Удивительные опыты по физике «ЧЕТЫРЕ СТИХИИ» 5-7 класс


Название: Удивительные опыты по физике «ЧЕТЫРЕ СТИХИИ»

Место проведения: МОУ СОШ № 56

Время проведения: 30 мин.

Целевая аудитория: обучающиеся 5-7 классов


Вводная информация:

Опыты по физике проводятся как часть урока или как внеклассное мероприятие во время проведения недели физики. Мероприятия проводят учащиеся 7-8 классов в образе ученого (белый халат и другие атрибуты) показывает физические опыты где главными элементами являются : вода, воздух, огонь, земля (песок). Все опыты демонстрируют различные физические явления. Консультант- это ученик- помощник учителя.

Ход мероприятия:

Оргмомент: дети рассаживаются полукругом напротив демонстрационного стола. Учащийся –ученый, знакомится с группой представляется, рассказывает об опытах, а затем начинается показ.

  1. Опыты с воздухом.

Название опыта: «Вес воздуха»

В опыте задействованы три человека, один держит весы, двое надувают шарики. Шарики сдуваются или лопаются.

Ход опыта: сделайте весы следующим образом: возьмите линейку и привяжите к ее центру веревку. Надуйте два шарика так, чтобы они были одинакового размера, завяжите горлышки шариков веревочками (резинками) одинаковой длины. Подвесьте линейку на крючок, а по бокам повесьте оба шарика. Линейка должна быть уравновешена. Если проколоть один шарик булавкой, то оставшийся надутый шарик опустится вниз, значит, он тяжелее, чем лопнувший. Если проткнуть и второй шарик, то лопнувшие шарики опять уравновесятся. Можно просто спустить воздух. Так, опытным путем можно доказать, что воздух имеет вес.

Оборудование:

1.Нитка,

2. Резинки для денег,

3. Воздушные шарики,

4. Линейка или палочка

Название опыта: «Шар в бутылке»

Вызываются два ученика, им показываются две одинаковые бутылки с шариками, но один ученик может надуть шарик, а другой нет.

Ход опыта: Возьмите две пластиковые бутылки. В одной из них делается отверстие. На горлышко бутылки одевается шарик. Предлагается надуть шарик. Там где отверстия нет, воздух в бутылке не дает надуть шарик. Где отверстие – шарик можно надуть, так как воздух из бутылки вытесняется наружу.

Оборудование:

1.Пластиковые бутылки на 5 литров

2.Воздушные шарики

2 .Опыты с бумагой

Название опыта: «Бумажная змейка»

Ученик на глазах ребят показывает, как вырезать змейку, а потом показывает ее движения над свечой, объясняя про теплый и холодный воздух.

Ход опыта: Если держать бумажную спираль над свечкой в восходящем потоке воздуха, она будет вращаться.

  1. Нарисовать на листе бумаги спираль, можно раскрасить ее под змейку, вырезать ее.

  2. Растянуть её немного, на палочку привязать нитку, конец нитки приклеить к центру спирали

  3. Спираль поднести к стакану со свечкой — она начнет вращаться

Змейка вращается, т.к. происходит расширение воздуха под действием тепла и тепловая энергия превращается в движение.

Оборудование:

  1. Стакан с водой (3 шт)

  2. Свечи (плавающие)

  3. Нитки

  4. Клей

  5. Палочки

  6. Ножницы

  7. Простой карандаш

8. Фломастеры

3. Опыты с огнем.

Название опыта: «Огонь из дыма»

Консультант говорит, что может зажечь свечу, не поднося огонь к фитилю. Для этого нужно потушить свечу и быстро зажечь ее от струйки дыма.

Ход опыта: Если затушить свечу и тут же поднести огонь к дыму — свеча загорится вновь.
При горении восковой свечи, воск испаряется в виде маленьких пузырьков. Если затушить свечу и тут же поднести огонь к этим «восковым пузырикам», в виде дыма, то они загорятся и передадут огонь на фитиль свечи и свеча загорится вновь. Только поджигать нужно сразу после того, как свеча потухла. Поджигаем свечу.

Оборудование:

    1. Стакан

    2. Высокая свеча

    3. Зажигалка, спички

Название опыта: «Негасимая свеча»

Вызываются по очереди ученики (или пара и две свечи) и им предлагается затушить свечу через воронку из бумаги. Кто быстрее.

Ход опыта: Если дуть на пламя свечи через воронку, ее невозможно затушить, так как воздух стекает по стенкам воронки и огибает пламя.

Оборудование:

  1. Высокие свечи

  2. Стаканы

  3. Бумажная воронка

Название опыта :«Затушить свечу вслепую»

Консультант тушит свечу на глазах учеников, потом предлагает повторить, не зная секрета это трудно сделать.

Ход опыта: Поставить свечу за бутылкой, и предложить ее затушить. Это получится только тогда, когда расстояние до бутылки будет одинаковым с обеих сторон.

Оборудование:

  1. Высокие свечи

  2. Стаканы

  3. Бумажная воронка

3. Опыты с песком.

Песочные идеи – песок часто встречается на поверхности земли.

Название опыта: «Перемещения шарика»

Сначала ставится опыт с вопросом как достать шарик со дна без магнита, потом демонстрируется опыт.

Ход опыта: Опыт демонстрирует, как инерция металлического шарика выталкивает его из песка.

Стальной шарик много тяжелее песчинок. Когда мы ударяем рукой по верху трубки, песчинки поднимаются и опускаются, а стальной шарик стоит на месте. С каждым ударом песчинки засыпаются под стальной шарик. И вот шарик уже на поверхности. 


Насыпаем в емкость песок.

Кладем в песок стальной шарик.

С помощью магнита опускаем стальной шарик на дно емкости.

Постукивая по верху трубки рукой выманиваем шарик на поверхность песка.

Оборудование:

    1. Металлический шарик,

    2. Песок,

    3. Стеклянная высокая ваза, стакан

    4. Магнит.

Название опыта: «Рисунок песком»

Рисуем рисунок , открытку.

На листе бумаги клеем нарисовать контур рисунка, затем посыпать песком, или просто приложить на блюдце с песком

Ход опыта: Песчинки легко приклеить на лист бумаги, а если они приклеятся по контуру нанесенному клеем, то получиться «песочная» картинка.

Оборудование:

  1. Бумага

  2. Клей

  3. Песок

  4. Тарелка

4.Опыты с водой

Водяная забава –опыты с водой показывающие ее свойства.

Название опыта: «Водяной вихрь»

Перевернуть бутылку с водой и посчитать сколько секунд вода переливается из бутылки в бутылку. А теперь нужно это сделать быстрее, бутылка раскручивается и в воде видна воздушная воронка.

Ход опыта: Опыт демонстрирует создание спирального воронкообразного вихря в воде. Из-за давления воздуха жидкость не сможет опустится вниз, но если сделать воронку образуется место что бы воздух поднимался на верх , а вода опускалась вниз.

Оборудование:

1.Бутылки прозрачные -2 шт,

2.Подкрашенная вода.

Название опыта: «Кипящая вода в стакане»

Вызывается ученик, и с помощью консультанта он показывает опыт всем. Затем по желанию.

Ход опыта: Если стакан закрыть мокрым платком и перевернуть, вода не вытекает. Если стукнуть по дну стакана то вода закипит. Мокрый платок не пропускает воду (свойство воды смачивать предметы). Когда мы ударяем по стакану, в нём образуется вакуум, и воздух через носовой платок начинает поступать в воду, всасываемый вакуумом. Вот эти-то пузырьки воздуха и создают впечатление, что вода «кипит».

Оборудование:

  1. 2-3 стакана

  2. Платки,

  3. Резинки,

  4. Емкость

Название опыта: «Радуга вверх»

Бумажная полоска готовится заранее, сначала демонстрируется как фокус, потом ученикам предлагается повторить и сделать свои радуги.

Ход опыта: Опыт показывает, как вода поднимается вверх по бумаге по капиллярам, которые есть между волокнами бумаги.

На полоске бумажного полотенца, нарисовать фломастерами точки (по цветам радуги, 2 см. от края). Затем полоску поместить в бумажный стакан, так чтобы край касался воды, можно наблюдать как на полоске появится радуга поднимающаяся вверх.

Оборудование:

  1. Стакан с водой,

  2. Бумажные полотенца

  3. Ножницы

  4. Фломастеры

Название опыта: «Цветы на воде»

Можно в конце мероприятия предложить учащимся сделать волшебные цветы и загадав желание бросить их в воду. Если цветы распустятся –желание исполнится.

Ход опыта: Опыт демонстрирует, как распускаются бумажные цветы, попадая в воду. Необходимо нарисовать цветок на квадрате (4х4 см) раскрасить серединку и вырезать цветок, затем все лепестки загнуть в центр и пустить цветок на воду, постепенно он раскроется.

(бумага состоит из целлюлозных волокон, набухая на сгибе, она становится толще, и лепестки раскрываются)

Оборудование:

  1. Разноцветная бумага для записей,

  2. Ножницы,

  3. Карандаши

  4. Фломастеры

Название опыта: «Упрямый шарик»

Попросить учащихся заставить шарик находится в центре стакана. Ни у кого не получится. Консультант доливает воду с горкой, и шарик располагается по центру.

Ход опыта: Как заставить шарик держаться на воде в центре стакана, нужно налить воду до краев. Если теннисный шарик положить в стакан он никогда не будет в центре, а будет липнуть к стенкам, но если налить воду «с горкой» поверхностное натяжение будет держать шарик в центре водяной горки.

Оборудование:

  1. Невысокие стаканы,

  2. Теннисные шарики

  3. Груша (резиновая)








Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса «Человек и атмосфера»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: