Урок физики для 8 класса «МАГНИТНОЕ ПОЛЕ ТОКА»


Учитель физики МОУ СОШ№4 г.Миньяра

УСКОВА СВЕТЛАНА СЕМЁНОВНА


Урок физики 8 класс


МАГНИТНОЕ ПОЛЕ ТОКА

Цель урока:

Сформировать научные представления о магнитном поле

и установить связь между электрическим током и магнитным полем

Тип урока: Урок изучения нового материала

Методы обучения:

  • Беседа

  • Демонстрация и обсуждение моделей опытов

  • Эксперимент

  • Решение задач

  • Работа с учебником

Оборудование:

  • Компьютер

  • Проектор

  • Презентация «Магнитное поле»

  • Приборы для демонстрации «магнитного поля»

  • Доска

  • На партах: 2 магнита, гвоздь, железный предмет, пластмасс, алюминий, дерево, нить с петлёй)

Демонстрации:

  • Магнитные спектры прямого и кругового проводника с током

  • Усиление магнитного поля катушки при введении железного сердечника

Литература:

  • А.В.Пёрышкин Физика 8 класс. – М.: Просвещение, 2005г.

  • Л.А.Кирик Физика (методические материалы) – М., «ИЛЕКСА» 2003

  • Teach Pro :Физика 7-11 класс / CD; ООО «Мультимедиа технологии и Дистанционное Обучение» 2004/

Структура урока:

  • Организационный момент – 2 мин

  • Актуализация знаний – 5 мин

  • Изучение нового материала – 30 мин

  • Рефлексия – 5 мин

  • Анализ урока – 2 мин



Ход урока

  1. Организационный момент

  • Приветствие учащихся

  • Сообщение темы и целей урока*(слайд)


Сегодня мы будем говорить о магнитном поле и его связи с электрическим полем, об основных свойствах магнитного поля. Постараемся в обычном увидеть необычное.

Во всём подслушать жизнь стремясь,

Спешат явленья обездушить,

Забыв, что если в них нарушить

Одушевляющую связь,

То больше нечего и слушать …

И.ГЁТЕ «Фауст»

*(слайд)

  1. Актуализация знаний

Слдайд-опрос

    • Электрический заряд – это…(мера свойств заряженных тел определенным образом взаимодействовать друг с другом)

    • Как взаимодействуют между собой электрически заряженные тела?

    • Электрическое поле – это … (форма материи, посредством которой осуществляется электрическое взаимодействие заряженных тел)

    • Основные свойства электрического поля :

(возникает вокруг заряженных тел;

обнаруживается по действию на заряженные тела)

    • Что такое электрический ток? (упорядоченное движение заряженных частиц)

    • Какое действие оказывает электрический ток?

(тепловое, химическое, магнитное)


3.Изучение нового материала

План

  1. Простейшие свойства магнитных материалов.

  2. Связь электрических и магнитных явлений.

  3. Магнитное поле. Определяющие свойства магнитного поля.

  4. Направление и линии магнитного поля.


1.Простейшие свойства магнитных материалов.

Магнетизм , как явление известен с 5века до нашей эры, но изучение его сущности продвигалось очень медленно. Ещё древние греки знали, что существует особый минерал – камень из Магнесии (область в древнегреческой Фессалии), способный притягивать небольшие железные предметы.

Однако впервые свойства магнита были описаны лишь в 1269 году. А первой крупной работой , посвящённой исследованию магнитных явлений, является книга Вильяма Гильберта «О магните», вышедшая в 1600 году.

На основе опытных исследований Гильберт установил простейшие свойства магнитных материалов. Вы с помощью оборудования на столах попробуете сами изучить эти свойства.

Опыт 1 Все ли вещества обладают магнитным притяжением и отталкиванием ? (Магнитное притяжение и отталкивание присуще только некоторым телам)

Опыт 2 Два полюса магнита и их взаимодействие (У магнита два полюса: северный и южный; одноимённые полюсы отталкиваются, разноимённые — притягиваются )

Опыт 3 Подвесить магнит на нити (Свободно подвешенный магнит ориентируется определённым образом относительно сторон света)

*(слайд)

2.Связь электрических и магнитных явлений.

Магнитные взаимодействия первоначально рассматривались как совершенно не связанные с электрическими. Хотя ещё в далёкие времена было замечено, что молния перемагничивает компасы на кораблях, намагничивает стальные предметы.

*(слайд)Прямое экспериментальное обнаружение связи между электрическими и магнитными явлениями произошло случайно. Когда Эрстед читал лекцию о постоянных токах, он обратил внимание на то, что магнитная стрелка, находящаяся вблизи проводника, повернулась при включении тока.

После того, как были обнаружены взаимодействие магнита с магнитом и электрического тока с магнитом, возник вопрос: будет ли иметь место взаимодействие между электрическими токами?

Положительный ответ на этот вопрос был получен Ампером, *(слайд) который обнаружил, что параллельные проводники с током взаимодействуют друг с другом.



3.Магнитное поле. Определяющие свойства магнитного поля.

Какие явления наблюдаются в цепи, в которой существует электрический ток?

В пространстве вокруг проводника с током возникают силы, действующие на движущиеся заряды и магнитную стрелку. Эти силы мы будем называть магнитными. Таким образом, магнитным полем мы будем называть то состояние пространства, которое даёт себя знать действием магнитных сил.

Запись в тетрадях: (найти в учебнике)

Магнитное поле – особый вид материи, основной особенностью которого является действие на движущиеся заряженные частицы и магниты.

Определяющие свойства магнитного поля:

  • Порождается магнитами и токами;

  • Обнаруживается по действию на магниты и токи.


4.Направление и линии магнитного поля.

Из опыта видно, что магнитная стрелка, которая может свободно вращаться вокруг своей оси, всегда устанавливается определённым образом в магнитном поле.

За направление магнитного поля в данной точке принимается направление, указываемое северным полюсом магнитной стрелки, находящейся в исследуемом поле.

Подобным образом в магнитном поле ведут себя и металлические опилки. *(слайд)

Линиями магнитного поля являются линии, проведённые так, что касательные к ним в каждой точке указывают направление поля в этой точке.(найти в учебнике)

*(слайд , магнитное поле катушки и прямого тока)

Эти линии реально не существуют, они лишь удобный способ описать магнитное поле.






4.Рефлексия

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

  1. Отклонится ли магнитная стрелка, если её разместить вблизи пучка движущихся частиц:

  • Электронов;

  • Атомов;

  • Положительных ионов.

  1. Каким образом можно узнать, есть ли ток в проводнике, не пользуясь амперметром?

  2. Турист нашёл в лесу стальное полотно ножовки. Как он может определить намагничено оно или нет, если у него нет с собой предметов из магнитных материалов?

  3. В тех местах, где магнитное поле сильнее, магнитные линии принято изображать гуще(т.е. ближе друг к другу) По рисункам 91 и 92 учебника определите, в каком месте магнитное поле наиболее сильное: вблизи проводника с током или вдали от него?


5.Анализ урока

Сегодня на уроке вы узнали, что вокруг проводников с током существует магнитное поле, познакомились сего основными свойствами и одним из методом изучения магнитного поля.


Домашнее задание: § 56, 57




5


Свежие документы:  Урок по технологии "Осеннее дерево. Техника «Рваная аппликация»" 1 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: