Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Малый Узень Питерского
района Саратовской области»
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
(из опыта работы)
Подготовила:
Желудкова Галина
Николаевна,
учитель физики МОУ
«СОШ с. Малый Узень
Питерского района
Саратовской области»
2011 г.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Именно поэтому больше внимания необходимо уделять развитию интеллектуальных способностей учащихся. Ведь хорошо известно, что «образование – это то, что остается, когда все выученное забыто».
Применение нестандартных форм проведения уроков, внеклассных мероприятий, их практическая направленность, насыщенность наглядными примерами и демонстрациями, привлечение достижений современной науки, решение исследовательских задач и проблемных вопросов позволяют активизировать деятельность учащихся, повышая интерес к изучаемому предмету.
За годы работы в школе я пришла к выводу: нужно стремиться не только сообщать ученику новые знания, но и помогать ему лучше и глубже познать то, что он уже знает, то есть сделать «живыми» уже имеющиеся у него основные научные сведения, научить сознательно ими распоряжаться, пробудить желание применить их. Успех обучения выражается в сформированной способности мыслить, а мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает потребность что-либо понять. Один из способов дать толчок активной мыслительной деятельности ребят – предложить им интересные учебные задачи. А интерес появляется тогда, когда задача затрагивает реальный мир, жизненные ситуации, встречающиеся каждому человеку.
Так, при изучении в 7 классе темы «Сила трения. Трение в природе и технике» я привожу примеры (а ребята продолжают) проявления силы трения покоя непосредственно в классной комнате: сила трения покоя удерживает гвоздь, вбитый в доску, не дает развязаться банту на ленте, удерживает нитку, которой сшиты два куска ткани; благодаря силе трения покоя мы сидим на стуле, держим в руках ручку, пишем и т.п.
Во время закрепления этой же темы я подбираю наиболее интересные, связанные с жизнью вопросы:
Зачем в гололедицу тротуары посыпают песком?
Зачем зимой задние колеса некоторых грузовых автомобилей перевязывают цепями?
Зачем осенью у трамвайных линий, проходящих около парков, бульваров и садов, вывешивается предупреждающий знак: «Осторожно, листопад!»?
Зачем некоторые мастера смазывают мылом шуруп перед ввинчиванием его в скрепляемые детали?
Зачем на подошвы спортивной обуви футболистов (бутсы) набивают кожаные «шипы»?
Из этих примеров ребята делают выводы, что сила трения покоя очень важна в нашей жизни. При помощи таких житейских примеров происходит успешное изучение новой темы.
Знания физики нужны не только в повседневной жизни, но и во время путешествия. Так, путешествуя с восьмиклассниками по стране «Калория», мы оказались на станции «Туристическая». Одним из заданий было такое:
Не было возможности использовать в походе для обогрева дрова. Один находчивый турист предложил воспользоваться имеющимися кирпичами и керосином. Как? В чем физический смысл такого обогрева?
Ответ на этот вопрос является очень ценным советом для некоторых туристов, не имеющих поблизости дров.
Следующее задание на этой станции было таким:
Вы находитесь у костра. У вас нет чайника, котелка и других металлических сосудов, но есть деревянный сосуд. Как вскипятить в нем воду, чтобы приготовить чай?
Успешно справившись с этим заданием, ребятам предлагаю найти ошибку в тексте. Указав ошибки, ребята делают выводы, что в яркий солнечный день нужно одевать светлые костюмы; после купания ребятам становится холоднее; а вода в новом чайнике закипит быстрее, чем в старом. Значит и во время путешествия не нужно забывать физику.
Вместе с ребятами мы прибываем на станцию «Детектив». Здесь я привожу задачи из серии «Шерлок Холмс пришел в гости». Ребята любят решать необычные задачи, где требуется логика мышления. Содержание задач связано со знаменитым Шерлоком Холмсом – человеком многознающим, наблюдательным, мыслящим. Дети с увлечением думают, вместе с героем делают «открытия», учатся быть наблюдательными, мыслить. Их «открытия» запоминаются всем надолго.
Задание 1. Хозяйка дома, где был Холмс, подошла к двери и впустила в комнату кошку. Посмотрев на кошку, Шерлок Холмс сказал: «Погода на улице холодная». Как он это определил?
Задание 2. «Блины вкусны тогда, когда горячие», — сказала хозяйка, приглашая Шерлока Холмса к столу. «Чтобы они дольше оставались горячими, — продолжала она, — я ставлю тарелку с блинами на плетенный из проволоки поднос. Прошу Вас: «Лучше их ставить на деревянную подставку», — посоветовал Холмс. На чем основан этот совет?
При изучении в 8 кл. темы «Температура» сообщаю дополнительный материал: «Живой цветовой «термометр» »; «Температура тела кошки».
С целью более наглядного и эмоционального восприятия физических явлений, проникновения в их смысл и приобщения к мировой культуре использую загадки, сюжеты из сказок.
Решение задач технического содержания представляет собой самостоятельный эффективный путь придания изучению физики практической направленности. Во время конкурса на замещение вакантной должности менеджера автотранспортного предприятия старшеклассники решают такие задачи:
Задача 1. В современных автомобилях расход бензина в час на 1 л.с. мощности двигателя составляет в среднем 250г. Найдите КПД двигателя и оцените его экономичность.
Задача 2. Найдите КПД дизель-мотора мощностью 100 л.с., потребляющего в час 20 кг нефти. Экономичен ли он?
Решая эти задачи, ребята могут, взяв паспорт любого двигателя,
определить его КПД. На этом же уроке школьники рассказывают о проблемах экологии, возникающих в связи с использованием двигателей внутреннего сгорания.
В деловой части этого конкурса проверяется умение будущего менеджера продавать автомобили и другой вид транспорта. Свой товар конкурсанты должны уметь представить с помощью рекламных плакатов и рекламного текста. Ведь от успеха рекламы будет зависеть будущее товара! Все это, возможно, пригодится ребятам в будущем.
Критерием высшей степени усвоения знаний может служить умение решать нестандартные задачи и ставить проблемы, отличающиеся новизной и оригинальностью. Такое умение более всего развивают исследовательские задачи.
Например, в 7 классе: измерить диаметр футбольного мяча с помощью жесткой (например, обычной деревянной) линейки. Часто использую задачи на материале местного сельскохозяйственного производства, окружающей природы и сельского быта.
1. Плотность сливок больше или меньше плотности цельного молока? Определите экспериментально.
2. Почему коровы (парнокопытные) по болотным местам передвигаются легче, чем лошади?
3. Как определить плотность картофеля, моркови и свеклы?
4. Почему лесные дороги более грязные, чем полевые?
Большое внимание на уроках уделяется знакомству с измерительными приборами, широко используемыми в повседневной жизни, и формированию практических навыков работы с ними. К таким приборам относятся: весы, мензурка, линейка, штангенциркуль, секундомер, динамометр, вольтметр, амперметр, термометр, барометр, манометр, психрометр. Учащиеся определяют влажность воздуха в кабинете, атмосферное давление, температуру воздуха.
После изучения формулы для периода свободных колебаний нитяного маятника предлагаю практическую работу из серии «Изучаю себя»: определить рост человека с помощью часов, используя следующие приборы и материалы: часы с секундной стрелкой, металлический шарик малого диаметра со сквозным отверстием по центру, длинная нитка (примерно 2 м), штатив с муфтой и кольцом. Теорию этой работы мы разбираем сообща в процессе беседы «по вопросам». Ученики сами потом должны составить ход работы и таблицу для записи результатов.
Самым непосредственным и действенным образом обучение физике способствует практической подготовке школьников к будущей трудовой деятельности благодаря физическому эксперименту.
При изучении темы «Сила трения» семиклассники проводят фронтальную работу «Сравнение сил трения покоя, скольжения, качения и веса тела». Ребята в ходе этой работы не только наблюдают эти силы, но и сами их измеряют и делают выводы, какая из них больше, а какая меньше.
Изучая в 7 классе «Плотность вещества» учащиеся получают следующее задание: определить, плотность какого бруска больше, алюминиевого или деревянного (не пользуясь таблицей плотностей твердых тел)?
Используя весы с разновесами школьники определяют массу брусков, а с помощью мензурки находят объем брусков. Затем, пользуясь формулой плотности, вычисляют плотность брусков. Результат сравнивают с табличным. Такие задания помогают закрепить изученные формулы.
Исследовательский и проблемный методы обучения являются средством активизации школьников в получении знаний. Анализируя, сравнивая, делая выводы учащиеся активно включаются в работу по изучению новой темы.
Опыт работы в школе показывает, что большие возможности для развития интеллектуальных способностей учащихся дает специально организованная внеклассная работа.
В кабинете физики имеются развертки о лауреате Нобелевской премии 2000г. – Ж.И.Алферове, о великом открытии XXв. – люстре А.Л.Чижевского, о первом космонавте Земли – Ю.А.Гагарине.
Членами кружка «Юный физик» (7кл.) собран и оформлен материал «Физика в пословицах, загадках и народных приметах погоды». В ходе предметной недели проведён устный журнал «Российские физики в борьбе с фашизмом». Школьники узнали о вкладе ученых-физиков в достижении Победы.
Интересно проходит «Звездный час» для старшеклассников, посвященный дню космонавтики.
В конце учебного года для семиклассников провожу игру «Счастливый случай».
Внеклассные мероприятия позволяют расширить рамки школьной программы, узнать много нового, увлекательного, развивают интерес к изучаемому предмету.
Для повышения эффективности обучения особое значение имеет развитие творческих способностей каждого ученика, формирование навыков думать (анализировать, сопоставлять, сравнивать и пр.), развитие познавательного интереса учащихся.
Школьники должны понимать, зачем нужно изучать предлагаемый материал, и более того, они вправе ждать, чтобы учебная деятельность была интересной, давала им удовлетворение. Применение нестандартных форм проведения уроков, внеклассных мероприятий, их практическая направленность, насыщенность наглядными примерами и демонстрациями, привлечение достижений современной науки, использование исследовательского и проблемного методов обучения позволяют активизировать мыслительно-познавательную деятельность учащихся, развивать интеллектуальные способности.
На своих уроках, внеклассных мероприятиях я стараюсь совершенствовать интеллектуальные умения (наблюдать, сравнивать, размышлять, применять знания, делать выводы).
Интерес к изучаемой теме появляется у школьников тогда, когда он вовлекается в общение, живое и эмоциональное.
Мои ученики активно, с желанием и интересом участвуют в играх, семинарах, вечерах, проводимых в школе.
Я считаю, что в образовании подрастающего поколения необходимо уделять больше внимания развитию интеллектуального уровня учащихся, их творческих способностей.
Живой цветовой «термометр»
В Аризонской пустыне (США) живёт полосатая ящерица, по бокам брюшка и горла которой расположены яркие пятна. Их цвет и яркость меняются. Как оказалось, не только в случае необходимости отпугнуть каких-либо других обитателей пустыни, но и при изменении температуры окружающей среды.
Исследователи выяснили, что ранним утром, когда термометр показывал всего 28ºС, пятна у ящериц были тускло-зелёными. Когда в пустыне потеплело на несколько градусов, их окраска приобрела бирюзовый цвет. Когда же жара достигла 36 ºС , бока ящериц стали сине-зелёными. Смена окраски вызывается, как установили ученые, тепловым расширением пигментных клеток в коже животного. Благодаря устойчивой связи цвета пятен ящерицы с температурой воздуха можно сделать своего рода «цветовую шкалу» его температуры и по этому «живому термометру» судить о степени нагревания воздушных масс пустыни.
Вообще же смена цвета важна для ящериц как защитное средство: приобретая тусклый оттенок, она становится незаметной для хищников ранним утром, когда холод делает её малоподвижной, а в полдень быстрые движения позволяют ей спастись бегством.
Литература:
Необычные учебные материалы по физике. В. И. Елькин, М. «Школа-Пресс», 2000.
Оригинальные уроки физики и приёмы обучения. В. И. Елькин, М. «Школа-Пресс», 2001.
Физика в пословицах, загадках и сказках. С. И. Тихомирова. М. «Школьная Пресса», 2002.