Рабочая программа по физике 7 класс



муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Захолынская основная общеобразовательная школа


Утверждена приказом

директора МБОУ

Захолынской основной

общеобразовательной школы

_____ от ___________2011 г.







Рабочая программа

по физике

для 7 класса

уровень: базовый




Учитель: Чепурова Екатерина Михайловна


Квалификационная категория: первая


Программа рассмотрена на заседании __________________________________

__________________________________________________________________


Протокол от «_____»_________________2011 г. № _______


Руководитель_______________________ ______________ (______________)

подпись расшифровка подписи












2011 год

Содержание

рабочей программы
































Паспорт программы


Тип программы: программа основного общего образования.


Статус программы: рабочая программа учебного курса.


Назначение программы:

  • для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

  • для педагогических работников МБОУ Захолынской основной общеобразовательной школы программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

  • для администрации МБОУ Захолынской основной общеобразовательной школы программа является основанием для определения качества реализации основного общего образования.


Категория обучающихся: учащиеся МБОУ Захолынской основной общеобразовательной школы.


Сроки освоения программы: 1 год.


Объем учебного времени: 68 часов.


Форма обучения: очная.


Режим занятий: 2 часа в неделю.


Формы контроля: текущий контроль.


Итоговый документ:
















Пояснительная записка


Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса и составлена на основе следующих документов:

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089;

  • Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7);

  • Регионального учебного плана общеобразовательных учреждений Смоленской области (приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от 26.04.2011 г. № 285);

  • Учебного плана МБОУ Захолынской основной общеобразовательной школы на 2010/2012 учебный год;

  • Авторской программы основного общего образования по физике (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы. Авторы программы: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. Москва. Дрофа.2010)


Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.


Данная программа используется для УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., утвержденного Федеральным перечнем учебников.

УМК:

  • Учебник Физика 7 класс, автор А.В. Перышкин, Дрофа, 2010

  • Рабочая тетрадь по физике 7 класс, автор Р.Д. Минькова, «Экзамен», 2009

  • Сборник задач по физике 7-9 классы, автор А.В. Перышкин, «Экзамен», 2009


Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа: 68.


Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 14 лабораторных работ, 5 контрольных работ.

Резервное время распределено следующим образом: 1 ч добавлен на изучение темы «Первоначальные сведения о строении вещества», 1 час – на итоговое повторение.























Содержание предмета


  1. Введение. (4 ч)


Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.


Фронтальные лабораторные работы.

  1. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.


  1. Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)


Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.


Фронтальные лабораторные работы.

2. Измерение размеров малых тел.


  1. Взаимодействие тел. (21 ч)


Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.

Упругая деформация. Закон Гука.

Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.

Центр тяжести тела.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.


Фронтальные лабораторные работы.

3. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.

  1. Измерение массы тела на рычажных весах.

  2. Измерение объема твердого тела.

  3. Измерение плотности твердого тела.

  4. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

  5. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

  6. Определение центра тяжести плоской пластины.




4. Давление твердых тел, газов, жидкостей. (23 ч)


Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Архимедова сила. Условие плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.


Фронтальные лабораторные работы.

  1. Измерение давления твердого тела на опору.

  2. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

  3. Выяснение условий плавания тела в жидкости.


5. Работа и мощность. Энергия. (13 ч)


Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел.

«Золотое правило» механики. КПД механизма.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.


Фронтальные лабораторные работы.

  1. Выяснение условия равновесия рычага.

  2. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.


Итоговое повторение (1 ч)














Учебно-тематический план


урока

Наименование раздела и тем

Номер пункта

Плановые сроки прохождения

Введение 4 часа

1

Вводный инструктаж по ОТ в кабинете физики. Что изучает физика. Физические термины. Наблюдения и опыты

1-3


2

Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений.

4-5


3

Инструктаж по ОТ при выполнении лабораторных работ. Лабораторная работа №1 «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности»


4

Физика и техника

6


Первоначальные сведения о строении вещества 6 часов

5

Строение вещества. Молекулы.

7-8


6

Инструктаж по ОТ. Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»


7

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

9


8

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

10


9

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел

11-12


10

Повторение темы «Первоначальные сведения о строении вещества»


Взаимодействие тел 21 час

11

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения.

13-14


12

Скорость. Единицы скорости. Инструктаж по ОТ. Лабораторная работа №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости».

15


13

Расчет пути и времени движения.

16


14

Решение задач по теме «Строение вещества», «Механическое движение»


15

Контрольная работа №1 по теме «Строение вещества. Механическое движение»


16

Инерция

17


17

Взаимодействие тел. Масса тел.

18-19


18

Измерение массы тела на весах. Инструктаж по ОТ. Лабораторная работа №4 «Измерение массы тела на рычажных весах».

20


19

Инструктаж по ОТ Лабораторная работа №5 «Измерение объема тела».


20

Плотность вещества.

21


21

Инструктаж по ОТ. Лабораторная работа №6 «Определение плотности твердого тела».


22

Расчет массы и объема тела по его плотности.

22


23

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

23-24


24

Сила упругости. Закон Гука. Вес тела

25-26


25

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

27


26

Динамометр. Инструктаж по ОТ Лабораторная работа №7 «Исследование зависимости силу упругости от удлинения пружины»

28


27

Сложение двух сил. Равнодействующая сила.

29


28

Центр тяжести тела. Инструктаж по ОТ. Лабораторная работа №8 «Определение центра тяжести плоской пластины»

10 (доп.чт.)


29

Сила трения. Трение покоя. Инструктаж по ОТ. Лабораторная работа №9 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления».

30-31


30

Трение в природе и технике. Решение задач по теме «Взаимодействие тел»

32


31

Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел».


Давление твердых тел, жидкостей и газов 23 часа

32

Давление. Единицы давления.

33


33

Способы увеличения и уменьшения давления. Инструктаж по ОТ. Лабораторная работа №10 «Измерение давления твердого тела на опору»

34


34

Давление газа.

35


35

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

36


36

Давление в жидкости и в газе.

37


37

Расчет давления на дно и стенки сосуда.

38


38

Сообщающиеся сосуды.

38


39

Решение задач по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»


40

Контрольная работа №3 по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»


41

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.

40-41


42

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид.

42-43


43

Атмосферное давление на различных высотах. Манометры.

44-45


44

Поршневой и жидкостный насос. Гидравлический пресс.

46-47


45

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

48


46

Архимедова сила

49


47

Инструктаж по ОТ. Лабораторная работа №11 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»


48

Плавание тел.

50


49

Плавание судов.

51


50

Инструктаж по ОТ. Лабораторная работа №12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»


51

Воздухоплавание.

52


52

Решение задач по теме «Архимедова сила, плавание тел»


53

Повторение темы «Давление газов, жидкостей и твердых тел»


54

Контрольная работа №4 по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»


Работа, мощность, энергия. 13 часов

55

Механическая работа.

53


56

Мощность.

54


57

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие тел на рычаге.

55-56


58

Момент силы. Рычаги в природе, технике, быту.

57-58


59

Инструктаж по ОТ. Лабораторная работа №13 «Выяснение условий равновесия рычага».


60

Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики»

59-60


61

Решение задач по теме «Работа, мощность. Равновесие тел на рычаге»


62

КПД Инструктаж по ОТ. Лабораторная работа №14 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

61


63

Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия.

62-63


64

Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.

64


65

Решение задач по теме «Работа, мощность, энергия».


66

Повторение темы Работа, мощность, энергия»


67

Контрольная работа №5 по теме «Работа, мощность, энергия»


Итоговое повторение 1 ч

68

Итоговое повторение











































Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.









Учебно-методический комплект и дополнительная литература


Гутник Е. М. Физика. 7 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с. ил.

Кирик Л.А. Физика 7. Самостоятельные и контрольные работы – Москва Илекса, 2010

Гребенкина Т.М. Физика 7 класс. Нестандартные уроки.- Волгоград Корифей, 2008

Орловская Л.И. Как научить решать задачи по физике. – Москва Владос, 2001

Волков В.А., С.Е. Полянский Универсальные поурочные разработки по физике. 7 класс. – Москва ВАКО, 2010

Обликова Н.М. Физика 7 класс. Поурочные планы по учебнику А.В. Перышкина. – Волгоград, 2004

Е.М. Гутник, Е.В. Рыбакова Тематическое и поурочное планирование по физике к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс», Москва, Дрофа, 2001

Перышкин А. В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2010


















Цифровые образовательные ресурсы по курсу


  1. Открытая физика

  2. Живая физика. Живая геометрия.

  3. От плуга до лазера.







































Контрольно-измерительные материалы


Контрольная работа №1

по теме «Строение вещества. Механическое движение»


Вариант 1

  1. Почему дым от костра по мере его подъема перестает быть видимым даже в безветренную погоду?

  2. Скорость зайца 54 км/ч. Какой путь он совершит за 3 минуты?

  3. Почему разломанный карандаш мы не можем соединить так, чтобы он вновь стал целым?

  4. Автомобиль за 10 минут прошел путь 12 км. С какой скоростью он двигался? Постройте графики скорости и пути.


Вариант 2

  1. Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает темно-синюю защитную жидкость. Почему через некоторое время пространство, заполненное этой жидкостью даже в спокойной воде становится прозрачным?

  2. Скорость дельфина 72 км/ч. За какое время он совершит путь 2 км?

  3. Молекулы вещества притягиваются друг к другу. Почему же между молекулами есть промежутки?

  4. Автомобиль за 0,5 часа прошел путь 18 км. С какой скоростью он двигался? Постройте графики скорости и пути.



Контрольная работа №2

по теме «Взаимодействие тел»


Вариант 1

  1. Куда и почему отклоняются пассажиры относительно автобуса, когда он резко трогается с места, поворачивает налево?

  2. Найти силу тяжести, действующую на тело массой 40 кг. Изобразите эту силу на чертеже в выбранном масштабе.

  3. Найдите объем 2 кг золота. Плотность золота 19300 кг/м3

  4. Найти массу бруска из латуни размерами 10х8х5 см. Плотность латуни 8500 кг/м3

Вариант 2

  1. Зачем при торможении автомобиля водитель включает задний красный свет?

  2. Найти вес тела массой 400 г. Изобразите вес на чертеже в выбранном масштабе.

3. Жидкость объемом 3 литра имеет массу 2,4 кг. Найдите ее плотность.

4. Найдите силу тяжести, действующую на брусок объемом 500 см3. Плотность бруска 4000 кг/м3

Контрольная работа №3

по теме «Давление жидкостей, газов и твердых тел»


Вариант 1

1. Одинаковые ли давления
производят на стол кирпичи
(см. рис.)? Ответ объясните.

2. В стеклянном сосуде под поршнем находится газ. Как, не меняя плотности этого газа, увеличить его давление?

3. Найдите давление воды на глубине
25 м. Плотность воды 1000 кг/м3

4. Масса лыжника 60 кг. Какое давление оказывает он на снег, если длина каждой лыжи 1,5 м, ее ширина —10 см?


Вариант 2

1 . На рисунке 1 изображен один и тот же сосуд с поршнем. Цифрами 1, 2 и 3 обозначены круглые отверстия, затянутые одинаковыми резиновыми пленками. Когда поршень переместили из положения А в положение В, пленки выгнулись наружу. На каком из рисунков выпуклость пленок изображена правильно?

Рис. 1

2. В сосуде находится 1 л керосина. Как изменится давление на дно и стенки сосуда, если вместо керосина налить 1 л воды? (Плотность керосина 800 кг/м3, воды 1000 кг/м3) Ответ объясните.

3. Какое давление производит мальчик массой 42 кг на пол, если площадь подошв его обуви 280 м2?

4. Плоскодонная баржа получила пробоину в дне площадью 300 см2. С какой силой нужно давить на пластырь, которым закрывают отверстие, чтобы сдержать напор воды на глубине 3 м? (Плотность воды 1000 кг/м3)









Контрольная работа № 4

по теме «Плавание тел, воздухоплавание»

Вариант 1

  1. Почему горящий керосин нельзя тушить водой? Плотность керосина 800 кг/м3, воды 1000 кг/м3

  2. Кирпич размерами 25х10х5 см3 полностью погружен в воду. Вычислите архимедову силу, действующую на плиту. Плотность кирпича 1600 кг/м3, воды 1000 кг/м3

  3. Площадь меньшего поршня гидравлического пресса 10 см2. На него действует сила 200 Н. Площадь большего поршня 200 см2. Какая сила действует на больший поршень?

  4. Какую силу нужно приложить, чтобы удержать в воде гранитную плиту размером 20 х 40 х 50 см3. Плотность гранита 2600 кг/м3, плотность воды 1000 кг/м3


Вариант 2.

  1. Два одинаковых стальных шарика подвесили к коромыслу весов. Нарушится ли равновесие весов, если один из них опустить в сосуд с водой, а другой в керосин? Плотность воды 1000 кг/м3, керосина 800 кг/м3

2. Дубовый брусок объемом 50 дм3, имеющий форму параллелепипеда, опустили в бензин. Определите выталкивающую силу, действующую на брусок. Плотность бензина 710 кг/м3

3. Поршень гидравлического пресса площадью 360 см2 действует с силой 18 кН. Площадь малого поршня 45 см2. С какой силой действует меньший поршень на масло в прессе?

4. Воздушный шар имеет объем 80 см3. Он наполнен горячим воздухом, плотность которого 1,06 кг/м3, а находится в воздухе плотностью 1,29 кг/м3.

А) Чему равна подъемная сила воздушного шара?

Б) Как и почему изменится подъемная сила шара при увеличении пламени горелки?
















Контрольная работа №5

по теме «Работа, мощность, энергия»


Вариант 1

1. Найдите кинетическую энергию зайца массой 2 кг, бегущего со скоростью 54 км/ч

2. На правое плечо рычага действует сила 25 Н, а к левому подвешен груз массой 5 кг. Найдите правое плечо рычага, если левое 10 см. Рычаг находится в равновесии.

3. Какая работа совершается при подъеме гранитной глыбы объемом 2 м3 на высоту 12 м? Плотность гранита 2600 кг/м3



Вариант 2

1. Найдите потенциальную энергию голубя массой 200 г летящего на высоте 8 м над землей со скоростью 85 км/ч

2. На правое плечо рычага действует сила 20 Н, его длина 50 см. Какая сила действует на левое плечо длиной 20 см, если рычаг находится в равновесии?

3. Определите среднюю мощность насоса, который подает воду объемом 3 м3 на высоту 5 м за 5 минут. Плотность воды 1000 кг/м3


























Итоговая контрольная работа


Вариант 1.

  1. Почему аромат цветов чувствуется на расстоянии?

  2. Найдите силу тяжести, действующую на сокола, массой 500 г. Изобразите силу тяжести на чертеже в выбранном масштабе.

  3. Скорость поезда 72 км/ч. Какой путь пройдет поезд за 15 минут?
    Постройте график движения.

  4. Найдите архимедову силу, действующую в воде на брусок размером 2х5х10 см, при его погружении наполовину в воду.

  5. Найдите работу насоса по подъему 200 л воды с глубины 10 м. Плотность воды 1000 кг/м3


Вариант 2.

  1. Чай остыл. Как изменились его масса, объем, плотность?

  2. Мопед «Рига – 16» весит 490 Н. Какова его масса?
    Изобразите вес тела на чертеже в выбранном масштабе.

  3. С какой скоростью двигался автомобиль, если за 12 минут он совершил путь 3,6 км. Постройте график скорости.

  4. Токарный станок массой 300 кг опирается на фундамент четырьмя ножками. Определите давление станка на фундамент, если площадь каждой ножки 50 см2

  5. Определите среднюю мощность насоса, который подает воду объемом 4,5 м3 на высоту 5 м за 5 мин. Плотность воды 1000 кг/м3





Свежие документы:  Влияние на эмоционалльное здовоье учащихся использование фитнес-технологий на уроке физической культуры

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: