малого тела вычислите среднее значение измеряемой величины.

Данные измерений и вычислений запишите в таблицу.


Тело

опыта

Кол-во частиц в ряду

Длина ряда, мм

Размер частицы,

мм

Среднее значение размера частицы

мм

м

пшено

1






2




3




греча

1






2




3




горох

1






2




3




3. Рассмотрите фотографию атомов золота (рис. 156 стр. 154) в учебнике. Определите аналогично с предыдущим заданием размеры частиц.

Количество частиц в ряду _________

Длина ряда __________ мм = ____________см = ____________ м

Диаметр частицы на фото ________мм = ________ см = ________ м

Увеличение при фотографировании _______________ раз

Реальный размер частицы _______мм = __________ см = ________ м

Дополнительное задание:

4. Предложите способ измерения диаметра нити (или тонкой проволоки) и опишите его.

5. Как можно измерить толщину листа в книге?

6. Сделайте вывод.


Лабораторная работа №3.

Тема: «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.»

Цель работы: убедиться в том, что при равномерном движении тело за любые равные промежутки времени проходит одинаковые пути. Измерить скорость.

Оборудование: трубка стеклянная длиной не менее 200 мм с водой (можно использовать трубку длиной 600 мм из оборудования на газовые законы), стеариновым шариком и тремя резиновыми кольцами (кольца от детских надувных шариков), метроном (один на класс), линейка измерительная.

Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять.

Осторожно! Стекло! Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах и резкой перемене температуры.

Ход работы:

1. Расположите стеклянную трубку с водой вертикально и держите ее в таком положении до тех пор, пока стеариновый шарик не поднимется к верхнему концу трубки.

2. Одновременно с одним из ударов метронома, настроенного на частоту 120 ударов в минуту, поверните трубку на 180 и сосчитайте число ударов, за которые шарик проходит всю длину трубки.

3. Поместите резиновое кольцо на середине трубки и убедитесь, что за половину времени движения шарик проходит половину длины трубки.

4. Разделите трубку резиновыми кольцами на три, а затем на четыре равные части и, проведя опыты, убедитесь в том, что за треть и четверть времени шарик проходит третью и четвертую часть длины трубки.

5. Результаты измерений внесите в таблицу.


опыта

Путь в долях от длины (s) трубки


Число ударов метронома (n)

1


2

½


½


3




4

¼


¼


¼


¼



6. Измерьте величину скорости равномерного движения. Для этого:

а) измерьте длину трубки s ;

б) измерьте время движения шарика в трубке t = 0,5 n, где n –число ударов метронома;

в) по формуле рассчитайте скорость .


7. Рассчитайте абсолютную и относительную погрешности измерения скорости шарика:

8. Сделайте вывод о характере движения.


Лабораторная работа №4

Тема: «Измерение массы тела на рычажных весах.»

Цель работы: научиться пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тел.

Оборудование: рычажные весы, набор гирь, тела разной массы, пробирка с пробкой, сосуд с водой.

Правила техники безопасности.

1. Будьте осторожны с весами. Придерживайтесь правил взвешивания.

2. На столе не должно быть посторонних предметов.

3. Установите весы посередине стола.

4. Не теряйте гирьки и разновесы, тем более, не кладите их в рот!!!

Ход работы:

1. Внимательно рассмотрите весы. Изучите устройство рычажных весов.

Выясните вместе с учителем и запишите правила взвешивания.

2. Уравновесьте весы.

3. Придерживаясь правил взвешивания, определите массу тела (например гайки). Результат взвешивания запишите в таблицу.

Например: название тела: гайка

набор гирь, которые уравновешивают тело: 10г+ 2г+ 500 мг+50 мг

Масса тела в граммах 12,55г

Масса тела в килограммах 0,01255кг

  1. Измерьте массу остальных тел. Результаты измерений запишите в таблицу.

Название тела

Набор гирь, уравновешивающих тело

Масса тела, г

Масса тела, кг

гайка

10г, 2г, 500 мг, 50 мг

12,55г

0,01255кг

цилиндр




брусок




ролик




5. Дополнительное задание

Определите массу воды в пробирке. Для этого:

а) измерьте массу пробирки:

m п= _____________________

б) измерьте массу пробирки с водой.

m пв = _____________________

в) вычислите массу воды mв= mпвmп

mв = ____________________

6. Сделайте вывод о характере движения.


Лабораторная работа №5

Тема: «Измерение объёма тела.»

Цель работы: научиться определять объем тела с помощью линейки и мензурки.

Оборудование: измерительный цилиндр (мензурка), колба с водой, брусок, цилиндр, ролик, обвязанные ниткой, линейка.

Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять.

Осторожно! Стекло! Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах.

Ход работы:


1. Измерение объема тела правильной формы:

а = _______ мм = __________ = м

b = _______ мм = __________ = м

c = _______ мм = __________ = м

V = a · b · c

V = _________________________ м3

2. Измерение объема тела с помощью мензурки:

Цена деления мензурки — ____________ см3

Погрешность измерения — ____________ см3

3. Налейте в мензурку некоторое количество воды и измерьте объём воды в ней. V1 =

4. Опустите на нитке в мензурку тело, чтобы оно полностью погрузилось в воду. Измерьте общий объём воды и тела.

V2 = ____________ см3

5. Вычислите объём тела по результатам измерений V = V2V1

6. Повторите действия по п. 3, 4, 5 с другими телами. Результаты измерений запишите в таблицу.



опыта

Измеряемая величина, см3

объём воды в

мензурке, V1, см3

объем воды вместе с телом, V2, см3

объем тела, V, см3

1. Брусок




2. Цилиндр




3. Ролик





7. Выпишите из таблицы объем бруска

Vбруска = ____________ см3 = ______________ м3

Сравните данный объем с результатом, полученным в пункте 1.

Vбруска = __________ м3

8. Сделайте вывод о точности измерений.


Лабораторная работа №6

Тема: «Определение плотности вещества твердого тела.»

Цель работы: научиться определять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра.

Оборудование: рычажные весы, набор гирь и разновесов, мензурка, линейка, деревянный брусок, тело неправильной формы на нитке, пустой стакан.

Правила техники безопасности. Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, что стекло хрупкий и опасный материал, легко трескается при ударе.

Будьте внимательны при работе с весами, не теряйте гирьки. Установите весы на середине стола.

Будьте аккуратны при работе с водой.

Ход работы:


1. Рассмотрите имеющиеся у Вас измерительные приборы и определите цену их деления.

Измерительный прибор

Измеряемая величина

Единица измерения

Цена деления

линейка




весы




мензурка





2. С помощью линейки измерьте линейные размеры деревянного бруска.

Длина а= __________ см = _____________________ м

Ширина b= __________ см = _____________________ м

Высота c = __________ см = _____________________ м

Определите объём деревянного бруска V= a * b * c

V=_____________________см³ = _____________________м³

3. Измерьте массу деревянного бруска

m = ________________ г = __________________ кг

4

ρ = _________


. Вычислите плотность дерева, из которого изготовили брусок


Выразите плотность в г/см³ и кг/м³


  1. С помощью мензурки определите объем тела неправильной формы.




Объём воды в мензурке, см3

V1

Объём воды в месте с телом, см3

V2

Объём тела, см3

V

Объём тела, м3






6. Измерьте массу тела с помощью весов.

m = ______________ г = _________________________ кг.

7. Вычислите плотность тела

ρ = _______


8. По результатам опытов заполните таблицу.

Название тела

объём, V

масса тела, m

плотность р

см3

м3

г

кг

г/см3

кг/м3

Деревянный брусок







9. С помощью таблицы плотностей твёрдых тел сравните полученные плотности с табличными значениями. Сделайте вывод.



Лабораторная работа №7

Тема: «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.»

(Градуирование пружины и измерение сил динамометром.)


Цель работы: исследовать зависимость силы упругости от удлинения пружины, научиться находить жесткость пружины, используя закон Гука.

Оборудование: динамометр, набор грузов массой по 102 г, линейка, штатив.

Правила техники безопасности

Будьте осторожны при работе с растянутой пружиной.

Не роняйте и не бросайте грузы.

.Ход работы:

1. Приготовьте в тетради таблицу для записи результатов.

опыта

Сила упругости, Н

Удлинение пружины, м

1



2



3



4



5



2. Закрепите в штативе динамометр.

3. Определите цену деления данного динамометра и результат запишите в тетрадь.

4. Подвесьте к пружине груз массой 102 г. Запишите показания динамометра в таблицу.

5. Повторите пункт 4 для 2-х, 3-х и 4-х грузов.

6. По результатам таблицы постройте график зависимости силы упругости от удлинения пружины.


F

Масштаб: 1 см — _____ Н

упр,

Н








Х, м

7. Определите жёсткость пружины динамометра


K = _____________ Н/м


8. Сделайте вывод по результатам измерений.


Дополнительное задание.

9. Определите цену деления и показания динамометра,

изображенного на рисунке.

10. Решите задачу: Найдите удлинение пружины жесткостью 200 Н/м, если на нее действует сила 40 мН.


Лабораторная работа №8

Тема: «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.»

Цель работы: выяснить характер зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

Оборудование: динамометр, деревянный брусок, набор грузов массой 102 г., трибометр, стеклянная пластина, лист бумаги.

Правила техники безопасности

  1. Будьте осторожны при работе с растянутой пружиной.

  2. Не роняйте и не бросайте грузы.

Ход работы:

  1. Определите цену деления динамометра. _______

2.Измерьте динамометром вес деревянного бруска.

Р = _________ Н

3. Исследуйте зависимость силы трения скольжения от веса тела. Для этого:

а) зацепите динамометр за крючок бруска и, равномерно перемещая брусок вдоль горизонтальной доски трибометра, измерьте силу трения скольжения;

b) повторите эти измерения, нагружая брусок сначала одним, потом двумя и тремя грузами;

с) результаты измерений занесите в таблицу.

опыта

Вес бруска с грузами, Н

Сила трения скольжения, Н

1



2



3



4



4. Исследуйте зависимость силы трения скольжения от материала поверхностей. Для этого измерьте поочередно силу трения скольжения деревянного бруска по деревянной доске, стеклянной пластине и листу бумаге.

опыта

Вид поверхности, по которой скользит брусок

Сила трения скольжения, Н

1

стекло


2

лист бумаги


3

дерево


5. Исследуйте зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения трущихся поверхностей. Для этого измерьте силу трения скольжения, вначале положив брусок большой гранью на поверхность трибометра, а затем меньшей гранью.

опыта

грань бруска

Сила трения скольжения, Н

1

большая грань


2

меньшая грань


6. Сделайте вывод:

а) зависит ли сила трения скольжения от веса тела? Если зависит, то как?

_____________________________________________________

б) зависит ли сила трения скольжения от материала трущихся поверхностей? _____________________________________________________

в) зависит ли сила трения скольжения от площади соприкосновения трущихся поверхностей? _____________________________________________________

Дополнительное задание:

  1. Измерьте силу трения качения. Возьмите 2 круглых карандаша, положите их поперек трибометра, установите на них брусок и, прицепив динамометр к бруску, прокатите его по поверхности трибометра. Fтр.кач = ____________________ Н

  2. Сравните силу трения качения, силу трения скольжения и вес тела.

Р _____ Fтр.ск _____ Fтр.кач.



Лабораторная работа №9

Тема: «Определение центра тяжести плоской пластины.»

Цель работы: найти точку, служащую центром тяжести пластины.

Оборудование: линейка, плоская пластина произвольной формы, отвес, булавка, штатив с лапкой и муфтой, пробка.

Правила техники безопасности.

Будьте осторожны с иголкой. На столе не должно быть никаких посторонних предметов.Точка, через которую должна проходить линия действия силы, чтобы тело двигалось поступательно, называется центром тяжести тела. В однородном поле тяжести центр тяжести совпадает с центром масс тела.

Если плоскую пластину подвесить в какой-либо точке, она расположится так, что вертикальная прямая, проведенная через точку подвеса, пройдет через центр тяжести пластины. Это позволяет находить центр тяжести плоских пластин опытным путем. Для этого нужно, подвесив пластину в какой-либо точке, прочертить на ней вертикальную прямую, проходящую через точку подвеса. Затем проделать те же операции, подвесив пластину в другой точке. Точка пересечения проведенных прямых даст положение центра тяжести пластины. Для того чтобы убедиться в этом, пластину можно подвесить в третьей точке. Вертикальная прямая, проходящая через точку подвеса, должна пройти через точку пересечения двух прямых. Можно также уравновесить пластину на острие булавки. Пластина будет находиться в равновесии, если точка опоры совпадает с центром тяжести.

Ход работы.

1. Зажать в лапке штатива пробку в горизонтальном положении.

2. С помощью булавки, которая вкалывается в пробку, подвесить пластину и отвес.

3. Остро отточенным карандашом отметить линию отвеса на нижнем и верхнем краях пластины.

4. Сняв пластину, провести на ней линию, соединяющую отмеченные точки.

5. Повторить опыт , подвесив пластину в другой точке.

6. Убедиться в том, что точка пересечения проведенных прямых является центром тяжести пластины.

7. Сделайте вывод.

Дополнительное задание.

Определите центр тяжести:

а) круга;

б) квадрата;

в) кольца.

8.Сделайте вывод.


Лабораторная работа №10

Тема: «Измерение давления твердого тела на опору.»

Цель работы: измерить давление твердого тела на опору и выяснить, характер зависимости давления твердого тела от площади опоры.

Оборудование: динамометр, линейка измерительная, брусок деревянный.

Правила техники безопасности

  1. Будьте осторожны при работе с растянутой пружиной динамометра.

  2. Не роняйте и не бросайте оборудование.


Ход работы:

1. Определите цену деления динамометра.

2. Приготовьте в тетради таблицу для записи результатов.

Fдавл. Н

а, см дли-на

b, см ширина

с, см высо-та

S, см 2 площадь наименьшей грани

S, см2 площадь наибольшей грани

p , Н/см2 давление наименьшей гранью

P, Н/см2 давление наибольшей гранью









3. Измерьте силу давления бруска на стол (вес бруска) с помощью динамометра.

4. Измерьте длину, ширину и высоту бруска.

5. Используя полученные данные, вычислите площади наименьшей и наибольшей граней бруска.

6. Рассчитайте давление, которое производит брусок на стол наименьшей и наибольшей гранями.

7. Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь и занесите в таблицу.

8. Вычисления S –наименьшей грани, S – наибольшей грани, p – давление наименьшей гранью, p – давление наибольшей гранью выполнить в тетради после таблицы.

9. Сделайте вывод о том, как давление твердого тела зависит от площади опоры при неизменной силе давления.


Лабораторная работа № 11

Тема: «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.»

Цель работы: обнаружить на опыте выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело и определить выталкивающую силу.

Оборудование: динамометр, твердое тело, стакан с водой, стакан с концентрированным раствором кухонной соли, нитка.

Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять.

Осторожно! Стекло! Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах.

Ход работы:

1. Определить цену деления динамометра.

Ц.д = …………………….………………. Н

2. Подвесьте к динамометру тело. Измерьте его вес Р в воздухе. Запишите в отчетную таблицу.

3. Опустите тело в воду до его полного погружения, но не опускайте его на дно сосуда (придерживайте погруженное тело за нить). Запишите показания динамометра в таблицу. Это будет вес Р1 тела в воде.

4. Определите выталкивающую силу по формуле FА = Р — Р1.

Запишите результат вычислений в таблицу.


5. Выясните, зависит ли FА от глубины погружения тела в жидкость, для чего:

А) Опустите тело на дно сосуда, определите вес тела в воде и вычислите выталкивающую силу, так как вы это делали в п.3 и 4. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу, заполнив её вторую строку.

Б) Погрузите в воду лишь половину тела, снова определите вес тела в воде и вычислите выталкивающую силу и результаты измерений и вычислений запишите в таблицу, заполнив её третью строку.

6. Выясните, зависит ли FА от плотности ж жидкости. Для этого погрузите тело в раствор кухонной (поваренной) соли. Определите вес тела в соленой воде, вычислите выталкивающую силу и результаты измерений и вычислений запишите в таблицу, заполнив её четвертую строку.


опыта

Условия опыта

Р, Н

Р1, Н

FА, Н

1

Тело полностью погружено в воду (у её поверхности)




2

Тело полностью погружено в воду (у дна сосуда)




3

Половина тела погружена в воду




4

Тело полностью погружено в раствор кухонной соли.




Выводы:

Сделайте вывод о зависимости FА от глубины погружения тела в жидкость:______________________________________________


Сделайте вывод о зависимости FА от объёма Vт погруженного в воду тела: __________________________________________________

Сделайте вывод о зависимости FА от плотности жидкости ж :

_______________________________________________________

Лабораторная работа № 12

Тема: «Выяснение условий плавания тел в жидкости.»


Цель работы: выяснить экспериментально условия плавания тел.

Оборудование: весы, гири, мензурка, пробирка с пробкой, песок, сосуд с водой, нитка, фильтровальная бумага, сосуд с концентрированным раствором соли.

Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять.

Осторожно! Стекло! Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах. Не разливайте воду. Повторите правила взвешивания.

Ход работы:


1. Рассмотрите измерительные приборы и определите цену их деления.

Ц.д. мензурки = ……………………………………… мл

2. Налейте в мензурку воды (примерно до полвины) и измерьте её объём V = ………………….. см³ = ………………. м³

3Насыпьте в пробирку песка столько, чтобы она плавала в мензурке с водой в вертикальном положении и часть её была над водой.

4.Определите объём воды V, вытесненной пробиркой. Для этого определите общий объём V1 воды и пробирки и вычислите

V = V1V

V1= ……………………….. см³ = ……………… м³

V = ………………………… м³

5. Вычислите выталкивающую силу FА, которая действует на пробирку

FА= * g * V

FА=…………………= ………………. Н

6. Вынув пробирку из мензурки, оботрите её фильтровальной бумагой, чтобы она была сухой.

7. Определите на весах массу пробирки с песком.

m = ……….. г =………………кг

8. Вычислите вес пробирки с песком в воздухе Р = g * m

Р =…………………………….………… = ……………… Н

9. Полученные значения FА и Р запишите в таблицу в строку 1.

опыта

Выталкивающая сила

FА, Н

Вес пробирки с пеком

Р,Н

Сравнение FА и Р (больше, меньше, равны)

Поведение пробирки

(плавает, тонет, в равновесии внутри жидкости)

1





2





3





4





10. Насыпьте в пробирку ещё немного песка. Снова согласно пунктам 4 – 9 определите выталкивающую силу FА и вес Р. Сделайте это несколько раз, пока пробирка не утонет.

11. Проанализируйте результаты своей работы в таблице значений и сделайте соответствующие выводы.

Дополнительное задание:

Пробирку с песком опустите сначала в воду, а затем в раствор кухонной соли. Выявите и опишите разницу в результатах обоих опытов. Обоснуйте результаты опытов.

Лабораторная работа №13

Тема: «Выяснение условия равновесия рычага».

Цель работы: экспериментально проверить правило моментов.

Оборудование: штатив с закреплённой на нем осью, рычаг, набор грузов, динамометр, линейка.

Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять.

Не раскручивайте рычаг. Не роняйте и не бросайте грузы.


Ход работы


1. Рассмотрите измерительные приборы, находящиеся у вас на столе. Определите цену их деления.

Название прибора

Цена деления

Линейка


Динамометр


2. Уравновесьте с помощью гаек рычаг в горизонтальном положении.

3. Подвесьте в произвольной точке одного из плеч рычага груз массой 102 г (или несколько грузов).

4. В произвольном месте другого плеча рычага прикрепите динамометр и измерьте силу F, необходимую для удержания рычага в равновесии в горизонтальном положении.

5. С помощью динамометра измерьте вес груза (грузов) Р.

6. Измерьте плечи L1 и L2 действующих сил.

7. Повторите действия согласно пунктам 3-6 несколько раз, изменяя как количество грузов, так и плечи сил. Результаты измерений запишите в таблицу.


опыта

Р, Н

F, H

L1, м

L2, м

М1,

Н * м

М2,

Н * м

F

Р

L1

L2

1









2









3









4









5









8

=

. Вычислите числовые значения моментов сил F и Р.

М1 = Р * L1, М 2 = Р * L2.

9. Запишите значения моментов сил в таблицу.

Сравните во всех опытах М1 и М2 и сделайте соответствующий вывод.

10. Проверьте для каждого опыта соотношение

11. Сделайте вывод

Дополнительное задание.

С помощью установки, которую вы использовали в лабораторной работе, измерьте массу какого-нибудь тела. Опишите опыт.


Лабораторная работа №14

Тема: «Определение КПД наклонной плоскости.»


Цель работы: убедиться на опыте в том, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма (наклонной плоскости), меньше полной.

Оборудование: две гладкие дощечки разной длины, штатив с муфтой и лапкой, динамометр, брусок, набор грузов, линейка

Правила техники безопасности:

Расположите штатив посередине стола.

Будьте осторожны при работе с растянутой пружиной.

Не роняйте и не бросайте грузы.

Ход работы:

1. Рассмотрите измерительные приборы, находящиеся на вашем столе. Определите их цену деления.

Название прибора

единица измерения

цена деления

Линейка



Динамометр



2. Составьте из доски и штатива наклонную плоскость.

Измерьте высоту h и длину L Вашей наклонной плоскости. Результаты запишите в таблицу.

  1. Измерьте вес бруска Р равный силе, которую необходимо приложить к бруску, чтобы равномерно поднять его вверх на высоту h. Результат запишите в таблицу.

  2. Положите брусок на наклонную плоскость и измерьте силу F, которую необходимо приложить к бруску, чтобы равномерно втащить его вверх по наклонной плоскости. Результат запишите в таблицу.

  3. Повторите измерения согласно пунктам 4 — 5 ещё 3 раза, нагружая брусок сначала одним, затем двумя и тремя грузами. Результат запишите в таблицу.

  4. Вычислите работу А1 = Р * h , которая выполняется при подъёме бруска вертикально вверх на высоту h в каждом опыте. Результат запишите в таблицу.


  1. Вычислите работу А2 = F* L, которая выполняется при подъёме бруска по наклонной плоскости вертикально в вверх на высоту h в каждом опыте. Результат запишите в таблицу.

опыта

h,

м

L,

м

P,

Н

F,

Н

А1

Дж

А2

Дж


КПД , %

1








2






3






4






Э1







Э2







Э3








8
. Вычислите, какая работа (А1 или А2) является полезной, а какая полной. Вычислите в каждом опыте КПД наклонной плоскости:

Результаты измерений запишите в таблицу.

Дополнительное задание.

Измени высоту наклонной плоскости, и трижды произведите измерения необходимых величин. Вычислите в трех случаях КПД. Результаты занесите в таблицу, сравните с предыдущими опытами, и сделайте вывод, зависит ли КПД от высоты наклонной плоскости? Если зависит, то как?


33

Барышенская ЕленаНиколаевна, учитель физики


Свежие документы:  Тест по Информатике "Текстовый редактор Word"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: