Сценарий урока «Искусственные источники света» 11 класс


Кузьминых Ирина Геннадьевна, учитель физики, МАОУ «Голышмановская СОШ №4», Сценарий урока «Искусственные источники света», физика, 17 – 18 лет , 11 класс


Тема: « Искусственные источники света» 11 класс.

Цели:

  1. изучить устройство и принцип действия электрической лампы накаливания; плавких предохранителей;

  2. развивать умения работать с учебной информацией, анализировать текст, выделять главное;

  3. воспитывать чувство национальной гордости за достижения русских ученых.


Тип: урок изучения нового материала, обобщение ранее изученного.


Технология: технология развития критического мышления, с элементами личностно-ориентированного.


Оборудование:

  1. тексты с учебной информацией:

    1. Дуга Петрова.

    2. Русский свет.

    3. Лампа накаливания.

    4. Т.А.Эдисон. Плавкий предохранитель.

  2. листы ватмана, маркеры.

  3. приборы электрических цепей.

  4. презентация.

  5. карточки с заданиями.


Ход урока:

  1. Постановка задачи. Вступительное слово учителя. (1-2 мин.)

  2. Актуализация опорных знаний. Повторение пройденного материала. (3-5 мин.)

  3. Работа в группах, с учетом личностных особенностей.. (15 мин.)

  4. Афиширование результатов. (15 мин.)

  5. Подведение итогов урока, рефлексия. (3 мин.)

  6. Домашнее задание. (1 мин.)


  1. Вступительное слово учителя (в это же самое время начинается показ слайдов).

Мы видим ее всюду – у себя дома и в поезде, на улице и в автобусе, на заводе и в театре, в шахте и в самолете. Трудно перечислить все случаи ее применения. Их использование стало для нас обычным. Однако было время – более ста лет назад – когда о ней лишь мечтали люди. Много труда затратили ученые, чтобы создать ее такой, какой мы знаем ее теперь. Большой вклад в создание ее внесли русские ученые: В.В. Петров, В.Н. Чиколев, Б.Н. Яблочков, А.И. Лодыгин и др. Более трех тысяч лет отделяют нас от времен, когда древние греки сложили сказание о Прометее. Он был жестоко наказан богами Олимпа за то, что дал людям огонь. Человеческая история начинается с того времени, когда люди научились добывать огонь и пользоваться теплом и светом костра.

Человеку нужен только свет, и он изобрел лампу. Всем известно, что основной характеристикой ламп, является мощность. Также в любые времена, люди, старались меньше платить за электричество. Поэтому мы сегодня и выясним, потребляемую мощность и электрическую энергию соединения ламп.

Но прежде, чем приступить к изучению ламп, мы повторим основной материал, пройденный на предыдущих уроках.

Задание 1.

Учитель. В тетради ученика записаны условные обозначения физических приборов. Согласны ли вы с этой записью, если нет, то расставьте условные обозначения по их местам.

( на доске оформлено задание № 1, один из учащихся выходит к доске и исправляет задание)

Задание № 1

Задание.

Обозначения.

Правильный ответ.

Электрическая лампа.

Гальванический элемент.

Звонок.

Батарея элементов.

Выключатель

Резистор.

Нагревательный элемент.


Задание 2.

Эстафета (проводится путем опроса, причем ответивший ученик называет имя следующего ответчика и т.д., одновременно на доске появляются вопросы по одному на каждого ученика):

  1. Что называется эл. током?

  2. Какие действия эл.тока вы знаете?

  3. Назовите основные характеристики эл.цепи. Их единицы измерения.

  4. Как связаны между собой эти величины? Запишите формулу закона Ома для участка цепи, начертите вольт-амперную характеристику.

  5. Сформулируйте закон Джоуля-Ленца.

  6. От чего зависит количество теплоты?


  1. Работа в группах (учащиеся читают текст, составляют кластеры – смысловые блоки и синквейны).

  2. Индивидуальная работа в группах. Учащиеся собирают электрические цепи, измеряют показания приборов и подсчитывают данные.

  3. Индивидуальная работа. Решение задач из ЕГЭ по физике.


  1. Афиширование результатов происходит путем представления своих кластеров на доске от каждой группы учащихся. Данные кластеры сравниваются с кластерами на слайдах и обсуждаются возможные недочеты. После этого учащиеся читают свои синквейны. С результатами эксперимента и ответами задач выступают другие группы учащихся.


Основной вопрос, при каком соединении электрическая энергия и мощность больше?


  1. В качестве рефлексии учащимся предлагается устно поработать с таблицей.



Вопрос: что пропущено в этих строках?

Этапы развития электрического освещения

дата

открытие

автор

1802

Открыто явление электрической дуги

В.В. Петров

1827

Открыт основной закон электрической цепи

Г. Ом

1841-1842

Открыт закон теплового действия тока

Д. Джоуль, Э. Ленц

1873

Изобретение электрической лампы накаливания

А.Н. Лодыгин

1876

Изобретение дуговой лампы – «русской свечи»

П.Н. Яблочков

1876

Создание трансформатора для питания током источников освещения

П.Н. Яблочков

1879

Усовершенствование электрической лампы накаливания

Т. Эдисон


  1. Домашнее задание:


  1. Прочитать § 17, 18. Составить синквейн, по желанию.

  2. Подготовить сообщение по теме «Современные источники света».

  3. Индивидуальное задание. Посчитать сколько дома лампочек, и какой мощности каждая из них. Рассчитать стоимость эл. энергии потребляемой лампочками за месяц.



















Задания группам

II

Прочитайте рассказ, определите главное, составляют кластеры – смысловые блоки и напишите их на ватмане, также составьте синквейн.

Синквейн (пятистишие):

  • Одно существительное (синоним темы)

  • Два прилагательных

  • Три глагола

  • Четыре любых слова по теме

  • Одно существительное – синоним первой строки


III


Эксперимент № 1


Цель: Рассчитать потребляемую мощность и электрическую энергию при последовательном соединении.

Оборудование: источник питания, 2 лампы, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода.


Ход работы:


      1. Соберите цепь из имеющегося оборудования.

      2. Измерьте показания силы тока и напряжения (общее).

      3. Вычислите мощность и энергию за 1 минуту.

      4. Данные запишите в таблицу.

      5. Назовите единицы измерения используемых вами величин.

      6. *Вычислите сопротивления ламп.


сила тока

I, А

напряжение

U, В

время

t, с

мощность

p, Вт

энергия

E, Дж

сопротив

ление

R, Ом




















III

Эксперимент № 2


Цель: Рассчитать потребляемую мощность и электрическую энергию при параллельном соединении.

Оборудование: источник питания, 2 лампы, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода.


Ход работы:

      1. Соберите цепь из имеющегося оборудования.

      2. Измерьте показания силы тока и напряжения.

      3. Вычислите мощность и энергию за 1 минуту.

      4. Данные запишите в таблицу.

      5. Назовите единицы измерения используемых вами величин.

      6. *Вычислите сопротивления ламп.



сила тока

I, А

напряжение

U, В

время

t, с

мощность

p, Вт

энергия

E, Дж

сопротив

ление

R, Ом





















IV

Задача № 1 ЕГЭ

По резистору течет постоянный ток. График зависимости количества теплоты от времени, прилагается. Сопротивление резистора 5 Ом. Чему равна сила тока в резисторе?



IV

Задача № 2 ЕГЭ

Изучая закономерности соединения резисторов, ученик собрал электрическую цепь, рисунок прилагается. Какое количество теплоты выделится во внешней части цепи при протекании тока в течение 10 минут?


IV

Задача № 3 ЕГЭ

К источнику с ЭДС 9 В и внутренним сопротивлением 1 Ом подключили параллельно соединенные резистор с сопротивлением 8 Ом и плоский конденсатор, расстояние между пластинами которого 0,002 м. Чему равна напряженность электрического поля между пластинами конденсатора?























Дуга Петрова

В начале XIX в. русский физик и электротехник Василий Владимирович Петров сделал открытие, которое позволило использовать электрическую энергию для освещения.

В книге, вышедшей в 1803 г., В. В. Петров так описал свое замечательное открытие:

«Если на стеклянную плитку или на скамеечку со стеклянными ножками будут положены два или три древесных угля и если потом металлическими изолированными направителями, сообщенными с обоими полюсами огромной батареи, приближать оные (т. е. угли) один к другому на расстояние от одной до трех линий (т. е. примерно от двух до шести миллиметров), то является между ними весьма яркий белого цвета свет или пламя, от которого оные угли скорее или медлительнее загораются и от которого темный покой довольно ясно освещен быть может».

Пламя имело форму дуги. Поэтому явление получило название электрической дуги (дуги Петрова).

Ученый отмечает, что жар электрической дуги очень силен. В пламени дуги «сгорают» даже железные гвозди и медные пластинки. Это и не удивительно: теперь мы знаем, что температура в пламени дуги Петрова достигает 3500 °С.

Что же является причиной возникновения электрической дуги? Вы знаете, что различные вещества по-разному проводят электрический ток, т. е. обладают различным сопротивлением. Чтобы зажечь электрическую дугу, угольные стержни сближают. В момент их соприкосновения в цепи начинает течь электрический ток. Причем в месте контакта углей ток встречает сопротивление значительно большее, чем в самих углях. Поэтому концы углей в месте контакта сильно разогреваются и начинают испускать свет. От разогретых до белого каления концов нагревается и окружающий их воздух. Кроме того, такие угли начинают выделять раскаленные газы. Теперь, если слегка раздвинуть угли, электрический ток, идущий через них, не прекратится: раскаленные газы между углями начинают проводить ток. Так между раздвинутыми углями возникает непрерывный ток — светящаяся электрическая дуга.

Изобретением В. В. Петрова заинтересовались очень многие. В самом деле, ведь им был открыт совершенно новый источник света! Электрическая дуга давала невиданно яркий, белый свет. Как заманчиво было использовать ее для освещения!

Однако осуществить эту мысль на практике оказалось не так легко. Дело в том, что для получения электрической дуги требуется большая сила тока, а существовавшие в то время источники электрического тока — батареи гальванических элементов — давали, как правило, слабый ток.

Было и другое затруднение. При горении дуги угольные стержни постепенно сгорают, и расстояние между ними увеличивается. Наконец наступает момент, когда дуга внезапно гаснет: электрический ток между углями прерывается. Таким образом, чтобы получить постоянное горение дуги, необходимо поддерживать одно и то же расстояние между углями, сдвигать их по мере сгорания.

Как это делать?

Сдвигать угли просто руками неудобно и невыгодно: для этого у каждой лампы должен постоянно находиться человек. Нужно придумать какие-то механизмы, которые автоматически поддерживали бы необходимое расстояние между углями. Изобретатели предлагали различные регуляторы «дуговых электрических фонарей» (так были названы новые лампы, в которых свет давала электрическая дуга). Однако все эти регуляторы были неудобны для практического применения, и дуговые электрические лампы мало где использовались. Только в отдельных случаях — на маяках, на каких-либо празднествах или в физической лаборатории ученого — можно было увидеть лампу нового света.

Лишь через 70 лет известный русский электротехник В. Н. Чиколев построил удобное и четко действующее приспособление для автоматической регулировки угольных стержней дуговых ламп. Однако дуговые лампы и после этого не получили широкого распространения: лампа с механическим регулятором стоила очень дорого.









































Угольная лампа накаливания

В начале 70-х гг. XIX в. Александр Николаевич Лодыгин создал новые электрические лампы — лампы накаливания, те самые, которые уже к началу нашего века завоевали весь мир. Так, у «свечей Яблочкова», кроме старых соперников — газовых рожков,— появился новый.

«Свечи Яблочкова» не выдержали соперничества и очень ско­ро начали повсеместно гаснуть. И хотя в наши дни «электрическая свеча Яблочкова» является уже достоянием истории, мы не должны забывать, что именно работы русского изобретателя П. Н. Яблочкова дали электрическому свету путевку в жизнь. «Электрической свече» мы, бесспорно, обязаны тем, что удалось ввести электрический свет в повседневный обиход.

Уже давно, с самого начала XIX в., было известно, что электрический ток, проходя по проводнику, нагревает его.

Если сила тока большая, то проводник нагреется до температуры белого каления и даже может расплавиться. Это действие электрического тока и было использовано изобретателями новых электрических ламп — ламп накаливания.

Однако изготовить электрические лампы накаливания, кото­рые давали бы достаточно яркий свет и в то же время работали продолжительное время, оказалось делом нелегким. Основная причина этого заключалась в том, что тонкие металлические

проволочки, как правило, очень быстро плавились, как только их разогревали до необходимой температуры. Кроме того, раскаленные металлические нити окислялись в воздухе и в силу этого быстро «перегорали».

Работая над конструированием ламп, электротехники пробовали изготовить нити накала из платины. Платина плавится только при температуре около 1750°С и не окисляется, но этот материал был очень дорогим; в то же время при сильном нагревании платиновые нити все равно размягчались.

Многочисленные попытки сделать практически пригодную лампу накаливания долгое время оканчивались неудачей. И лишь в 1872—1873 гг. замечательный русский электротехник А. Н. Лодыгин создает первую удачную конструкцию новой электриче­ской лампы.

Первая лампа накаливания Лодыгина была устроена так: в небольшой стеклянный шар впаяны две медные проволочки, соединенные с источником тока. Между ними закреплен тонкий угольный стержень. Как только через медные проволочки и угольный стержень пропускали электрический ток, стержень благодаря большому сопротивлению раскалялся и светился ярким светом. Чтобы он не сгорал быстро, из стеклянного шара откачивали воздух. Такие лампы горели недолго — 20—30 мин.

Однако уже в следующие два года А. Н. Лодыгин создает новые, улучшенные образцы электрических ламп накаливания, которые были способны гореть несколько часов.

Достоинства лампы накаливания по сравнению с дуговыми были очевидны. Лампы накаливания давали мягкий и яркий свет, потребляли мало электрической энергии, были просты и совершенно безопасны в использовании, сравнительно недороги и поэтому удобны для освещения жилых помещений.

В 1873 г. Лодыгин демонстрировал свои лампы в Петербурге. Лампами нового света была освещена одна из улиц русской столицы.

«Масса народа любовалась этим освещением, этим огнем с неба,— писал один из современников Лодыгина о его лампах.— Лодыгин первый вынес лампу накаливания Из физического кабинета на улицу».

В этом же году в Технологическом институте Лодыгин показал, что его лампы могут применяться в самых различных условиях: и в сигнальных железнодорожных фонарях, и в электрических фонарях для подводных работ, и в фонарях для каменноугольных шахт и т. п. Через три года Электрический фонарь Лодыгина для подводных работ был применен при строительстве подводных частей моста через Неву. Каждый такой фонарь можно было очень легко зажечь и погасить отдельно от других.

Русская Академия наук в 1874 г. присудила Лодыгину за лампу накаливания Ломоносовскую премию. В решении по этому вопросу указывалось, что А. Н. Лодыгин сделал открытие, «обещающее произвести переворот в каждом вопросе об освещении».

Изобретение Лодыгина действительно произвело переворот. Именно благодаря его работам в каждом уголке мира засияла электрическая лампа.

В 1890 г. А. Н. Лодыгин предложил изготовлять лампы накаливания с металлическими нитями из тугоплавких металлов — вольфрама, молибдена, осмия, иридия, палладия. В 1900 г. лампы Лодыгина с металлической нитью накаливания демонстрировались на Всемирной выставке.

Практическое применение лампы с вольфрамовой нитью по­лучили после 1910 г., когда был найден способ изготовления тянутых нитей из вольфрама.

Первые лампы с вольфрамовой нитью довольно быстро перегорали. Начались поиски причин быстрой «смерти» ламп. Оказалось, что на вольфрамовый волосок вредно влияет воздух, который все же оставался в лампе после его откачивания. Тогда при изготовлении электрических ламп с вольфрамовой нитью стали особенно тщательно следить за тем, чтобы воздух был по возможности полностью удален из баллона лампы.

Но появилась новая беда: вольфрамовая нить при высокой температуре довольно сильно испарялась и в результате этого очень быстро разрушалась. Тогда для уменьшения испарения металла баллон лампы решили наполнить газом, не действующим на раскаленную нить, таким, как аргон и азот. Распыление нити стало меньше. Уменьшение разрушения вольфрамовой нити позволило поднять температуру ее накала выше, чем в пустотных лампах. Отсюда большая яркость и экономичность газонаполненных ламп.

В таком виде и существует в наши дни электрическая лампа накаливания.Последнее время учеными ведутся работы по изготовлению нитей накала из сверхтугоплавких веществ. К таким веществам относятся, например, химические соединения карбид-тантал и карбид-цирконий. Нить накала, изготовленная из этих веществ, способна выдерживать температуру свыше 4000 °С.

Не забыта в наше время и дуговая лампа. Ученые много сде­лали для совершенствования электрических дуговых ламп. Вытесненные с улиц, эти мощные лампы успешно применяются в прожекторах, на маяках, в кинопроекционных аппаратах.




Русский свет

В 1876 г. в Лондоне на выставке точных физических приборов русский изобретатель Павел Николаевич Яблочков демонстри­ровал перед посетителями необыкновенную электрическую свечу. Похожая по форме на обычную стеариновую свечу, она горела ослепительно ярким светом.

В том же году «свечи Яблочкова» появились на улицах Парижа. Помещенные в белые матовые шары, они давали яркий приятный свет. В короткое время чудесная свеча завоевала всеобщее признание. «Свечами Яблочкова» освещались лучшие гостиницы, улицы и парки крупнейших городов Европы.

Привыкшие к тусклому свету свечей и керосиновых ламп, люди прошлого века восхищались «свечами Яблочкова». Новый свет называли «русским светом», «северным светом», «русским солнцем». Газеты западноевропейских стран писали: «Свет приходит к нам с севера — из России», «Россия — родина света».

Что же представляет собой «свеча Яблочкова»? По существу, это та же дуговая лампа, но у нее нет никаких регуляторов. «Мое изобретение,— писал Яблочков,— состоит в совершенном удалении всякого механизма, обыкновенно встречающегося в электрических лампах…»

Задачу регулировки углей при горении лампы Яблочков решил гениально просто. Он поместил угли не против друг друга, а рядом, на таком расстоянии, чтобы между ними при пропускании тока возникала дуга. Чтобы дуга горела только вверху, у концов угольные стержни были разделены слоем, не проводящим электричество, например слоем глины или гипса.

Такое устройство дуговой лампы действительно напоминает собой обыкновенную свечу.

Для запала «свечи» применялась тонкая пластинка из материала, плохо проводящего электрический ток. Эта пластинка соединяла друг с другом верхние концы углей. При пропускании электрического тока через «свечу» пластинка сгорала и между концами углей возникала дуга. По мере сгорания углей изолирующий слой между ними постепенно испарялся. Угли же за время горения находились на одном и том же расстоянии друг от друга. Их не нужно было сдвигать ни вручную, ни с помощью каких-либо сложных приспособлений!

«Электрическая свеча Яблочкова», простая и дешевая, горела ярким ровным светом.

Знаменитый изобретатель неустанно работал над усовершенствованием своих «свечей». Изменяя химический состав изолирующей массы, Яблочков создавал лампы со светом различных оттенков. Он соединял несколько «свечей» так, что, когда гасла одна, автоматически загоралась другая. Он конструировал самые различные по силе света лампы.

Но это было не все. Совершенствуя свое изобретение, П. Н. Яблочков старался избавиться от одного существенного недостатка. Дело в том, что при работе на постоянном токе один уголь «свечи» сгорает вдвое быстрее, чем другой. Чтобы избежать неравномерного сгорания углей, Яблочков один из стержней делает более толстым. Однако это не так удобно и невыгодно. Изобретатель упорно ищет другое решение задачи. И находит его. Он использует для питания «свечей» не постоянный, а переменный ток. В этом случае оба угля сгорают равномерно. Таким образом, П. Н. Яблочков — первый человек, практически применив­ший переменный ток в электротехнике! До его работ считалось, что переменный ток не годится для широкого практического применения.

Кроме того, он решил задачу так называемого «дробления электрического света». Яблочков разработал такую схему соединения дуговых ламп в цепь, при которой один источник тока мог обслужить уже не одну, а большее число ламп. Это достигалось с помощью особых индукционных катушек, работающих по принципу трансформатора (устройства, понижающего и повышаю­щего напряжение электрического тока).

Таким образом, П. Н. Яблочковым впервые был применен в электротехнике и принцип трансформации электрической энергии.

К 1880 г. «русский свет» освещал многие города мира.

В России «электрические свечи» освещали улицы Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Полтавы и других городов.






































Вклад Эдисона

Семидесятые годы прошлого столетия — это время перехода электрической лампы из лаборатории ученых в дома, на производство. Большую роль в этом сыграли работы Т. Эдисона.

Во-первых, он усовершенствовал лампу Лодыгина, увеличив разрежение в баллоне и применив в качестве нитей накаливания обугленные бамбуковые волокна. Эдисон придумал также патрон к лампе и выключатель — приспособления, которыми мы поль­зуемся до сих пор. Но сама лампа изменилась: теперь в ней на­каливается не бамбуковое волокно, а вольфрамовая нить. Это усовершенствование внес в эдисонову лампу Лодыгин. Так дваж­ды скрещивались творческие замыслы двух изобретателей.

Во-вторых, Эдисон построил генератор электрической энергии (динамо-машину), способный питать электрическим током не­сколько десятков ламп так, что они могли гореть независимо друг от друга (решил задачу дробления электроэнергии).

В-третьих, изобрел счетчик электроэнергии, который позво­лял определять израсходованную электроэнергию. В работе счет­чика Эдисон использовал химическое действие тока. Вы знаете, что при прохождении тока через раствор электролита (например, раствор медного купороса) на катоде выделяется вещество (в дан­ном случае медь). Чем больше зарядов проходит через раствор электролита, тем больше вещества выделяется на катоде.

Счетчик состоял из сосуда с раствором медного купороса, в который были опущены две пластины. Когда счетчик вклю­чали в сеть, одна пластина заряжалась положительно (анод), другая — отрицательно (катод). В конце какого-нибудь проме­жутка времени, например каждого месяца, определяли массу ме­ди, выделившейся на катоде, и по законам электролиза рассчи­тывали израсходованную электроэнергию.

В настоящее время используют счетчики, действие которых основано на явлении движения проводника в магнитном поле.

В-четвертых, Эдисоном были изобретены плавкие предохрани­тели. Их назначение – сразу отключить линию, если сила тока вдруг окажется больше допустимой нормы. Главная часть предохранителя – проволока из легкоплавкого металла (например из свинца), которая составляет часть общей цепи. Ее толщина рассчитана так, что она выдерживает определенную силу тока, например 5, 10 А и т.д. Если сила тока превысит допустимое значение, то свинцовая проволока расплавится и цепь окажется разомкнутой. Существуют и другие виды предохранителей.

Именно поэтому Эдисона называют отцом современного электрического освещения.



Современная электрическая лампа накаливания


Современная электрическая лампа, применяющаяся для осве­щения, изображена на рисунке а.

Но кроме электрических ламп, используемых для освещения, существуют и другие типы ламп.

Юным техникам, веро­ятно, хорошо знакомы лампочки для карманных фонарей. Они меньше осветительных по разме­рам и рассчитаны на на­пряжение 3,5 В (рис. б). Лампы, применяемые в устройствах, подвергаю­щихся тряске (в автомо­билях, киноаппаратах), не имеют винтовой нарезки

на цоколях. Цоколь этих ламп снабжен штыковым затвором. Их вставляют в специаль­ный патрон с пружиной и вырезами для штифтов и поворачи­вают (рис. в, г).

Кроме этих ламп, наша промышленность выпускает и другие. Такие, как лампы-гиганты, применяемые для морских маяков. Некоторые из них имеют высоту более метра, массу свыше 7 кг, а мощность 50 000 Вт. Существуют и лампы-малютки массой 0,02 г и мощностью 0,4 Вт. Такие лампы используют в медицине.

Современная лампа накаливания — очень удобный, безо­пасный и дешевый источник света. Но в ней лишь 7% энергии превращается в энергию видимого света. Будущее принадлежит совсем иным лампам — лампам дневного света (об их устройстве и работе вы узнаете в старших классах), которые более экономич­ны и дают свет, более похожий на дневной.
















Свежие документы:  Конспект урока на тему "Испарение и конденсация"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: