Рабочая программа предпрофильного курса по физике «Основы механики» 9 класс



РАЗДЕЛ I

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ:

  • Федерального компонента ГОС (приказ МО РФ от 09.03.04г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»),

  • приказа Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 г. № 2885, зарегистрирован в Минюсте РФ 21 февраля 2012 г., рег. № 23290, «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012- 2013 учебный год»;

  • нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.12.2008 N 72 (зарегистрированы в Минюсте России 28.01.2009, регистрационный номер 13189),

  • Образовательной программы для классов, реализующих ФК ГОС 2004 г МБОУ КИИКСКОЙ СОШ (приказом № от ———-)

«Знать физику – это значит уметь решать задачи»

Энрико Ферми.


Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.

Учащиеся, окончившие среднюю общеобразовательную школу, должны не только понимать окружающую их действительность, но и уметь плодотворно применять полученные знания и навыки в своей практической деятельности.

В настоящее время обучение физике в старшей школе строится на базе профильного обучения. В связи с этим возникла необходимость предпрофильной подготовки в 9-м классе основной школы. Данная программа предназначена для курсов по выбору по физике в 9-м классе. Суть предпрофильной подготовки – создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащихся: через организацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориентацию.


Содержание курса «Механика» предложено в базовом курсе, но целью данной программы является формирование основ физики, более детальное и углубленное изучение данного раздела, т.к. в базовом курсе этот раздел представлен поверхностно. Когда учащиеся приходят в старшую школу возникают сложности, т.к. этот раздел дается, как повторительно-обобщающий.

Особое внимание уделяется обработке результатов, расчёт абсолютной и относительной погрешностей, построение и работа с графиками, рассматриваются задачи с элементами векторной алгебры. Также программа содержит лабораторные работы, позволяющие на практике изучить законы движения.

Программа элективного курса согласована с базовым курсом и позволит подросткам углубить и расширить свои знания и умения по данному разделу физики.

Элективный курс по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов посвящён одним из самых важных вопросов школьного курса:

  • решению теоретических и экспериментальных задач;

  • выполнению работ физического практикума.


Механика – важнейший раздел курса физики. Она представляет собой фундамент, качество которого определяет устойчивость всего здания естественных наук.

Ее изучение в школе дает начало формированию общенаучных исследовательских умений учащихся. В то же время, механика – довольно большой раздел курса физики и достаточно сложный для его восприятия учащимися из-за множества новых абстрактных понятий, большого числа определений, законов и формул, требующих обязательного их усвоения, что приводит к снижению уровня мотиваций учащихся и существенно усложняет задачу учителя.

Данный курс способствует преодолению указанных проблем и позволяет не только обобщить, повторить закрепить и углубить знания по механике, но и помогает дать первое представление о цикле научного познания: от наблюдений к постановке проблемы о причиной их связи; от первоначального решения поставленной проблемы – выдвижения гипотезы до экспериментальной ее проверки и вытекающих из нее следствий.

В курсе физики времени на решение задач выделяется недостаточно, поэтому необходимо, прежде всего, восполнить пробелы предыдущей подготовки учащихся, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха.

Решение задач по физике — необходимый элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретных условиях.

Задачи способствуют более глубокому и прочному усвоению физических законов, развитию логического мышления, сообразительности, инициативы, воли и настойчивости в достижении поставленной цели, вызывают интерес к физике, помогают приобретению навыков самостоятельной работы и служат незаменимым средством для развития самостоятельности в суждениях.

В процессе выполнения задач ученики непосредственно сталкиваются с необходимостью применять полученные знания по физике в жизни, глубже осознают связь теории с практикой. Это одно из важных средств повторения, закрепления и проверки знаний учащихся, один из основных методов обучения физике.


Элективный курс имеет практико-творческую направленность. Учебный материал представлен в основном в форме теоретических исследований, которые выполняют учащиеся в классе, составлении и решении физических задач.

Самостоятельные исследования учащихся способствуют не только осознанному овладению знаниями, но и обучают школьников научным методам познания, при этом формируются интеллектуальные и творческие способности.

Практическая значимость, прикладная направленность, инвариантность изучаемого материала, призваны стимулировать развитие интересов школьников и способствовать успешному развитию системы ранее приобретённых знаний и умений не только по данному, но и по всем разделам физики.

Элективный курс «Механика» полезен тем, кто продолжает обучение в 10–11-х классах школы.


ЦЕЛИ КУРСА:


  • Формирование навыков экспериментальных, теоретических исследований и познавательного интереса к предмету путем обучения школьников выдвижению собственных теоретических предвидений при выполнении заданий исследовательского характера.

  • Расширение и углубление представлений о роли механики как одной из естественно научных дисциплин.

  • Самоопределение учеников относительно профиля обучения в старшей школе.

  • Выработка навыков сотрудничества в процессе работы в группах и парах.

ЗАДАЧИ КУРСА:

  • Создание условий для развития устойчивого интереса к физике, к решению теоретических и экспериментальных задач.

  • Формирование навыков самостоятельного приобретения знаний и применение их в нестандартных ситуациях.

  • Развитие общеучебных умений: обобщать, анализировать, сравнивать, систематизировать знания.

  • Выработка у учащихся обобщенных умений и навыков решения графических задач по механике на основе общих подходов к их формированию в процессе преподавания учебных предметов: физики и математики.

  • Показать практическое применение законов физики через решение задач, связанных с явлениями и процессами, происходящими в окружающем нас мире.

  • Развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных умений работать в парах и группе.

  • Предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу физики на профильном уровне.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА:

  • в области предметной компетенции — общее понимание сущности физической науки;

  • в области коммуникативной компетенции — овладение учащимися формами проблемной коммуникации (умение грамотно излагать свою точку зрения, сопровождая примерами, делать выводы, обобщения);

  • в области социальной компетенции — развитие навыков взаимодействия через групповую деятельность, работу в парах постоянного и переменного составов при выполнении разных заданий.

  • в области компетенции саморазвития — стимулирование потребности и способности к самообразованию, личностному целеполаганию.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ:

  • Лекции, беседы, лекции-дискуссии.

  • Экспериментальные исследования с обработкой данных и оформлением отчетов.

  • Работа с тестами, текстами.

  • Выполнение творческих заданий.

  • Защита самостоятельных исследований.

ФОРМА РАБОТЫ: индивидуальная, парная, фронтальная.

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИЕСЯ ПРИОБРЕТАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ:

  • отбирать необходимые приборы;

  • выполнять измерения;

  • вычислять погрешности прямых и косвенных измерений;

  • представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;

  • интерпретировать результаты эксперимента;

  • делать выводы;

  • обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.

ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ УМЕНИЯ ФОРМИРУЮТСЯ НА ОСНОВЕ СЛЕДУЮЩИХ ЗНАНИЙ:

  • цикл познания в естественных науках: факты, гипотеза, эксперимент, следствия;

  • роль эксперимента в познании;

  • соотношение теории и эксперимента в познании;

  • правила пользования измерительными приборами;

  • происхождение погрешностей измерений, их виды;

  • абсолютная и относительная погрешности;

  • запись результата прямых измерений с учётом погрешности;

  • сущность метода границ при вычислении погрешности косвенных измерений;

  • индуктивный вывод, его структура.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:


  • векторные величины,

  • проекция вектора,

  • закон движения,

  • материальная точка,

  • относительность движения,

  • перемещение,

  • равномерное движение,

  • ускорение,

  • равноускоренное движение,

  • свободное падение,

  • центростремительное ускорение,

  • тангенциальное и нормальное ускорение,

  • импульс тела,

  • замкнутая система,

  • закон сохранения.


ОЦЕНКА ЗНАНИЙ – используется зачетная система оценивания знаний учащихся.


РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ВЫХОД:

  • творческие отчёты учащихся по данной теме, которые будет включать самостоятельный эксперимент, либо составленные и озвученные задачи,

  • итоговый контроль знаний – ЗАЧЕТ


ИТОГОВЫЙ ЗАЧЕТ ученику по всему курсу «ОСНОВЫ МЕХАНИКИ» выставляется по критериям:

  1. посещение занятий,

  2. заинтересованность в дискуссиях и обсуждениях;

  3. активное участие в решении качественных и расчетных задачах, практических работах;

  4. стремление к эффективному взаимодействию, сотрудничеству, взаимопомощи;

  5. умение оппонировать, адекватно оценивать свою деятельность, работать в команде

  6. проявление самостоятельности и ответственности при выполнении практических работ.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ВЫПОЛНЕНА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРОФИЛЬНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ «МЕХАНИКА», АВТОРА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ ЛЮКИНОЙ Т.В.


Курс рассчитан на 17 часов – 0.5 часов в неделю.



РАЗДЕЛ II

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 ЧАСОВ)

9 КЛАССА

ОСНОВЫ МЕХАНИКИ

РАЗДЕЛ Ι. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ

(13 часов).

Физические измерения. Погрешности физических измерений. Погрешности и построение графиков. Погрешности при прямых и косвенных измерениях. Примеры расчёта погрешностей измерений.

О векторных величинах. Проекции вектора на координатные оси. Действия над проекциями. Закон движения в координатной и векторной форме. Задачи с элементами векторной алгебры.

Система отсчёта. Материальная точка. Путь и перемещение. Средняя, мгновенная и относительная скорости. Равномерное прямолинейное движение — ПРД, графики зависимости координаты и скорости от времени. Ускорение. Равноускоренное — ПРУД, равнозамедленное – ПРЗД и равнопеременное прямолинейное движение — РППД. Графики зависимости пути, перемещения, скорости и ускорения от времени при равнопеременном движении. Движение по окружности — РДО: угол поворота, угловая скорость, центростремительное ускорение. Связь угловых и линейных величин. Тангенциальное и нормальное ускорения.

Импульс. Замкнутая система. Закон сохранения импульса — ЗСИ.

РАЗДЕЛ ΙΙ. ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

(3 часа).

Работа №1

«Измерение массы тела».

Работа №2

«Измерение жёсткости пружины».

Работа №3

«Измерение ускорения свободного падения (методом падающего цилиндра)»


РАЗДЕЛ ΙΙΙ. ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА

(1 час).

Обобщение по теме: «Основы механики». Творческий отчет.



РАЗДЕЛ III

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ

9 КЛАССА


п/п

Наименование темы

Количество часов

Форма проведения

Кален

дарные сроки

РАЗДЕЛ Ι. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ

(13 часов).

1/1

КИНЕМАТИКА.

Прямолинейное равномерное движение — ПРД.

Графики зависимости координаты и скорости от времени. Решение задач на прямолинейное равномерное движение.

1

Лекция — беседа

Решение задач

Самостоятельное исследование


2/2

Прямолинейное равноускоренное движение — ПРУД. Решение задач на нахождение мгновенной скорости, ускорения и перемещения.

1

Лекция — беседа

Решение задач

Творческое задание


3/3

Решение задач на применение уравнения движения.

1

Дискуссия

Решение задач

Самостоятельное исследование


4/4

Решение графических задач при ПРУД.

1

Дискуссия

Решение задач

Творческое задание


5/5

Обобщение по теме «Виды движения. Основы кинематики».

1

Тренировочный тест для самоконтроля


6/6

ДИНАМИКА.

Законы Ньютона. Решение задач на законы Ньютона.

1

Лекция

Решение задач

Самостоятельное исследование


7/7

Решение задач на применение второго закона Ньютона.

1

Дискуссия

Решение задач

Творческое задание


8/8

Свободное падение тел. Вертикальное движение тела под действием силы тяжести.

1

Лекция — беседа

Решение задач

Самостоятельное исследование


9/9

Решение задач на применение закона всемирного тяготения.

1

Дискуссия

Решение задач

Самостоятельное исследование


10/10

Прямолинейное и криволинейное движение. Равномерное движение по окружности — РДО: угол поворота, угловая скорость, центростремительное ускорение.

1

Лекция — беседа

Решение задач

Самостоятельное исследование – экспериментальное задание


11/11

Тангенциальное и нормальное ускорение. Связь угловых и линейных величин.

1


Лекция

Решение задач

Самостоятельное исследование


12/12

ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА.

Решение задач на закон сохранения импульса — ЗСИ.

1

Беседа

Решение задач

Творческое задание


13/13

Обобщение по теме: «Основы динамики. Закон сохранения импульса».


Тематический тест


РАЗДЕЛ ΙΙ. ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

(3 часа).


14/1

Работа №1

«Измерение массы тела».

1

Экспериментальные исследования с обработкой данных и оформлением отчетов


15/2

Работа №2

«Измерение жёсткости пружины».

1

Экспериментальные исследования с обработкой данных и оформлением отчетов


16/3

Работа №3

«Измерение ускорения свободного падения (методом падающего цилиндра)»


Экспериментальные исследования с обработкой данных и оформлением отчетов


РАЗДЕЛ ΙΙΙ. ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА

(1 час).


17/1

Обобщение по теме: «Основы механики» ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ. ЗАЧЕТ.

1

Защита самостоятельных исследований – творческий отчет.

Итоговый контроль знаний учащихся.



РАЗДЕЛ IV

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


Учебно-методический комплект

  • Для учителя


  1. Физика. 9 класс: дидактические материалы /А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2005.

  2. Кирик Л.А. Физика – 9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2005.

  3. Буров В.А., Дик Ю.И., Практикум по физике в средней школе: Пособие для

учителя. — М.: Просвещение, 1987

  1. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Пономарева А.В., Факультативный курс физики:

Пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 1977.

  1. Практикум по физике в средней школе. Дидакт. материал. Под редакцией

А.А.Покровского. — М.: Просвещение, 1977.

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 классы /сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009.

  2. С. Е.Каменецкий, В. П. Орехов. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987.

  3. И. К. Кикоин, А. К. Кикоин. Физика: Учебник для 9 класса средней школы. – М.: Просвещение, 1994.

  4. Семке А.И. Уроки физики в 9-м классе, Ярославль 2004 г.

  5. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. “Контрольные и проверочные работы 7–11-й кл. Метод. пособие” М. Дрофа 1998 г.


  • Для ученика


  1. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 классы.: Пособие для общеобразовательных учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2002.

  2. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб.заведений. – М.: Дрофа, 2006.

  3. Лукашик В.И. Иванова Е.В. “Сборник задач по физике для 7–9-х классов” М. Просвещение 2000 г.

Свежие документы:  Конспект урока для 10 класса «Электрический ток. Сила тока. Условия необходимые для существования электрического тока»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: