рабочая программа по физике 8 класс УМК Перышкин А.В

МОУ«Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»


1.Пояснительная записка.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ №1089от.05.03.2004.

  • Авторская программа по физике 8 класс Е.М. Гутник, А.В. Перышкин («Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.),

  • Инструктивно-методическое письмо ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования» «О преподавании физики в 2013/2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».

Цели и задачи данной программы:

— умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

— умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

-развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

— воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

— применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

— использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

— оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

Авторская программа по физике в 8 классе рассчитана на 2 часа в неделю, всего 70 часов в год. Рабочая программа также рассчитана на 70 часов, авторской программой предусмотрен резерв времени 4 часа, в рабочей программе резерв распределен на 2 часа повторения, 1 час на обобщение материала, 1 час итоговый контроль знаний. Реализация программы обеспечивается учебниками (включенными в Федеральный перечень): Перышкин А.В. Физика-8 – М.: Дрофа, 2008- 2009. Сборник задач по физике для учащихся 7 – 11 кл Лукашик В.И.. В соответствии с авторской программой и инструктивно-методическим письмом ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образовании» рабочая    программа предусматривает проведение 8 контрольных и 14 лабораторных работ.

Формы организации учебного процесса.

  • Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования,  решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.

  • Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

  • Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

  • Урок-игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

  • Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.

  • Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

  • Урок — самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

  • Урок — контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень обязательной подготовки — «3», уровень возможной подготовки — «4» и «5».


Формы и методы работы в рамках здоровьеориентированного образовательного процесса

-Динамическая пауза для профилактики

переутомления на занятиях интеллектуального цикла.

— Релаксация

— Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.) Упражнения для снятия глазного напряжения, Тренировка тонких движений пальцев и кисти рук.

— Проблемно-игровые : игротренинги, игро- терапия

— Серия занятий«Уроки здоровья»

-Технологии музыкального воздействия

— игротренинги и игротерапия.

В рамках подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации, предусмотрено систематическое проведение тестовых контрольных работ.


2.Требования к уровню подготовки

  • Знать понятия: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • Знать физические величины: работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; закона сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения элек­трического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распро­странения света, отражения света;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, температуры, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего те­ла от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изда­ний, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни


3.Содержание программы учебного предмета

Тепловые явления (12часов)

Внутренняя энергия. Тепловое движение. Температура. Теплопередача. Необратимость процесса теплопередачи. Связь температуры вещества с хаотическим движением его частиц. Способы изменения внутренней энергии.

Теплопроводность. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Конвекция. Излучение. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

Фронтальная лабораторная работа.

1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

2. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры

3. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Изменение агрегатных состояний вещества (11часов)

Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. График плавления и отвердевания. Преобразование энергии при изменениях агрегатного состояния вещества. Испарение и конденсация. Удельная теплота парообразования и конденсации. Работа пара и газа при расширении. Кипение жидкости. Влажность воздуха. Тепловые двигатели. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Агрегатные состояния. Преобразование энергии в тепловых двигателях. КПД теплового двигателя.

Фронтальная лабораторная работа.

4. Измерение относительной влажности воздуха

Электрические явления. (27 часов)

Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле.

Электроскоп. Строение атомов. Объяснение электрических явлений. Проводники и непроводники электричества.

Действие электрического поля на электрические заряды. Постоянный электрический ток. Источники электрического тока. Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока. Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление. Единицы сопротивления. Закон Ома для участка электрической цепи.

Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения. Реостаты. Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия электрического тока

Закон Джоуля-Ленца. Работа электрического тока. Мощность электрического тока.

Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Счетчик электрической энергии. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами. Нагревание проводников электрическим током. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Короткое замыкание. Предохранители.

Фронтальная лабораторная работа.

5.Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

6.Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

7.Регулирование силы тока реостатом.

8.Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.

9.Измерение работы и мощности электрического тока.

Электромагнитные явления(7 часов)

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Фронтальная лабораторная работа.

10. Сборка электромагнита и испытание его действия.

11. Изучение электрического двигателя постоянного тока на модели.

Световые явления. (9 часов)

Источники света. Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Луч. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Оптическая сила линзы. Изображение даваемое линзой. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Оптические приборы. Глаз и зрение. Очки.

Фронтальная лабораторная работа.

12.Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

13. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

14. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

Повторение 4 час

Повторение за курс физики 8 класс. Обобщающее занятие. Итоговая контрольная работа.











Календарно-тематическое планирование


п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание


Планируемая дата

Фактическая дата


Тепловые явления. (12 часов)


1

Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия.

1

02.09




2

Способы изменения внутренней энергии.

1

07.09




3

Теплопроводность.

1

09.09




4

Конвекция. Излучение.

Особенности различных способов теплопередачи.

1

14.09




5

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

1

16.09




6

Лабораторная работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»

1

21.09




7

Входящий контроль знаний

Контрольная работа №1 «Повторение изученного в 7 классе»

1

23.09




8

Удельная теплоемкость.

1

28.09




9

Расчет количества теплоты при нагревании и охлаждении

1

30.09




10

Лабораторная работа №2. «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды различной температуры»

1

5.10




11

Лабораторная работа № 3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

1

12.10




12

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

1

19.10




Изменение агрегатных состояний вещества(11ч)



21-26.10

13

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание. График плавления и отвердевания.

1

21.10




14

Удельная теплота плавления.

1

28.10




15

Контрольная работа №2 «Тепловые явления»

1

02.11




16

Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара.

1

04.11




17

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

1

09.11




18

Решение задач.

1

11.11




19

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

1

16.11




20

Лабораторная работа №4 «Измерение относительной влажности воздуха»

1

18.11




21

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

1

19.11




22

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

1

25.11




23

Решение задач по теме: «Агрегатные состояния вещества»

1

30.11




Электрические явления. (27 часов)



2-7.12

24

Электризация тел. Два рода зарядов.

1

02.12




25

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.

1

07.12




26

Электрическое поле.

1

09.12




27

Делимость электрического заряда. Строение атома.

1

14.12




28

Объяснение электрических явлений.

1

22.12




29

Рубежный контроль знаний. Контрольная работа №3

«Электризация тел. Строение атома»

1

28.12




30

Электрическая цепь и ее составные части.

1

13.01




31

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока.

1

18.01




32

Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр.

1

20.01




33

Лабораторная работа №5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

1

25.01




34

Электрическое напряжение. Вольтметр. Измерение напряжения.

1

27.01




35

Лабораторная работа №6

«Измерение напряжения на различных участках цепи»

1

31.01




36

Сопротивление .Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.

1

02.02




37

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление Реостаты.

1

08.02




38

Лабораторная работа № 7

«Регулирование силы тока реостатом»

1

15.02




39

Лабораторная работа № 8

«Определение сопротивления при помощи вольтметра и амперметра»

1

15.02




40

Последовательное соединение проводников.

1

17.02




41

Параллельное соединение проводников

1

22.02




42

Решение задач (на соединение проводников, закон Ома). Работа электрического тока.

1

27.02




43

Контрольная работа № 4 «Электрический ток. Соединения проводников»

1

05.03




44

Мощность электрического тока

1

06.03




45

Лабораторная работа № 9

«Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

1

11.03




46

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца.

1

15.03




47

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы.

1

17.03




48

Короткое замыкание. Предохранители.

1

22.03




49

«Электрические явления». Повторение материала.

1

24.03




50

Контрольная работа № 5

«Электрические явления»

1

29.03




Электромагнитные явления.(7 часов)


51

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты

1

31.03




52

Лабораторная работа №10

« Сборка электромагнита и испытание его действия»

1

05.04




53

Применение электромагнитов.

1

07.04




54

Постоянные магниты. Магнитное поле магнитов. Магнитное поле Земли.

1

8.04




55

Действие магнитного поля на проводник с током.

1

14.04




56

Лабораторная работа № 11

«Изучение электрического двигателя постоянного тока на модели»

1

19.04




57

Контрольная работа № 6

,,Электромагнитные явления

1

21.04




Световые явления. (9 часов)


58

Источники света. Распространение света.

1

26.04




59

Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало.

1

29.04




60

Преломление света

1

30.04




61

Лабораторная работа №12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света»

1

05.05




62

Линзы. Оптическая сила линзы.

Изображения, даваемые линзой

1

7.05




63

Лабораторная работа №13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света»

1

10.05




64

Лабораторная работа №14

« Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений »

1

12.05




65

Оптические приборы. Глаз и зрение. Очки.

1

14.05




66

Контрольная работа № 7 «Световые явления»

1

16.05




Повторение (4 часа)



67

Повторение по теме « Тепловые явления»

1

19.05




68

Итоговая контрольная работа№8

1

23.05




69

Обобщение знаний по теме

« Электрические явления»

1

26.05




70

Обобщение знаний по курсу физика 8 класс

1

30.05




5.Формы и средства контроля.

п,п

Виды и формы контроля

Тема

Примерные сроки проведения

1

Контрольная работа№1

Повторение изученного в 7 классе

23.09

2

Контрольная работа№2

Тепловые явления

02.11

3

Контрольная работа №3

Нагревание и плавление тел


28.01

4

Контрольная работа №4


Агрегатные состояния вещества

05.03

5

Контрольная работа№5

Электризация тел. Строение атома

29.03

6

Контрольная работа№6

Рубежный контроль знаний

21.04

7

Контрольная работа№7

Электрический ток. Соединения проводников

16.05

8

Контрольная работа№8

Итоговая

23.05

9

Лабораторная работа№1

«Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»

21.09

10

Лабораторная работа№2

«Сравнение количеств теплоты

при смешивании воды разной

температуры»

05.10

11

Лабораторная работа№3

«Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

12.10

12

Лабораторная работа№4

«Измерение влажности воздуха»

18.11

13

Лабораторная работа№5

«Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

25.01

14

Лабораторная работа№6

«Измерение напряжения на различных участках цепи»

31.01

15

Лабораторная работа№7

«Регулирование силы тока реостатом Измерение сопротивления с помощью вольтметра и амперметра»

15.02

16

Лабораторная работа№8

«Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника.»

15.02

17

Лабораторная работа№9

«Измерение работы и мощности электрического тока»

11.03

18

Лабораторнаяработа№10

«Сборка электромагнита и испытание его действия, Получение изображения при помощи линзы»

05.04

19

Лабораторнаяработа№11

«Изучение электрического двигателя постоянного тока на модели»

19.04

20

Лабораторнаяработа№12

«Исследование зависимости угла отражения от угла падения света»

05.05

21

Лабораторнаяработа№13

«Исследование зависимости угла преломления от угла падения света»

10.05

22

Лабораторнаяработа№14

« Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений »

12.05


6.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература

Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Основная

Программа для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11кл. сост. В.А. Коровин. В.А. Орлов. М: Дрофа, 2010.

1

1

100

Контрольно-измерительные материалы.Физика. 8 класс/ Сост. Н.И. Зорин.-М.: ВАКО.2011.

1

1

100

Лукашик В.И. Сборник задач по физике учащихся 7 – 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова.

15

15

100

Дополнительная

Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 8 класс: к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 109 с.


1

1

100

Кирик Л.А. Физика. 7-11 классы. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2011.


1

1

100

Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике: кн. для учащихся 7 – 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.


1

1

100

Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., И.М. Гельфгат. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы. Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005.


1

1

100

Оборудование и приборы

Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Компьютер с программным обеспечением

1

1

100

Мультимедийный проектор

1

1

100

Лабораторная работа «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры».

· Калориметр –1

· Мензурка –1

· Термометр –1

· Стакан с горячей водой –1

· Стакан с холодной водой –1

15

15

15

15

15

100

Лабораторная работа «Измерение удельной теплоемкости твердого тела.»


· Металлическое тело на нити -1

· Калориметр -1

· Стакан с холодной водой -1

· Сосуд с горячей водой -1

· Термометр -1

· Весы, разновес -1

15

15

15

15

15

100

Лабораторная работа «Измерение относительной влажности воздуха».



· Термометр -1

· Кусочек ваты -1

· Стакан с водой -1

·Психрометрическая таблица -1

15

15

15

15

15

100

Лабораторная работа «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».


· Источник питания (4,5 В) -1

· Электрическая лампочка -1

· Амперметр -1

· Ключ -1

·Соединительные провода -1

15

15

15

15

15

100

Лабораторная работа «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».


· Источник питания (4,5 В) -1

· Две лампочки на подставке -1

· Ключ -1

· Амперметр -1

· Вольтметр -1

·Соединительные провода -1

15

15

15

15

15

100

Лабораторная работа Регулирование силы тока реостатом.


· Источник питания (4,5 В) -1

· Реостат -1

· Ключ -1

· Амперметр -1

·Соединительные провода -1

15

15

15

15

15

100

Лабораторная работа Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.


· Источник питания (4,5 В) -1

· Реостат -1 Ключ -1

· Амперметр -1

· Вольтметр -1

· Резистор -1

·Соединительные провода -1

15

15

15

15

15

100

Лабораторная работа Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.



· Источник питания (4,5 В) -1

· Реостат -1 Ключ -1

· Амперметр — 1

· Вольтметр -1

· Электрическая лампа на подставке -1

· Соединительные провода -1

15

15

15

15

15

100

Лабораторная работа Сборка электромагнита и испытание его действия.



· Источник питания (4,5 В) -1

· Реостат -1· Ключ -1

· Соединительные провода -1

· Магнитная стрелка -1

· Детали для сборки электромагнита -1

15

15

15

15

15

100

Лабораторная работа Изучение работы электрического двигателя постоянного тока.


· Модель электродвигателя -1

· Источник питания (4,5 В) -1

· Реостат -1 Ключ -1

· Соединительные провода -1

15

15

15

15

15

100

Лабораторная работа Изучение изображения, даваемого линзой.


· Собирающая линза -1

· Лампочка на подставке -1

· Экран -1

· Линейка -1

· Источник питания (4,5 В) -1

· Ключ -1

· Соединительные провода -1

15

15

15

15

15

100

Лабораторная работа

«Исследование зависимости угла отражения от угла падения света»


источник тока-1

лампочка- 1ключ-1

реостат-1

соединительные

провода-6 экран с узкой щелью-1

транспортир-1

плоское зеркало с держателем-1

15

15

15

15

15

100

Лабораторная работа

«Исследование зависимости угла преломления от угла падения света»

Стеклянная пластинка плоскопараллельными гранями, имеющая форму трапеции-1 швейные булавки-4

Транспортир-1

карандаш-1 лист бумаги-1 подкладка из пенопласта-1

15

15

15

15

15

100

Лабораторная работа

«Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»

· Калориметр –1

· Мензурка –1

· Термометр –1

· Стакан с горячей водой –1

Вата- 1

15

15

15

15

15

100


Компьютерные и информационно-комуникационные средства обучения.

Наименования

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Физика. Электронный образовательный ресурс для работы в классе

1

1

100

СD «Ученический эксперимент по физике» МГУ

1

1

100

Учебное электронное издание «Физика-7-1» практикум. Физикон

1

1


100

СD «Физика. Библиотека наглядных пособий»

1

1

100

СD. Открытая физика 2

1

1

100

СD «Интерактивный тренинг подготовка к ЕГЭ». Библиотека электронных наглядных пособий. Физика 7-11

1

1

100

Сайт видео ресурсов по физике

https://www.galileo-tv.ru/

1

1

100


7.Приложение

Контрольная работа по теме №1

« Тепловые явления»

Вариант 1.

1). Стальная деталь массой 500г. при обработке на токарном станке нагрелась на 20°С. Чему равно изменение внутренней энергии детали?

2). Какую массу пороха нужно сжечь, чтобы при полном его сгорании выделилось 38000кДж энергии?

3). Оловянный и латунный шары, взятые при температуре 20°С., опустили в горячую воду. Одинаковое ли количество теплоты получат шары от воды при нагревании?

4). На сколько изменится температура воды массой 20кг., если ей передать всю энергию, выделившуюся при сгорании бензина массой 20г?

Вариант 2.

1). Определите массу серебряной ложки, если для изменения ее температуры от 20°С. до 40°С требуется 250Дж. энергии.

2). Какое количество теплоты выделится при полном сгорании торфа массой 200г?

3). Стальную и свинцовую гири массой по 1кг. прогрели, в кипящей воде, а затем поставили на лед. Под какой из гирь растает больше льда?

4). Какую массу керосина нужно сжечь, чтобы получить столько же энергии, сколько ее выделяется при сгорании каменного угля массой 500г?


Контрольная работа. №2 Плавление и кристаллизация.

Вариант 1.

1). Какое количество теплоты необходимо для превращения кусочка льда массой 100г, взятого при температуре -2ºC, в воду при температуре 0ºC?

2). Найдите массу парафиновой свечи, если при ее отвердевании выделяется 30кДж энергии?

Вариант 2.

1). Какое количество теплоты необходимо для превращения кусочка льда массой 200 г, взятого при температуре 0ºC, в воду при температуре 20ºC?

2). Для плавления медного слитка массой 2 кг потребовалось 420 кДж энергии. Определите по этим данным удельную теплоту плавления меди.


Контрольная работа по теме №3

«Изменение агрегатных состояний вещества».

Вариант 1

1.Какое количество теплоты необходимо для плавления медной заготовки массой 100 г , взятой при температуре 1075 С?

2.При кипении было затрачено 690 кДж энергии. Найдите массу испарившейся воды.

3.Почему показания влажного термометра меньше, чем показания сухого?

Вариант 2

1.Какое количество теплоты необходимо для превращения в пар воды массой 200 г , взятой при температуре 50 С?

2.Определите массу медного бруска, если для его плавления необходимо 42 кДж энергии.

3.Почему для измерения низких температур воздуха используют спиртовые, а не ртутные термометры?


Контрольная работа №4 по теме «Электризация, строение атома, агрегатные состояния вещества».

Вариант № 1.


1. Все три шара изображенные на рисунке заряжены. Шары 1 и 3 отклонились от вертикали в результате взаимодействия с шаром 2. Определите знак заряда каждого из шаров.

2. Подвешенные на нити шары 1 и 3 имеют одинаковые массы и равные по модулю заряды. Почему шар 3 отклонился сильнее.

3. Как при помощи отрицательно заряженной палочки определить, каким зарядом заряжен электроскоп.

4. Какое количество теплоты необходимо для плавления медной заготовки массой 300 г , взятой при температуре 1075◦С?




Вариант 2.

1. Один шар заряжен, а второй — нет. Существует ли сила электрического взаимодействия между этими шарами? Если да, то какая притяжения или отталкивания.

2. После приближения заряженной палочки к шару заряженного электроскопа листочки электроскопа разошлись на больший угол. Можно ли на основании этого опыта определить знак заряда электроскопа, если знак заряда палочки неизвестен. Если можно, то определите его.

3. Существует ли электрическое поле вокруг заряженного шара, если он находится в безвоздушном пространстве.

4. Какое количество теплоты необходимо для плавления 200 г льда, взятого при температуре -20 ○С?


Контрольная работа №5 по теме «Электрический ток, соединение проводников». Работа и мощность электрического тока.

Вариант 1.

1). Проводник длиной 60см. и поперечным сечением 2мм2 изготовлен из меди (ρ = 0, 017). Известно, что через проводник протекает ток 2А. Определите напряжение на концах проводника.

2). Две лампы сопротивлением 100 Ом и 300 Ом, соединены параллельно. Определите силу тока во второй лампе, Если в первой сила тока равна 0,4 А.

Вариант 2.

1). Утюг включен в сеть напряжением 220В. Определите силу тока, проходящего через нагревательный элемент утюга, если его сопротивление равно 55 Ом.

2). Два проводника сопротивлением 4 Ом и 15 Ом соединены параллельно и включены в цепь напряжением 60В. Определите силу тока в каждом проводнике, силу тока во всей цепи и общее сопротивление.


Контрольная работа № 6 по теме «Электрические явления».

Вариант 1.

  1. Определите мощность холодильника, рассчитанного на напряжение 220В. и силу тока 0,5А.

  2. Чему равно сопротивление никелинового провода длиной 1,5км. и площадью поперечного сечения 2мм2? ( удельное сопротивление никелина 0,40).

  3. Два проводника сопротивлением 20 Ом. и 30 Ом. соединены параллельно и подключены к напряжению 120В. Определите силу тока до разветвления цепи и общее сопротивление участка цепи.

  4. По рисунку определите общее сопротивление участков СД и ВД (сопротивление амперметров не учитывайте) показания амперметров А1 и А3, если А2 показывает силу тока I=0,1А.

Вариант 2.

  1. Определите мощность стиральной машины, рассчитанной на напряжение 220В. и силу тока 2А.

  2. Длина алюминиевого провода 2км., площадь поперечного сечения его 3мм2.Чему равно сопротивление такого провода? (удельное сопротивление алюминия 0,028).

  3. Два потребителя сопротивлением 12 Ом. и 8 Ом. соединены параллельно. Напряжение на концах этого участка цепи 24В. Определите силу тока цепи до разветвления и общее сопротивление участка цепи.

Известно, что напряжение на участке ВД равно 6 В, показания амперметра 2А, сопротивление второго, третьего и четвертого проводников соответственно 4 Ом, 2 Ом, 1Ом. Определите чему равно первое сопротивление, сила тока во втором, третьем и четвертом проводниках, напряжение на четвертом проводнике


Контрольная работа №6 «Электромагнитные явления» в тестовой форме.

Вариант 1.

  1. Когда электрические заряды находятся в покое, то вокруг них образуется:

  1. электрическое поле;

  2. магнитное поле;

  3. электрическое и магнитное поле.

  1. Как располагаются железные опилки в магнитном поле прямого тока?

    1. беспорядочно;

    2. по прямым линиям вдоль проводника:

    3. по замкнутым кривые, охватывающим проводник.

  2. Какие металлы сильно притягиваются магнитом?

    1. чугун;

    2. никель;

    3. кобальт;

    4. сталь.

  3. Когда к магнитной стрелке поднесли один из полюсов постоянного магнита, то южный полюс стрелки оттолкнулся. Какой полюс поднесли?

    1. северный;

    2. южный.

  4. Стальной магнит ломают пополам. Будут ли обладать магнитными свойствами концы А и В на месте излома?

    1. концы А и В на месте излома магнитными свойствами обладать не будут;

    2. конец А станет северным магнитным полюсом, а В – южным;

    3. конец В станет северным магнитным полюсом, а А – южным;

  1. К одноименным магнитным полюсам подносят стальные булавки. Как расположатся булавки, если их отпустить?

    1. будут висеть отвесно;

    2. головки притянутся друг к другу;

    3. головки оттолкнутся друг от друга.

  1. Как направлены магнитные линии между полюсами дугообразного магнита?

    1. от А к Б;

    2. От Б к А.




  1. Северный магнитный полюс расположен у ……….. географического полюса, а южный – у……………………..

    1. ……южного,……..северного;

    2. ……северного, ………южного.

Вариант 2.

  1. К источнику тока с помощью проводов присоединен металлический стержень. Какие поля образуются вокруг стержня, когда в нем возникает электрический ток?

    1. электрическое поле;

    2. магнитное поле;

    3. электрическое и магнитное поле.

  2. Что представляют собой магнитные линии магнитного поля тока?

  1. замкнутые кривые, охватывающие проводник;

  2. кривые, расположенные около проводника;

  3. окружности.

  1. Какое вещество из перечисленных ниже слабо притягивается к магниту?

  1. бумага;

  2. сталь;

  3. никель;

  4. чугун.


  1. Разноименные магнитные полюса………, а одноименные — ………..

  1. ……притягиваются, …..отталкиваются.

  2. ……отталкиваются, ……притягиваются.

  1. Концом А стальной палочки прикоснулись к северному полюсу магнита. Будут ли после этого обладать магнитными свойствами концы палочки?

  1. не будут;

  2. конец А станет северным магнитным полюсом, а конец В – южным;

  3. конец В станет северным магнитным полюсом, а конец А – южным

6. Как направлены магнитные линии между полюсами дугообразного магнита?

    1. от А к Б;

    2. От Б к А.



7. К концу стального стержня притягиваются северный и южный полюсы магнитной стрелки. Намагничен ли он?

  1. намагничен, иначе стрелка бы не притянулась бы;

  2. определенно сказать нельзя;

  3. стержень не намагничен, к намагниченному стержню притягивался бы только один полюс.


8. У магнитных полюсов расположена магнитная стрелка. Какой из этих полюсов северный и какой – южный?

  1. А – северный, В – южный;

  2. А –южный, В –северный;

  3. А – северный, В –северный;

  4. А –южный, В – южный;


Контрольная работа№7. « Световые явления».

Вариант1.

  1. Какие печатные буквы алфавита не изменяются при отражении в плоском зеркале?

  2. Как изменится расстояние между предметом и его изображением, если зеркало переместить в то место, где было изображение?

  3. Постройте изображение предмета АВ в плоском зеркале?


Вариант 2.

  1. Расстояние между человеком и плоским зеркалом 1 м. Каково расстояние, между его изображением и человеком?

  2. Что значит зеркальное изображение?

  3. Постройте изображение треугольника АВС.

Итоговая контрольная работа№8

Вариант 1.

1.Реостат изготовлен из никелиновой проволоки длиной 5о м и площадью поперечного сечения 1мм. Напряжение на зажимах 45 В. Определите силу тока, проходящего через реостат.

2. Оловянный и латунный шары, взятые при температуре 20°С., опустили в горячую воду. Одинаковое ли количество теплоты получат шары от воды при нагревании?

3. Определите мощность тока в электрической плитке при напряжении 120 В, если сила тока в спирали 5 А?

Вариант 2.

  1. Определите сопротивление лампы, сила тока, в которой 0,5А при напряжении 120 В?

  2. Определите мощность тока в электрической лампе при напряжении 220 В, если сила тока в спирали 0,5А?

  3. Мощность электроплитки 600 Вт. Определите энергию, потребляемую электроплиткой за каждые 10 минут?


Лабораторная работа №1.

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

Цель работы: исследовать изменение со временем температуры остывающей воды, построить график изменения температуры с течением времени, сравнить количества теплоты отданное остывающей водой за одну из первых и одну из последних минут процесса остывания.

Приборы и материалы: сосуд с горячей водой с крышкой; термометр; мензурка, часы с секундной стрелкой или секундомер.

Ход работы.

  1. Определите цену деления и абсолютную погрешность термометра и секундомера (часов).

  2. Поместите термометр в воду через отверстие в крышке сосуда.

  3. Каждые 30с. снимайте его показания. Результаты измерений занесите в таблицу (таблицу составьте самостоятельно).

  4. По полученным данным постройте график изменения температуры с течением времени с учетом погрешностей прямых измерений температуры и времени.

  5. Сравните изменения температуры воды, произошедшие за одну из первых и одну из последних минут процесса остывания.

  6. Вылейте воду в мензурку и определите ее объем. Рассчитайте массу воды в сосуде.

  7. Рассчитайте и сравните количества теплоты, отданные водой за эти же промежутки времени.

  8. Ответьте на вопрос: В чашку налили очень горячий кофе. Что надо сделать, чтобы кофе остыл быстрее: налить в него молоко сразу или спустя некоторое время?

  9. Сделайте вывод из проделанной работы.

Примечание:

График желательно выполнить на миллиметровой бумаге размером с тетрадный лист, выбрав удобный масштаб. Вклеить этот график в тетрадь.


Лабораторная работа №2.

Сравнение количеств теплоты при смешении воды разной температуры.

Цель работы: определить количество теплоты, отданное горячей водой и

полученное холодной при теплообмене, и объяснить полученный результат.

Приборы и материалы: калориметр измерительный цилиндр (мензурка термометр

стакан с холодной водой чайник с горячей водой (один на всех)весы с разновесом.

Примечание: Калориметр – прибор, применяемый во многих опытах по

тепловым явлениям. Он подобен термосу.

Калориметр состоит из двух сосудов, разделенных воздушным промежутком.

Дно внутреннего сосуда отделено от внешнего подставкой. Такое устройство позволяет

уменьшать теплообмен содержимого внутреннего сосуда с внешней средой.

Ход работы.

1.С помощью мензурки отмерьте примерно 50см3 холодной воды, вылейте

ее во внутренний стакан калориметра.

2.Измерьте ее температуру.

3.Измерьте температуру горячей воды в чайнике и влейте горячую воду в

калориметр, смешав ее с холодной водой, не вынимая при этом термометра

из калориметра. Термометр держать в воде до тех пор, пока столбик жидкости в

нем перестанет подниматься.

4.Измерьте температуру смеси холодной и горячей воды именно в этот момент.

Важно не прозевать его!

5.Измерьте объем этой смеси мензуркой. Путем вычитания определите объем

влитой горячей воды.

6.Рассчитайте массу холодной и горячей воды.

7.Вылив смесь из калориметра и, насухо вытерев его, определите его массу

путем взвешивания на рычажных весах.

8.Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу:

Объем холодной воды V1, см3


Масса холодной воды m1, кг


Температура холодной воды t1С


Температура горячей воды t2С


Температура смеси С


Объем смеси V,см3


Объем горячей воды V2,см3


Масса горячей воды m2, кг


Масса внутр.стакана калориметра mал.,кг


9.Рассчитайте количество теплоты, отданное горячей водой при остывании

до температуры смеси, и количество теплоты, полученное холодной водой при

ее нагревании до этой же температуры. Результаты вычислений занесите в таблицу:

Количество теплоты, полученное холодной водой Q1, Дж


Количество теплоты, отданное горячей водой Q2, Дж


Разность (Q2Q1), Дж


Отношение Q1/Q2


9.Сравните количество теплоты, отданное горячей водой, с количеством

теплоты, полученным холодной водой, и сделайте вывод.

10.Рассчитайте количество теплоты Q3, полученное внутренним стаканом

калориметра, который изготовлен из алюминия. Сделайте вывод, сравнив Q3 с Q1 и Q2.

Примечания:

1.Удельные теплоемкости воды и алюминия определите по таблице в учебнике

«Физика-8».

2.Расчеты производите с учетом правил приближенных вычислений.

3.Произвести оценку погрешностей прямых и косвенных измерений.

4.В отчете выполнить рисунки приборов.


Лабораторная работа №3

Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела.

Цель: Экспериментально определить удельную теплоемкость твердого тела

Оборудование: калориметр, мензурка, термометр, весы, гири, металлические цилиндры на нитях, салфетка, сосуд с холодной водой, кипящая вода (один сосуд на весь класс).

Ход работы:

1.Налейте во внутренний стакан калориметра 100 – 150 мл воды комнатной температуры. Масса этой воды m1 будет соответственно равна 100 – 150 г.

m1 = ____________ г = _________________ кг

2.Измерьте температуру воды в калориметре t1 = _______ ºC.

3.Нагрейте цилиндр в сосуде с горячей водой. Измерьте её температуру (эта температура и будет начальной температурой цилиндра t2).

t2 = _______ ºC.

4.Измерьте температуру воды t в калориметре после опускания цилиндра.

t = _______ ºC.

5.С помощью весов определите массу m2 металлического цилиндра,

предварительно осушив его салфеткой.

m2 = ________ г = ______________ кг

6.Результаты измерений занесите в таблицу.

Масса воды в калориметре


m1, кг

Начальная температура воды


t1, ºC

Масса

цилиндра


m2, кг

Начальная температура цилиндра

t2, ºC

Общая температура воды и цилиндра

t, ºC







7.Рассчитайте количество теплоты Q1, которое получила вода при нагревании:

Q1 = с1 m1 (tt1)

8.Количество теплоты Q2 , отданное металлическим цилиндром при

охлаждении: Q2 = с2 m2 (t2t)

9.Так как Q1 = Q2 , то с1 m1 (tt1) = с2 m2 (t2t)

10.В полученном уравнении неизвестной величиной является удельная

теплоемкость с2. Вычислим удельную теплоемкость цилиндра.

С2 =

с1 m1 (tt1)

m2 (t2t)

11.Сравните полученное значение удельной теплоемкости цилиндра с таблицей и

определите, из какого материала сделан цилиндр.


Лабораторная работа №4.

Измерение относительной влажности воздуха.

Цель работы: Измерить относительную влажность воздуха



Приборы и материалы: Термометр. Стакан с водой. Психрометр. Таблица психрометрическая. Кусочек марли или тряпки.

Ход работы.

1.Познакомиться с принципом работы психрометра.

2.Измерить температуру воздуха в аудитории и температуру воды в стакане. Убедиться в их равенстве tсух.

3.Обернуть резервуар термометра кусочком увлажненной марли или ваты.

4.Подержать «влажный» термометр в воздухе до тех пор, пока не прекратится понижение температуры.

5.Снять показания термометра tвлажн.

6.Найти разность показаний сухого и влажного термометров Δt.

7.Пользуясь психрометрической таблицей, определить относительную влажность воздуха в аудитории φизм.

8.Сравнить результаты измерений с показаниями психрометра φточн.

9.Аналогичные измерения провести дома.

10.Результаты измерений и вычислений занести в таблицу 1.

11.Ответить на контрольные вопросы.

12.Заполнить таблицу 2.

Таблица 1.

Место измерения

tсух.

tвлажн.

Δt

φизмер.

φточн.

°С

°С

°С

%

%

1.

Аудитория






2.

Дом






3.

Улица






Контрольные вопросы.

1.Почему температура «влажного» термометра ниже, чем «сухого»?

2.От чего зависит разность температур, показываемых термометрами?

3.В каком случае температура «влажного» термометра будет равна температуре «сухого»?

Таблица 2.

tсух.

tвлажн.

Δt

φизмер.

°С

°С

°С

%

1.

18

15

?

?

2.

20

?

?

44

3.

?

?

6

56

4.

22

?

?

76

5.

28

26

?

?

6.

30

?

?

50


Лабораторная работа №5.

Сборка электрической цепи

и измерение силы тока на различных её участках.

Цель: научиться собирать простейшие электрические цепи, пользоваться амперметром, измерять силу тока и убедиться на опыте в том, что сила тока в различных последовательно соединённых участках цепи одинакова.

Оборудование: источник питания, низковольтная лампа на подставке, ключ, амперметр, соединительные провода.

Ход работы.

1.Рассмотрите шкалу амперметра. Определите:Предел измерения амперметра

Цену деления амперметра Погрешность измерения амперметра:

Запомните:

1) клемму амперметра со знаком + обязательно соединяют с проводником,

который идет от полюса со знаком + источника тока.

2) никогда не присоединяйте амперметр непосредственно к обеим клеммам источника тока без потребителя тока, последовательно соединенного с амперметром. Испортите амперметр!

  1. Соберите электрическую цепь по рисунку

  2. Запишите показания амперметра.





+

_










Рис 1

Нарисуйте схему соединения приборов в цепь

3.Включите амперметр так, как показано на рисунках 2 и 3. Зарисуйте схемы соединения цепи. Снимите показания амперметра в обоих случаях.










4.Запишите показания амперметра в таблицу:

опыта

Опыт 1

Опыт 2

Опыт 3

Показания амперметра

I , A




5. Сравните показания амперметра и сделайте вывод.



Лабораторная работа №6

Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

Цель: научиться измерять напряжение на участке цепи, состоящем из двух последовательно соединенных спиралей, и сравнить его с напряжением на концах каждой спирали.

Оборудование: источник питания, спирали — резисторы (2 шт.), низковольтная лампа на подставке, ключ, вольтметр, амперметр, соединительные провода.

Ход работы.

1. Рассмотрите шкалу вольтметра. Определите основные характеристики прибора:

А) предел измерения вольтметра ______________________________________

Б) цена деления шкалы вольтметра ______________________________________

В) погрешность измерения вольтметра ___________________________________

Запомните:

  1. Клемму вольтметра со знаком + обязательно соединяют с клеммой проводника,

которая идет от полюса со знаком + источника тока.

2) Никогда не ставьте вольтметр последовательно с источником тока

и другими элементами электрической цепи. Испортите амперметр!

2. Соберите цепь из источника питания, спиралей, лампы, амперметра и ключа,

соединив все приборы последовательно. Замкните цепь.

3. Измерьте напряжение U1 и U2 на концах каждой спирали.

U1 = ______________ В, U2 = _____________ В

4. Измерьте напряжение U на участке цепи АВ, состоящем из двух спиралей.

U = __________ В;

5. Вычислите сумму напряжений U1 + U2 на обеих спиралях и сравните её

с напряжением U. Сделайте вывод.

U1 + U2 = _____________________ В; U1 + U2 U

Вывод: При последовательном соединении проводников …


6. Начертите схему собранной вами цепи и покажите на ней, куда подключается

вольтметр при измерении напряжения на каждой спирали и на двух спиралях

вместе.

7. Измерьте напряжение на полюсах источника тока и на зажимах лампы. Сравните напряжения. Результаты измерений запищите в таблицу.


Источник тока

Лампа




Лабораторная работа № 7

Регулирование силы тока реостатом.

Цель: научиться пользоваться реостатом для изменения силы тока в цепи.

Оборудование: источник питания, ползунковый реостат, ключ, соединительные провода, амперметр

Ход работы.


1.Рассмотрите внимательно устройство реостата и установите, при каком положении ползунка сопротивление реостата наибольшее.

2.Составьте цепь, включив неё последовательно амперметр, реостат на полное сопротивление, источник питания и ключ. Начертите схему этой цепи.

3.Замкните цепь и отметьте показания амперметра.

4


.Уменьшайте сопротивление реостата, плавно и медленно передвигая его ползунок (но не до конца!). Наблюдайте за показаниями амперметра.

Внимание!!! Реостат нельзя полностью выводить, так как сопротивление его при этом становится равным 0, и если в цепи нет других приемников тока, то сила тока может оказаться очень большой и амперметр испортится.

5.После этого увеличивайте сопротивление реостата, передвигая ползунок в противоположную сторону. Наблюдайте за показаниями амперметра.

6.Результаты наблюдений занесите в таблицу. Сделайте вывод.

Положение ползунка реостата

Полное сопротив- ление реостата

Сопротив- ление реостата уменьша- ется

Среднее положение ползунка реостата

Сопротив- ление реостата минималь- ное

Сопротив- ление реостат увеличива- ется

Сила тока

I, A






Вывод:

Лабораторная работа №8.

Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника.

Цель работы: убедиться в том, что сила тока в проводнике прямо пропорциональна приложенному напряжению на его концах. Научиться измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра.

Приборы и материалы: источники постоянного тока ,исследуемый проводник (небольшая никелиновая спираль), амперметр, вольтметр, реостат, ключ, соединительные провода.

Ход работы.

1.Начертите схему электрической цепи, соединив последовательно источник питания, спираль, амперметр, реостат ,ключ. Вольтметр подключается параллельно спирали.

2.Соберите электрическую цепь по схеме.

3.При четырех положениях ползунка реостата (крайнее левое,1/3 от левого конца реостата, середина, крайнее правое) произвести измерения силы тока в цепи и напряжения на концах спирали.

4.Результаты измерений занесите в таблицу.

опыта

Сила тока I, А

Напряжение U, В

Сопротивление R, Ом

1




2




3




4




5.Используя закон Ома, вычислите сопротивление проводника по данным каждого отдельного измерения.

6. Результаты вычислений занесите в таблицу.

7.Сделайте вывод о том, как зависит сила тока от приложенного напряжения и зависит ли сопротивление проводника от приложенного напряжения к проводнику и силы тока в нем.

Лабораторная работа № 9

Измерение мощности и работы тока в электрической цепи.

Цель: научиться определять мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр и часы.

Оборудование: источник питания, лампа на подставке, амперметр, вольтметр, секундомер, ключ, соединительные провода.

Ход работы.

  1. Соберите цепь из источника питания, лампы, амперметра и ключа, соединив всё последовательно.



















  1. Заметьте время включения лампы. t1 = ________________________________

  2. Измерьте вольтметром напряжение на лампе. U = ________________________

  3. Измерьте амперметром силу тока в цепи. I = ___________________________

  4. Вычислите по формуле P = I· U мощность электрического тока в лампе.

Р

14

= ________________________________________________________________

Проверьте, совпадает ли полученное значение мощности с мощностью, обозначенной на лампе. Если значение не совпадает, объясните это расхождение.


Лабораторная работа №10

Сборка электромагнита и испытание его действия.

Цель: собрать электромагнит из готовых деталей и на опыте проверить, от чего зависит его магнитное действие.

Оборудование: источник питания, реостат, ключ, соединительные провода, компас (магнитная стрелка), дугообразный магнит, амперметр, линейка, детали для сборки электромагнита (катушка и сердечник).

Ход работы.

1.Составьте электрическую цепь из источника питания, катушки, реостата, амперметра и ключа, соединив их последовательно. Нарисуйте схему сборки цепи.

2.Замкните цепь и с помощью магнитной стрелки определите полюсы у катушки.

3.Измерьте расстояние от катушки до стрелки L1 и силу тока I1 в катушке.

4.Результаты измерений запишите в таблицу 1.

5.Отодвиньте магнитную стрелку вдоль оси катушки на такое расстояние L2 на котором действие магнитного поля катушки на магнитную стрелку незначительно. Измерьте это расстояние и силу тока I2 в катушке. Результаты измерений также запишите в таблицу 1.

Таблица 1

Катушка

без сердечника

L1, см

I1, А

L2, см

I2, А






6. Вставьте железный сердечник в катушку и пронаблюдайте действие

электромагнита на стрелку. Измерьте расстояние L3 от катушки до стрелки и силу тока I3 в катушке с сердечником. Результаты измерений запишите в таблицу 2.

7.Отодвиньте магнитную стрелку вдоль оси катушки с сердечником на такое расстояние L4, на котором действие магнитного поля катушки на магнитную стрелку незначительно. Измерьте это расстояние и силу тока I4 в катушке. Результаты измерений также запишите в таблицу 2.

Таблица 2

Катушка

с сердечником

L3, см

I3, А

L4, см

I4, А





8.Сравните результаты, полученные в п.3 и п.4. Сделайте вывод:

9.Изменяйте с помощью реостата силу тока в цепи и наблюдайте действие электромагнита на стрелку.

10.Сделайте вывод.

11.Соберите дугообразный магнит из готовых деталей. Катушки электромагнита соедините между собой последовательно так, чтобы на их свободных концах получились разноименные магнитные полюсы. Проверьте полюсы с помощью компаса, определите, где расположен северный, а где – южный полюс электромагнита. Зарисуйте магнитное поле полученного вами электромагнита





Лабораторная работа №11

Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

Цель: ознакомиться с основными деталями электрического двигателя постоянного тока на модели этого двигателя.

Оборудование: источник питания, ключ, соединительные провода, модель электродвигателя.

Ход работы.

1. Рассмотрите модель электродвигателя. Укажите на рисунке основные его части.


4

5

6














2.Подключите к модели электродвигателя источник питания и приведите двигатель во вращение. Если двигатель не работает, найдите причины и устраните их.

Измените направление тока в цепи. Наблюдайте за вращением подвижной части электродвигателя. Сделайте вывод.

Лабораторная работа №12.

Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

Цель работы: убедиться в том, что угол отражения света всегда равен углу падения.

Приборы и материалы: источник тока, лампочка, ключ, реостат, соединительные

провода, экран с узкой щелью, транспортир, плоское зеркало с держателем.

Ход работы.

1. Собрать электрическую цепь, последовательно соединив источник тока, лампочку, реостат, ключ.

2. Установите зеркало на листе тетради.

3. Проведите на листе линию вдоль отражающей поверхности.

4. С помощью экрана с щелью получите тонкий световой пучок.

5. Направьте световой пучок на зеркало.

6. На падающем и отраженном лучах поставьте по две точки.

7. Выключите лампочку и через точки проведите падающий и отраженный лучи.

8. В точке падения луча на зеркало восстановите перпендикуляр к его поверхности.

9. Измерьте углы падения и отражения.

10. Повторите опыт пять раз, изменяя направление падающего луча.

11. Все измеренные значения углов запишите в таблицу.

Угол отражения






Угол падения






12.Проанализируйте результаты и сделайте вывод.


Лабораторная работа №13.

Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

Цель работы: экспериментально подтвердить то, что отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для двух данных сред.

Приборы и материалы: стеклянная пластина с параллельными гранями, транспортир, линейка, источник света, лампочка, ключ, соединительные провода, экран с узкой щелью.

Ход работы.

1. Собрать электрическую цепь, соединив последовательно источник света, лампочку, ключ, реостат.

2. Обведите контур основания стеклянной пластинки карандашом. В дальнейшем при выполнении опыта следите за тем, чтобы пластинка не смещалась за пределы контура.

3. Направить световой пучок на пластинку. Поставить нападающем пучке две точки. На вышедшем из пластинки пучке поставить тоже две точки.

4.Убрать пластинку, провести падающий и преломленный лучи, восстановить

перпендикуляры к поверхности пластинки в точках падения луча на пластинку и выхода из нее.

5. Измерить транспортиром углы падения и преломления.

6. Изменяя угол падения луча, повторить опыт три раза.

7. Все измеренные и вычисленные величины записать в таблицу.

опыта

αо

βо

sin α

sin β

sin α/sin β

1






2






3






8. Сделать вывод.

Лабораторная работа №13

Определение показателя преломления стекла

Цель работы:

Определить показатель преломления стеклянной пластины, имеющей форму трапеции.

Приборы и материалы:

Стеклянная пластинка с плоскопараллельными гранями, имеющая форму трапеции, 4 швейные булавки, транспортир, угольник, карандаш, лист бумаги, подкладка из пенопласта.

Ход работы

  1. Положите лист бумаги на пенопластовую подкладку.

  2. На лист бумаги положите плоскопараллельную стеклянную пластинку и обведите ее контуры карандашом.

  3. Приподнимите пенопластовую подкладку и, не сдвигая пластину, воткните булавки 1 и 2 в лист бумаги. При этом надо смотреть на булавки сквозь стекло и втыкать булавку 2 так, чтобы за ней не была видна булавка 1.

  4. Перемещайте булавку 3 до тех пор, пока она не окажется на одной прямой с мнимыми изображениями булавок 1 и 2 в стеклянной пластине (см. рис.а).

  5. Проведите прямую через точки 1 и 2.Проведите прямую через точку 3, параллельную прямой 12 (рис.б).Соедините точки О1 и О2 (рис. в).

  6. Проведите перпендикуляр к границе раздела воздух-стекло в точке О1. Укажите угол падения α и угол преломления γ

  7. Проведите измерения угла падения α и угла преломления γ с помощью

транспортира. Данные измерений запишите.

  1. С помощью калькулятора или с помощью таблиц Брадиса найдите sin α и sin. Определите показатель преломления стекла nст.-воз. относительно воздуха, считая абсолютный показатель преломления воздуха nвоз.=1.

.












  1. Можно определить n ст.-воз. и другим способом, используя рис г). Для этого необходимо продолжить перпендикуляр к границе раздела воздух-стекло как можно дальше вниз и отметить на нем произвольную точку А. Затем пунктирными линиями продолжить падающий и преломленный лучи.

  2. Делайте вывод.




Лабораторная работа №14

«Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»



39

Барышенская Елена Николаевна, учитель физики


Свежие документы:  Урок физики для 4 класса «Почему летит ракета?»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: