Рабочая программа по физике для 11 класса на 2014-2015 учебный год


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Туголуковская средняя общеобразовательная школа





Рассмотрена и рекомендована

к утверждению методическим

Советом школы

Протокол № ___

от «__» __________20___ г.

Утверждена приказом

МБОУ Туголуковской СОШ

Приказ № ___

от «__» __________ 20___ г.










Рабочая программа учебного предмета

«ФИЗИКА»

для 11 класса

на 2014-2015 учебный год







Подготовила учитель физики

Русанова Юлия Александровна











с. Туголуково

2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • Формирование у учащихся знаний основ физики: экспериментальных фактов, понятий, законов, элементов физических теорий; подготовка к формированию у школьников целостных представлений о современной физической картине мира; формирование знаний о методах познания в физике – теоретическом и экспериментальном, о роли и месте теории и эксперимента в научном познании, о соотношении теории и эксперимента.

  • Формирование знаний о физических основах устройства и функционирования технических объектов; формирование экспериментальных умений; формирование научного мировоззрения: представлений о материи, её видах, о движении материи и её формах, о пространстве и времени, о роли опыта в процессе научного познания и истинного знания, о причинно-следственных отношениях; формирование представлений о роли физики в жизни общества: влияние развития физики на развитие техники, на возникновение и решение экологических проблем.

  • Развитие у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления, памяти, речи, воображения.

  • Формирование и развитие свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, комуникативности, критичности, рефлексии.


Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;

  • Примерная программа основного общего образования;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Российской Федерацией к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2013-2014 учебный год;

  • Приказ УО и науки Тамбовской области от 05.06.2009 г №1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных куров, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования»;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года №1089;

  • Авторская программа «Физика» авторов Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская, Д. А. Исаев/Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы. – М. «Просвещение», 2005;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельного подхода, системности.

При составлении рабочей программы, календарно — тематического и поурочного планирования по физике за основу взята программа, утверждённая Министерством образования Российской Федерации (10-11 классы, 140 часов), составленная в соответствии с учебником физики Н.С.Пурышева, Н. Е. Важеевская, Д. А. Исаев, В. М. Чаругин «Физика — 11″ ( авторы программы — Н.С.Пурышева, Н. Е. Важеевская, Д. А. Исаев, В. М. Чаругин)

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума физического образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике.

В соответствии с Базисным учебным планом в 11 классе на учебный предмет «Физика» отводится 68 часов (из расчета 2 часа в неделю)



Содержание рабочей программы


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМ ПРОГРАММЫ

( 68 часов, 2 ч в неделю)

1.ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (39 часов).

1.1 Постоянный электрический ток (12 часов)

  • Условия существования электрического тока. Носители электрического тока в в различных средах. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников. Применение законов постоянного тока.



Требования к уровню подготовки учащихся следующие:

На уровне запоминания

Называть:

— условные обозначения физических величин: электродвижущая сила (ЭДС) (E), сила тока (I), напряжение (U), сопротивление проводника (R), удельное сопротивление проводника (ρ), внутреннее сопротивление источника тока (r),температурный коэффициент сопротивления (α), электрохимический эквивалент вещества (k);

— единицы этих физических величин: В, А, Ом, Ом•м2-1, кг/Кл;

— понятия: сторонние силы, ЭДС, низкотемпературная и высокотемпературная плазма;

— методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория, выдвижение гипотез, моделирование.

Воспроизводить:

— исторические сведения о развитии учения о постоянном токе;

— определения понятий: электрический ток, сторонние силы, ЭДС, сила тока, напряжение, сопротивление проводника, удельное сопротивление проводника;

— формулы: электродвижущей силы, силы тока, закона Ома для участка цепи и для полной цепи, силы тока в электронной теории, зависимости сопротивления проводника от температуры, законов последовательного и параллельного соединения резисторов, закона Джоуля—Ленца, работы и мощности электрического тока, закона электролиза;

— условия существования электрического тока

Описывать:

— опыты: Гальвани, Вольта, Ома;

— опыты, доказывающие электронную природу проводимости металлов;

— применения электролиза;

— устройство: гальванического элемента и аккумулятора, электронно-лучевой трубки;

— опыты по получению газовых разрядов: искрового, дугового, тлеющего и коронного

На уровне понимания

Приводить примеры:

— явлений, подтверждающих природу проводимости: металлов, электролитов, вакуума, газов и полупроводников;

— применения: теплового действия электрического тока, электролиза, газовых разрядов, полупроводниковых приборов

Объяснять:

— создание и существование в цепи электрического тока;

— результаты опытов: Гальвани, Вольта, Ома, Мандельштама—Папалекси, Толмена—Стюарта;

— вольт-амперные характеристики: металлов, электролитов, вакуумного и полупроводникового диодов, газового разряда;

— зависимость от температуры сопротивления: металлов, электролитов, вакуумного и полупроводникового диодов, газового разряда;

— явление сверхпроводимости;

— принцип действия термометра сопротивления;

— принципы гальваностегии и гальванопластики;

— принцип работы: химических источников тока (гальванических элементов и аккумуляторов); электронно-лучевой трубки, газоразрядных ламп; терморезисторов, фоторезисторов и полупроводникового диода.


На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

— измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, сопротивление резистора с помощью омметра;

— строить вольт-амперные характеристики металлов, электролитов, вакуумного и полупроводникового диодов, газового разряда;

— обобщать на эмпирическом уровне результаты наблюдаемых экспериментов и строить индуктивные выводы;

— строить дедуктивные выводы, применяя полученные знания к решению качественных задач.

Применять:

— изученные зависимости к решению вычислительных, качественных и графических задач;

— метод эквивалентных схем к расчету характеристик электрических цепей;

— полученные знания к объяснению явлений, наблюдаемых в природе и в быту


На уровне применения в нестандартных ситуациях

Обобщать:

— полученные при изучении темы знания, представлять их в логике структуры частной физической теории



1.2 Взаимосвязь электрического и магнитного полей (8 часов).

  • Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Принцип действия электроизмерительных приборов.

  • Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. ЭДС индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.

  • Самоиндукция. Индуктивность. Вихревое электрическое поле. Взаимосвязь электрического и магнитного полей


Требования к уровню подготовки учащихся следующие:

На уровне запоминания

Называть:

—условные обозначения физических величин: вектор магнитной индукции (В), магнитная проницаемость среды (μ), магнитный поток (Ф), ЭДС индукции (Ei), ЭДС самоиндукции (Esi), индуктивность (L), энергия магнитного поля (Wм);

— единицы этих физических величин: Тл, Вб, В, Гн, Дж;

— понятия: магнитное поле, электромагнитная индукция, самоиндукция;

—методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория, выдвижение гипотез, моделирование.

Воспроизводить:

— исторические сведения о развитии учения о магнитном поле;

— определения понятий: магнитное поле, вектор магнитной индукции, линии магнитной индукции, магнитная проницаемость среды, магнитный поток, электромагнитная индукция, ЭДС индукции, самоиндукция, ЭДС самоиндукции, индуктивность, вихревое электрическое поле;

— правила: буравчика, левой руки. Ленца

— формулы: модуля вектора магнитной индукции, силы Ампера, силы Лоренца, магнитного потока, ЭДС индукции, ЭДС самоиндукции, индуктивности, энергии магнитного поля.

Описывать:

— фундаментальные опыты: Эрстеда, Ампера, Фарадея;

— опыты по наблюдению явления электромагнитной индукции;

— устройство: масс-спектрографа, МГД-генератора, электроизмерительных приборов

На уровне понимания

Приводить примеры:

— явлений: магнитного взаимодействия, действия магнитного поля на движущиеся заряды, электромагнитной индукции

Объяснять:

— вихревой характер магнитного поля, его отличие от электростатического поля;

— взаимосвязь электрического и магнитного полей;

— принцип действия: масс-спектрографа, МГД-генератора, электроизмерительных приборов.

Выводить:

— формулы: силы Лоренца из закона Ампера, ЭДС самоиндукции

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

— определять направление: вектора магнитной индукции, силы Ампера, силы Лоренца, индукционного тока;

— обобщать на эмпирическом уровне результаты наблюдаемых экспериментов и строить индуктивные выводы;

— строить дедуктивные выводы, применяя полученные знания к решению качественных задач.

Применять:

— изученные зависимости к решению вычислительных, качественных и графических задач;

— полученные знания к объяснению явлений, наблюдаемых в природе и в быту.


1.3 Электромагнитные колебания и волны (7 часов)

  • Свободные механические колебания. Гармонические колебания. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Период электромагнитных колебаний. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока.

  • Электромагнитное поле. Излучение и прием электромагнитных волн. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн


Требования к уровню подготовки учащихся следующие:

На уровне запоминания

Называть:

— условные обозначения физических величин: циклическая частота (ω), частота (ν), фаза (φ), длина волны (λ);

— единицы этих физических величин: рад/с, Гц, м;

— понятия: свободные колебания, гармонические колебания, колебательная система, вынужденные колебания, резонанс, электромагнитные волны;

—методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория, выдвижение гипотез, моделирование.

Воспроизводить:

— определения понятий: свободные колебания, гармонические колебания, колебательная система, вынужденные колебания, резонанс;

— формулы: зависимости от времени координаты, скорости, ускорения при механических колебаниях и заряда, силы тока, напряжения при электромагнитных колебаниях; периода колебаний математического и пружинного маятника; периода электромагнитных колебаний, длины волны.

Описывать:

— превращения энергии в колебательном контуре;

— устройство: генератора переменного тока, трансформатора;

— опыты Герца по излучению и приему электромагнитных волн.

На уровне понимания

Приводить примеры:

— электромагнитных колебательных процессов и характеристик, их описывающих;

— применения технических устройств для получения, преобразования и передачи электрической энергии, использования переменного электрического тока.

Объяснять:

— процесс электромагнитных колебаний в колебательном контуре;

— зависимость периода и частоты колебаний от параметров колебательного контура;

— принцип действия: генератора переменного тока, трансформатора;

— физические основы: радиопередающих устройств и радиоприемников, радиолокации.

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

— обобщать на эмпирическом уровне результаты наблюдаемых экспериментов и строить индуктивные выводы;

— строить дедуктивные выводы, применяя полученные знания к решению качественных задач.

Применять:

— изученные зависимости к решению вычислительных, качественных и графических задач;

— полученные знания к объяснению явлений, наблюдаемых в природе и в быту.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Обобщать:

— полученные при изучении темы знания, представлять их в структурированном виде.


1.4. Оптика (7 часов)

  • Понятия и законы геометрической оптики. Электромагнитная природа света. Законы распространения света. Ход лучей в зеркалах, призмах и линзах. Формула тонкой линзы. Оптические приборы. Волновые свойства света: дисперсия, интерференция и дифракция. Поляризация света. Скорость света и ее экспериментальное определение. Электромагнитные волны и их практическое применение.


Требования к уровню подготовки учащихся следующие:

На уровне запоминания

Называть:

— условные обозначения физических величин: относительный и абсолютные показатели преломления (n), предельный угол полного внутреннего отражения (α0), увеличение линзы (Г), фокусное расстояние линзы (F), оптическая сила линзы (D);

— единицы этих физических величин: рад, м, дптр;

— понятия: полное внутреннее отражение, мнимое изображение, действительное изображение, главная оптическая ось линзы, главный фокус линзы;

— методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория, выдвижение гипотез, моделирование.

Воспроизводить:

— исторические сведения о развитии учения о свете;

— определения понятий: полное внутреннее отражение, мнимое изображение, главная оптическая ось линзы;

— формулы: предельного угла полного внутреннего отражения, увеличения линзы, оптической силы линзы, условий интерференционных максимумов и минимумов.


Описывать:

— ход лучей: в зеркале, в призме, в линзе;

— устройство оптических приборов: проекционного аппарата, фотоаппарата, микроскопа, телескопа;

— опыты: по измерению скорости света; по наблюдению интерференции, дифракции, дисперсии, поляризации.

На уровне понимания

Приводить примеры:

— интерференции и дифракции в природе и технике;

— применения оптических приборов.

Объяснять:

— явления интерференции и дифракции световых волн

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

— обобщать на эмпирическом уровне результаты наблюдаемых экспериментов и строить индуктивные выводы;

— строить дедуктивные выводы, применяя полученные знания к решению качественных задач.

Применять:

— изученные зависимости к решению вычислительных, качественных и графических задач;

— полученные знания к объяснению явлений, наблюдаемых в природе и в быту.


На уровне применения в нестандартных ситуациях

Обобщать:

— полученные при изучении темы знания, представлять их в структурированном виде.


1.5 Основы специальной теории относительности (5 часов)

  • Электродинамика и принцип относительности. Постулаты специальной теории относительности. Релятивистский импульс. Взаимосвязь массы и энергии.


Требования к уровню подготовки учащихся следующие:

На уровне запоминания

Называть:

— понятие: релятивистский импульс;

— границы применимости классической механики;

— методы изучения физических явлений: эксперимент, выдвижение гипотез, моделирование.

Воспроизводить:

— постулаты Эйнштейна;

— формулы: относительности длины, относительности времени, релятивистского импульса, уравнения движения в СТО, взаимосвязи массы и энергии.

На уровне понимания

Приводить примеры:

— экспериментальных подтверждений выводов теории относительности.

Объяснять:

— относительность: одновременности, длин отрезков и промежутков времени;

— экспериментальное подтверждение эффекта замедления времени;

— зависимость релятивистского импульса от скорости движения тела;

— взаимосвязь массы и энергии;

— проявление принципа соответствия на примере классической и релятивистской механики.

Доказывать:

— скорость света — предельная скорость движения.

Выводить:

— формулу полной энергии движущегося тела.

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

— строить дедуктивные выводы, применяя полученные знания к решению качественных задач



Применять:

— изученные зависимости к решению вычислительных и качественных задач

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Обобщать:

— полученные при изучении темы знания, представлять их в структурированном виде, выделяя основные структурные компоненты специальной теории относительности.



2. ЭЛЕМЕНТЫ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ (18 ЧАСОВ)

2.1 Фотоэффект (4 часа)


  • Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Законы фотоэффекта. Фотон. Фотоэлементы. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Давление света. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.


Требования к уровню подготовки учащихся следующие:

На уровне запоминания

Называть:

— понятия: фотоэффект, квант, фотон, корпускулярно-волновой дуализм;

— физические величины и их условные обозначения: ток насыщения (IH), задерживающее напряжение (Uз), работа выхода (Авых), постоянная Планка (h), красная граница фотоэффекта (νmin);

— единицы этих физических величин: А, В, Дж, Дж•с, Гц;

— физическое устройство: фотоэлемент

Воспроизводить:

— определения понятий: фотоэффект, ток насыщения, задерживающее напряжение, работа выхода, красная граница фотоэффекта, фотон;

— законы фотоэффекта;

— уравнение Эйнштейна для фотоэффекта;

— формулы: энергии и импульса фотона

Описывать:

— опыты по вырыванию электронов из вещества под действием света;

— принцип действия установки, при помощи которой А. Г. Столетов изучал явление фотоэффекта;

— принцип действия вакуумного фотоэлемента.

На уровне понимания

Объяснять:

—явление фотоэффекта;

— причину возникновения тока насыщения и задерживающего напряжения при фотоэффекте;

— смысл уравнения Эйнштейна как закона сохранения энергии для процессов, происходящих при фотоэффекте;

— законы фотоэффекта с позиций квантовой теории;

— реальность существования в природе фотонов;

— принципиальное отличие фотона от других материальных частиц;

— смысл гипотезы: Планка о квантовом характере излучения; Эйнштейна об испускании, распространении и поглощении света отдельными квантами.

Обосновывать:

— невозможность объяснения второго и третьего законов фотоэффекта с позиций волновой теории света;

— эмпирический характер законов фотоэффекта и теоретический характер уравнения Эйнштейна для фотоэффекта;

— идею корпускулярно-волнового дуализма света и частиц вещества;

— роль опытов Лебедева и Вавилова как экспериментальное подтверждение теории фотоэффекта

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

— анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

— определять неизвестные величины, используя уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

Применять:

— формулы для расчета энергии и импульса фотона;

— полученные знания к анализу и объяснению явлений, наблюдаемых в природе и технике.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Обобщать полученные знания на основе структуры физической теории:

— объяснять роль явления фотоэффекта как научного факта, явившегося основой для создания теории фотоэффекта;

— обосновывать роль гипотез Планка и Эйнштейна в создании квантовой физики;

— раскрывать теоретические следствия, доказывающие правомерность высказанных гипотез;

— показывать значение экспериментов Лебедева и Вавилова как подтверждение истинности предложенных гипотез.

Оценивать:

— результаты, полученные при решении задач и проблем, в которых используются уравнение Эйнштейна и законы фотоэффекта

Применять:

— полученные знания для объяснения неизвестных ранее явлений и процессов.


2.2 Строение атома (5 часов)

  • Опыты Резерфорда. Строение атома. Квантовые постулаты Бора. Спектры испускания и поглощения. Лазеры.

Требования к уровню подготовки учащихся следующие:

На уровне запоминания

Называть:

— понятия: модель атома Томсона, планетарная модель Резерфорда, модель Резерфорда—Бора; спектры испускания и поглощения, спектральные закономерности, вынужденное (индуцированное) излучение;

— физический прибор: лазер;

— метод исследования: спектральный анализ.

Воспроизводить:

— постулаты Бора;

— формулу для определения частоты электромагнитного излучения при переходе электрона из одного стационарного состояния в другое.

Описывать:

— опыт Резерфорда по рассеянию α-частиц;

— опыт Франка и Герца.

На уровне понимания

Объяснять:

— модели атома Томсона и Резерфорда;

— противоречия планетарной модели;

— смысл постулатов Бора и модели Резерфорда—Бора;

— механизм возникновения линейчатых спектров излучения и поглощения;

— схему установки опыта Франка и Герца и получаемую с ее помощью вольт-амперную зависимость;

— квантовый характер излучения при переходе электрона с одной орбиты на другую

— механизм поглощения и излучения атомов;

— условия создания вынужденного излучения.

Обосновывать:

— фундаментальный характер опыта Резерфорда;

— роль опытов Франка и Герца как экспериментальное доказательство модели Резерфорда—Бора и подтверждение дискретного характера изменения внутренней энергии атома;

— эмпирический характер спектральных закономерностей.

Приводить примеры:

— практического применения лазеров.

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

— сравнивать и анализировать модели строения атома;

— определять неизвестные величины, используя формулу взаимосвязи энергии излученного или поглощенного кванта и разности энергий атома в различных стационарных состояниях.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Обобщать:

— полученные знания, используя либо логику процесса научного познания, либо структуру физической теории.

Уметь оценивать результаты, полученные при решении задач и проблем:

— при расчете энергии излученного или поглощенного фотона;

— при расчете частоты электромагнитного излучения (длины волны) атома при переходе электрона из одного стационарного состояния в другое.

2.3 Атомное ядро (9 часов)

  • Радиоактивность. Состав атомного ядра. Протонно-нейтронная модель ядра. Ядерные силы. Энергия связи ядер. Радиоактивные превращения. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Дефект массы. Энергетический выход ядерных реакций. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор. Ядерная энергетика. Энергия синтеза атомных ядер. Биологическое действие радиоактивных излучений. Доза излучения. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Требования к уровню подготовки учащихся следующие:

На уровне запоминания

Называть:

— понятия: радиоактивность, естественная и искусственная радиоактивность, α-, β-, γ-излучения, протон, нейтрон, нуклон, зарядовое число, массовое число, изотоп, ядерные силы, энергия связи ядра, дефект массы, радиоактивный распад, период полураспада, ядерные реакции, цепная ядерная реакция, критическая масса урана, поглощенная доза излучения, элементарные частицы, фундаментальные взаимодействия, античастицы;

— физическую величину и ее условное обозначение: поглощенная доза излучения (D);

— единицу этой физической величины: Гр;

— модели: протонно-нейтронная модель ядра, капельная модель ядра;

— физические приборы и устройства: камера Вильсона, ускоритель, ядерный реактор, атомная электростанция.

Воспроизводить:

— определения понятий: радиоактивность, зарядовое и массовое числа, изотоп, ядерные силы, энергия связи ядра, дефект массы, радиоактивный распад, период полураспада, элементарные частицы;

— закон радиоактивного распада;

— формулы: дефекта массы, энергии связи ядра.

Описывать:

— опыты: открытие радиоактивности, определение состава радиоактивного излучения Резерфордом, открытие протона, открытие нейтрона;

— процесс деления ядра урана;

— схему ядерного реактора.

На уровне понимания

Объяснять:

— физические явления: радиоактивность, радиоактивный распад;

— природу α-, β- и γ-излучений;

— характер ядерных сил;

— короткодействующий характер ядерных сил по сравнению с электромагнитными и гравитационными силами;

— причину возникновения дефекта массы;

—различие между α- и β-распадом;

— статистический, вероятностный характер радиоактивного распада;

— цепную ядерную реакцию;

— устройство и принцип действия ядерного реактора.

Обосновывать:

— соответствие ядерных реакций законам сохранения электрического заряда и массового числа;

— зависимость удельной энергии связи нуклона в ядре от массового числа;

— причину поглощения или выделения энергии при ядерных реакциях;

— смысл принципа причинности в микромире;

— факт существования в микромире античастиц.

Приводить примеры:

— возможности использования радиоактивного метода;

— достоинств и недостатков ядерной энергетики;

— биологического действия радиоактивных излучений;

— экологических проблем ядерной физики

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

— анализировать описываемые опыты и явления ядерной физики и объяснять причины их возникновения или следствия;

— определять неизвестные величины, используя законы: взаимосвязи массы и энергии, радиоактивного распада.

Применять:

— формулы для расчета: дефекта массы, энергии связи ядра;

— знания, полученные при изучении темы, к анализу и объяснению явлений природы и техники.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Уметь:

— обобщать полученные знания на основе структуры физической теории;

— оценивать результаты, полученные при решении задач и проблем.

Применять:

— полученные знания для объяснения неизвестных ранее явлений и процессов


3. АСТРОФИЗИКА (Элементы астрофизики) (8 часов)

  • Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Внутреннее строение Солнца. Галактика. Типы галактик. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Вселенная. Применимость законов физикидля объяснения природы, небесных объектов. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной и применимость физических законов.

Требования к уровню подготовки учащихся следующие:

На уровне запоминания

Называть:

— физические величины и их условные обозначения: расстояние до небесных тел (r), солнечная постоянная (E), Светимость (L)

— единицы измерения расстояний: астрономическая единица, парсек, метр, световой год;

— планеты Солнечной системы;

— состав солнечной атмосферы;

— группы звезд: главной последовательности, красные гиганты, белые карлики, нейтронные звезды, черная дыра;

— типы галактик;

— спектральные классы звезд;

— квазары, активные галактики;

— источник энергии Солнца и звезд.

Воспроизводить:

— порядок расположения планет в Солнечной системе;

— определение понятий: световой год, парсек, освещенность, солнечная постоянная;

— явление разбегания галактик;

—закон Хаббла.

Описывать:

— явления метеора и метеорита;

— грануляцию и пятна на поверхности Солнца;

— основные типы звезд;

— типы галактик.

На уровне понимания

Приводить примеры:

— небесных тел, входящих в состав: Вселенной, Солнечной системы;

— явлений, наблюдаемых на поверхности Солнца;

— взаимосвязи основных характеристик звезд;

— различных типов галактик.

Объяснять:

— происхождение метеоров;

— темный цвет солнечных пятен;

— высокую температуру в недрах Солнца.

Оценивать:

— температуру звезд по их цвету;

— светимость звезды по освещенности, которую она создает на Земле, и расстоянию до нее;

— массу Галактики по скорости движения Солнца вокруг ее центра.

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

— описывать: основные типы небесных тел и явлений во Вселенной, основные объекты Солнечной системы, Млечного Пути и галактики; диаграмму «спектральный класс — светимость», основные этапы эволюции Солнца;

— обосновывать модель «горячей Вселенной».

Применять:

— уравнения термоядерных реакций для объяснения условий в центре Солнца и звезд;

— закон Хаббла для определения расстояний до галактик по их скорости удаления.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Обобщать:

— знания: о физических различиях планет, звезд и галактик, о проявлении фундаментальных взаимодействий в различных масштабах Вселенной, о месте человека во Вселенной, о роли астрономии в современной естественнонаучной картине мира.

Сравнивать:

— размеры небесных тел;

— температуры звезд разного цвета;

— этапы эволюции звезд разной массы.

Применять:

— полученные знания для объяснения неизвестных ранее небесных явлений и процессов.





ПОВТОРЕНИЕ МАТЕРИАЛА (3 ЧАСА).









Учебно-тематический план


ИЗУЧЕНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ ПО ЧЕТВЕРТЯМ

( 2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 68 ЧАСОВ)



Четверть

Примерные сроки

Тема программы

Количество часов по программе

Количество лабораторных работ

Количество контрольных работ

I

СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ

Постоянный электрический ток

Взаимосвязь электрического и магнитного полей




II

НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ

Взаимосвязь электрического и магнитного полей

Электромагнитные колебания и волны

Оптика




III

ЯНВАРЬ-МАРТ

Оптика

Основы СТО

Фотоэффект

Строение атома

Атомное ядро




IV

АПРЕЛЬ-МАЙ

Атомное ядро

Астрофизика

Повторение




Итого

с 01. 09 по 31. 05











Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать


  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная.

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научнопопулярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды, рационального природопользования и защиты окружающей среды.







Литература и средства обучения



  • Учебник: Физика 11.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Н.С.Пурышева, Н. Е. Важеевская, Д. А. Исаев, В. М. Чаругин.-3-е изд., доп.-М.: Дрофа, 2012

  • Физика. 11 класс: Тематическое и поурочное планирование/ Н.С.Пурышева, Н. Е. Важеевская, Д. А. Исаев, В. М. Чаругин -М.: Дрофа, 2002

  • Физика. 11 класс: Рабочая тетрадь/ Н. Н.С.Пурышева, Н. Е. Важеевская, Д. А. Исаев, В. М. Чаругин.-3-е изд., испр.-М.: Дрофа, 2007 г.

  • Физика. Контрольные и проверочные работы. 11 класс (авторы Н.С.Пурышева, Н. Е. Важеевская, Д. А. Исаев, В. М. Чаругин).

  • Мультимедийное приложение к учебнику

  • Сборник задач по физике. Рымкевич. – М.: Просвещение, 2002


Список наглядных пособий


Таблицы общего назначения


1. Международная система единиц (СИ).

2. Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.

3. Физические постоянные.

4. Шкала электромагнитных волн.

5. Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.

6. Меры безопасности при постановке и проведении лабораторных работ по электричеству.

7. Порядок решения количественных задач.


Тематические таблицы


1. Глаз как оптическая система.

2. Оптические приборы.

3. Броуновское движение. Диффузия.

4. Поверхностное натяжение, капиллярность.

5. Строение атмосферы Земли.

6. Атмосферное давление.

7. Барометр-анероид.

8. Виды деформаций I.

9. Виды деформаций II.

10. Измерение температуры.

11. Внутренняя энергия.

12. Теплоизоляционные материалы.

13. Плавление, испарение, кипение.

14. Манометр.

15. Двигатель внутреннего сгорания.

16. Двигатель постоянного тока.

17. Траектория движения.

18. Относительность движения.

19. Второй закон Ньютона.

20. Реактивное движение.

21. Космический корабль «Восток».

22. Работа силы.

23. Механические волны.

24. Приборы магнитоэлектрической системы.

25. Схема гидроэлектростанции.

26. Трансформатор.

27. Передача и распределение электроэнергии.

28. Динамик. Микрофон.

29. Шкала электромагнитных волн.

30. Модели строения атома.

31. Схема опыта Резерфорда.

32. Цепная ядерная реакция.

33. Ядерный реактор.

34. Звезды.

35. Солнечная система.

36. Затмения.

37. Земля — планета Солнечной системы. Строение Солнца.

38. Луна.

39. Планеты земной группы.

40. Планеты-гиганты.

41. Малые тела Солнечной системы.


Комплект портретов для кабинета физики (папка с 20-ю портретами)


Электронные учебные издания


1. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7—11 классы (под редакцией Н. К. Ханнанова).

2. Лабораторные работы по физике. 11 класс (виртуальная физическая лаборатория).







Календарно-тематическое планирование


№ урока

Дата урока

Тема урока

Лабораторная работа

Контрольная работа

1


Исторические предпосылки учения о постоянном электрическом токе. Условия существования электрического тока



2


Электрический ток в металлах



3


Проводимость различных сред



4


Закон Ома для полной цепи



5



Л/р «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»


6


Решение задач



7


Применение законов постоянного тока.

Л/р «Измерение электрического сопротивления с помощью омметра»


8


Применение электропроводности жидкости



9


Применение вакуумных приборов. Применение газовых разрядов



10


Применение полупроводников



11


Решение задач



12




К/р по теме «Постоянный электрический ток»

13


Магнитное поле тока. Вектор магнитной индукции



14


Действие магнитного поля на проводник с током



15


Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд



16


Решение задач



17


Явление электромагнитной индукции



18


Самоиндукция



19


Решение задач



20




К/р по теме «Взаимосвязь электрического и магнитного полей»

21


Свободные механические колебания. Гармонические колебания



22


Свободные электромагнитные колебания



23


Решение задач



24


Переменный электрический ток



25


Генератор переменного тока. Трансформатор



26


Электромагнитное поле. Электромагнитные волны



27


Развитие средств связи



28


История развития учения о световых явлениях. Измерение скорости света



29


Понятия и законы геометрической оптики. Ход лучей в зеркалах, призмах и линзах. Оптические приборы



30



Л/р «Измерение показателя преломления стекла»


31


Решение задач



32


Волновые свойства: интерференция, дифракция, дисперсия, поляризация



33


Электромагнитные волны разных диапазонов. Решение задач



34




К/р по теме «Электромагнитные колебания и волны. Оптика»

35


Постулаты специальной теории относительности



36


Проблемы одновременности. Относительность длины отрезков и промежутков времени



37


Элементы релятивисткой динамики



38


Взаимосвязь массы и энергии



39


Решение задач. Обобщение знаний



40


Фотоэффект. Законы фотоэффекта



41


Фотон. Уравнение фотоэффекта



42


Решение задач. Фотоэлементы



43


Фотоны и электромагнитные волны. Обобщение материала



44


Планетарная модель атома



45


Противоречия планетарной модели атома. Постулаты Бора



46


Испускание и поглощение света атомами. спектры



47




Лазеры

Л/р «Наблюдение линейчатых спектров»


48


Обобщение знаний


Кратковременная к/р по теме «Строение атома»

49


Строение атомного ядра



50


Энергия связи ядер



51


Закон радиоактивного распада



52


Ядерные реакции. Решение задач



53


Ядерные реакции. Энергия деления ядер урана



54


Энергия синтеза атомных ядер*. Биологическое действие радиоактивных излучений



55


Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия



56


Обобщение материала по теме «Атомное ядро»



57




К/р по теме «Элементы квантовой физики»

58


Солнечная система



59


Внутреннее строение Солнца



60


Звезды



61


Млечный Путь – наша Галактика



62


Галактики



63


Вселенная



64


Применимость законов физики для объяснения природы небесных тел



65




К/р по теме «Элементы астрофизики»

66


Повторение


Итоговое контрольное тестирование за курс средней школы

67


Повторение


68


Повторение




Свежие документы:  Некоторые особенности уроков физики в школе для подростков с девиантным поведением

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: