Урок для 8 класса по теме: «Этот магнитный мир»




Управление образования г.Снежинска

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №117»





Урок по теме «Этот магнитный мир»

8 класс.























Учитель физики

Дмитракова Лариса Николаевна.





Урок

Тема: «Этот магнитный мир…»

Цель урока: Дать учащимся первоначальные сведения о магните, полюсах магнита, магнитном поле.

Раскрыть значение магнитного поля земли.

Развить навыки выполнения экспериментальных заданий.

Развитие кругозора учащихся.

Поддерживать интерес учащихся к изучению природы.

Развивать мышление учащихся.



Оборудование урока:

1. На доске «плакат» с понятиями: «магнит», «полюс», «магнезия», «силовые линии».

2. На доске плакат с нарисованным мальчиком, который держит в руках компас. Мальчик – турист.

3. На доске. Прикреплён плакат с изображением Земли и её магнитным полем.

4. На доске плакат с изображением магнитов, их полюсов и взаимодействие с магнитными стрелками.

На столах учащихся :

1. Распечатанные д/з (вопросы) каждому ребёнку.

2. Стаканчики с водой, скрепки, магниты, бумага, резиновые кусочки, стекло, гвоздики, кнопки, кусочки алюминиевой проволоки, деревянные пластмассовые бруски, медная проволока.

3. Компасы.



На столе учителя:

1. Проекционный аппарат, магниты, железные опилки, органическое стекло.

2. Магниты, магнитные стрелки.

3. Магнитный, бурый железняк (из коллекции).

Дополнительное оборудование для сценки:

1) тельняшка

2) «дисциплинарный устав»

3) шапочки для термитов

План урока:

I. Организационный момент. Стихотворение. Цель урока.

II. Изучение нового материала.

1) подготовленные рассказы учащихся.

2) опыт фронт.: «достаньте скрепку из стаканчика».

3) объяснение учителя с показом опытов.

4) фронт. Эксперимент с выводами.

5) рассказ учителя о магнитном поле земли.

6) сценка – театр «о термитах»

III. Закрепление по вопросам учителя и кодограмме.

IV. Д/з. – распечатано на листочках. Пояснения учителя.

Резерв времени: рассказ учителя о действии магнитного поля на животных, о магнитной воде и её свойствах.







Ход урока:

I. Организационный момент. Цель урока.

(ученик)

Стерегут вас загадки и тайны вокруг,

А ответ не даётся никак,

И волнуется рядом ваш искренний друг,

Ваш слуга – вопросительный знак.

II. Изучение нового материала.

(подгот. учитель из рассказа Л.Н. Толстого «Магнит»)

В старину был пастух: звали его Магнис. Пропала у Магниса овца. Он пошёл в горы искать. Пришёл на одно место, где одни голые камни. Он пошёл по этим камням и чувствует, что сапоги на нём прилипают к этим камням. Он потрогал рукой — камни сухие и к рукам не липнут. Пошёл опять, — опять сапоги прилипают. Он сел, разулся, взял сапог в руки и стал трогать им камни.

Тронет кожей и подошвой – не прилипает, а как тронет гвоздями – прилипнет. Была у Магниса полка с железным наконечником. Он тронул камень деревом – не прилипает, тронул железом – прилипает, да так, отрывать надо.

Свежие документы:  Ученический научно-исследовательский проект «Консервирование помидоров: физические и химические процессы» в 8 классе

Магнис рассмотрел камень, видит, что похож на железо, и принёс куски камня домой. С тех пор узнали этот камень и прозвали его магнитом.

Магнит находят в земле с железной рудой. Если положить кусок железа на магнит, то и железо станет притягивать другое железо. А если положить стальную иголку на магнит да подержать подольше, то иголка сделается магнитом и станет к себе притягивать железо.

(запись в тетрадь)

Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называются постоянными магнитами, или просто магнитом.

Магнит. Имеет два полюса

N – Северный полюс

S – Южный полюс

Нейтральная линия

Если намагнитить иголку и насадить её серединкой на шпенёк, чтобы она ходила вольно на шпеньке, то получится магнитная стрелка или компас

S N



К нам сегодня приехали в гости мореплаватели. Послушаем их рассказы.

(подготовленный рассказ ученика в тельняшке по рассказу Л.Н. Толстого).

Рассказ 1-го мореплавателя.

Когда не знали компаса, по морю не плавали далеко. Как выйдут в море, что земли не видать ,то только по Солнцу и по звёздам и знали, куда плыть. А если пасмурно, не видать Солнца и звёзд, то и не знают куда плыть… А корабль несёт ветром и занесёт на камни и разобьёт.

А когда узнали магнит, то сделали иголку магнитную на шпеньке, чтоб она вольно ходила. По этой иголке и стали узнавать, в какую сторону плывут. С магнитной иголкой стали ездить дальше от берегов и с тех пор много морей узнали.

На кораблях всегда бывает магнитная иголка – компас.

(подготовленный рассказ ученика)

Рассказ 2 го мореплавателя.

Магнитная стрелка, как подсолнух к Солнцу, поворачивается к Полярной звезде. Раньше мы думали, что там, где Полярная звезда, есть магнитный камень.

Некоторые камни, найденные вблизи города Магнезия в Турции, обладали необычным свойством: они, если их свободно подвешивать, всегда поворачивались в определённом направлении.

Я слышал, что где-то в Индии у берега моря, как будто бы есть скала, которая с необычайной силой притягивает к себе всякие железные предметы. Горе моряку, дерзнувшему приблизиться на своём корабле к этой скале. Она вытянет из судна все гвозди, винты, железные скрепы, — и корабль распадётся на отдельные доски.

(учитель)

(показать образцы железняка)

Это похоже на сказку, легенду. Мы знаем, что магнитные горы – это горы, богатые магнитным железняком. Магнитный железняк позволил людям изучить и узнать свойства магнита.

Свежие документы:  Урок физики в 8 классе «Электризация тел. Два рода заряда. Взаимодействие заряженных тел»

Каковы же эти свойства?

(учитель показывает опыт)

1)Если магнитную стрелку приблизить к другой такой же, то они установятся друг против друга противоположными концами.

S N S N







2)Взаимодействие магнитов можно объяснить тем, что вокруг них есть магнитное поле.

Магнитное поле одного магнита действует на другой магнит, и, наоборот магнитное поле второго магнита действует на первый магнит.

(Опыт)

С помощью железных опилок можно получить представление о виде магнитного поля магнита.

(плакат)

С глубокой древности известно, что магнитная стрелка поворачивается и всегда устанавливается в определённом направлении. Это потому так бывает, что вокруг земли есть магнитное поле и магнитная стрелка устанавливается вдоль его магнитного поля.

Магнитно поле земли может изменяться. Когда оно изменяется, на земле бывают магнитные бури. Магнитные бури связаны с солнечной активностью.

На земле есть места, в которых направления магнитной стрелки постоянно меняется. Такие места назвали магнитными аномалиями. Причинами таких аномалий являются огромные залежи железной руды (магнитного железняка)

Дать понятие «силовых линий»

Фронтальный эксперимент и обсуждение результатов.

1. Как достать скрепку из сосуда с водой, не переливая воду и не замочив рук?

2. Имея магнит исследуйте, как магнит действует на: дерево, стекло, резину, бумагу, железный гвоздь, алюминиевый болт, медную проволоку?

Сделайте выводы.

3.Проверьте,что магнитное действие магнита сильнее всего проявляется на полюсах, как меняется действие магнита от его концов к его середине?

4.Как взаимодействуют два магнита, если их поднести друг к другу одноимёнными полюсами? Разноимёнными полюсами?

5. Разместите компасы в разных местах стола и наблюдайте за показаниями стрелок. Как располагается магнитная стрелка компаса в данном месте Земли.

(запись)

Полюса магнита – это места, в которых магнитные свойства проявляются у магнита наиболее сильно.

В середине магнита – нейтральная линия. Магнит в этом месте не притягивает железо.

III. Вопросы для проверки понимания нового материала.

1. Какие тела называют постоянными магнитами?

2. Что называют полюсами магнита?

3. Что представляет собой магнитное поле земли?

4. Чем объяснить, что магнитная стрелка устанавливается в данном месте земли, в определённом направлении?

5. Где находятся магнитные полюсы Земли?

6. Каковы магнитные свойства магнита в середине?

7. Чем объясняются магнитные бури?

(учитель)

Ой! К нам пришли в гости какие-то солдаты – термиты.

Идут термиты и поют песню:

Эх, долюшка моя термитная,

Эх, полюшко, да ты магнитное,

Эх, раздольное, да привольное,

Да размагнитное моё!

(Термит – офицер)

Отставить песню! Термитников фальшивит. Ать-два, ать-два, стой, ать-два. Равнение по силовым линиям магнитного поля земли! Смирно! Слушай мою команду; сесть! Сейчас будет занятие по дисциплинарному уставу.

Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса "Закон Паскаля"

Термиты садятся, а термит – офицер раскрывает «устав»

Откройте «дисциплинарный устав». Все открыли? Так вот, каждый термит, солдат он или кто другой, должон блюсти магнитный порядок и магнитную дисциплину, а потому термиты на отдыхе всегда располагаются сообразно силовым линиям магнитного поля Земли, и как-то зависит от вида термита: одни виды отдыхают параллельно, другие перпендикулярно силовым линиям. Запомните крепко-накрепко это.

А почему термит должон это помнить? А потому, что у других насекомых глаза есть, они в случае чего и по солнышку могут направление определить, а мы, термиты не видим. Одна у нас надежда — на магнитный компас. Понятно?

(хором)

Понятно

(офицер)

А равняться нам надо в этом деле на австралийских термитов, у которых даже стенки гнёзд направлены точно с севера на юг, и потому название им дано «компасные гнёзда», которые… Термитников, ты чего там жуёшь? Никак, «устав» изгрыз?! Так и есть! Да за такое дело!…

(устно)

IV. Закрепление:

1. Каким полюсом полосовой магнит обращён к стрелке?

2. На рисунке представлены картины магнитных полей между полюсами магнитов, полученный с помощью железных опилок. Каков полюс левого магнита в случае а), б)?

3. От разных мест горизонтально расположенного прямого магнита с помощью резиновой нити отрывается стальной шарик. В каком из положений изображённых на рисунке, степень натяжения нити в момент отрыва будет наибольшей и в каком наименьшей? Почему?

4. К полюсу магнита притянулись две булавки. Почему разошлись их нижние концы?

(письменно)

Д.з. – вопросы

1. Почему корпус компаса делают из меди, алюминия, пластмассы и других материалов, но не из железа?

2. В районе г. Курска ещё в 18 столетии было обнаружено большое отклонение стрелки компаса от её нормального положения. Геологическое исследование привело к открытию здесь залежей железной руды. Каковы причины неверного показания стрелки?

3. Почему стальные корабли намагничиваются? Почему они снабжаются специальными обмотками, по которым пропускают ток, для размагничивания?

4. Где находятся магнитные полюса Земли?

5. Если у постоянного магнита отпилить тот конец, на котором находится северный полюс, то получится ли магнит с одним южным полюсом?

6. Какой уральский город назван по имени горы, богатой магнитным железняком?

7. В средние века существовало поверье, что сила магнита ослабляется от запаха чеснока и некоторые часовщики, чтобы размагнитить случайно намагниченную часовую пружину, варили её в настое чеснока, причём действительно получалось ослабление магнетизма. Почему?

IV. Итоги урока. Выводы.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: