Рабочая программа по физике в 10 классе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сатламышевская средняя общеобразовательная школа»

Апастовского муниципального района Республики Татарстан

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

Руководитель ШМО ___________ /Салахова Г.Ф./

Протокол № ___ от___ ______ 2013г

«Согласовано»

Зам. директора по УВР МБОУ-«Сатламышевская средняя общеобразовательная школа” Апастовского муниципального района РТ

___________/Гимадиева Р.А./

подпись

«_____»__________2013г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ « Сатламышевская СОШ» Апастовского муниципального района РТ

______________/ Ахметзянова Г.А/


Приказ №____ (о/д) от___ ________ 2013г








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Сабирзянова Ильфата Рифатовича

по предмету «Физика»

(10 класс, 70 часов)








Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от « 31 » августа 2013 г


2013-2014 учебный год




Содержание





  1. Пояснительная записка_______________________________________3


  1. Требования к уровню подготовки_______________________________5


  1. Календарно-тематическое планировани_________________________7


  1. Тематическое планирование ______________________________9


  1. Содержание курса__________________________________________13


  1. Формы контроля___________________________________________ 16


  1. Список литературы_________________________________________ 17














  1. Пояснительная записка


Данная рабочая программа по физики, 10 класс составлена на основании следующего документа:

-Учебного плана МБОУ «Сатламышевская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района Республики Татарстан на 2013-2014 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1 от 31 августа 2013 года).

Физика – наука о наиболее общих законах природы. Именно поэтому , как учебный предмет, она вносит огромный вклад в систему знаний об окружающем мире, раскрывая роль науки в развитии общества , одновременно формируя научное мировоззрение.

Изучение физики в общеобразовательных школах направлено на достижение следующих целей :

  • формирование системы физических знаний и умений в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего полного общего образования и на этой основе представлений о физической картине мира;

  • развитие мышления и творческих способностей учащихся, стремления к самостоятельному приобретению новых знаний в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

  • развитие научного мировоззрения учащихся на основе усвоения метода физической науки и понимания роли физики в современном естествознании, а также овладение умениями проводить наблюдения и опыты, обобщать их результаты;

  • развитие познавательных интересов учащихся и помощь в осознании профессиональных намерений ;

  • знакомство с основными законами физики и применением этих законов в технике и в повседневной жизни;


При составлении программы были использованы:

  • планирование В.Ф.Шилов Физика. 10-11 класс. Тематическое поурочное планирование. — М.: Просвещение, 2009

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования;

  • региональный базисный учебный план основного общего образования по физике;

Планирование составлено из расчёта 2 часа в неделю (70 ч в год) что соответствует региональному базисному учебному плану, но изменено количество часов на изучение некоторых тем в соответствии с опорой на многолетний опыт преподавания физики в старших классах. Выделены часы на решение задач, не предусмотренные вышеуказанным планированием, но так необходимые для процесса формирования умений применять полученные теоретические знания на практике











2.Требования к уровню подготовки

В результате изучения курса физики ученик должен:

Знать/понимать:


  • Смысл понятий: физическое явление, физический закон, гипотеза, теория, вещество, поле, взаимодействие, звезда, Вселенная


  • Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты


  • Смысл физических законов: Ньютона, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики.


  • Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физической науки



Уметь:


  • Описывать и объяснять физические явления: движение небесных тел и искусственных спутников Земли, свойства газов, жидкостей и твердых тел, электрические явления


  • Отличать гипотезы от научных теорий


  • Делать выводы на основе экспериментальных данных


  • Приводить примеры, показывающие, что наблюдение и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять не только известные явления природы и научные факты, но и предсказывать еще неизвестные явления


  • Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернет, научно-популярных статьях


  • Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни






Календарно — тематическое планирование учебного материала по физике в 10 классе

по учебнику Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский «ФИЗИКА 10 класс» на 2013-2014 учебный год

( 2 часа в неделю, всего 70 часов)




№ урока

пп / в теме

Тема урока


Дата

по плану


Дата

фактически


Домашнее задание

примечание




1.1

Механика (27 часов)

Кинематика


Механика Ньютона и границы ее применимости. Движение точки и тела. Положение точки в пространстве.


3.09





§1-4,вопросы


2.2

Векторные величины. Проекции вектора на оси. Перемещение.


4.09


§5-7,вопросы


3.3

Уравнение прямолинейного равномерного движения


10.09


§8,вопросы


4.4

Мгновенная скорость. Сложение скоростей. Ускорение. Движение с постоянным ускорением

11.09


§9-13,упр.2(2,3)


5.5

Уравнение движения с постоянным ускорением.


17.09


§14,упр3 (2-3)


6.6

Свободное падение тел.


18.09


§15,16,упр.4(3,4)


7.7

Равномерное движение точки по окружности. Угловая и линейная скорости

24.09


§17-19 вопросы

упр.5


8.8

Решение задач.


25.09




9.9

Контрольная работа №1 по теме « Основы кинематики»


1.10






10.10

Динамика


Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Сила. Второй закон Ньютона. Единицы массы и силы.


2.10




§20-25,вопросы,

упр.6 (4,7)


11.11

Третий закон Ньютона. Принцип относительности в механике. Решение задач.


8.10


§26-29,упр.6(9,10)


12.12

Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость.


9.10


§30-33,вопр.


13.13

Решение задач.


15.10




14.14

Силы упругости. Закон Гука.


16.10


§34,35,вопр.упр.7(1-2)


15.15

Силы трения.


22.10


§36-38,упр.7 (3-4)


16.16

Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил тяжести и упругости»

23.10




17.17

Решение задач. Повторение.



29.10





18.18

Законы сохранения.

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.


30.10



§39-43,упр.8(6,7)


19.19

Решение задач


12.11




20.20

Работа силы. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия и ее изменение

13.11


§43-46,вопр.упр.9 (3)


21.21

Работа силы тяжести. Работа силы упругости. Потенциальная энергия.


19.11


§47-49,упр.9(4,8)


22.22

Закон сохранения энергии в механике.


20.11


§50-51,краткие итоги 6 гл.


23.23

Решение задач


26.11




24.24

Лабораторная работа №2 «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости»


27.11




25.25

Условие равновесия твердого тела. Момент силы.


3.12


§52-54,стр.146-148,упр.10 (5,8)


26.26

Решение задач.


4.12


упр.10 (6,7)


27.27

Контрольная работа №2 по теме «Основы динамики. Законы сохранения в механике»


10.12






28.1

Молекулярная физика (18 часов)

Тепловые явления

Основные положения МКТ. Размеры и масса молекул. Количество вещества.


11.12




§55-57,формулы знать


29.2

Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел.


17.12


§58-60.вопросы


30.3

Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ газа.

18.12


§61-63,упр.11(7,8)


31.4

Температура и тепловое равновесие. Температура — мера средней кинетической энергии движения молекул

24.12


§64-66, вопр.,упр.12

(2,5)


32.5

Измерение скоростей молекул газа.


14.01


§67,упр.12 (6)

краткие итоги


33.6

Уравнение состояния идеального газа


15.01


§68.формулы


34.7

Газовые законы.


21.01


§69,стр.194-195, упр.13 (1,3,5)


35.8

Решение задач


22.01


упр.13 (9-12)


36.9

Лабораторная работа №3 «Изучение закона Гей-Люссака»


28.01


краткие итоги 10 главы


37.10

Насыщенный пар и его свойства. Кипение


29.01


§70-71,вопросы


38.11

Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела.


4.02


§72,-74
упр.14 (5,6)


39.12

Решение задач.


5.02


упр.14(3,4), кратк. итоги 11,12 глав




40.13

Основы термодинамики


Внутренняя энергия.


11.02




§75-77,формулы


41.14

Первый закон термодинамики


12.02


§78,79,упр.15 (3-4)


42.15

Необратимость процессов в природе.


18.02


§80-81,упр.15 (13-15)


43.16.

Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей.


19.02


§82, упр.15 (10-11)


44.17

Решение задач. Повторение.


25.02


краткие итоги 13 главы,упр.15 (16,7)


45.18

Контрольная работа №3 по теме «Молекулярная физика. Основы термодинамики»



26.02







46.1


Основы электродинамики (25 час.)

Электростатика

Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда.


4.03





§83-86.формулы,


47.2

Закон Кулона.


5.03


§87-89,упр.16 (4-6)


48.3

Решение задач


11.03


упр.16 (3)


49.4

Электрическое поле. Напряженность


12.03


§90,вопр.упр.17 (1)


50.5

Принцип суперпозиции полей


18.03


§91-92,вопросы


51.6

Проводники в электростатическом поле.

Диэлектрики в электростатическом поле.


19.03


§93-95,вопросы
упр.17(5)


52.7

Потенциальная энергия заряженного тела в электростатическом поле. Потенциал. Разность потенциалов

1.04


§96-97,вопросы


53.8

Связь напряженности электростатического поля и напряжения.


2.04


§98,упр.17 (7,9)


54.9

Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.


8.04


§99-101,упр.18(3)


55.10

Решение задач. Повторение.


9.04


кр.итоги14 главы




56.11

Законы постоянного тока


Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.


15.04




§102-104,формулы



57.12

Последовательное и параллельное соединения проводников.


16.04


§105,упр.19 (2,3)


58.13

Лабораторная работа №4 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»


22.04




59.14

Работа и мощность постоянного тока.


23.04


§106,формулы,упр.19 (4)


60.15

ЭДС. Закон Ома для полной цепи.


29.04


§107-108, упр.19 (7,10)


61.16

Лабораторная работа №5 « Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»


30.04




62.17

Решение задач. Повторение


6.05


краткие.итоги 15 главы


63.18

Контрольная работа №4 по теме «Электростатика. Законы постоянного тока»


7.05






64.19

Электрический ток в различных средах


Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость.


13.05





§109-112,вопросы


65.20

Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Полупроводники р- и n-типов. Полупроводниковые приборы.

14.05


§113-116,вопросы


66.21

Электрический ток в вакууме. Электронные пучки. ЭЛТ. Диод.

20.05


§117-118,вопросы


67.22

Электрический ток в жидкостях. Законы электролиза. Применение электролиза.


21.05


§119.120.формулы

Упр.20 (4,5)


68.23

Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Плазма.


27.05


§121-123,упр.20 (8,9)


69.24

Повторение. Решение задач


28.05


краткие .итоги 16 главы


70.25

Контрольная работа №5 по теме «Электрический ток в различных средах»



28.05




4. Содержание программы по разделам физики 10 класса с указанием обязательного демонстрационного эксперимента и обязательных лабораторных работ.



Предлагаемое тематическое планирование разработано применительно к примерной программе среднего (полного) общего образования по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений и на основе регионального базисного учебного плана основного общего образования по физике для учителей, использующих в работе учебники линии Г.Я.Мякишев и др. из расчета 2 часа в неделю (70 часов в год)



Механика (27 часов)

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики, Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости законов классической механики.



Демонстрации:

Зависимость траектории от выбора системы отсчета

Падение тел в воздухе

Явление инерции

Измерение сил, сложение сил.

Зависимость силы упругости от деформации

Условия равновесия тел.

Переход кинетической энергии в потенциальную и обратно.



Обязательные лабораторные работы:

Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил тяжести и упругости»

Лабораторная работа №2 «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости»





Молекулярная физика (18 часов)


Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость процессов природы. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.


Демонстрации:

Механическая модель броуновского движения

Кипение воды при пониженном давлении

Устройство психрометра и гигрометра

Объемные модели строения кристалла

Модели тепловых двигателе.

Обязательные лабораторные работы:

Лабораторная работа №3 «Изучение закона Гей-Люссака»


Электродинамика ( 25 часов)


Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле.

Демонстрации:

Электрометр

Электроизмерительные приборы

Конденсаторы

Проводники

Диэлектрики







Обязательные лабораторные работы:

Лабораторная работа №4 ««Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»


Лабораторная работа №5 « Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

5. Формы и средства контроля

В ходе изучения курса физики 10 класса предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ.

Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем равно 5:

  • Контрольная работа №1 по теме « Основы кинематики»

  • Контрольная работа №2 по теме Основы динамики. Законы сохранения»

  • Контрольная работа №3 по теме « Молекулярная физика. Основы термодинамики»

  • Контрольная работа №4 по теме «Электростатика. Законы постоянного тока»

  • Контрольная работа №5 по теме «Электрический ток в различных средах»

Кроме того, в ходе изучения данного курса физики проводятся тестовые и самостоятельные работы, занимающие небольшую часть урока ( от 10 до 20 минут).


























Список литературы

Для учителя

  • Серия «Стандарты второго поколения». Примерные программы основного общего образования. Физика. Естествознание. – М.: Просвещение, 2009.

  • Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2009.

  • Шилов В.Ф. Физика: 10 – 11 кл.: поурочное планирование: кн. для учителя / В.Ф. Шилов. – М.: Просвещение, 2007.

  • Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 10 класс

  • ЕГЭ: 2010: Физика / авт.-сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.: АСТ: Астрель,

  • — Олимпиадные задачи по физике / С.Б. Вениг и др. – М.: Вентана –Граф, 2007.

  • — Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике: кн. для учащихся 7 – 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.

  • Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., И.М. Гельфгат. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы. Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005.

  • — Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. – М.: Илекса, 2008.

  • — Гольдфарб Н.И. Физика. Задачник. 9 – 11 классы: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.

  • — Всероссийские олимпиады по физике / Под ред. С.М. Козела, В.П. Слободянина. – М.: Вербум-М, 2005.




























Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Путешествие второй тучки по Европе"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: